Посе­ще­ние вос­крес­ных про­грамм даст чле­нам вашей груп­пы боль­ше воз­мож­но­стей для обще­ния с пре­дан­ны­ми, в том чис­ле и со стар­ши­ми. Это даст тол­чок к их духов­но­му росту. Не бро­сай­те их одних. Може­те при­хо­дить на про­грам­мы вме­сте с ними, зна­ко­мить их с руко­во­ди­те­ля­ми и дру­ги­ми пре­дан­ны­ми, и сле­ди­те, что­бы им было удоб­но. Видя, что ваши под­опеч­ные при­ня­ты в боль­шую общи­ну пре­дан­ных, вы почув­ству­е­те радость и чув­ство успе­ха. Это всем при­но­сит транс­цен­дент­ное счастье.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Праб­ху­па­ды за послед­нюю неде­лю. Попро­си­те чле­нов груп­пы начать изу­чать кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды и рас­ска­зы­вать о про­чи­тан­ном. Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Как вы отно­си­тесь к ста­ри­кам? Что зна­чит для вас быть стариком?»

 

Кир­тан: 15 минут

Если кто-то из вашей груп­пы уже чита­ет 16 кру­гов, може­те поощ­рить его, попро­сив вести кир­тан (разу­ме­ет­ся, если он обу­чен это­му, и вы уве­ре­ны в его спо­соб­но­стях). Это вооду­ше­вит осталь­ных, дав им надеж­ду на даль­ней­ший духов­ный про­гресс и чув­ство удо­вле­тво­ре­ния достиг­ну­тым. Так­же это помо­жет пре­дан­ным хоро­шо овла­деть искус­ством кир­та­на.

 

Джа­па: до 15 минут

Вна­ча­ле про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щую цитату.

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Как было ска­за­но в пят­на­дца­той гла­ве, все пред­пи­са­ния пред­на­зна­че­ны для того, что­бы помочь чело­ве­ку постичь Криш­ну. Если чело­век, изу­чив «Бха­га­вад-гиту» и обре­тя созна­ние Криш­ны, начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, это зна­чит, что он обрел самое совер­шен­ное зна­ние, кото­рое мож­но полу­чить из Вед. Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху зна­чи­тель­но облег­чил для нас этот путь. Он при­зы­вал людей про­сто повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, слу­жить Гос­по­ду и питать­ся остат­ка­ми пищи, кото­рая была пред­ло­же­на Боже­ствам. Гово­рит­ся, что тот, кто дела­ет это, уже изу­чил все веди­че­ские писа­ния и понял их суть.

«Бха­га­вад-гита», 16.24, комм.

 

Так как боль­шин­ство пре­дан­ных регу­ляр­но посе­ща­ют собра­ния и обра­зо­ва­тель­ные кур­сы уже почти девять меся­цев, при­бли­жа­ет­ся срок, когда им пред­сто­ит при­нять обя­за­тель­ства уров­ня Шри­ла Праб­ху­па­да-ашрая. Выяс­ни­те, сколь­ко из них уже повто­ря­ют по 16 кру­гов, и вдох­но­ви­те осталь­ных сле­до­вать их примеру.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля». Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

раджа-видйа раджа-гухй­ам
пави­т­рам идам уттамам
пратй­ак­ша­ва­га­мам дхармйам
су-сук­хам кар­тум авйайам

Это зна­ние — царь зна­ния, самая сокро­вен­ная из тайн. Это — чистей­шее зна­ние, и, посколь­ку оно дает чело­ве­ку живой опыт пости­же­ния при­ро­ды сво­е­го «Я», оно явля­ет­ся совер­шен­ной рели­ги­ей. Зна­ние это веч­но, и пости­же­ние его радостно.

Ком­мен­та­рий. Эту гла­ву «Бха­га­вад-гиты» назы­ва­ют царем зна­ния, посколь­ку в ней изло­же­на суть всех фило­соф­ских док­трин, о кото­рых шла речь до это­го. Основ­ные направ­ле­ния индий­ской фило­соф­ской мыс­ли пред­став­ле­ны в тру­дах Гау­та­мы, Кана­ды, Капи­лы, Ягья­вал­кьи, Шан­ди­льи и Вай­шва­на­ры. Этот ряд замы­ка­ет Вья­са­де­ва, автор «Ведан­та-сут­ры». Таким обра­зом, в фило­соф­ском и духов­ном зна­нии нет недо­стат­ка. Одна­ко Гос­подь назы­ва­ет девя­тую гла­ву «Бха­га­вад-гиты» царем зна­ния и сутью всех настав­ле­ний Вед и всех фило­соф­ских систем. Это самое сокро­вен­ное зна­ние, посколь­ку сокро­вен­ное, или духов­ное, зна­ние объ­яс­ня­ет раз­ни­цу меж­ду душой и мате­ри­аль­ным телом, а вен­цом сокро­вен­но­го зна­ния явля­ет­ся пре­дан­ное служение.

Люди в боль­шин­стве сво­ем не зна­ко­мы с этим сокро­вен­ным зна­ни­ем; зна­ние, кото­рое им дают, каса­ет­ся при­ро­ды внеш­не­го мира. В систе­ме мир­ско­го обра­зо­ва­ния люди изу­ча­ют мно­же­ство раз­лич­ных наук: поли­ти­ку, социо­ло­гию, физи­ку, химию, мате­ма­ти­ку, аст­ро­но­мию, тех­ни­че­ские дис­ци­пли­ны и т.д. В мире мно­го боль­ших уни­вер­си­те­тов, где изу­ча­ют раз­лич­ные нау­ки, но нет ни одно­го учеб­но­го заве­де­ния, где бы пре­по­да­ва­ли нау­ку о душе. Меж­ду тем душа — самое важ­ное, что есть в теле: тело, лишен­ное души, пере­ста­ет пред­став­лять какую-либо цен­ность. Тем не менее, люди сосре­до­то­чи­ва­ют все свои уси­лия на удо­вле­тво­ре­нии потреб­но­стей тела, забы­вая об источ­ни­ке жиз­ни — душе.

В «Бха­га­вад-гите», начи­ная со вто­рой гла­вы, посто­ян­но под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность души. В нача­ле вто­рой гла­вы Гос­подь гово­рит, что тело брен­но, а душа бес­смерт­на (анта­ван­та име деха нитй­асй­ок­тах шари­ри­нах). Зна­ние о том, что бес­смерт­ная душа отлич­на от мате­ри­аль­но­го тела и по при­ро­де сво­ей неиз­мен­на, нераз­ру­ши­ма и веч­на, само по себе явля­ет­ся сокро­вен­ным. Но это зна­ние еще не рас­кры­ва­ет под­лин­ную при­ро­ду души. Неко­то­рые дума­ют, что душа отлич­на от тела и после смер­ти тела, или после осво­бож­де­ния от мате­ри­аль­но­го тела, она попа­да­ет в пусто­ту и ста­но­вит­ся без­лич­ной. Но на самом деле это не так. Как может душа, столь дея­тель­ная в теле, стать пас­сив­ной после того, как осво­бо­дит­ся от его оков? Душа все­гда дей­ству­ет. Раз она веч­на, то и дей­ству­ет она веч­но, и ее дея­тель­ность в духов­ном мире состав­ля­ет самую сокро­вен­ную часть духов­но­го зна­ния. Поэто­му зна­ние о дея­тель­но­сти веч­ной души назва­но здесь царем зна­ния, его самой сокро­вен­ной частью.

Это зна­ние, как ска­за­но в Ведах, явля­ет­ся зна­ни­ем о чистей­шей из всех форм дея­тель­но­сти. В «Пад­ма-пуране» рас­ска­зы­ва­ет­ся о раз­лич­ных видах гре­хов­ной дея­тель­но­сти людей. Там утвер­жда­ет­ся, что любой грех все­гда вле­чет за собой дру­гой грех. Люди, погло­щен­ные кар­ми­че­ской дея­тель­но­стью, запу­ты­ва­ют­ся в послед­стви­ях гре­хов раз­лич­ных видов и ста­дий зре­ло­сти. Если поса­дить семя дере­ва, дере­во не вырас­тет в одно­ча­сье: для это­го необ­хо­ди­мо вре­мя. Сна­ча­ла дол­жен появить­ся малень­кий росток, кото­рый посте­пен­но ста­но­вит­ся дере­вом, начи­на­ет цве­сти и пло­до­но­сить, и, когда дере­во наби­ра­ет силу, люди, поса­див­шие дере­во, могут насла­ждать­ся его цве­та­ми и пло­да­ми. Точ­но так же, совер­шая гре­хов­ный посту­пок, чело­век слов­но бро­са­ет в зем­лю семя, кото­рое через неко­то­рое вре­мя про­рас­та­ет. Суще­ству­ет несколь­ко ста­дий созре­ва­ния послед­ствий гре­ха. Чело­век может уже пре­кра­тить зани­мать­ся гре­хов­ной дея­тель­но­стью, но пло­ды его гре­хов­ных поступ­ков ему толь­ко пред­сто­ит полу­чить. Послед­ствия одних гре­хов дрем­лют в фор­ме семе­ни, а дру­гие уже созре­ли и при­но­сят пло­ды в виде стра­да­ний и боли.

Как было ска­за­но в два­дцать вось­мом сти­хе седь­мой гла­вы, чело­век, сбро­сив­ший бре­мя гре­хов и посвя­тив­ший себя исклю­чи­тель­но бла­го­че­сти­вой дея­тель­но­сти, сво­бод­ный от вли­я­ния двой­ствен­но­сти мате­ри­аль­но­го мира, может всту­пить на путь пре­дан­но­го слу­же­ния Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, Кришне. Ины­ми сло­ва­ми, те, кто дей­стви­тель­но зани­ма­ет­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Вер­хов­но­му Гос­по­ду, уже осво­бо­ди­лись от всех послед­ствий сво­их про­шлых гре­хов. Под­твер­жде­ние это­му мы нахо­дим в «Пад­ма-пуране»:

апра­раб­д­ха-пха­лам папам
кутам биджам пхалонмукхам
кра­ме­на­и­ва пралийета
виш­ну-бхак­ти-ратат­ма­нам

Те, кто зани­ма­ют­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, посте­пен­но избав­ля­ют­ся от всех послед­ствий совер­шен­ных ими гре­хов: уже созрев­ших, толь­ко накоп­лен­ных, а так­же дрем­лю­щих в фор­ме семе­ни. Таким обра­зом, пре­дан­ное слу­же­ние обла­да­ет огром­ной очи­сти­тель­ной силой, за что его назы­ва­ют пави­т­рам утта­мам, чистей­шим. Утта­ма зна­чит «транс­цен­дент­ный». Тамас — это мате­ри­аль­ный мир, или цар­ство тьмы, а при­ла­га­тель­ное утта­ма зна­чит «запре­дель­ный, нахо­дя­щий­ся вне сфе­ры мате­ри­аль­ной дея­тель­но­сти». Пре­дан­ное слу­же­ние ни в коем слу­чае нель­зя счи­тать мате­ри­аль­ной дея­тель­но­стью, даже если порой кажет­ся, что дея­тель­ность пре­дан­ных не отли­ча­ет­ся от дея­тель­но­сти обык­но­вен­ных людей. Тот, кто обла­да­ет духов­ным виде­ни­ем и све­дущ в нау­ке пре­дан­но­го слу­же­ния, зна­ет, что дея­тель­ность пре­дан­ных не мате­ри­аль­на. Все их дей­ствия духов­ны и посвя­ще­ны Гос­по­ду, а пото­му не под­вер­же­ны осквер­ня­ю­ще­му вли­я­нию мате­ри­аль­ных гун.

Здесь ска­за­но, что дея­тель­ность в пре­дан­ном слу­же­нии настоль­ко совер­шен­на, что чело­век может непо­сред­ствен­но ощу­тить ее резуль­та­ты. Это дей­стви­тель­но так. Мы на соб­ствен­ном опы­те убе­ди­лись в том, что каж­дый, кто повто­ря­ет свя­тые име­на Криш­ны (Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) без оскорб­ле­ний, начи­на­ет ощу­щать духов­ное бла­жен­ство и очень быст­ро очи­ща­ет­ся от мате­ри­аль­ной сквер­ны. Это мож­но видеть. Более того, чело­век, кото­рый не толь­ко слу­ша­ет свя­тые име­на, но и ста­ра­ет­ся про­по­ве­до­вать фило­со­фию пре­дан­но­го слу­же­ния или ока­зы­ва­ет содей­ствие про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти Дви­же­ния созна­ния Криш­ны, ощу­ща­ет, как начи­на­ет духов­но раз­ви­вать­ся. Его духов­ное раз­ви­тие не зави­сит от полу­чен­но­го ранее обра­зо­ва­ния или дру­гих качеств. Метод сам по себе настоль­ко чист, что, про­сто зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, мы очищаемся.

«Бха­га­вад-гита», 9.2

 

Выде­ле­ние:

Что назы­ва­ют царем все­го зна­ния? Како­вы его глав­ные качества?

Осмыс­ле­ние

  1. Какое зна­ние назы­ва­ют самым сокро­вен­ным? Поче­му боль­шин­ство людей не подо­зре­ва­ет о нем?
  2. Какое зна­ние счи­та­ет­ся еще более сокро­вен­ным? Почему?
  3. Поче­му это зна­ние самое чистое?
  4. Поче­му оно трансцендентно?
  5. Опи­ши­те, в чем итог это­го знания?

При­ме­не­ние

Опи­ши­те пере­ме­ны, кото­рые вы испы­та­ли, при­няв созна­ние Кришны.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь упол­но­мо­чи­ва­ет пре­дан­ных проповедовать.

Вер­хов­ный Гос­подь обла­да­ет раз­но­об­раз­ны­ми энер­ги­я­ми, кото­ры­ми Он наде­ля­ет Сво­их удач­ли­вых пре­дан­ных. У Гос­по­да есть осо­бая энер­гия, при помо­щи кото­рой Он рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны. Об этом так­же гово­рит­ся в «Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Антья-лила, 7.11): криш­на-шак­ти вина нахе тара пра­вар­та­на — «не будучи упол­но­мо­чен­ным Самим Гос­по­дом Криш­ной, чело­век не может рас­про­стра­нять Его свя­тое имя». Пре­дан­но­го, кото­ро­го Гос­подь наде­лил этой силой, сле­ду­ет счи­тать очень удач­ли­вым. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, что­бы люди узна­ли о сво­ем истин­ном поло­же­нии, сво­их изна­чаль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Криш­ной. Что­бы обре­сти спо­соб­ность к это­му, чело­век полу­ча­ет от Криш­ны осо­бую силу. Гос­подь вновь явил­ся как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, что­бы побу­дить людей при­нять созна­ние Криш­ны. Одно­го осо­бо­го пре­дан­но­го Гос­подь так­же упол­но­мо­чи­ва­ет рас­ска­зать людям об их изна­чаль­ном положении.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.114, комм.

 

Вме­сте с одним из стар­ших про­по­вед­ни­ков рас­ска­жи­те о вашем визи­те по ново­му адре­су. Спро­си­те его/ее о впе­чат­ле­ни­ях от встре­чи и чему эта встре­ча научи­ла. Вы може­те попро­сить сопро­вож­дать вас на буду­щей неде­ле еще кого-то из стар­ших про­по­вед­ни­ков. Если каж­дый стар­ший про­по­вед­ник несколь­ко раз схо­дит с вами в гости, он научит­ся общать­ся с людь­ми и узна­ет, как рас­по­ло­жить их к себе. Тогда он смо­жет делать визи­ты само­сто­я­тель­но и будет брать с собой уже млад­ших про­по­вед­ни­ков, что­бы обу­чать их. Во вре­мя обсуж­де­ния про­по­ве­ди эти визи­ты сле­ду­ет пред­ва­ри­тель­но раз­би­рать во всех подробностях.

Тут же попро­си­те млад­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся об уста­нов­лен­ных на про­шед­шей неде­ле кон­так­тах. Пусть рас­ска­жут, чего им уда­лось достичь (при­гла­си­ли на про­грам­му, рас­про­стра­ни­ли кни­гу или про­сто рас­ска­за­ли кому-то о созна­нии Криш­ны и т.п.). Дай­те им зада­ние на сле­ду­ю­щую неде­лю. Если на про­по­ведь они будут брать с собой пра­сад, их уси­лия ста­нут более эффективны.

Запи­ши­те в жур­нал дан­ные о про­по­ве­ди каж­до­го из участ­ни­ков. Это помо­жет вам луч­ше рас­пла­ни­ро­вать визи­ты, учесть всех, кого нуж­но посе­тить, а так­же опре­де­лить, кого из пре­дан­ных брать с собой для обучения.

 

Пра­сад: 20 минут

Все­гда сооб­щай­те име­на пре­дан­ных, сде­лав­ших пожерт­во­ва­ние на пра­сад, осо­бен­но по каким-то осо­бым слу­ча­ям. Вдох­но­ви­те пре­дан­ных гото­вить дома какие-то про­стые сла­до­сти и раз­да­вать их дру­зьям или зна­ко­мым. Это будет для них хоро­шим слу­же­ни­ем и даст им воз­мож­ность еще боль­ше понять и оце­нить сла­ву пра­са­да. Узнай­те и рас­ска­жи­те гостям, поче­му Гос­подь Джа­ган­натха в Пури при­ни­ма­ет столь­ко пищи и поче­му в Кали-югу этот пра­сад раз­да­ют всем.