Очень важ­но учить пре­дан­ных, как пра­виль­но сле­до­вать сад­хане и выпол­нять прак­ти­че­ское слу­же­ние. Нуж­но про­ве­сти несколь­ко отдель­ных заня­тий, что­бы убе­дить­ся, регу­ляр­но ли они про­во­дят ман­га­ла-ара­ти, гуру-пуд­жу, гау­ра-ара­ти и т.п., извест­ны ли им подроб­но­сти про­ве­де­ния ара­ти, раз­лич­ные ман­тры для пред­ло­же­ния бхо­ги, пра­ви­ла при­ня­тия пра­са­да и т.д.

Поми­мо это­го, они долж­ны знать ман­тры тила­ки и еже­днев­но ста­вить ее (на лоб мож­но поста­вить водой, если нуж­но идти на рабо­ту). Еще, для соб­ствен­ной же защи­ты, им нуж­но носить кант­хи­ма­лы из Тула­си (их мож­но пря­тать, но носить обязательно).

Убе­ди­тесь, пом­нят ли они бхад­жа­ны, испол­ня­е­мые во вре­мя ара­ти, игра­ют ли хотя бы на кара­та­лах и могут ли уста­но­вить алтарь.

Все­му это­му мож­но учить в тече­ние полу­ча­са до или после обра­зо­ва­тель­ных про­грамм.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Пра­бхупады за послед­нюю неде­лю и попро­си­те об этом же остальных.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Рас­ска­жи­те о чем-то, чему вы научи­лись еще в дет­стве, а сей­час оно при­го­ди­лось вам в духов­ной жизни».

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Воз­ло­жи­те на него ответ­ствен­ность за всю эту часть про­грам­мы, в том чис­ле и за то, что­бы нович­кам раз­да­ли листоч­ки с ман­тра­ми, и за то, что­бы Боже­ствам пред­ла­га­ли благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Мы долж­ны повто­рять Харе Криш­на, что­бы очи­стить серд­це от вожде­ле­ния и жадности.

Сей­час миром дви­жет кама и лоб­ха. Кама зна­чит «вожде­ле­ние», а лоб­ха  «жад­ность». Люди поме­ша­ны на сек­се и день­гах, в резуль­та­те чего в их серд­цах ско­пи­лась грязь, кото­рую необ­хо­ди­мо уда­лить. Чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для того, что­бы изба­вить­ся от гря­зи в серд­це, но где тот уни­вер­си­тет или кол­ледж, в кото­ром учи­ли бы нау­ке очи­ще­ния созна­ния? Научить­ся это­му мож­но толь­ко в Обще­стве созна­ния Криш­ны. Криш­на нахо­дит­ся в нашем серд­це, кото­рое покры­то сло­ем гря­зи, и Он Сам помо­га­ет нам очи­стить его. Нашта-прай­е­шв абхад­ре­шу нитйа бха­га­ва­та севайа. Для это­го мы долж­ны регу­ляр­но слу­шать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и повто­рять ман­тру Харе Криш­на — эти два вида дея­тель­но­сти реко­мен­до­вал Шри Чай­та­нья Махапрабху.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы»

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Эту часть встре­чи попро­си­те про­ве­сти одно­го из самых серьез­ных пре­дан­ных в груп­пе. Оче­редь дой­дет до всех стар­ших про­по­вед­ни­ков, но серьез­ный пре­дан­ный пока­жет при­мер осталь­ным ста­же­рам. Да и груп­па полу­чит от это­го удо­воль­ствие. Сама же по себе сме­на при­выч­но­го лиде­ра может вызвать в груп­пе неко­то­рую тревогу.

Участ­вуй­те в обсуж­де­нии наравне с осталь­ны­ми. Если веду­щий дела­ет ошиб­ки, може­те попра­вить его, но очень осто­рож­но, что­бы не слиш­ком сму­тить. Одна­ко когда лидер-ста­жер рабо­та­ет со сво­ей груп­пой, вы уже не долж­ны откры­то кри­ти­ко­вать его. Когда эти пре­дан­ные воз­гла­вят свои груп­пы, все ваши заме­ча­ния долж­ны выска­зы­вать­ся стро­го конфиденциально.

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как описано
ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го преданного
в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмысления).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Господа
и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

мат­тах пара­та­рам нанй­ат
кин­чид асти дха­нан­джайа
майи сар­вам идам про­там
сут­ре мани-гана ива

О заво­е­ва­тель богатств, нет исти­ны выше Меня. Все сущее поко­ит­ся на Мне, подоб­но жем­чу­жи­нам, нани­зан­ным на нить.

Ком­мен­та­рий. Испо­кон веков уче­ные спо­рят о том, явля­ет­ся ли Абсо­лют­ная Исти­на лич­но­стью или нет. В «Бха­га­вад-гите» неод­но­крат­но гово­рит­ся о том, что Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность Бога, Шри Криш­на. В част­но­сти, этот стих дока­зы­ва­ет, что Абсо­лют­ная Исти­на явля­ет­ся лич­но­стью. Под­твер­жде­ние тому, что Лич­ность Бога — это Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на, мы нахо­дим и в «Брах­ма-сам­хи­те»: ишва­рах пара­мах криш­нах сат-чит-анан­да-вигра­хах — Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на, Лич­ность Бога — это Криш­на, пред­веч­ный Гос­подь, неис­ся­ка­е­мый источ­ник радо­сти, Говин­да, тело кото­ро­го веч­но, испол­не­но зна­ния и бла­жен­ства. Эти авто­ри­тет­ные писа­ния не остав­ля­ют сомне­ний в том, что Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность, при­чи­на всех при­чин. Одна­ко импер­со­на­ли­сты пыта­ют­ся оспо­рить это, ссы­ла­ясь на Веды, в част­но­сти на сле­ду­ю­щий стих из «Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад» (3.10): тато йад утта­ра­та­рам тад ару­пам ана­май­ам / йа этад видур амри­тас те бха­ван­ти атхе­та­ре духкхам эва­пий­ан­ти — «В мате­ри­аль­ном мире Брах­ма, пер­вое суще­ство во все­лен­ной, счи­та­ет­ся вели­чай­шим сре­ди полу­бо­гов, людей и живот­ных. Но выше Брах­мы нахо­дит­ся транс­цен­дент­ное нача­ло, не име­ю­щее мате­ри­аль­ной фор­мы и не осквер­нен­ное мате­ри­ей. Тот, кто постиг его, так­же дости­га­ет транс­цен­дент­но­го уров­ня, те же, кто не зна­ет его, тер­пят стра­да­ния в мате­ри­аль­ном мире». Импер­со­на­ли­сты при­да­ют осо­бое зна­че­ние упо­треб­лен­но­му здесь сло­ву ару­пам. Одна­ко это сло­во вовсе не озна­ча­ет «без­лич­ное бытие». Оно ука­зы­ва­ет на духов­ное тело, кото­рое веч­но, испол­не­но зна­ния и бла­жен­ства, как гово­ри­лось в при­ве­ден­ном выше сти­хе из «Брах­ма-сам­хи­ты». Это так­же под­твер­жда­ет­ся в дру­гих сти­хах из «Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад» (3.8–9)

веда­хам этам пуру­шам махантам
адитйа-вар­нам тама­сах парастат
там эва видит­ва­ти мри­тй­ум эти
нанй­ах пант­ха видй­а­те ’йанайа

йасмат парам напа­рам асти кинчид
йасман нанийо но джайо ’сти кинчит
врик­ша ива стаб­д­хо диви тишт­хатй экас
тене­дам пур­нам пуру­ше­на сарвам

«Я знаю, что суще­ству­ет Бог — Вер­хов­ная Лич­ность, кото­рая сто­ит выше всех мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний, порож­ден­ных тьмой. Толь­ко тот, кто постиг Его, смо­жет вырвать­ся из кру­го­во­ро­та рож­де­ния и смер­ти. Нет ино­го пути к освобождению.

Нет такой исти­ны, кото­рая была бы выше Вер­хов­ной Лич­но­сти, ибо Гос­подь пре­вы­ше все­го. Он мень­ше мель­чай­ше­го и боль­ше вели­чай­ше­го. Он сто­ит непо­движ­но, слов­но дере­во, оза­ряя духов­ное небо, и как дере­во во все сто­ро­ны про­сти­ра­ет кор­ни, так и Гос­подь про­ни­зы­ва­ет все сущее Сво­ей бес­пре­дель­ной энергией».

Из этих сти­хов явству­ет, что Выс­шая Абсо­лют­ная Исти­на — это Вер­хов­ная Лич­ность Бога, кото­рая про­ни­зы­ва­ет все сущее Сво­ей мно­го­об­раз­ной энер­ги­ей, мате­ри­аль­ной и духовной.

 «Бха­га­вад-гита», 7.7

 

Выде­ле­ние

С чем здесь срав­ни­ва­ют­ся жем­чу­жи­ны? Что пред­став­ля­ет собой «нить»?

Осмыс­ле­ние

  1. При­ве­ди­те все сви­де­тель­ства шастр, упо­мя­ну­тые здесь, что­бы дока­зать, что Бог — лич­ность и Вер­хов­ный пове­ли­тель духов­но­го и мате­ри­аль­но­го мира.
  2. Какое бла­го при­но­сит это зна­ние о Вер­хов­ном Господе?
  3. Чем невы­год­но непо­ни­ма­ние или отсут­ствие это­го знания?
  4. Как импер­со­на­ли­сты интер­пре­ти­ру­ют писа­ния, что­бы дока­зать, что Гос­подь безличен?
  5. Как мы можем дока­зать оши­боч­ность их утверждений?

При­ме­не­ние

«Абсо­лют­ная Исти­на, в конеч­ном сче­те, без­лич­на». Опро­верг­ни­те это утвер­жде­ние с помо­щью цитат из свя­щен­ных писа­ний, логи­ки и сви­де­тельств вели­ких преданных.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Сила про­по­вед­ни­ка — в чистоте.

Наше Дви­же­ние созна­ния Криш­ны созда­но для этой цели. Мы хотим дать миру чистых пре­дан­ных, что­бы дру­гие люди мог­ли полу­чить бла­го, обща­ясь с ними. Таким обра­зом, чис­ло чистых пре­дан­ных воз­рас­та­ет. Про­фес­си­о­наль­ные про­по­вед­ни­ки не могут дать миру чистых пре­дан­ных. Толь­ко чистый пре­дан­ный может обра­щать дру­гих к чисто­му пре­дан­но­му слу­же­нию. Поэто­му для всех про­по­вед­ни­ков наше­го Дви­же­ния созна­ния Криш­ны важ­но сна­ча­ла стать чисты­ми пре­дан­ны­ми и сле­до­вать регу­ли­ру­ю­щим прин­ци­пам: отка­зу от неза­кон­но­го сек­са, упо­треб­ле­ния в пищу мяса, азарт­ных игр и одур­ма­ни­ва­ю­щих средств. Они долж­ны регу­ляр­но повто­рять на чет­ках маха-ман­тру Харе Криш­на, сле­до­вать прак­ти­ке пре­дан­но­сти, вста­вать рано утром, посе­щать ман­га­ла-ара­ти и каж­дый день читать «Шри­мад-Бха­га­ва­там» и «Бха­га­вад-гиту». Таким обра­зом чело­век очи­ща­ет­ся и осво­бож­да­ет­ся от мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния. Показ­ное пре­дан­ное слу­же­ние нико­му не помо­жет. Чело­век дол­жен стать чистым пре­дан­ным, сле­дуя прак­ти­ке пре­дан­но­сти. Толь­ко тогда он смо­жет обра­щать к пре­дан­но­му слу­же­нию дру­гих. Если про­по­вед­ник, зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, ведет себя достой­но, он смо­жет обра­щать дру­гих. Ина­че его про­по­ведь не даст ника­ко­го эффекта.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 24.98

 

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят обу­ча­ю­щи­е­ся лидеры.

 

Пра­сад: 20 минут

Пла­ни­ро­ва­ние и орга­ни­за­цию пра­са­да вы так­же може­те пору­чить стар­шим пре­дан­ным. Пусть, перед тем, как окон­ча­тель­но утвер­дить меню и т.д., они посо­ве­ту­ют­ся с вами. Так они научат­ся сами орга­ни­зо­вы­вать эту часть про­грам­мы. Ина­че, когда у них будет своя груп­па, это может вызвать нема­лые труд­но­сти. И такое заме­ча­тель­ное слу­же­ние, как про­ве­де­ние про­грам­мы Бхак­ти-врик­ша, пре­кра­тит­ся из-за одних толь­ко опа­се­ний, свя­зан­ных с орга­ни­за­ци­ей пра­са­да.

Если же у них будет опыт по орга­ни­за­ции этой части про­грам­мы, ничто не поме­ша­ет им с энту­зи­аз­мом взять­ся за соб­ствен­ную про­грам­му бхак­ти-врик­ша. Про­верь­те меню, оно долж­но быть про­стым, а блю­да — неслож­ны­ми в приготовлении.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут