Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких недель каждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Расскажите о чем-нибудь, что вы узнали от другого участника этой группы?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Чтобы получить полное благо от повторения маха-мантры, сначала нужно прочитать мантру Панча-таттвы.
Как проповедники Движения сознания Кришны, мы прежде всего выражаем почтение Шри Чайтанье Махапрабху, повторяя мантру, обращенную к Панча-таттве, а потом произносим мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. При повторении мантры Харе Кришна есть опасность совершить десять оскорблений, но при повторении мантры Панча-таттвы — шри кришна-чайтанйа прабху нитйананда шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда — такой опасности не возникает. Шри Чайтанья Махапрабху известен как маха-ваданйаватара, самое милостивое воплощение, ибо Он не принимает в расчет оскорбления, которые наносят Ему обусловленные души. Чтобы извлечь полное благо из повторения маха-мантры (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе), нужно сначала найти прибежище у Шри Чайтаньи Махапрабху и повторить мантру Панча-таттвы, а затем уже повторять маха-мантру Харе Кришна. В этом случае результат придет очень быстро.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.4
Обсуждение философии — 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных. Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка». После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
Поведение вайшнава по отношению к разным людям
Служение духовному учителю. Любовь к Богу начинается со слушания о Нем от его истинного представителя, духовного учителя-вайшнава. Это называется шраванам. Отношения преданного и Бога начинаются с его отношений с духовным учителем, представителем Бога. Ученик понимает, что духовный учитель послан ему Кришной, чтобы спасти его.
Все писания вайшнавов подчеркивают, что человек осознает свои взаимоотношения с Кришной через взаимоотношения с гуру. Поначалу ученик может иметь лишь отдаленное представление о сущности своего вечного духовного учителя. Но когда это представление превращается в твердую убежденность сердца, он начинает понимать, что его духовный учитель пришел от Кришны, Верховной Личности Бога, и что он может спасти ученика из океана повторяющихся рождения и смерти.
Этому должен научить нас сам гуру. Господь Чайтанья объяснил Рупе Госвами, что вечные души скитаются по всей вселенной, жизнь за жизнью. Только по милости духовного учителя, посланного Кришной, мы обретаем возможность вечной жизни в преданном служении. Духовный учитель предлагает нам свои великие благословения, и мы должны принять их с верой. Только поняв наши отношения с духовным учителем, мы понимаем свою истинную сущность и наши взаимоотношения с Богом. Все знание, заключенное в цепи ученической преемственности, доступно нам через посредство гуру. Поэтому Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит в «Гурваштаке», что мы должны предлагать свои почтительные поклоны лотосным стопам нашего духовного учителя.
Шрила Прабхупада пишет в письме: «Чтобы предложить прасад, покажите его духовному учителю, чье изображение также должно стоять на алтаре. Духовный учитель позаботится о том, чтобы наше подношение было предложено Господу. Если вы просто произнесете молитвы духовному учителю, все совершится, как надо».
До встречи с духовным учителем мы настолько покрыты иллюзией, что даже не ведаем о муках рождения и смерти. Но он открывает нам глаза. Стоит нам узнать от гуру, что мы находимся в океане самсары, повторяющихся рождений и смертей, у нас появляется желание выбраться из него, и мы искренне обращаемся к учителю. Он — представитель Кришны; если он принимает наше служение — мы спасены.
По милости Кришны, духовный учитель — экстатичный преданный. Он пребывает в восторге от Движения санкиртаны. Естественным образом он занимает своего ученика в воспевании святого имени, в танце, пении и игре на музыкальных инструментах. Духовный учитель подобен философскому камню. Он дает нам святое имя, и если мы повторяем его с преданностью, мы осознаем наши отношения с Кришной.
Иногда духовный учитель лично находится рядом с нами (вапух), но чаще нет. Но, и в том, и в другом случае, пока мы поем и танцуем в киртане, согласно его наставлениям, наши взаимоотношения будут крепнуть и совершенствоваться (вани). Мы можем ощутить его присутствие и одобрение. Пока мы воспеваем святое имя Господа по указанию духовного учителя, мы всегда связаны с Господом и Его чистым преданным.
Духовный учитель раскрывает нам наши взаимоотношения с Божеством. Он приглашает низойти Радху и Кришну, он купает и одевает Их на глазах учеников. Он демонстрирует на личном примере принцип утсаха, энтузиазма, поскольку без этого поклонение Божествам становится идолопоклонством. Гуру милостиво учит всему этому начинающих преданных и лично помогает им постепенно осознать трансцендентное имя, качества, облик Господа.
Поклонение Божеству в храме или любое другое служение духовному учителю должно сопровождаться постоянным чувством покорности. На ранних стадиях преданности покорность очень важна в наших любовных взаимоотношениях с Богом, она формируется в отношениях с гуру. По его указанию мы совершаем омовение, садимся и читаем мантру, а затем идем в алтарную, чтобы поднять Божества и провести мангала-арати. Чувство покорности — главная побудительная причина нашего служения на стадии садханы.
Шрила Прабхупада: «Ученик должен принимать слова духовного учителя без всяких сомнений. Указания отца или духовного учителя следует исполнять безо всяких отговорок: «Да». Не должно быть случаев, когда ученики или сын говорит: «Это неправильно. Я не могу этого сделать». Если он говорит так, значит он падший».
Но если ученик рассматривает свои взаимоотношения с духовным учителем как простую формальность, он не может продвинуться или развить в себе сознание Кришны. Гуру — не семейный священник, чья задача проводить ритуальные церемонии, не номинальный глава организации, реально не присутствующий в сердце и уме ученика. Более того, духовный учитель — центр всего существования ученика: «Он — мой господин из жизни в жизнь».
Духовный учитель очень доволен, когда его ученик принимает бхагават-прасадам. Поскольку он имеет твердую веру в то, что прасад не материален, он знает, что, когда его ученики принимают прасад, им гарантировано возвращение к Богу. Он и его ученики счастливы, просто делясь этим замечательным маха-прасадом. Гуру представляет нас этой милостивой форме Кришны — прасаду. Еще он учит нас, что, принимая прасад, мы должны взывать к Господу Чайтанье и Нитьянанде, чтобы Они помогли нам в преданном служении.
Продолжение — на следующей неделе.
Выделение
Как мы можем развить наши отношения с Кришной?
Осмысление
- Опишите все способы, которыми духовный учитель помогает нам осознать Кришну.
- Каким должно быть отношение ученика к своему духовному учителю в процессе развития сознания Кришны?
- Как всегда быть рядом с гуру?
Применение
Поделитесь своими мыслями по поводу необходимости принятия духовного учителя. Как вы считаете, вам нужен гуру? Объясните свой ответ.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Проповедь важнее, чем посещение или проживание во Вриндаване или Джаганнатха Пури для собственного удовлетворения.
Шри Чайтанья Махапрабху сказал Нитьянанде Прабху: «Пожалуйста, выслушай Меня, о святой человек. Я кое о чем хочу попросить Тебя. Милостиво исполни Мою просьбу. Не приходи в Джаганнатха Пури каждый год, а оставайся в Бенгалии и исполни Мое желание».
Комментарий. Миссия Чайтаньи Махапрабху — распространить единственное эффективное «лекарство» для Кали-юги — повторение маха-мантры Харе Кришна. Следуя указаниям матери, Шри Чайтанья Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, а преданные приходили туда повидаться с Ним. Однако Господь чувствовал, что, хотя это послание необходимо как можно шире распространить по всей Бенгалии, в Его отсутствие нет человека, который сможет сделать это. Тогда Он попросил Нитьянанду Прабху остаться там и распространять учение сознания Кришны.
Такую же ответственность Господь возложил на Рупу и Санатану. Он попросил Нитьянанду Прабху не приезжать каждый год в Джаганнатха Пури, хотя созерцание Джаганнатхи приносит огромное благо каждому. Значит ли это, что Господь лишил Нитьянанду Прабху счастливой возможности? Нет. Тот, кто считает себя верным слугой Шри Чайтаньи Махапрабху, должен исполнять Его указания, даже если при этом приходится пожертвовать визитом в Джаганнатха Пури и созерцанием Господа Джаганнатхи. Иначе говоря, большей удачей для человека является исполнить указание Шри Чайтаньи Махапрабху, чем удовлетворять собственные чувства, созерцая Господа Джаганнатху. Проповедовать религию Господа Чайтаньи по всему миру важнее, чем ради собственного удовольствия жить во Вриндаване или Джаганнатха Пури. Распространение сознания Кришны — миссия Шри Чайтаньи Махапрабху, поэтому Его искренние преданные должны исполнить Его желание.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.63–64
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Заполните таблицу в журнале учета проповеди.
Дата | Имя | Поручение | Достигнута ли цель: да/нет | Дополнительные заметки |
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут