Вы долж­ны мяг­ко вдох­нов­лять участ­ни­ков груп­пы про­дол­жать при­ла­гать уси­лия для духов­но­го про­дви­же­ния. Сей­час это осо­бен­но важ­но, посколь­ку при­бли­жа­ет­ся момент, когда боль­шин­ству из них нуж­но будет при­нять обя­за­тель­ства сле­ду­ю­ще­го уров­ня про­грам­мы «Шик­ша» — «Криш­на-садх­а­ка».

Посколь­ку этот уро­вень вклю­ча­ет в себя окон­ча­тель­ный отказ от мясо­еде­ния, при­ня­тия одур­ма­ни­ва­ю­щих веществ и т.д., осо­бен­ную важ­ность так­же при­об­ре­та­ют визи­ты домой к участ­ни­кам груп­пы, и преж­де все­го к тем, кто боль­ше дру­гих нуж­да­ет­ся в вашей забо­те. Но не тре­буй­те ниче­го, а нена­вяз­чи­во направ­ляй­те; и конеч­но, не отка­зы­вай­тесь слу­шать, если они рас­ска­зы­ва­ют вам о сво­их труд­но­стях, и по мере воз­мож­но­сти помо­гай­те сове­том. Ваш при­ход при­не­сет им радость, если будет выгля­деть как про­яв­ле­ние искрен­ней забо­ты, а не назой­ли­вое вторжение.

Ваши уси­лия со вре­ме­нем при­не­сут пло­ды — когда они при­мут новый уро­вень духов­ных обя­за­тельств, а при­шед­шее ощу­ще­ние духов­но­го сча­стья помо­жет им с лег­ко­стью оста­вить сомни­тель­ные удо­воль­ствия мате­ри­аль­но­го мира.

Объ­яви­те о про­ве­де­нии на сле­ду­ю­щей неде­ле про­грам­мы «Вью­ха». Обсу­ди­те и рас­пре­де­ли­те слу­же­ние. Дого­во­ри­тесь с дру­ги­ми лиде­ра­ми групп бхак­ти-врик­ши, а так­же с лиде­ром сектора.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Рас­ска­жи­те об инте­рес­ных и полез­ных момен­тах, най­ден­ных вами в кни­гах Шри­лы Праб­ху­па­ды за послед­нюю неде­лю, и попро­си­те об этом дру­гих. Обыч­но людям нра­вит­ся рас­ска­зы­вать о сво­их осо­зна­ни­ях, осо­бен­но если вся груп­па вни­ма­тель­но слу­ша­ет их.

Тех, кто появил­ся в груп­пе недав­но или по каким-либо при­чи­нам еще не чита­ет кни­ги, вы може­те спро­сить: «Каким было наи­бо­лее труд­ное дело, кото­рым вам при­хо­ди­лось зани­мать­ся в созна­нии Криш­ны? Поче­му это было так труд­но для вас?».

 

Кир­тан: 15 минут

Посто­ян­ные чле­ны груп­пы к это­му вре­ме­ни уже навер­ня­ка выучи­ли основ­ные мело­дии кир­та­на. Вы може­те доба­вить в свой кир­тан еще несколь­ко про­стых мело­дий и учить чле­нов груп­пы играть на кара­та­лах, мри­дан­ге и т.д.

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты»:

Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

В этом мире есть три кате­го­рии людей: осво­бож­ден­ные души, те, кто пыта­ет­ся обре­сти осво­бож­де­ние, и те, кто запу­тал­ся в чув­ствен­ных насла­жде­ни­ях. Те, кто уже осво­бож­ден, повто­ря­ют и слу­ша­ют свя­тое имя Гос­по­да, пре­крас­но зная, что про­слав­ле­ние Гос­по­да — един­ствен­ный спо­соб оста­вать­ся на транс­цен­дент­ном уровне. Те, кто пыта­ет­ся осво­бо­дить­ся, то есть отно­сит­ся ко вто­рой кате­го­рии, могут счи­тать повто­ре­ние и слу­ша­ние свя­то­го име­ни Гос­по­да мето­дом, поз­во­ля­ю­щим обре­сти осво­бож­де­ние, и они тоже будут полу­чать транс­цен­дент­ное удо­воль­ствие, повто­ряя свя­тое имя Гос­по­да. Что же каса­ет­ся кар­ми и тех, кто потвор­ству­ет при­хо­тям сво­их чувств, то и они могут слу­шать о дея­ни­ях Гос­по­да, напри­мер, о том, как Он участ­во­вал в сра­же­нии на Курук­шет­ре и тан­це­вал с гопи во Вриндаване.

Итак, все — и мумук­шу, и вимук­ты, и кар­ми — долж­ны про­слав­лять Гос­по­да и слу­шать о Его сла­ве. Это при­не­сет поль­зу каждому.

Хотя зву­ко­вая виб­ра­ция, опи­сы­ва­ю­щая транс­цен­дент­ные каче­ства Гос­по­да, оди­на­ко­во бла­го­твор­на для всех, мук­там, осво­бож­ден­ным душам, она достав­ля­ет осо­бое удо­воль­ствие. В две­на­дца­том сти­хе тре­тьей гла­вы Вось­мой пес­ни «Шри­мад-Бха­га­ва­там» объ­яс­ня­ет­ся, что чистые пре­дан­ные, у кото­рых не оста­лось мате­ри­аль­ных жела­ний, пол­но­стью пре­да­ют­ся лотос­ным сто­пам Гос­по­да, поэто­му они все­гда погру­же­ны в оке­ан бла­жен­ства, повто­ряя и слу­шая свя­тое имя Гос­по­да. В этом сти­хе гово­рит­ся, что таких пре­дан­ных, как Нара­да и дру­гие жите­ли Шве­та­дви­пы, все­гда мож­но видеть пою­щи­ми свя­тое имя Гос­по­да, пото­му что бла­го­да­ря это­му пению они все­гда и внешне, и внут­ренне испы­ты­ва­ют бла­жен­ство. Мумук­шу, те, кто жела­ет осво­бо­дить­ся, не зави­сят от чув­ствен­ных насла­жде­ний. Вме­сто это­го они ста­ра­ют­ся пол­но­стью сосре­до­то­чить­ся на повто­ре­нии свя­то­го име­ни Гос­по­да, что­бы обре­сти осво­бож­де­ние. Кар­ми любят услаж­дать свои уши и серд­це, и, хотя им ино­гда нра­вит­ся про­слав­лять Гос­по­да или слу­шать о Его вели­чии, они не дела­ют это в откры­тую. Но пре­дан­ные все­гда с искрен­ним энту­зи­аз­мом слу­ша­ют, поют и вспо­ми­на­ют о дея­ни­ях Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 10.1.69 (допол­ни­тель­ные заме­ча­ния к гла­ве 1)

 

Спро­си­те самых энту­зи­а­стич­ных участ­ни­ков груп­пы об их осо­зна­ни­ях отно­си­тель­но повто­ре­ния джа­пы за про­шед­шую неде­лю, а так­же, на сколь­ко кру­гов боль­ше они чита­ют теперь. Затем задай­те вопрос осталь­ным: «Кто-то еще хочет рас­ска­зать о сво­ей джа­пе?» Если жела­ю­щих нет, не рас­стра­и­вай­тесь. Вы може­те рас­спро­сить их поз­же, наедине или в менее офи­ци­аль­ной обста­нов­ке. Толь­ко инте­ре­суй­тесь не слиш­ком настой­чи­во, рас­ска­зы­вать вам что-то или нет — их выбор. Еще раз рас­ска­жи­те, как мож­но уве­ли­чить коли­че­ство кру­гов, добав­ляя по одно­му в неделю.

Как спра­ши­вать, так и вдох­нов­лять нуж­но как мож­но акку­рат­нее, сле­дя за настро­е­ни­ем участ­ни­ков груп­пы и их жела­ни­ем духов­но про­грес­си­ро­вать. Хотя повто­рять Харе Криш­на — лег­ко и есте­ствен­но для каж­до­го, кому-то, кто нахо­дит­ся еще в самом нача­ле духов­но­го пути, воз­мож­но, труд­но бороть­ся с умом и мате­ри­аль­ны­ми при­вя­зан­но­стя­ми. И несмот­ря на то, что вы уве­ре­ны, что дела­е­те все ради их же бла­га, им может пока­зать­ся, что вы тре­бу­е­те слиш­ком мно­го­го; будь­те осторожны.

Но не уны­вай­те, если види­те, что кто-то про­грес­си­ру­ет не так быст­ро, как хоте­лось бы. Радуй­тесь даже малень­ко­му их успе­ху, как роди­те­ли раду­ют­ся любо­му шагу в раз­ви­тии сво­е­го ребен­ка, даже если он отста­ет от других.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Про­чи­тай­те вслух отры­вок и задай­те вопро­сы (не давая объ­яс­не­ний). Поз­воль­те при­сут­ству­ю­щим самим най­ти отве­ты в тек­сте отрыв­ка. Поста­рай­тесь, что­бы каж­дый участ­во­вал в обсуж­де­нии. Мож­но попро­сить двух-трех участ­ни­ков допол­нять ответ. Обра­щай­тесь к раз­ным чле­нам груп­пы по оче­ре­ди, давая им доста­точ­но вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ние. Вы може­те зада­вать наво­дя­щие вопро­сы отве­ча­ю­щим, что­бы те глуб­же и яснее поня­ли пред­мет обсуж­де­ния и дава­ли пра­виль­ные ответы.

На прак­ти­че­ские вопро­сы (из раз­де­ла «При­ме­не­ние») луч­ше попро­сить отве­тить каж­до­го. Это самая важ­ная часть обсуж­де­ния, и ей нуж­но уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни, по мень­шей мере, 15–20 минут. Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Если в вашей груп­пе уже более деся­ти участ­ни­ков, раз­де­ли­те их на 2 груп­пы. Попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен зада­вать тон обсуж­де­нию. Наблю­дай­те за тем, как идет обсуж­де­ние в каж­дой груп­пе, что­бы убе­дить­ся, что все участ­ни­ки груп­пы участ­ву­ют в дис­кус­сии. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко «выде­ле­ния» и «осмыс­ле­ния»). Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го, как обыч­но, попро­си­те всех по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопро­сов. Пре­иму­ще­ства тако­го раз­де­ле­ния: в малень­кой груп­пе пре­дан­ным лег­че «рас­крыть­ся», начи­на­ет­ся обу­че­ние буду­щих лиде­ров, на обсуж­де­ние ухо­дит мень­ше времени.

 

Текст для обсуждения:

трибхир гуна-май­а­ир бхаваир
эбхих сар­вам идам джагат
мохи­там набхиджанати
мам эбхй­ах парам авйайам

Вверг­ну­тый в иллю­зию тре­мя гуна­ми при­ро­ды [бла­го­стью, стра­стью и неве­же­ством], весь мир не зна­ет Меня, сто­я­ще­го над гуна­ми и неисчерпаемого.

Ком­мен­та­рий. Весь мир окол­до­ван тре­мя гуна­ми мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Те, кто нахо­дит­ся под их вли­я­ни­ем, не пони­ма­ют, что Вер­хов­ный Гос­подь, Криш­на, запре­де­лен мате­ри­аль­но­му миру.

Каж­дое живое суще­ство, под­власт­ное мате­ри­аль­ной при­ро­де, обла­да­ет опре­де­лен­ным типом тела, а так­же пси­хи­че­ски­ми и физио­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми харак­тер его дея­тель­но­сти. Люди, дей­ству­ю­щие под вли­я­ни­ем трех гун, делят­ся на четы­ре груп­пы. Людей в гуне бла­го­сти назы­ва­ют брах­ма­на­ми, людей в гуне стра­сти — кшат­ри­я­ми, тех, кто нахо­дит­ся под сме­шан­ным вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства, назы­ва­ют вай­шья­ми, а людей, цели­ком нахо­дя­щих­ся в гуне неве­же­ства, — шуд­ра­ми. Ниже их сто­ят живот­ные, а так­же люди, веду­щие живот­ный образ жиз­ни. Впро­чем, при­над­леж­ность к этим груп­пам не явля­ет­ся посто­ян­ной. Кем бы я ни был — брах­ма­ном, кшат­ри­ем, вай­шьей и т. д., — моя нынеш­няя жизнь не будет длить­ся веч­но. Но, хотя жизнь не веч­на и мы не зна­ем, кем ста­нем в сле­ду­ю­щей жиз­ни, окол­до­ван­ные иллю­зор­ной энер­ги­ей, мы отож­деств­ля­ем себя с мате­ри­аль­ным телом и счи­та­ем себя аме­ри­кан­ца­ми, индий­ца­ми, рус­ски­ми или же брах­ма­на­ми, инду­са­ми, мусуль­ма­на­ми и т.д. Попав в сети гун мате­ри­аль­ной при­ро­ды, мы забы­ва­ем Вер­хов­но­го Гос­по­да, сто­я­ще­го над гуна­ми. Поэто­му Гос­подь Криш­на гово­рит, что живые суще­ства, вверг­ну­тые в иллю­зию тре­мя гуна­ми при­ро­ды, не пони­ма­ют, что за мате­ри­аль­ным миро­зда­ни­ем сто­ит Вер­хов­ная Лич­ность Бога.

Есть мно­го видов живых существ: люди, полу­бо­ги, живот­ные и т.д. Все они нахо­дят­ся во вла­сти мате­ри­аль­ной при­ро­ды, и все они забы­ли транс­цен­дент­ную Лич­ность Бога. Люди, нахо­дя­щи­е­ся под вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства, и даже люди в гуне бла­го­сти, не могут под­нять­ся выше пони­ма­ния Aбсо­лют­ной Исти­ны как без­лич­но­го Брах­мана. Они при­хо­дят в недо­уме­ние, когда слы­шат, что Вер­хов­ный Гос­подь — это лич­ность, в пол­ной мере обла­да­ю­щая кра­со­той, богат­ством, зна­ни­ем, силой, сла­вой и само­от­ре­че­ни­ем. Если даже люди в гуне бла­го­сти не спо­соб­ны осо­знать лич­ност­ный аспект Aбсо­лют­ной Исти­ны, что тогда гово­рить о тех, кто нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства? Созна­ние Криш­ны непод­власт­но гунам мате­ри­аль­ной при­ро­ды, и тот, кто дей­стви­тель­но обла­да­ет им, явля­ет­ся воис­ти­ну осво­бож­ден­ной душой.

«Бха­га­вад-гита», 7.13

 

Выде­ле­ние

Пере­чис­ли­те три гуны мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Рас­ска­жи­те о типах людей, нахо­дя­щих­ся под пре­об­ла­да­ю­щим вли­я­ни­ем каж­дой гуны.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му телес­ные обо­зна­че­ния не име­ют зна­че­ния? О чем они застав­ля­ют нас забыть?
  2. Как чело­век в гуне бла­го­сти пони­ма­ет Абсо­лют­ную Истину?
  3. Поче­му важ­но быть в созна­нии Кришны?

При­ме­не­ние

Какие гуны вли­я­ют на вас в тече­ние дня, и как вы себя чув­ству­е­те под вли­я­ни­ем каж­дой из них? Когда вы чув­ству­е­те сча­стье в созна­нии Кришны?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Вопре­ки ука­за­нию Гос­по­да Чай­та­ньи, неко­то­рые из Его нынеш­них «после­до­ва­те­лей» нико­гда не выхо­дят проповедовать.

Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху хотел, что­бы дви­же­ние сан­кир­та­ны, кото­рое нача­лось более пяти­сот лет назад в Нава­дви­пе, рас­про­стра­ни­лось по миру, неся бла­го все­му чело­ве­че­ству. К сожа­ле­нию, мно­гие так назы­ва­е­мые после­до­ва­те­ли Чай­та­ньи Маха­праб­ху огра­ни­чи­ва­ют­ся тем, что стро­ят хра­мы и под пред­ло­гом слу­же­ния Боже­ствам соби­ра­ют пожерт­во­ва­ния толь­ко для того, что­бы у них было что есть и где спать. Такие люди и не дума­ют о том, что­бы про­по­ве­до­вать уче­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху по все­му миру. Мало того, что они сами не спо­соб­ны про­по­ве­до­вать, они враж­деб­но отно­сят­ся к каж­до­му, кто зани­ма­ет­ся подоб­ной дея­тель­но­стью. Тако­вы совре­мен­ные после­до­ва­те­ли Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Вли­я­ние века Кали настоль­ко силь­но, что затра­ги­ва­ет даже так назы­ва­е­мых после­до­ва­те­лей Гос­по­да Чай­та­ньи. По край­ней мере, те, кто сле­ду­ет по сто­пам Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, долж­ны отпра­вить­ся за пре­де­лы Индии, что­бы про­по­ве­до­вать Его уче­ние по все­му миру, ибо тако­ва мис­сия Гос­по­да Чай­та­ньи. После­до­ва­те­ли Гос­по­да Чай­та­ньи долж­ны выпол­нять Его волю, вкла­ды­вая в это всю свою душу, все­гда оста­ва­ясь тер­пе­ли­вее дере­ва и сми­рен­нее соло­мы, рас­сы­пан­ной на дороге.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 9.47

 

Взра­щи­вай­те дух про­по­ве­ди в участ­ни­ках груп­пы. Это необ­хо­ди­мо, посколь­ку обо­га­ща­ет их духов­ную жизнь и дает вдох­но­ве­ние про­грес­си­ро­вать самим. Сле­ди­те, что­бы в Обсуж­де­нии про­по­ве­ди все­гда были: рас­сказ о вашей соб­ствен­ной про­по­ве­ди, отчет участ­ни­ков груп­пы о выпол­не­нии зада­ний, рас­се­и­ва­ние сомне­ний, обу­че­ние — как пра­виль­но себя вести, как отве­чать на вопро­сы и т.п. Обя­за­тель­но раз­да­вай­те зада­ния на сле­ду­ю­щую неделю.

Сле­ди­те за тем, как выпол­ня­ют­ся дан­ные вами зада­ния, и давай­те боль­ше, если види­те в пре­дан­ном энту­зи­азм про­по­ве­до­вать. Вдох­нов­ляй­те всех и бла­го­да­ри­те даже за неболь­шие уси­лия — бла­го­да­ря такой под­держ­ке их жела­ние про­по­ве­до­вать усилится.

 

Пра­сад: 20 минут

Пра­виль­ное отно­ше­ние к пра­са­ду уско­ря­ет про­гресс в созна­нии Криш­ны. Нуж­но почи­тать пра­сад, а не насла­ждать свои чувства.

Вдох­нов­ляй­те участ­ни­ков груп­пы спон­си­ро­вать пра­сад по слу­чаю дня рож­де­ния или дру­гих важ­ных собы­тий в их жиз­ни. Криш­на оце­нит их служение!

Вооду­шев­ляй­те их гото­вить и пред­ла­гать пищу Кришне так­же и дома.