Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Рас­ска­жи­те о чем-нибудь, что вы узна­ли от дру­го­го участ­ни­ка этой груп­пы?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ре­ние Харе Криш­на предо­хра­ня­ет пре­дан­но­го от слу­чай­ных падений.

Как пра­ви­ло, зани­ма­ясь девя­тью вида­ми пре­дан­но­го слу­же­ния, чело­век очи­ща­ет свое серд­це от всей мате­ри­аль­ной сквер­ны. Он хра­нит в серд­це Вер­хов­ную Лич­ность Бога, и вся гре­хов­ная сквер­на сама собой ухо­дит из его серд­ца. Бес­пре­стан­ные раз­мыш­ле­ния о Вер­хов­ном Гос­по­де воз­вра­ща­ют пре­дан­но­го в его изна­чаль­ное, чистое состо­я­ние. Тому, кто, достиг­нув высо­ко­го поло­же­ния, сно­ва пал, Веды пред­пи­сы­ва­ют совер­шить ряд очи­сти­тель­ных риту­а­лов. Но для пре­дан­но­го в этом нет необ­хо­ди­мо­сти, ибо, все вре­мя думая о Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, он посто­ян­но очи­ща­ет свое серд­це. Поэто­му нуж­но все вре­мя повто­рять: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это защи­тит нас от любых слу­чай­ных паде­ний и огра­дит от всех видов мате­ри­аль­ной скверны.

«Бха­га­вад-гита», 9.31

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все. В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

Пове­де­ние вайш­на­ва по отно­ше­нию к раз­ным людям

Слу­же­ние духов­но­му учи­те­лю. Про­дол­же­ние с про­шлой недели.

Гуру-вайш­нав посто­ян­но слу­жит Рад­хе и Кришне. Он гото­вит для них каче­ли на Джху­ла­на-ятру, он помо­га­ет укра­шать Шри­ма­ти Рад­ха­ра­ни, Лали­ту и Вишак­ху в рощах Врин­да­ва­на. Он непо­сред­ствен­но при­ни­ма­ет уча­стие в этих играх и вооду­шев­ля­ет уче­ни­ков при­со­еди­нить­ся к нему. Как про­по­вед­ник, заня­тый сан­кир­та­ной, духов­ный учи­тель пыта­ет­ся вер­нуть пад­шие души обрат­но, в их изна­чаль­ное поло­же­ние. Он убеж­да­ет их всту­пить во вза­и­мо­от­но­ше­ния с пре­дан­ны­ми Рад­хи и Криш­ны во Вриндаване.

Духов­ный учи­тель про­яв­ля­ет осо­бую искус­ность, зани­мая пре­дан­ных в вос­пе­ва­нии ман­тры Харе Криш­на: «О Рад­ха­ра­ни! О Криш­на! Пожа­луй­ста, зай­ми­те меня в слу­же­нии Вам!» Помо­гая духов­но­му учи­те­лю в этом, его уче­ни­ки дей­ству­ют как помощ­ни­ки гопи. Духов­ный учи­тель берет на себя обя­зан­ность непо­сред­ствен­но помо­гать бли­жай­шим слу­гам Гос­по­да, а уче­ни­ки под его руко­вод­ством при­ни­ма­ют в этом уча­стие как слуги.

Со вре­ме­нем пре­дан­ный осо­зна­ет свои веч­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Криш­ной в духов­ном мире, но пока он дол­жен тер­пе­ли­во ждать и усерд­но слу­жить гуру все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми. Несо­мнен­но, духов­ный учи­тель слу­жит Рад­хе и Кришне, а его искрен­ние уче­ни­ки помо­га­ют ему, но слиш­ком частые вопро­сы о кон­крет­ных расах могут вызвать смя­те­ние ума и могут быть не толь­ко не полез­ны, но и непо­нят­ны. Глав­ная обя­зан­ность уче­ни­ка — помо­гать духов­но­му учи­те­лю спа­сать обу­слов­лен­ные души, кото­рые в боль­шин­стве слу­ча­ев совсем не име­ют духов­но­го пони­ма­ния. Непо­сред­ствен­но помо­гая духов­но­му учи­те­лю про­по­ве­до­вать, уче­ник ста­но­вит­ся досто­ин все боль­ше и боль­ше пони­мать Кришну.

Шаст­ры и сад­ху под­твер­жда­ют, что духов­но­го учи­те­ля сле­ду­ет почи­тать, как Бога. Если мы соглас­ны с тем, что Бога сле­ду­ет почи­тать как Бога, вели­чай­ше­го, тогда у нас не долж­но вызвать про­блем ока­зы­вать то же почте­ние его «намест­ни­ку». Если это истин­ный пред­ста­ви­тель царя, граж­дане долж­ны при­ни­мать его сло­ва как исхо­дя­щие от само­го царя. Точ­но так же, духов­но­го учи­те­ля сле­ду­ет при­ни­мать при нали­чии у него опре­де­лен­ных внеш­них при­зна­ков и «удо­сто­ве­ре­ния лич­но­сти». Он дол­жен состо­ять в уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, иду­щей от истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, и дол­жен все­гда гово­рить и дей­ство­вать как пред­ста­ви­тель Криш­ны. Тако­му истин­но­му пред­ста­ви­те­лю Гос­по­да Криш­ны мы долж­ны пред­ла­гать свои поклоны.

«Поэто­му тот, кто при­ни­ма­ет при­бе­жи­ще лотос­ных стоп чисто­го пре­дан­но­го, при­ни­мая его сво­им духов­ным учи­те­лем, сра­зу же очи­ща­ет­ся. Такие пре­дан­ные Гос­по­да почи­та­ют­ся наравне с Ним Самим, посколь­ку они заня­ты самым сокро­вен­ным слу­же­ни­ем Ему. Они выз­во­ля­ют из мате­ри­аль­но­го мира пад­шие души, кото­рые Гос­подь так хочет вер­нуть домой, обрат­но к Богу. Такие чистые пре­дан­ные, соглас­но бого­от­кро­вен­ным писа­ни­ям, извест­ны как намест­ни­ки. Искрен­ний уче­ник чисто­го пре­дан­но­го счи­та­ет духов­но­го учи­те­ля рав­ным Богу, но себя все­гда счи­та­ет сми­рен­ным слу­гой слу­ги Гос­по­да. Таков путь чистой преданности.

Вер­но, что в Кали-югу свет зна­ния покрыт туча­ми обман­ных прак­тик, но так же вер­но и то, что истин­ные пред­ста­ви­те­ли све­та «Бха­га­ва­там» идут впе­ред как искрен­ние и рев­ност­ные после­до­ва­те­ли Шри­лы Праб­ху­па­ды. Когда мы сво­и­ми гла­за­ми видим под­лин­ные при­зна­ки истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, мы долж­ны радост­но при­нять его, воз­дав ему поче­сти как самой ува­жа­е­мой лич­но­сти. Еще мы долж­ны оце­нить его духов­ную сущ­ность. Эту точ­ку зре­ния под­дер­жи­ва­ют все бого­от­кро­вен­ные писа­ния. Это­му сле­ду­ют все авторитеты».

Воз­но­сить молит­вы духов­но­му учи­те­лю сле­ду­ет по мень­шей мере три раза в день, но памя­то­ва­ние и про­слав­ле­ния его долж­ны идти посто­ян­но. Осо­бен­но полу­чив от него ука­за­ния, уче­ник дол­жен думать о них посто­ян­но, и ничто дру­гое не долж­но его тре­во­жить. Соглас­но мне­нию Вишва­натхи Чакра­вар­ти Тха­ку­ра, ука­за­ние духов­но­го учи­те­ля — это жизнь и душа уче­ни­ка. Раз­мыш­ле­ние об этом ука­за­нии — совер­шен­ство меди­та­ции, а искрен­ние попыт­ки испол­нить его — совер­шен­ство чело­ве­че­ской жизни.

Когда духов­ный учи­тель дово­лен, выс­шая цель уче­ни­ка достиг­ну­та. Тогда он еще боль­ше вдох­нов­ля­ет­ся и даль­ше выпол­нять настав­ле­ния сво­е­го гуру. Он хочет радо­вать его все боль­ше и боль­ше, и нет пре­де­ла это­му вза­и­мо­об­ме­ну. Посред­ством этой вза­им­ной энер­гии, про­по­ведь созна­ния Криш­ны про­дол­жа­ет­ся. Когда уче­ник прак­ти­ку­ет и про­по­ве­ду­ет, что­бы пора­до­вать преды­ду­щих духов­ных учи­те­лей в уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, его удо­вле­тво­ре­ние гаран­ти­ро­ва­но. Уче­ник достав­ля­ет радость гуру и Кришне (а вме­сте с этим и себе) в той сте­пе­ни, в кото­рой испол­ня­ет ука­за­ния гуру.

Если духов­ный учи­тель недо­во­лен уче­ни­ком, духов­ный про­гресс послед­не­го останавливается.

Сек­рет успе­ха в пре­дан­ном слу­же­нии — сле­до­ва­ние ука­за­ни­ям гуру. Ина­че пре­дан­ный ста­но­вит­ся аса­ра, бес­по­лез­ным. Чело­век дол­жен так постро­ить свою жизнь, что­бы все его мыс­ли и поступ­ки были направ­ле­ны на испол­не­ние ука­за­ний духов­но­го учи­те­ля. Таким обра­зом, он непо­сред­ствен­но осо­зна­ет свои веч­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Криш­ной. Это суть вайш­нав­ско­го поведения.

 

Выде­ле­ние

  1. Каки­ми спо­со­ба­ми гуру-вайш­нав слу­жит Рад­хе и Кришне?
  2. Как духов­ный учи­тель зани­ма­ет пре­дан­ных в слу­же­нии Рад­хе и Кришне?

Осмыс­ле­ние

  1. Какое бла­го пре­дан­ный полу­ча­ет от слу­же­ния и помо­щи сво­е­му гуру в слу­же­нии Рад­хе и Кришне?
  2. Поче­му мы покло­ня­ем­ся гуру-вайш­на­ву, как Само­му Господу?
  3. Поче­му мы долж­ны ста­рать­ся удо­вле­тво­рить духов­но­го учителя?
  4. Как мы можем удо­вле­тво­рить духов­но­го учи­те­ля и преды­ду­щих ача­рьев?

При­ме­не­ние

На осно­ве это­го и преды­ду­ще­го тек­стов (с про­шлой неде­ли) пере­чис­ли­те каче­ства иде­аль­но­го гуру-вайш­на­ва и иде­аль­но­го уче­ни­ка. Поде­ли­тесь сво­и­ми пла­на­ми отно­си­тель­но при­ня­тия при­бе­жи­ща у гуру-вайш­на­ва.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Слу­ги Гос­по­да про­по­ве­ду­ют и так ста­но­вят­ся очень доро­ги Ему.

Мило­стью осво­бож­ден­ных пре­дан­ных, слуг Гос­по­да, дей­ству­ю­щих в раз­ных стра­нах соглас­но выс­шей воле, асу­ры посте­пен­но очи­ща­ют­ся, дости­гая созна­ния Бога. Такие пре­дан­ные Бога нахо­дят­ся в очень близ­ких отно­ше­ни­ях с Ним. И когда они при­хо­дят, что­бы спа­сти чело­ве­че­ское обще­ство от без­бо­жия, их назы­ва­ют могу­ще­ствен­ны­ми вопло­ще­ни­я­ми Гос­по­да, сыно­вья­ми Гос­по­да, Его слу­га­ми или спут­ни­ка­ми. Таких слуг Бога назы­ва­ют махат­ма­ми или тирт­ха­ми, и они все­гда про­по­ве­ду­ют в соот­вет­ствии с вре­ме­нем и местом. Слу­ги Бога побуж­да­ют людей ста­но­вить­ся пре­дан­ны­ми Господа.

Слу­ги Бога при­хо­дят, что­бы рас­про­стра­нять созна­ние Бога, и разум­ные люди долж­ны вся­че­ски сотруд­ни­чать с ними. Тот, кто слу­жит слу­ге Бога, доста­вит Ему боль­ше удо­воль­ствия, чем тот, кто слу­жит Само­му Гос­по­ду. Когда Гос­подь видит, что Его слу­гам ока­зы­ва­ют долж­ное почте­ние, это при­но­сит Ему боль­шее удо­воль­ствие, ибо ради слу­же­ния Гос­по­ду Его слу­ги риску­ют всем и пото­му очень доро­ги Ему. В «Бха­га­вад-гите» (18.69) Гос­подь про­воз­гла­ша­ет, что для Него нет нико­го доро­же, чем тот, кто, рискуя всем, рас­про­стра­ня­ет Его славу.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.2.16

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния текста;
г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми про­по­вед­ни­ка­ми. Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут