Убедитесь в том, что преданные, которым доверены разные части программы, хорошо к ним готовятся, прежде чем начать. Нужно предварительно обговаривать с ними каждый шаг. Также проследите, чтобы в течение нескольких недель каждому из них довелось провести все части программы. Тогда преданные наберутся достаточно опыта и компетенции, чтобы проводить всю программу целиком. Выпишите на лист их имена. В следующей колонке напишите дату проведения программы. В третьей — какую часть программы они проводили. Следите, чтобы каждый провел все части. В четвертой — ваша оценка: очень хорошо / хорошо / сносно / удовлетворительно / плохо. Также можно добавить какие-то комментарии.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Задайте каждому такой вопрос: «Что для вас было самым большим испытанием или проблемой в этом цикле программы бхакти-врикша?» Для ответа на этот вопрос каждому отводится не более минуты. Если же кто-то не укладывается, можно попросить его поделиться мыслями во время прасада, поскольку возможность высказаться должен получить каждый.
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Пусть он научится петь маха-мантру на разные мелодии, правильно играть на караталах и, если возможно, на мриданге. Заранее проверьте, на какие мелодии он собирается петь и т.д. Если нужно, можете научить его еще нескольким мелодиям. Поскольку ранее вы уже подчеркивали, насколько важна эта составляющая бхакти-йоги — пение маха-мантры, можно надеяться, что у преданных выработалось правильное отношение к святому имени. Но и неплохо было бы научить их петь красиво.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
Проповедь доставляет удовольствие Верховному Господу.
Полубогов называют преданными сакама, то есть преданными, в умах которых сохранились материальные желания, а чистых преданных, лишенных эгоистических желаний и интересов, называют преданными нишкама. Преданные сакама эгоистичны, ибо не думают о других, поэтому они не способны полностью удовлетворить Господа. Но чистые преданные посвящают себя миссионерской деятельности, обращая непреданных в преданных, поэтому Господь доволен ими гораздо больше, нежели полубогами. Иногда Господь Сам приходит в материальный мир, чтобы проповедовать, как делал это Господь Чайтанья, но чаще Он посылает сюда Своих истинных представителей, являя непреданным Свою беспричинную милость. Господь так любит Своих чистых преданных, что хочет, чтобы они прославились, проповедуя Его послание, поэтому Он посылает их, хотя вполне мог бы все сделать Сам. В этом выражается Его особая благосклонность к чистым преданным нишкама, недоступная для преданных сакама.
«Шримад-Бхагаватам», 3.9.12, комм.
Обсуждение философии — 45 минут
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Прочитайте вслух текст для обсуждения и начинайте задавать вопросы (не объясняя их). Пусть преданные сами найдут ответы в тексте. Следите за тем, чтобы участвовали все. Можно попросить двух или трех преданных добавить что-то к уже прозвучавшему ответу. Переходите от одного человека к другому, не забывая давать им время подумать.
На вопрос из раздела Применение должны ответить все.
В конце лидер должен подвести итог всему сказанному и добавить еще что-нибудь от себя.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.
Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
Проповедь и поведение
Между проповедью и поведением существует своего рода конфликт. Это выражено в молитве Санатаны Госвами Харидасу Тхакуру: «Некоторые хорошо себя ведут, но не проповедуют религию сознания Кришны. Другие проповедуют, но не ведут себя достойно. Ты же одновременно своим личным поведением исполняешь обязанности по отношению к святому имени и проповедуешь. Поэтому ты — духовный учитель всего мира, поскольку ты — самый опытный преданный».
Шрила Прабхупада подтверждает, что его последователи также должны проповедовать и показывать пример идеального поведения. «Необходимое условие этого — то, что каждый должен действовать согласно наставлениям священных писаний и в то же время проповедовать. Участники Движения Харе Кришна повторяют как минимум 16 кругов в день, что не должно вызывать особых проблем, и в то же время они должны проповедовать религию Чайтаньи Махапрабху, согласно доктрине «Бхагавад-гиты как она есть». Тот, кто делает это, достоин того, чтобы стать духовным учителем всего мира» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.102–103).
Преданный не должен уходить в лес в поисках идеального места для практики вайшнавского поведения. Напротив, он должен оставаться в городах, чтобы дать людям шанс вернуться домой, назад к Богу. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если брахман пренебрегает теми, кто стремится к сознанию Кришны, его духовное знание уменьшится, как из треснутого горшка вытекает вода.
Если преданный пытается уклониться от проповеди, он не сможет продвинуться в духовном отношении. Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что положение вайшнава определяется тем, насколько хорошим он был философским камнем — то есть по тому, скольких людей он сделал преданными за свою жизнь.
«Лучшей проповедью будет, — писал Шрила Прабхупада в письме, — если вы сами станете идеальным преданным» (Письмо Ниранджане дасу, 23 апреля 1974 г.).
Только неопытный проповедник думает, что можно быть активным во «внешнем» служении, в то же время не уделяя особого внимания правилам и предписаниям. Наполняя сознанием Кришны все свои поступки, преданный не позволит майе приблизиться. Нелепо думать, что вайшнав может проповедовать, при этом толком не понимая вайшнавской философии и основных принципов вайшнавского поведения.
Поведение в проповеди
Когда телерепортер спросил Шрилу Прабхупаду, по каким внешним признакам можно определить истинного последователя сознания Кришны, тот ответил: «Он — истинный джентльмен, только и всего». Шрила Прабхупада говорил: «Человек должен стать совершенным джентльменом и научиться оказывать должное почтение другим» («Бхагавад-гита», 13.8–12).
Хотя в обычном употреблении слово «джентльмен» может использоваться лишь по отношению к человеку богатому и благородному, мы используем его, чтобы описать высший стандарт благородного и тактичного поведения преданного. Учтивость и смирение оценят даже непреданные. Преданный не груб, не высокомерен, не пренебрегает мнением других.
Когда Господь Чайтанья пришел в собрание санньяси-майавади из Бенареса, Он смиренно сел у дверей, пока старший санньяси, Пракашананда Сарасвати, лично не подошел к Нему
и не пригласил Его внутрь.
В юном возрасте Господь Чайтанья с триумфом разгромил в споре кашмирского пандита. Но когда Его ученики начали смеяться над ученым, Господь Чайтанья одернул их и с почтением обратился к оппоненту.
Когда Господь Чайтанья начал шествие гражданского неповиновения, направленное против приказа мирового судьи в Навадвипе, Он, несомненно, преступил закон, но действовал без применения насилия. Хотя Господь Чайтанья шел с киртаном к резиденции кази во главе 100 000 человек, прибыв на место, он мирно поговорил с судьей, обратившись к нему как к почетному представителю власти.
Писания советуют: сатьям бруйат прийам бруйат. В материальном мире следует произносить только ту правду, которая приятна, иной же следует избегать. Но Прабхупада пишет: «Преданные всегда смиренно выражают каждому почтение, но когда заходит спор по поводу шастр, они не следуют обычному этикету, сатьям бруйат прийам бруйат. Они говорят только сатьям, хотя и не всегда прийам» (Письмо к Сумати Морарджи, 9 августа 1976 г.).
Учитывая все вышесказанное, преданный должен по возможности вести себя вежливо, как истинный вайшнав-джентльмен, следуя примеру Господа Чайтаньи Махапрабху. Если в ходе честного представления Абсолютной Истины непреданные сочтут нас невыразительными, это не побеспокоит нас. Преданный должен порадовать духовного учителя и Кришну, и тогда все будет совершенным, даже если весь мир будет не согласен с этим.
Выделение:
- Почему Харидас Тхакур считается лучшим из вайшнавов?
- Кто имеет право стать духовным учителем?
- Какова наша главная проповедь, согласно Шриле Прабхупаде?
Осмысление:
- Почему для преданного так важно проповедовать?
- Как преданный может стать проповедником?
- Что имел в виду Шрила Прабхупада, говоря, что преданный — истинный джентльмен?
- Расскажите, как Господь Чайтанья демонстрировал идеальное вайшнавское поведение.
- Как мы должны говорить людям правду?
Применение:
- Расскажите о вашем опыте проповеди. Как вы себя вели?
- Что вам отвечали те, к кому вы обращались?
- Как бы вы хотели улучшить свою проповедь или поведение?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Проповедь в смиренном умонастроении.
Первоначально санньяси-майявади Бенареса хотели встретиться с Чайтаньей Махапрабху, чтобы разубедить Его в личностной концепции Бога. Однако Шри Чайтанья Махапрабху Своей проповедью повлиял на санньяси-майявади. Они растрогались от Его учтивых речей и, проникшись к Нему дружелюбием, заговорили с Ним столь же учтиво.
Каждому проповеднику приходится встречаться с оппонентами, но он ни в коем случае не должен еще больше настраивать их против себя. Они уже настроены негативно, и, если с ними говорить резко и неучтиво, эта враждебность только усилится. Поэтому мы должны следовать примеру Господа Чайтаньи Махапрабху и по возможности стараться переубедить оппонента, цитируя шастры и излагая выводы ачарьев. Именно так, и никак иначе, нужно пытаться победить врагов Господа.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.99
Нескольких преданных группы — самых активных и опытных — можно вдохновить проводить у себя дома или еще где-нибудь проповеднические программы. Можете сами провести у них одну-две такие программы, и тогда им будет легче взяться за дело самим.
Структура такой программы довольно проста: а) киртан; б) чтение вслух небольшого отрывка из раздела Обсуждение философии, но без дискуссии (можно дать короткий комментарий); в) разбор одной шлоки из «Бхагавад-гиты» с кратким объяснением значения текста; г) прасад. Во время прасада нужно общаться с гостями. Если люди достаточно восприимчивы, через 2–3 недели можно вводить джапу.
Постепенно, через 4–5 недель, занятия можно делать интерактивными, задав гостям несколько вопросов. Спустя примерно 8 недель можно думать о переводе группы в разряд регулярных (Вринда). В противном случае, сделайте постоянную проповедническую программу с киртаном, лекцией, прасадом и общением. Тех же гостей, кто серьезен, можно попросить войти в состав новых групп Бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят лидеры-стажеры.
Прасад: 20 минут
Попросите одного из лидеров-стажеров организовать прасад на следующей неделе. Он может взять в помощники других преданных, но должен сам отвечать за приготовление и раздачу прасада, а также за уборку в конце программы.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут