Про­ве­де­ние пик­ни­ков или дру­гих неофи­ци­аль­ных встреч по выход­ным — заме­ча­тель­ный спо­соб создать меж­ду чле­на­ми груп­пы семей­ные отно­ше­ния. Обще­ние меж­ду ними ста­нет более тес­ным, а отно­ше­ния — более лич­ност­ны­ми, неже­ли с дру­зья­ми-кар­ми. Кро­ме того, для детей это иде­аль­ный спо­соб почув­ство­вать себя в ком­па­нии пре­дан­ных более спо­кой­но и счастливо.

Пусть каж­дый доб­ро­воль­но возь­мет на себя какое-то слу­же­ние, и тогда орга­ни­за­ция подоб­ных встреч не ста­нет тяж­ким бре­ме­нем для кого-то одно­го. Вы не пожа­ле­е­те о том, что устро­и­ли этот празд­ник — в кон­це дня вы уви­ди­те, что все участ­ни­ки груп­пы пре­бы­ва­ют на вер­ху бла­жен­ства. Мож­но орга­ни­зо­вать «пик­ник в созна­нии Криш­ны» — с кир­та­ном, вайш­нав­ски­ми игра­ми или вик­то­ри­на­ми, заду­шев­ны­ми бесе­да­ми и т.д.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Праб­ху­па­ды за послед­нюю неде­лю, и попро­си­те об этом дру­гих. Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Когда вы посе­ща­е­те храм, что вам нра­вит­ся боль­ше всего?»

 

Кир­тан: 15 минут

Если кто-то из вашей груп­пы уже чита­ет 16 кру­гов, може­те поощ­рить его, попро­сив вести кир­тан (разу­ме­ет­ся, если он обу­чен это­му, и вы уве­ре­ны в его спо­соб­но­стях). Это вооду­ше­вит осталь­ных, дав им надеж­ду на даль­ней­ший духов­ный про­гресс и чув­ство удо­вле­тво­ре­ния достигнутым.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Ман­тра Харе Криш­на — вели­чай­ший дар

Рас­ска­зы­ва­ют, что одна­жды некий бед­ный брах­ман покло­нял­ся Гос­по­ду Шиве в надеж­де раз­бо­га­теть, и Гос­подь Шива посо­ве­то­вал ему пой­ти к Сана­тане Госва­ми. Брах­ман отпра­вил­ся к Сана­тане Госва­ми и ска­зал, что при­шел по сове­ту Гос­по­да Шивы, кото­рый сооб­щил ему, что Сана­та­на может дать ему самый цен­ный из даров. У Сана­та­ны был фило­соф­ский камень, кото­рый он дер­жал в куче мусо­ра. Выслу­шав прось­бу бед­но­го брах­ма­на, Сана­та­на отдал ему фило­соф­ский камень, чем неска­зан­но обра­до­вал его. Теперь, при­кос­нув­шись кам­нем к желе­зу, он мог полу­чить столь­ко золо­та, сколь­ко хотел. Одна­ко, рас­став­шись с Сана­та­ной, он поду­мал: «Если фило­соф­ский камень — самый цен­ный из даров, то поче­му Сана­та­на Госва­ми дер­жал его в куче мусо­ра?» Поэто­му он вер­нул­ся к Сана­тане Госва­ми и спро­сил у него: «Гос­по­дин, если этот камень — самая цен­ная вещь на све­те, поче­му ты дер­жал его сре­ди мусо­ра?» Сана­та­на Госва­ми отве­тил: «На самом деле, фило­соф­ский камень — дале­ко не самая цен­ная вещь. Но готов ли ты к тому, что­бы при­нять от меня самый цен­ный дар?» «О да, гос­по­дин, — ска­зал брах­ман. — Имен­но за этим меня и послал к тебе Гос­подь Шива». Тогда Сана­та­на Госва­ми велел ему выбро­сить фило­соф­ский камень в нахо­див­ший­ся непо­да­ле­ку пруд и воз­вра­тить­ся назад. Нищий брах­ман сде­лал то, что велел ему Сана­та­на, а когда он вер­нул­ся, Сана­та­на Госва­ми дал ему ман­тру Харе Криш­на. Так, по мило­сти Гос­по­да Шивы, брах­ман встре­тил­ся с вели­ким пре­дан­ным Гос­по­да Криш­ны и полу­чил посвя­ще­ние, узнав от него о маха-ман­тре: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.7.6, комм.

 

Повто­рив хором три раза Пан­ча-таттва ман­тру, вме­сте гром­ко про­чи­тай­те круг джа­пы. После это­го спро­си­те у чле­нов груп­пы, что они чув­ству­ют, повто­ряя дома восемь кру­гов джа­пы еже­днев­но. Попро­си­те одно­го или двух чело­век поде­лить­ся сво­и­ми осо­зна­ни­я­ми. Осталь­ных мож­но спра­ши­вать в тече­ние сле­ду­ю­щих недель.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния). Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопро­сов. Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

са ниш­чай­е­на йоктавйо
його ’нир­вин­на-чета­са
сан­кал­па-праб­ха­ван камамс
тйактва сар­ван ашешатах
мана­саи­вендрийа-гра­мам
виний­а­мйа самантатах

Зани­мать­ся йогой надо с реши­мо­стью и верой, нико­гда не схо­дя с избран­но­го пути. Необ­хо­ди­мо изба­вить­ся от всех без исклю­че­ния мате­ри­аль­ных жела­ний, воз­ни­ка­ю­щих в уме, и с помо­щью ума побе­дить в себе чувства.

Ком­мен­та­рий. Тот, кто зани­ма­ет­ся йогой, дол­жен обла­дать реши­мо­стью и тер­пе­ли­во про­дол­жать свои заня­тия, не схо­дя с избран­но­го пути. Он дол­жен верить, что в кон­це кон­цов достиг­нет успе­ха, и с боль­шим упор­ством про­дви­гать­ся впе­ред, не отча­и­ва­ясь, если по той или иной при­чине не смо­жет быст­ро добить­ся жела­е­мых резуль­та­тов. Если йог настой­чив и реши­те­лен, он непре­мен­ной при­дет к наме­чен­ной цели. Рупа Госва­ми говорит:

утса­хан ниш­чай­ад дха­и­рй­ат
тат-тат-кар­ма-пра­вар­та­нат
сан­га-тйа­гат сато вриттех
шадб­хир бхак­тих прасидхйати

«Тот, кто с неосла­бе­ва­ю­щим энту­зи­аз­мом, упор­ством и реши­мо­стью выпол­ня­ет свои обя­зан­но­сти в пре­дан­ном слу­же­нии, обща­ет­ся с пре­дан­ны­ми и зани­ма­ет­ся исклю­чи­тель­но дея­тель­но­стью в гуне бла­го­сти, непре­мен­но достиг­нет успе­ха на пути бхак­ти-йоги» («Упа­де­шамри­та», 3).

Что каса­ет­ся реши­мо­сти, то йог дол­жен сле­до­вать при­ме­ру воро­бьи­хи. Воро­бьи­ха отло­жи­ла яйца на бере­гу оке­а­на, но их унес мор­ской при­лив. Охва­чен­ная горем, она ста­ла про­сить оке­ан вер­нуть ей про­па­жу. Но тот остал­ся без­участ­ным к ее моль­бам. Тогда воро­бьи­ха реши­ла осу­шить оке­ан. Сво­им малень­ким клю­вом она при­ня­лась по кап­ле вычер­пы­вать из него воду, и все вокруг сме­я­лись над её неве­ро­ят­ной реши­мо­стью. Мол­ва об этом раз­ле­те­лась по все­му све­ту и дошла до Гару­ды, гигант­ской пти­цы, нося­щей на спине Гос­по­да Виш­ну. Сжа­лив­шись над сво­ей малень­кой сест­рой, Гару­да при­ле­тел на берег оке­а­на. Вос­хи­щен­ный её упор­ством, он пообе­щал помочь ей. Он тут же велел оке­а­ну вер­нуть воро­бьи­хе яйца, при­гро­зив, что ина­че сам возь­мет­ся вычер­пы­вать воду. Испу­гав­шись этой угро­зы, оке­ан тот­час пови­но­вал­ся. Так воро­бьи­ха по мило­сти Гару­ды сно­ва ста­ла счаст­ли­вой. Подоб­но это­му, заня­тия йогой, осо­бен­но бхак­ти-йогой, могут казать­ся нам очень труд­ны­ми. Но если чело­век со всей реши­мо­стью сле­ду­ет пра­ви­лам бхак­ти-йоги, Гос­подь непре­мен­но при­дет к нему на помощь, ибо Бог помо­га­ет тому, кто помо­га­ет себе сам.

«Бха­га­вад-гита», 6.24

 

Выде­ле­ние

Како­вы состав­ля­ю­щие успе­ха в духов­ной жизни?

Осмыс­ле­ние

  1. На при­ме­ре с воро­бьи­хой объ­яс­ни­те, сколь реши­тель­ны­ми мы долж­ны быть в духов­ной жиз­ни, несмот­ря на все препятствия.
  2. Поче­му, если мы настой­чи­вы, нам гаран­ти­ро­ван успех на духов­ном пути?

При­ме­не­ние

Рас­ска­жи­те о пре­пят­стви­ях, с кото­ры­ми вы столк­ну­лись в прак­ти­ке созна­ния Криш­ны. Как вы их пре­одо­ле­ли? Если еще не пре­одо­ле­ли, рас­ска­жи­те и об этом.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Пре­дан­ный про­по­ве­ду­ет созна­ние Криш­ны из состра­да­ния к материалистам

Долг после­до­ва­те­лей Маха­ра­джи Прахла­ды — объ­яс­нять всем окру­жа­ю­щим, как раз­вить в себе созна­ние Криш­ны и обре­сти под­лин­ное сча­стье. Мате­ри­а­ли­сты тру­дят­ся ради пре­хо­дя­щих благ, но те, кто, как Маха­ра­джа Прахла­да, глу­бо­ко постиг духов­ную нау­ку, не счи­та­ют мир­скую жизнь чем-то при­вле­ка­тель­ным. Они хотят воз­вы­сить­ся до веч­ной жиз­ни, испол­нен­ной зна­ния и бла­жен­ства. И посколь­ку Криш­на все­гда состра­да­те­лен к пад­шим душам, Его слу­ги, пре­дан­ные Криш­ны, тоже пол­ны к ним состра­да­ния и пото­му стре­мят­ся при­ве­сти их на путь созна­ния Криш­ны. Пре­дан­ные с улыб­кой взи­ра­ют на дея­тель­ность мате­ри­а­ли­стич­ных людей, пони­мая, что она не име­ет ника­ко­го смыс­ла и что те, кто ею зани­ма­ют­ся, пре­бы­ва­ют в заблуж­де­нии. Но из состра­да­ния к таким людям пре­дан­ные широ­ко про­по­ве­ду­ют уче­ние «Бха­га­вад-гиты».

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.5.55

 

Так как боль­шин­ство пре­дан­ных уже достиг­ли уров­ня криш­на-садх­а­ка, мож­но воз­ло­жить на них боль­ше про­по­вед­ни­че­ских обя­за­тельств. Стар­шим чле­нам груп­пы мож­но дать сле­ду­ю­щие зада­ния: обзва­ни­вать новых участ­ни­ков про­грам­мы «Вет­ви бхак­ти»; осве­дом­лять­ся в тече­ние неде­ли об их бла­го­по­лу­чии, посте­пен­но вдох­нов­ляя их повто­рять джа­пу; ходить к ним в гости, что­бы пооб­щать­ся и вооду­ше­вить. Млад­шие же могут пытать­ся при­гла­шать на про­грам­мы сво­их кол­лег по рабо­те, сосе­дей, дру­зей, род­ствен­ни­ков и т.д.

Обсу­див про­по­ведь, про­ве­ден­ную за послед­нюю неде­лю, раз­дай­те участ­ни­кам груп­пы пору­че­ния на сле­ду­ю­щую и запи­ши­те их. Спро­си­те пре­дан­ных о пла­нах про­по­ве­ди на сле­ду­ю­щую неде­лю и дай­те новые зада­ния. Обсу­ди­те все сомне­ния и вопро­сы, воз­ник­шие отно­си­тель­но про­по­ве­ди. Вы може­те так­же вовлечь всех участ­ни­ков груп­пы в рас­про­стра­не­ние книг, пред­ло­жив им рас­про­стра­нять их дру­зьям и знакомым.

 

Пра­сад: 20 минут

Пусть чле­ны груп­пы сами пол­но­стью орга­ни­зу­ют раз­да­чу пра­са­да. Они могут выпол­нять это слу­же­ние по оче­ре­ди, чере­ду­ясь каж­дую неде­лю. Тогда это не будет посто­ян­ной забо­той кого-то одно­го и даст воз­мож­ность каж­до­му участ­во­вать в этом слу­же­нии. Но не нуж­но нико­го застав­лять, ищи­те доб­ро­воль­цев. Если дети вызы­ва­ют­ся читать ман­тры перед пра­са­дом, мож­но поз­во­лить им сде­лать это. Пре­дан­ные долж­ны повто­рять за ними каж­дую стро­ку. Во вре­мя пра­са­да вы може­те пооб­щать­ся с чле­на­ми группы.

Поин­те­ре­суй­тесь у пре­дан­ных, гото­вят ли они пищу для Гос­по­да и пред­ла­га­ют ли Ему перед тем, как есть самим. Вдох­нов­ляй­те их на это. Если кто-то дела­ет это посто­ян­но, выра­зи­те ему свое одоб­ре­ние — это боль­шой шаг впе­ред в их духов­ной жиз­ни. Научи­те их пред­ла­гать бхо­гу изоб­ра­же­нию Божеств, если не сде­ла­ли это­го рань­ше. Рас­ска­жи­те им, как и в каком созна­нии гото­вить для Господа.

Поде­ли­тесь с ними рецеп­та­ми веге­та­ри­ан­ских блюд, не содер­жа­щих лука и чес­но­ка. Може­те попро­сить поде­лить­ся ими дру­гих. Пусть кто-нибудь из пре­дан­ных собе­рет рецеп­ты, запи­шет или рас­пе­ча­та­ет их, а потом раз­даст всем участ­ни­кам программы.