В ближайшие несколько недель вы еще можете приглашать в группу новых участников. Однако не забывайте давать им краткое введение в сознание Кришны, объясняя, в частности, что сознание Кришны — это метод восстановления наших вечных взаимоотношений с Богом путем прославления Его имени, качеств, образа и т.д., а также преданного служения — чтобы они понимали, о чем идет речь во время обсуждения философии. Кроме этого, постарайтесь поговорить с ними в менее официальной обстановке, при личной встрече или хотя бы по телефону, чтобы они не чувствовали себя чужими на ваших программах. Если они уже интересуются философией, дайте им для ознакомления уже пройденный группой материал.
Сат-санга: 15 минут
Расскажите об интересных и полезных моментах, найденных вами в книгах Шрилы Прабхупады за последнюю неделю, и попросите об этом других. Обычно людям нравится рассказывать о своих осознаниях, особенно если вся группа внимательно слушает их.
Тех, кто появился в группе недавно или по каким-либо причинам еще не читает книги, вы можете спросить: «Если бы вам предложили, что с завтрашнего дня у вас может появиться одно качество (способность), что бы вы выбрали?»
Киртан: 15 минут
Постоянные члены группы к этому времени уже наверняка выучили основные мелодии киртана. Вы можете добавить в свой киртан еще несколько простых мелодий и учить членов группы играть на караталах, мриданге и т. д.
Раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантройХаре Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — нектар святого имени
Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Чайтанья — воплощение Бога в наш век. И кто же поклоняется Ему? Метод очень прост. Нужно только иметь изображение Господа Чайтаньи и Его спутников. Господь Чайтанья стоит в середине, в окружении Своих главных спутников: Нитьянанды, Адвайты, Гададхары и Шривасы.
Любой может держать это изображение у себя дома, повторять мантру Харе Кришна и тем самым поклоняться Господу Чайтанье. Метод прост. Но кто может следовать этому простому методу? Тот, у кого светлая голова. Тот, кто просто держит дома изображение Шри Чайтаньи Махапрабху и повторяет Харе Кришна, без особого труда сможет понять Бога. Каждый может воспользоваться этим простым методом. Не требуется никаких затрат, на это нет налога, необязательно строить огромные церкви или храмы. Кто угодно может сесть где угодно — у дороги или под деревом, повторять мантру Харе Кришна и поклоняться Богу. Это замечательная возможность.
«Наука самоосознания»
Расспросите участников группы об их джапе. Пусть они расскажут о своих сомнениях — как найти время для повторения нужного числа кругов, сосредотачиваться на святом имени, обрести вкус… Такое обсуждение поможет им улучшить качество повторения. Расскажите о способах улучшения, как то: ранний подъем, включение джапы Шрилы Прабхупады в качестве фона и т. д.
Обсуждение философии: 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим, чтобы те глубже и яснее поняли предмет обсуждения и давали правильные ответы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого. Это самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
паритранайа садхунам
винашайа ча душкритам
дхарма-самстхапанартхайа
самбхавами йуге йуге
Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век.
Комментарий. Согласно «Бхагавад-гите», садху (святой) — это человек, обладающий сознанием Кришны. Того, кто в полной мере обладает сознанием Кришны, следует считать садху, даже если он не кажется очень набожным. A слово душкритам относится к тем, кто пренебрегает сознанием Кришны. Даже если такие нечестивцы очень образованны, они все равно остаются глупцами и низшими из людей, тогда как человек, поглощенный деятельностью в сознании Кришны, является садху, хотя может и не отличаться высокой образованностью и культурой. Что касается безбожников, то, чтобы уничтожить их, Верховному Господу нет необходимости приходить Самому, как это было в случае с демонами Раваной и Камсой. У Него есть много помощников, вполне способных справиться с этой задачей. Господь приходит в материальный мир прежде всего для того, чтобы помочь Своим чистым преданным, которым не дают покоя демоны. Демоны преследуют преданных, даже если те приходятся им родственниками. Так, Махараджа Прахлада был сыном Хираньякашипу, и ему пришлось немало претерпеть от своего отца-демона. Деваки, мать Кришны, была сестрой Камсы, но, несмотря на это, он заточил ее вместе с мужем, Васудевой, в тюрьму — только потому, что у них должен был родиться Кришна. И Господь Кришна пришел в первую очередь для того, чтобы освободить Деваки, а не для того, чтобы убить Камсу, хотя Он одновременно сделал и то, и другое. Вот почему в этом стихе сказано, что Господь приходит в материальный мир в образе различных воплощений, чтобы освободить преданных и уничтожить злодеев-демонов.
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.263–264) Кришнадас Кавираджа дает следующее определение аватары Господа:
сришти-хету йеи мурти прапанче аватаре
сеи ишвара-мурти ʻаватара’ нама дхаре
майатита паравйоме сабара авастхана
вишве аватари’ дхареʻаватара’ нама
«Верховный Господь нисходит из Своего царства, чтобы явить Себя в материальном мире. Образ Господа, в котором Он появляется в материальной вселенной, называют Его воплощением, или аватарой. Изначально все эти экспансии пребывают в духовном мире, в царстве Бога, а когда Они приходят в материальный мир, Их называют аватарами».
Есть разные типы аватар: пуруша-аватары, гуна-аватары, лила-аватары, шактьявеша-аватары, манвантара-аватарыи юга-аватары. Все они появляются на разных планетах вселенной в строго определенное время. Но Господь Кришна, изначальная личность Бога, — это источник всех аватар. Шри Кришна приходит в материальный мир для того, чтобы утешить Своих чистых преданных, которые жаждут увидеть Господа и Его ни с чем не сравнимые игры во Вриндаване. Итак, главная цель прихода аватар Кришны в этот мир — исполнить желание чистых преданных.
Господь говорит, что Он приходит в материальный мир из века в век. Это значит, что Он воплощается и в век Кали. Как сказано в «Шримад-Бхагаватам», в век Кали Господь приходит на землю в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья призывал людей поклоняться Кришне, дав им для этого метод санкиртаны (совместного пения святых имен), и Сам распространил сознание Кришны по всей Индии. Он же предсказал, что движение санкиртаны, шествуя из города в город, из селения в селение, распространится по всему миру. Воплощение Кришны, Личности Бога, в образе Господа Чайтаньи описано в сокровенных частях священных писаний, таких, как Упанишады, «Махабхарата» и «Бхагаватам», но не прямо, а намеками. Движение санкиртаны Господа Чайтаньи очень привлекает всех преданных Кришны. Эта аватара Господа не убивает злодеев, а спасает их по Своей беспричинной милости.
«Бхагавад-гита», 4.8
Выделение
- Почему Господь Кришна приходит в материальный мир в образе различных аватар, или воплощений?
- Расскажите о разных видах аватар/воплощений.
Осмысление
- Почему говорится, что основная причина прихода Господа — защита Его преданных? От кого Он их защищает? Приведите примеры из истории.
- В чем особенность воплощения Господа в образе Шри Чайтаньи Махапрабху? Почему мы считаем Его аватарой?
Применение
Принимаете ли вы Господа Чайтанью как Верховную Личность Бога? Расскажите о вашем отношении к Нему.
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание:
Проповедь — это сущность
Кришна наделяет проповедника особым могуществом. Проповедника, который предан Шри Чайтанье Махапрабху и ачарьям в цепи ученической преемственности, Кришна наделяет таким могуществом, что он превосходит даже Его самого.
Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «Ты [НитьянандаПрабху] можешь сделать то, чего не сделаю даже Я. В Гауда-деше Я не вижу никого, кроме Тебя, кто мог бы исполнить Мою миссию».
Комментарий. Миссия Господа Чайтаньи состоит в том, чтобы спасти падшие души нынешнего века. В век Кали падшим является практически все население Земли. Безусловно, Шри Чайтанья Махапрабху освободил множество падших душ, но Его ученики были в большинстве своем выходцами из высших слоев общества. Однако таких людей, как Джагай и Мадхай, спас не кто иной, как Нитьянанда Прабху. Приходя в материальный мир в воплощении Гауры-Нитая, Господь не уничтожает демонов, а спасает их, проповедуя сознание Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху так разгневался на Джагая и Мадхая, что хотел убить негодяев на месте, однако Нитьянанда Прабху был настолько добр, что не только спас их от смерти, но и помог им подняться на трансцендентный уровень. Так Нитьянанда Прабху сделать то, чего не мог сделать даже Шри Чайтанья Махапрабху.
Точно так же тот, кто преданно служит Гауре—Нитаю в цепи ученической преемственности, может превзойти даже Нитьянанду Прабху. Таков принцип действия ученической преемственности. Нитьянанда Прабху спас Джагая и Мадхая, а слуга Нитьянанды Прабху Его милостью может спасти много тысяч Джагаев и Мадхаев. Такое благословение получают только те, кто принадлежит к цепи ученической преемственности. Судить о том, принадлежит ли человек к ученической преемственности, следует по результатам его деятельности. Этот принцип всегда применим к деяниям Господа и Его преданных.
Милостью Вишну вайшнав может превзойти в своем служении Самого Вишну; это — особая привилегия вайшнава. На самом деле Господь хочет видеть, как Его преданные совершают более удивительные деяния, нежели Он Сам. Так, на поле битвы КурукшетраШри Кришна побудил Арджуну вступить в сражение, ибо по замыслу Кришны все собравшиеся там воины были обречены на смерть. Кришна не хотел, чтобы Его прославляли как победителя в этой битве. Поэтому Господь велел Арджуне сражаться и добыть себе славу.
Таким образом, когда преданный успешно справляется с той или иной задачей, Господь всегда ставит это в заслугу преданному. Другой пример тому — Хануманджи, или Ваджрангаджи, слуга Господа Рамачандры. Одним прыжком он преодолел океан и переправился с берега Бхарата-варши на берег Ланки. Когда туда же решил отправиться Господь Рамачандра, Он построил каменный мост, хотя Ему ничего не стоило заставить камни держаться на плаву. Если мы будем просто выполнять указание Шри Чайтаньи Махапрабху и следовать по стопам ШриНитьянандыПрабху, Движение сознания Кришны будет расти, и тогда проповедникам, которые верно служат Господу, окажутся по плечу даже самые трудные задачи.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 16.65
Расскажите о своей проповеди за последнюю неделю. Обсудите сомнения и трудности, которые могут встречаться при обращении к людям и ответах на их вопросы. Это научит участников группы проповедовать разным типам людей, в различных ситуациях. Обсуждайте подобные вопросы при всех — чтобы те, кто еще не проповедует, учились делать это.
Раздайте задания на следующую неделю.
У преданных должно быть желание приводить на программу новых людей и помогать им, а также прогрессировать самим. Все это легко достижимо, если вы серьезно относитесь к обсуждению проповеди и постоянно побуждаете членов группы проповедовать, давая им еженедельные задания.
Прасад: 20 минут
Читать мантры перед прасадом лучше просить новых членов группы или детей — это вдохновит их, а остальным поможет слушать эти молитвы внимательнее. В течение нескольких недель каждый раз читайте перевод, чтобы все запомнили смысл.