Очень важно учить преданных, как правильно следовать садхане и выполнять практическое служение. Нужно провести несколько отдельных занятий, чтобы убедиться, регулярно ли они проводят мангала-арати, гуру-пуджу, гаура-арати и т.п., известны ли им подробности проведения арати, различные мантры для предложения бхоги, правила принятия прасада и т.д.
Помимо этого, они должны знать мантры тилаки и ежедневно ставить ее (на лоб можно поставить водой, если нужно идти на работу). Еще, для собственной же защиты, им нужно носить кантхималы из Туласи (их можно прятать, но носить обязательно).
Убедитесь, помнят ли они бхаджаны, исполняемые во время арати, играют ли хотя бы на караталах и могут ли установить алтарь.
Всему этому можно учить в течение получаса до или после образовательных программ.
Сат-санга: 15 минут
Попросите провести эту часть программы одного из старших проповедников вашей группы (дав ему перед этим подробную инструкцию).
Расскажите об интересных и полезных моментах, найденных вами в книгах Шрилы Прабхупады за последнюю неделю и попросите об этом же остальных.
Тех, кто появился в группе недавно или по каким-либо причинам еще не читает книги, вы можете спросить: «Расскажите о чем-то, чему вы научились еще в детстве, а сейчас оно пригодилось вам в духовной жизни».
Киртан: 15 минут
Попросите еще одного старшего преданного провести киртан. Возложите на него ответственность за всю эту часть программы, в том числе и за то, чтобы новичкам раздали листочки с мантрами, и за то, чтобы Божествам предлагали благовония.
Джапа: до 15 минут
Еще одного преданного попросите прочитать вслух нижеприведенную цитату. Пусть он возьмет на себя ответственность за эту часть и сам «ведет» чтение джапы. По прочтении круга он должен попросить двух-трех преданных рассказать об улучшениях в их ежедневном повторении маха-мантры.
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — нектар святого имени
Мы должны повторять Харе Кришна, чтобы очистить сердце от вожделения и жадности.
Сейчас миром движет кама и лобха. Кама значит «вожделение», а лобха — «жадность». Люди помешаны на сексе и деньгах, в результате чего в их сердцах скопилась грязь, которую необходимо удалить. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы избавиться от грязи в сердце, но где тот университет или колледж, в котором учили бы науке очищения сознания? Научиться этому можно только в Обществе сознания Кришны. Кришна находится в нашем сердце, которое покрыто слоем грязи, и Он Сам помогает нам очистить его. Нашта-прайешв абхадрешу нитйа бхагавата севайа. Для этого мы должны регулярно слушать «Шримад-Бхагаватам» и повторять мантру Харе Кришна — эти два вида деятельности рекомендовал Шри Чайтанья Махапрабху.
«Учение Господа Капилы»
Обсуждение философии — 45 минут
Эту часть встречи попросите провести одного из самых серьезных преданных в группе. Очередь дойдет до всех старших проповедников, но серьезный преданный покажет пример остальным стажерам. Да и группа получит от этого удовольствие. Сама же по себе смена привычного лидера может вызвать в группе некоторую тревогу.
Участвуйте в обсуждении наравне с остальными. Если ведущий делает ошибки, можете поправить его, но очень осторожно, чтобы не слишком смутить. Однако когда лидер-стажер работает со своей группой, вы уже не должны открыто критиковать его. Когда эти преданные возглавят свои группы, все ваши замечания должны высказываться строго конфиденциально.
Попросите лидера-стажера заранее ознакомиться с нижеприведенными указаниями и текстом для обсуждения и до начала программы обговорите с ним некоторые дополнительные моменты, связанные с темой.
Прочитайте вслух текст для обсуждения и начинайте задавать вопросы (не объясняя их). Пусть преданные сами найдут ответы в тексте. Следите за тем, чтобы участвовали все. Можно попросить двух или трех преданных добавить что-то к уже прозвучавшему ответу. Переходите от одного человека к другому, не забывая давать им время подумать.
На вопрос из раздела Применение должны ответить все.
В конце лидер должен подвести итог всему сказанному и добавить еще что-нибудь от себя.
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано
ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных.
Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного
в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка».
После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа
и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
маттах паратарам нанйат
кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам
сутре мани-гана ива
О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
Комментарий. Испокон веков ученые спорят о том, является ли Абсолютная Истина личностью или нет. В «Бхагавад-гите» неоднократно говорится о том, что Абсолютная Истина — это Верховная Личность Бога, Шри Кришна. В частности, этот стих доказывает, что Абсолютная Истина является личностью. Подтверждение тому, что Личность Бога — это Высшая Абсолютная Истина, мы находим и в «Брахма-самхите»: ишварах парамах кришнах сат-чит-ананда-виграхах — Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога — это Кришна, предвечный Господь, неиссякаемый источник радости, Говинда, тело которого вечно, исполнено знания и блаженства. Эти авторитетные писания не оставляют сомнений в том, что Абсолютная Истина — это Верховная Личность, причина всех причин. Однако имперсоналисты пытаются оспорить это, ссылаясь на Веды, в частности на следующий стих из «Шветашватара-упанишад» (3.10): тато йад уттаратарам тад арупам анамайам / йа этад видур амритас те бхаванти атхетаре духкхам эвапийанти — «В материальном мире Брахма, первое существо во вселенной, считается величайшим среди полубогов, людей и животных. Но выше Брахмы находится трансцендентное начало, не имеющее материальной формы и не оскверненное материей. Тот, кто постиг его, также достигает трансцендентного уровня, те же, кто не знает его, терпят страдания в материальном мире». Имперсоналисты придают особое значение употребленному здесь слову арупам. Однако это слово вовсе не означает «безличное бытие». Оно указывает на духовное тело, которое вечно, исполнено знания и блаженства, как говорилось в приведенном выше стихе из «Брахма-самхиты». Это также подтверждается в других стихах из «Шветашватара-упанишад» (3.8–9)
ведахам этам пурушам махантам
адитйа-варнам тамасах парастат
там эва видитвати мритйум эти
нанйах пантха видйате ’йанайа
йасмат парам напарам асти кинчид
йасман нанийо но джайо ’сти кинчит
врикша ива стабдхо диви тиштхатй экас
тенедам пурнам пурушена сарвам
«Я знаю, что существует Бог — Верховная Личность, которая стоит выше всех материальных представлений, порожденных тьмой. Только тот, кто постиг Его, сможет вырваться из круговорота рождения и смерти. Нет иного пути к освобождению.
Нет такой истины, которая была бы выше Верховной Личности, ибо Господь превыше всего. Он меньше мельчайшего и больше величайшего. Он стоит неподвижно, словно дерево, озаряя духовное небо, и как дерево во все стороны простирает корни, так и Господь пронизывает все сущее Своей беспредельной энергией».
Из этих стихов явствует, что Высшая Абсолютная Истина — это Верховная Личность Бога, которая пронизывает все сущее Своей многообразной энергией, материальной и духовной.
«Бхагавад-гита», 7.7
Выделение
С чем здесь сравниваются жемчужины? Что представляет собой «нить»?
Осмысление
- Приведите все свидетельства шастр, упомянутые здесь, чтобы доказать, что Бог — личность и Верховный повелитель духовного и материального мира.
- Какое благо приносит это знание о Верховном Господе?
- Чем невыгодно непонимание или отсутствие этого знания?
- Как имперсоналисты интерпретируют писания, чтобы доказать, что Господь безличен?
- Как мы можем доказать ошибочность их утверждений?
Применение
«Абсолютная Истина, в конечном счете, безлична». Опровергните это утверждение с помощью цитат из священных писаний, логики и свидетельств великих преданных.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Сила проповедника — в чистоте.
Наше Движение сознания Кришны создано для этой цели. Мы хотим дать миру чистых преданных, чтобы другие люди могли получить благо, общаясь с ними. Таким образом, число чистых преданных возрастает. Профессиональные проповедники не могут дать миру чистых преданных. Только чистый преданный может обращать других к чистому преданному служению. Поэтому для всех проповедников нашего Движения сознания Кришны важно сначала стать чистыми преданными и следовать регулирующим принципам: отказу от незаконного секса, употребления в пищу мяса, азартных игр и одурманивающих средств. Они должны регулярно повторять на четках маха-мантру Харе Кришна, следовать практике преданности, вставать рано утром, посещать мангала-арати и каждый день читать «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Таким образом человек очищается и освобождается от материального осквернения. Показное преданное служение никому не поможет. Человек должен стать чистым преданным, следуя практике преданности. Только тогда он сможет обращать к преданному служению других. Если проповедник, занимаясь преданным служением, ведет себя достойно, он сможет обращать других. Иначе его проповедь не даст никакого эффекта.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.98
Попросите преданных, отвечавших за сегодняшнюю программу, поделиться своими ощущениями. Пусть группа тоже оценит их деятельность. Все они равны между собой, поэтому никто не будет возражать против такого способа оценки. Это поможет развить в группе доверие, а преданные смогут лучше оценить свое выступление — что получилось удачно, а что нужно исправить. Ваша оценка очень важна для них. Она поможет им понять, как правильно действовать. Например: «Хороший лидер — не тот, кто хорошо говорит, а тот, кто хорошо помогает говорить другим».
Попросите старших проповедников отчитаться о визитах по новым адресам с младшими проповедниками.
Когда посещаете младших преданных, не забывайте брать с собой старших. Назначьте тех, кто пойдет с вами на следующей неделе.
Можно спросить преданных об их успехах в распространении книг и прасада, уличной санкиртане и т.д. Эти виды проповеди научат их тому, как общаться с новичками, как собирать контакты и приглашать людей на программы — особенно проповеднические — и в новые группы бхакти-врикши, которые скоро возглавят обучающиеся лидеры.
Прасад: 20 минут
Планирование и организацию прасада вы также можете поручить старшим преданным. Пусть, перед тем, как окончательно утвердить меню и т.д., они посоветуются с вами. Так они научатся сами организовывать эту часть программы. Иначе, когда у них будет своя группа, это может вызвать немалые трудности. И такое замечательное служение, как проведение программы Бхакти-врикша, прекратится из-за одних только опасений, связанных с организацией прасада.
Если же у них будет опыт по организации этой части программы, ничто не помешает им с энтузиазмом взяться за собственную программу бхакти-врикша. Проверьте меню, оно должно быть простым, а блюда — несложными в приготовлении.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут