Вы должны мягко вдохновлять участников группы продолжать прилагать усилия для духовного продвижения. Сейчас это особенно важно, поскольку приближается момент, когда большинству из них нужно будет принять обязательства следующего уровня программы «Шикша» — «Кришна-садхака».
Поскольку этот уровень включает в себя окончательный отказ от мясоедения, принятия одурманивающих веществ и т.д., особенную важность также приобретают визиты домой к участникам группы, и прежде всего к тем, кто больше других нуждается в вашей заботе. Но не требуйте ничего, а ненавязчиво направляйте; и конечно, не отказывайтесь слушать, если они рассказывают вам о своих трудностях, и по мере возможности помогайте советом. Ваш приход принесет им радость, если будет выглядеть как проявление искренней заботы, а не назойливое вторжение.
Ваши усилия со временем принесут плоды — когда они примут новый уровень духовных обязательств, а пришедшее ощущение духовного счастья поможет им с легкостью оставить сомнительные удовольствия материального мира.
Объявите о проведении на следующей неделе программы «Вьюха». Обсудите и распределите служение. Договоритесь с другими лидерами групп бхакти-врикши, а также с лидером сектора.
Сат-санга: 15 минут
Расскажите об интересных и полезных моментах, найденных вами в книгах Шрилы Прабхупады за последнюю неделю, и попросите об этом других. Обычно людям нравится рассказывать о своих осознаниях, особенно если вся группа внимательно слушает их.
Тех, кто появился в группе недавно или по каким-либо причинам еще не читает книги, вы можете спросить: «Каким было наиболее трудное дело, которым вам приходилось заниматься в сознании Кришны? Почему это было так трудно для вас?».
Киртан: 15 минут
Постоянные члены группы к этому времени уже наверняка выучили основные мелодии киртана. Вы можете добавить в свой киртан еще несколько простых мелодий и учить членов группы играть на караталах, мриданге и т.д.
Раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты»:
Шри Намамрита — нектар святого имени
В этом мире есть три категории людей: освобожденные души, те, кто пытается обрести освобождение, и те, кто запутался в чувственных наслаждениях. Те, кто уже освобожден, повторяют и слушают святое имя Господа, прекрасно зная, что прославление Господа — единственный способ оставаться на трансцендентном уровне. Те, кто пытается освободиться, то есть относится ко второй категории, могут считать повторение и слушание святого имени Господа методом, позволяющим обрести освобождение, и они тоже будут получать трансцендентное удовольствие, повторяя святое имя Господа. Что же касается карми и тех, кто потворствует прихотям своих чувств, то и они могут слушать о деяниях Господа, например, о том, как Он участвовал в сражении на Курукшетре и танцевал с гопи во Вриндаване.
Итак, все — и мумукшу, и вимукты, и карми — должны прославлять Господа и слушать о Его славе. Это принесет пользу каждому.
Хотя звуковая вибрация, описывающая трансцендентные качества Господа, одинаково благотворна для всех, муктам, освобожденным душам, она доставляет особое удовольствие. В двенадцатом стихе третьей главы Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что чистые преданные, у которых не осталось материальных желаний, полностью предаются лотосным стопам Господа, поэтому они всегда погружены в океан блаженства, повторяя и слушая святое имя Господа. В этом стихе говорится, что таких преданных, как Нарада и другие жители Шветадвипы, всегда можно видеть поющими святое имя Господа, потому что благодаря этому пению они всегда и внешне, и внутренне испытывают блаженство. Мумукшу, те, кто желает освободиться, не зависят от чувственных наслаждений. Вместо этого они стараются полностью сосредоточиться на повторении святого имени Господа, чтобы обрести освобождение. Карми любят услаждать свои уши и сердце, и, хотя им иногда нравится прославлять Господа или слушать о Его величии, они не делают это в открытую. Но преданные всегда с искренним энтузиазмом слушают, поют и вспоминают о деяниях Господа.
«Шримад-Бхагаватам», 10.1.69 (дополнительные замечания к главе 1)
Спросите самых энтузиастичных участников группы об их осознаниях относительно повторения джапы за прошедшую неделю, а также, на сколько кругов больше они читают теперь. Затем задайте вопрос остальным: «Кто-то еще хочет рассказать о своей джапе?» Если желающих нет, не расстраивайтесь. Вы можете расспросить их позже, наедине или в менее официальной обстановке. Только интересуйтесь не слишком настойчиво, рассказывать вам что-то или нет — их выбор. Еще раз расскажите, как можно увеличить количество кругов, добавляя по одному в неделю.
Как спрашивать, так и вдохновлять нужно как можно аккуратнее, следя за настроением участников группы и их желанием духовно прогрессировать. Хотя повторять Харе Кришна — легко и естественно для каждого, кому-то, кто находится еще в самом начале духовного пути, возможно, трудно бороться с умом и материальными привязанностями. И несмотря на то, что вы уверены, что делаете все ради их же блага, им может показаться, что вы требуете слишком многого; будьте осторожны.
Но не унывайте, если видите, что кто-то прогрессирует не так быстро, как хотелось бы. Радуйтесь даже маленькому их успеху, как родители радуются любому шагу в развитии своего ребенка, даже если он отстает от других.
Обсуждение философии: 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим, чтобы те глубже и яснее поняли предмет обсуждения и давали правильные ответы.
На практические вопросы (из раздела «Применение») лучше попросить ответить каждого. Это самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут. Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой. Если в вашей группе уже более десяти участников, разделите их на 2 группы. Попросите самого старшего преданного в каждой из групп взять на себя роль «председателя».
Лидер должен задавать тон обсуждению. Наблюдайте за тем, как идет обсуждение в каждой группе, чтобы убедиться, что все участники группы участвуют в дискуссии. Пусть лидеры запишут основные моменты (это касается только «выделения» и «осмысления»). Затем вновь рассадите кругом всю группу. Попросите каждого из «председателей» зачитать вслух ответы своего «кружка». После этого, как обычно, попросите всех по очереди рассказать о практическом применении обсуждаемых вопросов. Преимущества такого разделения: в маленькой группе преданным легче «раскрыться», начинается обучение будущих лидеров, на обсуждение уходит меньше времени.
Текст для обсуждения:
трибхир гуна-майаир бхаваир
эбхих сарвам идам джагат
мохитам набхиджанати
мам эбхйах парам авйайам
Ввергнутый в иллюзию тремя гунами природы [благостью, страстью и невежеством], весь мир не знает Меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого.
Комментарий. Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Те, кто находится под их влиянием, не понимают, что Верховный Господь, Кришна, запределен материальному миру.
Каждое живое существо, подвластное материальной природе, обладает определенным типом тела, а также психическими и физиологическими особенностями, определяющими характер его деятельности. Люди, действующие под влиянием трех гун, делятся на четыре группы. Людей в гуне благости называют брахманами, людей в гуне страсти — кшатриями, тех, кто находится под смешанным влиянием гун страсти и невежества, называют вайшьями, а людей, целиком находящихся в гуне невежества, — шудрами. Ниже их стоят животные, а также люди, ведущие животный образ жизни. Впрочем, принадлежность к этим группам не является постоянной. Кем бы я ни был — брахманом, кшатрием, вайшьей и т. д., — моя нынешняя жизнь не будет длиться вечно. Но, хотя жизнь не вечна и мы не знаем, кем станем в следующей жизни, околдованные иллюзорной энергией, мы отождествляем себя с материальным телом и считаем себя американцами, индийцами, русскими или же брахманами, индусами, мусульманами и т.д. Попав в сети гун материальной природы, мы забываем Верховного Господа, стоящего над гунами. Поэтому Господь Кришна говорит, что живые существа, ввергнутые в иллюзию тремя гунами природы, не понимают, что за материальным мирозданием стоит Верховная Личность Бога.
Есть много видов живых существ: люди, полубоги, животные и т.д. Все они находятся во власти материальной природы, и все они забыли трансцендентную Личность Бога. Люди, находящиеся под влиянием гун страсти и невежества, и даже люди в гуне благости, не могут подняться выше понимания Aбсолютной Истины как безличного Брахмана. Они приходят в недоумение, когда слышат, что Верховный Господь — это личность, в полной мере обладающая красотой, богатством, знанием, силой, славой и самоотречением. Если даже люди в гуне благости не способны осознать личностный аспект Aбсолютной Истины, что тогда говорить о тех, кто находится под влиянием гун страсти и невежества? Сознание Кришны неподвластно гунам материальной природы, и тот, кто действительно обладает им, является воистину освобожденной душой.
«Бхагавад-гита», 7.13
Выделение
Перечислите три гуны материальной природы. Расскажите о типах людей, находящихся под преобладающим влиянием каждой гуны.
Осмысление
- Почему телесные обозначения не имеют значения? О чем они заставляют нас забыть?
- Как человек в гуне благости понимает Абсолютную Истину?
- Почему важно быть в сознании Кришны?
Применение
Какие гуны влияют на вас в течение дня, и как вы себя чувствуете под влиянием каждой из них? Когда вы чувствуете счастье в сознании Кришны?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Вопреки указанию Господа Чайтаньи, некоторые из Его нынешних «последователей» никогда не выходят проповедовать.
Господь Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы движение санкиртаны, которое началось более пятисот лет назад в Навадвипе, распространилось по миру, неся благо всему человечеству. К сожалению, многие так называемые последователи Чайтаньи Махапрабху ограничиваются тем, что строят храмы и под предлогом служения Божествам собирают пожертвования только для того, чтобы у них было что есть и где спать. Такие люди и не думают о том, чтобы проповедовать учение Шри Чайтаньи Махапрабху по всему миру. Мало того, что они сами не способны проповедовать, они враждебно относятся к каждому, кто занимается подобной деятельностью. Таковы современные последователи Господа Чайтаньи Махапрабху. Влияние века Кали настолько сильно, что затрагивает даже так называемых последователей Господа Чайтаньи. По крайней мере, те, кто следует по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, должны отправиться за пределы Индии, чтобы проповедовать Его учение по всему миру, ибо такова миссия Господа Чайтаньи. Последователи Господа Чайтаньи должны выполнять Его волю, вкладывая в это всю свою душу, всегда оставаясь терпеливее дерева и смиреннее соломы, рассыпанной на дороге.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 9.47
Взращивайте дух проповеди в участниках группы. Это необходимо, поскольку обогащает их духовную жизнь и дает вдохновение прогрессировать самим. Следите, чтобы в Обсуждении проповеди всегда были: рассказ о вашей собственной проповеди, отчет участников группы о выполнении заданий, рассеивание сомнений, обучение — как правильно себя вести, как отвечать на вопросы и т.п. Обязательно раздавайте задания на следующую неделю.
Следите за тем, как выполняются данные вами задания, и давайте больше, если видите в преданном энтузиазм проповедовать. Вдохновляйте всех и благодарите даже за небольшие усилия — благодаря такой поддержке их желание проповедовать усилится.
Прасад: 20 минут
Правильное отношение к прасаду ускоряет прогресс в сознании Кришны. Нужно почитать прасад, а не наслаждать свои чувства.
Вдохновляйте участников группы спонсировать прасад по случаю дня рождения или других важных событий в их жизни. Кришна оценит их служение!
Воодушевляйте их готовить и предлагать пищу Кришне также и дома.