Образовательные программы для членов группы позволят им глубже изучить книги Шрилы Прабхупады. Напомним, проводятся они в день, когда нет программы бхакти-врикша. Можно начать с «Бхагавад-гиты», с первой главы, изучая стих за стихом. Вслух прочитайте построчно санскритский текст с переводом, а преданные пусть повторяют. Комментарий они должны читать по очереди. Каждый участник читает один абзац, после чего преданные повторяют основные положения. Затем, по необходимости, сами объясните комментарий и поделитесь своими соображениями по поводу того, как применить это знание на практике.
Шастры «оживают» для преданных, когда есть возможность обсудить их с другими. Это прививает им вкус к изучению книг Шрилы Прабхупады. Это очень важно при обучении серьезных проповедников и лидеров. Кроме того, благодаря этому во время программ они начнут активнее участвовать в сат-санге и обсуждении философии.
Тот, кто проводит эти образовательные программы, должен, по возможности, предварительно пройти курс «Бхакти-шастры» или, по крайней мере, хорошо знать «Бхагавад-гиту». Однако, если это невозможно, вы можете сами проводить эти занятия и вместе изучать «Бхагавад-гиту» с комментариями Шрилы Прабхупады. Контрольные по пройденным главам можно устраивать на самом занятии, на программе вйуха или же проводить ради этого отдельные встречи. Это усилит в преданных желание изучать «Бхагавад-гиту».
Сат-санга: 15 минут
Расскажите об интересных и полезных моментах, найденных вами в книгах Шрилы Прабхупады за последнюю неделю, и попросите об этом других. Тех, кто появился в группе недавно или по каким-либо причинам еще не читает книги, вы можете спросить: «Что вам дороже всего в жизни?»
Киртан: 15 минут
Постоянные члены группы к этому времени уже должны научиться вести киртан. Вы можете добавить в свой киртан еще несколько простых мелодий и учить членов группы играть на караталах, мриданге и т.д. Раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце. Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
В отличие от имен обычных живых существ, имя Кришны неотлично от Него Самого.
Господь Чаитанйа сказал брахману: «Святое имя Господа, Его облик и личность — едины и неотличны. Между ними нет разницы. Поскольку все они абсолютны, они исполнены трансцендентного блаженства. Нет разницы между телом Кришны и Им Самим. Так же нет разницы между Им и Его именем. Что же касается обусловленных душ, у них все отдельно. Их имена отличны от тела, от изначального облика и т.д. Святое имя Кришны, Его трансцендентные качества и игры, как и Он Сам, равноправны. Все это духовно и исполнено блаженства».
Имя Кришны и Сам Кришна духовны. Все, связанное с Кришной, трансцендентно, исполнено блаженства и реально. Что же до обусловленного существа — его тело, как и имя, данное ему при рождении, отлично от души. Обусловленное живое существо отождествляет себя с материальными объектами, и это мешает ему достичь своего истинного положения. Хотя оно — вечный слуга Кришны, действует оно совсем иначе.
Сварупу, истинное «Я» живого существа, Шри Чайтанья Махапрабху описал так: дживера ‘сварупа’ хайа кришнера ‘нитйа-даса’ [Шри Чаитанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила, 20.108]. Обусловленная душа забыла о деятельности, свойственной ее изначальному положению. Но в случае с Кришной все обстоит иначе. Имя Кришны и Его личность идентичны. Для Кришны не существует майи, поскольку Он — не создание материи. Нет разницы между телом Кришны и Его душой. Кришна — душа и тело одновременно. Разница между душой и телом существует только для обусловленных душ.
Тело обусловленного существа отлично от души, а имя — отлично от тела. Допустим, человека зовут мистер Джон. Если мы позовем его по имени, он может и не появиться. Но когда мы произносим имя Кришны, Он тут же проявляется у нас на языке.
В «Падма-пуране» Кришна говорит: мад-бхакта йатра гайанти татра тиштхами нарада — «О Нарада, Я — там, где преданные повторяют Мое имя». Когда преданные повторяют святое имя Кришны — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — Господь Кришна тут же приходит.
Шри Чаитанйа-чаритамрита, Мадхья-лила, 17.131–32, 135
Повторив хором три раза Панча-таттва мантру, вместе громко прочитайте круг джапы. После этого спросите у членов группы, что они чувствуют, повторяя дома восемь кругов джапы ежедневно. Попросите одного или двух человек поделиться своими осознаниями. Остальных можно спрашивать в течение следующих недель.
Обсуждение философии: 45 минут
Если в группе есть новички, следует дать им краткое введение в сознание Кришны и вкратце объяснить, чем вы занимались до сих пор. Лучше будет, если они пройдут программу первой недели. Если таких несколько, вы можете организовать для них отдельное обсуждение. Это не должно вызвать затруднений, так как другие гости разбиваются на группы, как описано ниже.
Разделите преданных на 2–3 группы, и пусть каждая рассядется в кружок. Проследите, чтобы группы были примерно одинаковы по количеству старших, младших и новых преданных. Раздайте всем листы с текстом для обсуждения и попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен способствовать включению в дискуссию всех участников группы, каждого воодушевляя отвечать на заданные вопросы. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только выделения и осмысления).
Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка». После этого можно попросить каждого из них по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Чтобы проиллюстрировать данную тему, можно рассказать об играх Господа и Его преданных, событиях в современном мире и т.п.
Текст для обсуждения
брахмарпанам брахма хавир
брахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйам
брахма-карма-самадхина
Человек, целиком погруженный в мысли обо Мне, непременно достигнет духовного царства, ибо полностью отдает себя духовной деятельности, в которой и жертвенный огонь, и все, что приносится в жертву, обладает одной и той же духовной природой, природой Абсолюта.
Комментарий. В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны приводит человека к духовному совершенству. Есть много разных видов деятельности в сознании Кришны, и все они будут описаны в последующих стихах. Здесь же сформулирован сам принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленная душа, оскверненная соприкосновением с материей, вынуждена действовать в материальном мире. Однако ей необходимо вырваться из материального плена. Это можно сделать с помощью сознания Кришны. Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления молока, можно вылечить другим молочным продуктом — простоквашей. Подобно этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно исцелить, заняв деятельностью в сознании Кришны, описанной в «Бхагавад-гите». Этот метод обычно называют йаджней (ягьей, жертвоприношением), т.е. деятельностью, единственная цель которой — удовлетворение Вишну, или Кришны. Чем больше живых существ в материальном мире будут действовать в сознании Кришны, т.е. только ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет атмосфера этого мира, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны.
Слово брахма (Брахман) значит «духовный». Господь духовен по природе, поэтому лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджйоти, Его духовным сиянием. Все сущее покоится в брахмаджйоти, но, когда это джйоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий, его называют материальным. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны. Все, что приносится на огонь сознания Кришны, сам жертвенный огонь, или тот, кто принимает подношение, процесс принятия, человек, совершающий подношение, а также конечный результат — все это, вместе взятое, является Брахманом, или Абсолютной Истиной. Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Но материя, используемая в служении изначальной Абсолютной Истине, возвращается в свое исходное духовное состояние. Сознание Кришны — это метод, позволяющий преобразовать иллюзорное сознание в Брахман, Абсолют. Когда ум полностью погружен в сознание Кришны, он находится в состоянии транса (самадхи). Любое действие, совершенное в этом духовном сознании, называют йаджней (ягьей), жертвоприношением Абсолюту. Благодаря духовному сознанию жертвователь, подношение, принятие жертвенного дара, жрец, или тот, кто непосредственно совершает жертвоприношение, а также конечный результат жертвоприношения — все становится тождественным Абсолюту, Верховному Брахману. В этом суть метода сознания Кришны.
Бхагавад-гита, 4.24
Выделение
Что требуется для возвращения в духовный мир?
Осмысление
- Опишите материальное сознание.
- Опишите, как устраняется покров материи, приведите пример.
- Как деятельность в сознании Кришны становится абсолютной по своей природе?
- Каково совершенное жертвоприношение Абсолюту?
Применение
Как мы можем совершенствовать наше сознание Кришны, чтобы вся наша деятельность становилась более и более духовной?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте следующий отрывок.
Проповедь — это сущность
Господь доволен проповедником, проявляющим терпимость и милосердие.
Господь очень доволен Своим преданным, который, общаясь с другими людьми, проявляет терпение, милосердие, дружелюбие и беспристрастие.
Комментарий. Возвышенный преданный, достигший второй ступени совершенства в духовной практике, обязан вести себя так, как предписывает этот стих. Иногда преданным приходится страдать от нападок враждебно настроенных людей, поэтому здесь говорится, что продвинутый преданный должен быть терпеливым. Он также должен проявлять милосердие к невинным, но заблуждающимся людям. Милосердие преданного проявляется в том, что он проповедует невинным людям, помогая им встать на путь преданного служения. По природе все мы — вечные слуги Бога, поэтому долг преданного — пробуждать дремлющее в каждом человеке сознание Кришны. В этом проявляется милосердие преданного. В целом же на каждое живое существо он должен смотреть как на частицу Верховного Господа. Различные живые существа имеют тела разных видов и форм, однако, согласно «Бхагавад-гите», человек, обладающий подлинным знанием, одинаково относится ко всем живым существам. Преданный, проявляющий эти качества в общении с другими людьми, очень дорог Господу.
Шримад-Бхагаватам, 6.2.36–37, комм.
Так как большинство преданных уже достигли уровня кришна-садхака, можно возложить на них больше проповеднических обязательств. Старшим членам группы можно дать следующие задания: обзванивать новых участников программы «Ветви бхакти»; осведомляться в течение недели об их благополучии, постепенно вдохновляя их повторять джапу; ходить к ним в гости, чтобы пообщаться и воодушевить.
Младшие же могут пытаться приглашать на проповеднические программы, праздники или программы вйуха своих коллег по работе, соседей, друзей, родственников и т.д. После небольшой подготовительной работы их можно подключить к одной из других существующих групп бхакти-врикши (если они не переполнены). В противном случае, следует подождать, пока в течение 24 недель появятся новые лидеры, способные вести новые группы бхакти-врикши, и кого-то можно будет пригласить туда.
Обсудив проповедь, проведенную за последнюю неделю, раздайте участникам группы поручения на следующую и запишите их. Спросите преданных о планах проповеди на следующую неделю и дайте новые задания. Обсудите все сомнения и вопросы, возникшие относительно проповеди.
Вы можете также вовлечь всех участников группы в распространение книг, записей киртанов и лекций, прасада и благовоний, предложив им распространять их друзьям и знакомым.
Прасад: 20 минут
Пусть члены группы сами полностью организуют раздачу прасада. Они могут выполнять это служение по очереди, чередуясь каждую неделю. Тогда это не будет постоянной заботой кого-то одного и даст возможность каждому участвовать в этом служении. Но не нужно никого заставлять, ищите добровольцев.
Если дети вызываются читать мантры перед прасадом, можно позволить им сделать это. Преданные должны повторять за ними каждую строку.
Во время прасада вы можете пообщаться с членами группы.
Поинтересуйтесь у преданных, готовят ли они пищу для Господа и предлагают ли Ему перед тем, как есть самим. Вдохновляйте их на это. Если кто-то делает это постоянно, выразите ему свое одобрение — это большой шаг вперед в их духовной жизни. Научите их предлагать бхогу изображению Божеств, если не сделали этого раньше. Расскажите им, как и в каком сознании готовить для Господа.
Поделитесь с ними рецептами вегетарианских блюд, не содержащих лука и чеснока. Можете попросить поделиться ими других. Пусть кто-нибудь из преданных соберёт рецепты, запишет или распечатает их, а потом раздаст всем участникам программы.