После церемонии «Шикша» у членов группы должно появиться чувство удовлетворения своими достижениями и энтузиазм двигаться дальше. Тех, кто не смог принять обязательства уровня «Кришна-севака», нужно вдохновлять достичь его как можно скорее, не позволяя им чувствовать себя неудачниками. Возможно, для того, чтобы они почувствовали желание прогрессировать быстрее, потребуется ненавязчиво вдохновлять их довольно длительное время. Общайтесь с ними, будьте дружелюбным, заботливым и участливым — это поможет им раскрыться. Узнайте, какое служение им интересно было бы выполнять и займите их в этом служении. Также вы можете пригласить их приходить к вам, чтобы вместе читать джапу или петь киртан — это поможет им развить вкус к святому имени.
Сат-санга: 15 минут
Так как группа существует уже 4 месяца, все должны быть знакомы друг с другом. Ваше мягкое поощрение и завершающий семинар модуля «Кришна-севака», возможно, вдохновили их начать читать книги Шрилы Прабхупады.
Главной темой сат-санги теперь будет обсуждение их осознаний от прочитанного в течение недели. А для тех, кто по каким-либо причинам не читает, а также для новичков и гостей, держите наготове «ломающие лед» вопросы, чтобы никто не оставался в стороне от общения.
Например: «Какой самый лучший комплимент из тех, что вы когда-нибудь получали?»
Киртан: 15 минут
Постоянные члены группы к этому времени уже наверняка выучили основные мелодии киртана. Вы можете добавить в свой киртан еще несколько простых мелодий и учить членов группы играть на караталах, мриданге и т.д.
Раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар Святого Имени
Святое имя помогает всему человеческому обществу. Оно создает духовную атмосферу во всем мире
Повторение святых имен создает атмосферу Вайкунтхи, освобождая мир от материальной жадности, зависти, и беспокойства.
(Прачеты Господу Вишну.) Когда преданные пересказывают чистые повествования о трансцендентном мире, все, кто слушает их, по крайней мере на время, забывают о своих материальных желаниях. Более того, они перестают завидовать друг другу и избавляются от всех тревог и страха.
Комментарий. Слово вайкунтха значит «без тревог». Этим мир Вайкунтхи отличается от полного тревог материального мира. Как сказал Прахлада Махарадж, сада самудвигна-дхийам асад-грахат. Все существа, живущие в материальном мире, пребывают в постоянном беспокойстве. Но место, где чистые преданные ведут праведные беседы о Верховной Личности Бога, тут же превращается в Вайкунтху. Этот метод шраванам киртанам вишнох, слушание повествований о Верховном Господе Вишну и прославление Господа, о котором говорит Сам Верховный Господь:
нахам тиштхами вайкунтхе
йогинам хридайешу ва
татра тиштхами нарада
йатра гайанти мад-бхактах
«На самом деле, дорогой Нарада, Я живу не на Вайкунтхе и не в сердцах йогов, а там, где Мои чистые преданные поют Мое святое имя и слушают повествования о Моем образе, играх и качествах».
Там, где Господь присутствует в форме трансцендентных звуков, царит атмосфера Вайкунтхи. Это атмосфера, где нет страха и тревог, где одно живое существо не боится другого. Тот, кто слушает святые имена и повествования, прославляющие Господа, занимается благочестивой деятельностью. Шринватам сва-катхах кришнах пунья-шравана-киртанах («Шримад Бхагаватам», 1.2.17). Благодаря этому он очень быстро избавляется от своих материальных желаний. Движение санкиртаны, начатое Обществом сознания Кришны, призвано создать в материальном мире Вайкунтху, трансцендентный, свободный от тревог мир. Чтобы достичь этой цели, наше Общество распространяет по всему миру шраванам и киртанам. В материальном мире каждый завидует своему ближнему. И эта животная зависть будет существовать в человеческом обществе до тех пор, пока люди не начнут совершать санкиртана-ягью, то есть повторять святые имена: Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.
«Шримад Бхагаватам», 4.30.35
На время совместного повторения джапы можно включить запись джапы Шрилы Прабхупады. Это поможет преданным сосредоточиться на святом имени и наполнит атмосферу духовной энергией. Поскольку большая часть членов группы уже повторяет ежедневно 4 круга, проблемы с концентрацией во время джапы им наверняка знакомы. Если они будут читать джапу вместе со Шрилой Прабхупадой, это поможет им повторять внимательнее. Но не забудьте объяснить, что при этом надо слушать собственное повторение.
Обсуждение философии — 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно просить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим, чтобы те глубже и яснее поняли предмет обсуждения и правильные ответы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого. Это позволит вам получить более точную картину понимания философии каждым участником, а также определить степень их серьезности в духовной жизни и обнаружить возможные практические проблемы и препятствия, с которыми они сталкиваются. В течение первых недель некоторые из членов группы могут быть не слишком откровенны, особенно во время практической части, т.к. эта часть имеет более личностный характер. Поэтому нужно вдохновлять их говорить и поощрять их ответы, но не «давить». По прошествии нескольких недель у них появится энтузиазм к более активному участию.
Применение — самая важная часть обсуждения и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
патрам пушпам пхалам тойам
йо ме бхактйа прайачхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашнами прайататманах
Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение.
Комментарий. Чтобы достичь нетленной, исполненной блаженства обители и обрести вечное счастье, разумный человек должен развить в себе сознание Кришны, занимаясь трансцендентным любовным служением Господу. Метод, позволяющий достичь столь замечательного результата, очень прост, и воспользоваться им может даже самый бедный человек, у которого ничего нет. Единственное, что для этого необходимо, — стать чистым преданным Господа. Неважно, кто вы и какое положение в обществе занимаете. Метод настолько прост, что, даже если человек поднесет Всевышнему листок, плод или немного воды, но сделает это с искренней любовью, Господь будет доволен и примет его подношение. Путь сознания Кришны в силу своей простоты и универсальности доступен каждому. Кто же, кроме последнего глупца, откажется обрести сознание Кришны с помощью такого простого метода и достичь высшего совершенства: вечной жизни, блаженства и знания? Кришне нужна только наша любовь и преданность, и больше ничего. От чистого преданного Кришна примет даже маленький цветок, но ничего не возьмет от того, кто Ему не предан. Кришне ничего и ни от кого не нужно, ибо Он самодостаточен, и все же Он принимает подношения преданного, отвечая на его любовь и преданность. Обрести сознание Кришны — значит достичь высшего совершенства жизни. В этом стихе дважды употреблено слово бхакти, чтобы подчеркнуть, что бхакти, преданное служение, — единственный способ приблизиться к Кришне. Только преданный, а не брахман, не богач, не великий ученый или философ может заставить Кришну принять его подношение. При отсутствии главного, бхакти, ничто не может заставить Господа принять любое подношение от кого бы то ни было. Бхакти не зависит ни от каких условий и существует вечно. Это акт служения абсолютному целому.
Провозгласив Себя единственным наслаждающимся, предвечным Господом и тем, во имя кого совершаются все жертвоприношения, Господь говорит здесь о том, каких жертв Он ждет. Тот, кто хочет заниматься преданным служением Господу, чтобы очиститься и достичь цели жизни — трансцендентного любовного служения Богу, должен прежде всего выяснить, чего от него хочет Господь. Тот, кто любит Кришну, всегда преподносит Ему то, чего Он желает, и никогда не станет предлагать того, чего Господь не хочет и о чем Он не просит. Так, Кришне нельзя предлагать мясо, рыбу и яйца. Если бы Он хотел, чтобы Ему предлагали их, то сказал бы об этом. Вместо этого Господь просит предлагать Ему листья, плоды, цветы и воду и говорит, что примет их. Отсюда следует, что Он никогда не примет от нас мясо, рыбу и яйца. Овощи, зерно, фрукты, молоко и вода предназначены в пищу людям Самим Господом Кришной. Любые другие продукты нельзя предлагать Господу, ибо Он не принимает их. Поэтому, преподнося Господу такую пищу, мы перестаем действовать на уровне любовного преданного служения.
В тринадцатом стихе третьей главы Шри Кришна говорит, что те, кто хочет духовно развиваться и освободиться из материального плена, должны питаться только остатками жертвоприношений. Те же, кто не предлагает Ему свою пищу, говорит Он в том же стихе, едят один грех. Иными словами, с каждым съеденным куском они все сильнее запутываются в сетях материальной природы. Однако тому, кто, приготовив вкусные и незамысловатые вегетарианские блюда, ставит их перед изображением Господа Кришны и, склоняясь перед Ним, просит Господа принять его скромное подношение, обеспечено духовное совершенствование, телесная чистота и ясность мыслей, которая приходит в результате развития тонких тканей мозга. Главное, чтобы подношение было сделано с любовью. Будучи владыкой всего сущего, Кришна не нуждается в пище, и все же Он принимает ее от того, кто желает таким образом доставить Ему удовольствие. Самое важное в приготовлении, раздаче и предложении пищи — действовать из любви к Кришне.
Философы-имперсоналисты, упрямо твердящие, что у Абсолютной Истины нет органов чувств, не в состоянии понять этот стих «Бхагавад-гиты». Для них это либо метафора, либо свидетельство того, что Кришна, поведавший «Бхагавад-гиту», был обыкновенным человеком. Однако на самом деле Кришна, Верховная Личность Бога, обладает чувствами, которые, как сказано в писаниях, универсальны. Иначе говоря, каждый из Его органов чувств может выполнять функции любого другого. Именно это имеется в виду, когда говорится об абсолютной природе Кришны. Не будь у Него органов чувств, Его едва ли можно было бы считать совершенным. В седьмой главе Кришна говорил о том, что Он оплодотворяет материальную природу, помещая в нее живые существа, и делает Он это, просто окидывая ее взглядом. Точно так же в данном случае, слушая обращенные к Нему слова любви, с которыми преданный предлагает Ему пищу, Господь тем самым ест ее и ощущает ее вкус. Это необходимо подчеркнуть особо: поскольку Кришна абсолютен, слушая, Он пробует и вкушает пищу. Только преданный, который принимает Кришну таким, как Он описывает Себя Сам, без собственных толкований, способен понять, что Верховная Абсолютная Истина может вкушать пищу и наслаждаться ею.
«Бхагавад-гита», 9.26
Выделение
- Почему по-настоящему разумные люди хотят развить в себе сознание Кришны?
- Что для этого нужно?
Осмысление
- Почему Кришна хочет, чтобы мы предлагали ему пищу? Каких подношений Он ждет
от нас? - От кого Он принимает подношения?
- Какую пищу мы должны предлагать Ему?
- Какие духовные блага мы получаем, если предлагаем пищу Кришне и затем принимаем остатки?
- Почему имперсоналисты уверены, что Господь не может есть? Чем чувства Кришны отличаются от наших?
- Объясните, каким образом Господь принимает подносимую Ему пищу и даже ощущает ее вкус, слушая обращенные к Нему слова любви, с которыми преданный предлагает ее.
Применение
Чем прасад отличается от не предложенной пищи, и почему это важно для нас?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Преданный проповедует потому, что понимает замысел Господа.
Обманутые гунами природы, невежественные люди погружаются в материальную деятельность и привязываются к ней. Однако мудрец не должен беспокоить их, хотя он понимает, что из-за отсутствия знания они занимаются деятельностью высшего порядка.
Комментарий. …Невежды не способны по достоинству оценить деятельность в сознании Кришны, поэтому Господь Кришна советует нам не беспокоить их и не терять зря свое драгоценное время. Но преданные Господа более милосердны, чем Сам Господь. Им известен Его замысел, поэтому они идут на любой риск и вступают в общение с невеждами, чтобы так или иначе занять их деятельностью в сознании Кришны, которая абсолютно необходима каждому человеку.
«Бхагавад-гита», 3.29
Расскажите о своей проповеди за прошедшую неделю. Попросите всех по очереди рассказать, выполнили ли они свое проповедническое «домашнее задание», как то: посещения на дому, приглашение новых людей, распространение книг и т.д.
Попросите старших членов группы помочь младшим научиться петь киртан, повторять джапу и регулярно посещать программы.
Заведите журнал учета проповеди, записывая в нем проповеднические задания членов вашей группы. Через неделю отметьте, сумели ли они выполнить намеченное. Последняя колонка предназначена для замечаний, если таковые имеются. Таблица выглядит обычно так:
Дата | Имя | Поручение | Достигнута ли цель: да/нет | Дополнительные заметки |
Постоянные усилия с самого начала разовьют в членах вашей группы настроение проповеди, что необходимо для успешного дальнейшего развития группы.
Прасад: 20 минут
Поскольку сегодня вы обсуждали предложение пищи Кришне, прасад скорее всего будет по-настоящему оценен. Можно дополнительно обсудить преимущества принятия прасада.
Некоторые члены группы стали вегетарианцами совсем недавно и им может не хватать рецептов. Дайте им несколько. Это даст им вдохновение продолжать готовить вегетарианскую пищу и со временем начать предлагать ее Кришне.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут