При­бли­жа­ет­ся вре­мя, когда ваша груп­па раз­де­лит­ся и все пре­дан­ные при­мут обя­за­тель­ства уров­ня гуру-ашрая и новое ответ­ствен­ное слу­же­ние. В воз­ду­хе вита­ют сме­шан­ные чув­ства вол­не­ния, ожи­да­ния пере­мен и горе­чи пред­сто­я­щей раз­лу­ки. Вы долж­ны пони­мать, через что при­хо­дит­ся прой­ти пре­дан­ным, и сочув­ство­вать им, когда они делят­ся с вами пере­жи­ва­ни­я­ми. Вы може­те вдох­нов­лять, под­бад­ри­вать и вооду­шев­лять их успеш­но выдер­жать пред­сто­я­щие испы­та­ния. Для них это не долж­но соста­вить труд­но­сти, посколь­ку при обу­че­нии вы при­ви­ли им настро­е­ние проповеди.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

 Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Пра­бхупады за послед­нюю неде­лю и попро­си­те об этом же остальных.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Рас­ска­жи­те нам о чем-то, что вы узна­ли, прой­дя через труд­но­сти, на непо­сред­ствен­ном опыте».

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Воз­ло­жи­те на него ответ­ствен­ность за всю эту часть про­грам­мы, в том чис­ле и за то, что­бы нович­кам раз­да­ли листоч­ки с ман­тра­ми, и за то, что­бы Боже­ствам пред­ла­га­ли благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Пока­за­тель успеш­но­го вос­пе­ва­ния — жела­ние слу­жить Господу.

Губер­на­тор-мусуль­ма­нин ска­зал Гос­по­ду Чай­та­нье: «Ты столь мило­сти­во при­нял меня! Пожа­луй­ста, при­ка­зы­вай мне, что­бы я смог сде­лать что-нибудь для Тебя». Губер­на­тор-мусуль­ма­нин воз­нес молит­вы об осво­бож­де­нии от бес­чис­лен­ных гре­хов, совер­шен­ных им в про­шлом: от убий­ства коров и зави­сти к брах­ма­нам и вайш­на­вам.

Когда чело­век очи­ща­ет­ся, сле­дуя ука­за­ни­ям Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, т.е. повто­ряя свя­тое имя Криш­ны — в нем про­буж­да­ет­ся силь­ное жела­ние слу­жить Гос­по­ду. Это сво­е­го рода про­вер­ка. Если чело­век с энту­зи­аз­мом занят слу­же­ни­ем Гос­по­ду, сле­ду­ет понять, что он пожи­на­ет резуль­та­ты повто­ре­ния имен Криш­ны и Хари. Сбро­сив бре­мя послед­ствий гре­хов­ных поступ­ков (кар­мы), он страст­но жела­ет слу­жить Гос­по­ду. Это про­вер­ка. Посколь­ку губер­на­тор-мусуль­ма­нин в при­сут­ствии Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху сра­зу же очи­стил­ся, он смог про­из­не­сти име­на Криш­ны и Хари. В резуль­та­те это­го он заго­рел­ся жела­ни­ем как-то послужить.

«Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья ‑лила, 16.188–189

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Эту часть встре­чи попро­си­те про­ве­сти одно­го из самых серьез­ных пре­дан­ных в груп­пе. Оче­редь дой­дет до всех стар­ших про­по­вед­ни­ков, но серьез­ный пре­дан­ный пока­жет при­мер осталь­ным ста­же­рам. Да и груп­па полу­чит от это­го удо­воль­ствие. Сама же по себе сме­на при­выч­но­го лиде­ра может вызвать в груп­пе неко­то­рую тревогу.

Участ­вуй­те в обсуж­де­нии наравне с осталь­ны­ми. Если веду­щий дела­ет ошиб­ки, може­те попра­вить его, но очень осто­рож­но, что­бы не слиш­ком сму­тить. Одна­ко когда лидер-ста­жер рабо­та­ет со сво­ей груп­пой, вы уже не долж­ны откры­то кри­ти­ко­вать его. Когда эти пре­дан­ные воз­гла­вят свои груп­пы, все ваши заме­ча­ния долж­ны выска­зы­вать­ся стро­го конфиденциально.

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

датавй­ам ити йад данам
дий­а­тенупа­ка­рине
деше кале ча пат­ре ча
тад данам саттви­кам смри­там

Пожерт­во­ва­ния, кото­рые дела­ют­ся из чув­ства дол­га, не в рас­че­те на воз­на­граж­де­ние, кото­рые дела­ют­ся в над­ле­жа­щее вре­мя, в над­ле­жа­щем месте достой­ным людям, счи­та­ют­ся пожерт­во­ва­ни­я­ми в гуне благости.

Ком­мен­та­рий. Веди­че­ские писа­ния реко­мен­ду­ют давать пожерт­во­ва­ния тому, кто зани­ма­ет­ся духов­ной дея­тель­но­стью. В писа­ни­ях не ска­за­но, что пожерт­во­ва­ния сле­ду­ет давать всем и каж­до­му. Давая пожерт­во­ва­ние, нуж­но думать о том, помо­жет ли это нам достичь духов­но­го совер­шен­ства. Поэто­му их реко­мен­ду­ет­ся давать в местах палом­ни­че­ства, в пери­од лун­но­го или сол­неч­но­го затме­ния или в кон­це меся­ца, достой­но­му брах­ма­ну или вайш­на­ву (пре­дан­но­му) или же жерт­во­вать в храм. Такие пожерт­во­ва­ния сле­ду­ет делать, не рас­счи­ты­вая полу­чить что-то вза­мен. Ино­гда, дви­жи­мые состра­да­ни­ем, люди дают мило­сты­ню нищим, но если такой чело­век недо­сто­ин того, то, пода­вая ему, мы не при­бли­жа­ем­ся к духов­но­му совер­шен­ству. Ина­че гово­ря, веди­че­ские писа­ния не реко­мен­ду­ют давать пожерт­во­ва­ния кому попало.

«Бха­га­вад-гита», 17.20

 

йат ту пратй­у­па­ка­рарт­хам
пха­лам удди­шйа ва пунах
дий­а­те ча пари­к­лиштам
тад данам раджа­сам смри­там

В то же вре­мя, пожерт­во­ва­ние, сде­лан­ное в рас­че­те на воз­на­граж­де­ние, с жела­ни­ем в буду­щем насла­дить­ся его пло­да­ми или же неохот­но, счи­та­ет­ся пожерт­во­ва­ни­ем в гуне стра­сти.

Ком­мен­та­рий. Ино­гда люди дают пожерт­во­ва­ния, наде­ясь попасть в рай, или дела­ют их с боль­шой неохо­той и потом жале­ют: «Зачем я отдал так мно­го денег?» Быва­ет и так, что чело­век дела­ет вынуж­ден­ное пожерт­во­ва­ние, под­чи­ня­ясь тре­бо­ва­нию выше­сто­я­ще­го. Такие пожерт­во­ва­ния отно­сят­ся к гуне страсти.

Есть так­же мно­го бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов, кото­рые выде­ля­ют сред­ства орга­ни­за­ци­ям, ста­вя­щим сво­ей целью чув­ствен­ные насла­жде­ния. Веди­че­ские писа­ния не реко­мен­ду­ют совер­шать подоб­ные пожерт­во­ва­ния. Они при­зы­ва­ют людей зани­мать­ся исклю­чи­тель­но бла­го­тво­ри­тель­но­стью в гуне благости.

«Бха­га­вад-гита», 17.21

 

аде­ша-кале йад данам
апатреб­хй­аш ча дий­а­те
асат-кри­там ава­дж­на­там
тат тама­сам удахри­там

А пожерт­во­ва­ние, совер­шен­ное в нечи­стом месте, в неуроч­ное вре­мя, отдан­ное недо­стой­но­му чело­ве­ку или сде­лан­ное без долж­но­го вни­ма­ния и ува­же­ния, счи­та­ет­ся пожерт­во­ва­ни­ем в гуне невежества.

Ком­мен­та­рий. Этот стих осуж­да­ет пожерт­во­ва­ния, кото­рые будут исполь­зо­ва­ны на при­об­ре­те­ние одур­ма­ни­ва­ю­щих средств и на азарт­ные игры. Тако­го рода пожерт­во­ва­ния отно­сят­ся к гуне неве­же­ства. Они нико­му не при­но­сят бла­га, а толь­ко поощ­ря­ют пад­ших людей и даль­ше совер­шать гре­хи. Точ­но так же, если мы даем пожерт­во­ва­ние достой­но­му чело­ве­ку, но при этом не выка­зы­ва­ем ему долж­но­го ува­же­ния и вни­ма­ния, наше пожерт­во­ва­ние тоже отно­сит­ся к гуне невежества.

«Бха­га­вад-гита», 17.22

 

Выде­ле­ние

Опи­ши­те бла­го­тво­ри­тель­ность в гунах бла­го­сти, стра­сти и невежества.

Осмыс­ле­ние

  1. Како­ва цель благотворительности?
  2. Кто заслу­жи­ва­ет того, что­бы ему дава­ли пожертвования?
  3. Какая бла­го­тво­ри­тель­ность запре­ще­на писаниями?

При­ме­не­ние

Обсу­ди­те, какой бла­го­тво­ри­тель­но­стью могут зани­мать­ся пре­дан­ные в созна­нии Криш­ны. Пусть каж­дый вне­сет свои пред­ло­же­ния. Попро­си­те пре­дан­ных рас­ска­зать о пожерт­во­ва­ни­ях, кото­рые они дава­ли или хоте­ли бы дать.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь дово­лен про­по­вед­ни­ком [кото­рый зани­ма­ет­ся выс­шей благотворительностью].

Гово­рят, что вели­кие люди почти все­гда доб­ро­воль­но при­ем­лют стра­да­ния, зная о стра­да­ни­ях, кото­рые испы­ты­ва­ют дру­гие. Это — выс­шая фор­ма покло­не­ния Вер­хов­но­му Гос­по­ду, пре­бы­ва­ю­ще­му в серд­це каждого.

Ком­мен­та­рий. Здесь объ­яс­ня­ет­ся, поче­му люди, заня­тые дея­тель­но­стью на бла­го дру­гих, очень быст­ро обре­та­ют при­зна­ние Гос­по­да. Гос­подь гово­рит в «Бха­га­вад-гите» (18.68–69): йа идам пара­мам гухй­ам мад-бхак­те­шв абхид­хасй­а­ти… на ча тасман ману­шй­е­шу каш­чин ме прийа-крит­та­мах — «Тот, кто про­по­ве­ду­ет посла­ние «Бха­га­вад-гиты» Моим пре­дан­ным, необы­чай­но дорог Мне. Нет нико­го, кто достав­лял бы Мне боль­шее удо­воль­ствие сво­им покло­не­ни­ем, чем он». В мате­ри­аль­ном мире есть мно­го видов бла­го­тво­ри­тель­но­сти, но самая луч­шая фор­ма бла­го­тво­ри­тель­но­сти — это рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны. Иная благо­творительность не может быть по-насто­я­ще­му успеш­ной, ибо она не поз­во­ля­ет людям пре­одо­леть вли­я­ние зако­нов при­ро­ды и изба­вить­ся от послед­ствий кар­мы. Любой, кто пыта­ет­ся рас­про­стра­нить созна­ние Криш­ны во всем мире, зани­ма­ет­ся самой луч­шей бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью. Гос­подь непре­мен­но будет дово­лен таким чело­ве­ком. А если Гос­подь нами дово­лен, то что еще нам нуж­но? Тот, кого при­знал Сам Гос­подь, может у Него ниче­го не про­сить — он полу­чит от Гос­по­да, пре­бы­ва­ю­ще­го в серд­це каж­до­го, все, чего жела­ет. Луч­шая бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность состо­ит в том, что­бы воз­вы­шать людей до уров­ня созна­ния Криш­ны, ибо обу­слов­лен­ные души стра­да­ют толь­ко пото­му, что им недо­ста­ет это­го созна­ния. Поэто­му во всех шастрах гово­рит­ся, что рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны — луч­шая бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность в мире. Посколь­ку она несет людям выс­шее бла­го, пре­дан­ный, посвя­тив­ший себя тако­му слу­же­нию, очень быст­ро обре­та­ет при­зна­ние Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 8.7.44

 

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Все­гда объ­яв­ляй­те име­на пре­дан­ных, кото­рые помог­ли опла­тить и заку­пить про­дук­ты, при­го­то­вить, пред­ло­жить Гос­по­ду и раз­дать пра­сад, а так­же убрать­ся на кухне. Хотя каж­дый полу­ча­ет от это­го слу­же­ния огром­ное бла­го, неред­ко слу­ча­ет­ся, что его уси­лий не заме­ча­ют и не ценят, вос­при­ни­мая это как должное.

Одоб­ре­ние вдох­но­вит пре­дан­ных луч­ше слу­жить Кришне, а так­же вооду­ше­вит участ­во­вать в слу­же­нии дру­гих, что­бы так­же отве­дать этот нек­тар. Те, кто бла­го­да­рит пре­дан­ных за слу­же­ние, так­же почув­ству­ют от это­го удовлетворение.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут