При подготовке к очередной встрече участников группы включите приятную музыку в сознании Кришны. Желательно заранее пригласить каждого участника прошлой встречи на программу этой недели.
Так как у вас уже есть представление о каждом участнике, можно предусмотреть наиболее удобное для каждого место (при необходимости приготовьте стулья для пожилых участников). Индивидуальное отношение будет приятно каждому участнику программы, и все с нетерпением будут ждать следующей возможности прийти в дом, где им всегда рады.
Хорошо, если вы запомните имена участников и будете приветствовать каждого вошедшего по имени, предлагая ему место для сидения. Можно начать неформальную беседу, спросив, как прошла неделя, обсудить погоду, последние события в обществе и т.д. Не допускайте, чтобы кто-нибудь сидел в одиночестве и ждал, пока соберутся остальные. Человек может почувствовать себя неуютно. Если вы слишком заняты подготовкой к программе, можно включить для гостей какой-нибудь вайшнавский фильм или дать книги и другие печатные издания (например, журнал «Гауранга», газету «Золотой век» и т.д.).
Сат-санга: 15 минут
Предложите участникам группы тему, по которой каждый из них должен говорить примерно одну минуту. Объясните, что это упражнение позволит им почувствовать себя свободней и ближе узнать друг друга.
Возможный вариант вопроса: «Что вы делаете или куда идете, когда со всех сторон наваливаются проблемы?» или «Как вы представляете свой идеальный отпуск (каникулы)?»
Обращаясь к первому участнику слева, подбодрите его/ее взглядом и улыбкой, чтобы придать ему/ей смелости. Можете сами высказаться в течение 1 минуты перед тем, как передать слово участникам. Как можно внимательней выслушивайте каждого участника, вдохновляя их говорить. Это придаст им уверенности для открытых, искренних высказываний, что очень важно для их активного участия в дальнейшем обсуждении.
Киртан: 15 минут
Раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Начните спокойный киртан на простую мелодию (лучше всего мелодию Шрилы Прабхупады), чтобы все могли участвовать без труда.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Шри Намамрита — Нектар святого имени
В наш век жизнь людей коротка, и им трудно дается понимание духовности. В действительности человеческая жизнь предназначена для познания духовных ценностей, но так как в эту эпоху все рождаются шудрами, то ни у кого нет к такому процессу интереса. Люди забыли истинную цель жизни.
Слово манда означает «глупый» или «плохой», и каждый в наш век либо глупый, либо плохой, или и то и другое сразу. Люди неудачливы и обеспокоены очень многими факторами. Как говорится в «Шримад-Бхагаватам», со временем дожди перестанут выпадать, результатом чего будет нехватка пищи. Правительство будет взимать высокие налоги. Признаки данного века, предсказанные в «Шримад-Бхагаватам», в какой-то степени проявляются уже сейчас.
Так как Кали-юга — очень неблагоприятный век, Чайтанья Махапрабху, который является Самим Кришной, рекомендует всем просто воспевать Харе Кришна:
харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир аньятха
«В этот век Кали для духовного продвижения нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, чем воспевание святого имени, воспевание святого имени, воспевание святого имени» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 17.21, цитата из «Брихан-нарадия-пураны»).
Этот процесс не выдуман Чайтаньей Махапрабху, таково наставление шастр, Пуран. Процесс в Кали-югу очень прост — нужно просто воспевать маха-мантру Харе Кришна.
«Учение Господа Капилы, сына Девахути»
Если слушателям трудно понять прочитанное, вы можете разъяснить все, что необходимо. Можно также в нескольких словах пояснить суть отрывка, чтобы всем стала ясна основная мысль. Спросите, хотели бы участники группы попробовать совместную практику воспевания святого имени. Если у них есть энтузиазм и готовность, раздайте всем четки для джапы и объясните, как держать их во время повторения. Прочитайте один или даже полкруга джапы вместе. Взглядом и улыбкой воодушевляйте членов группы повторять с энтузиазмом. Если хотите, можно остановиться на половине круга.
Если большинство присутствующих проявляет нежелание или сомнение по поводу воспевания, то можно отложить совместное повторение на несколько недель. Чтобы принимать решение о том, насколько члены вашей группы готовы к чему-либо, необходимо взаимодействовать со всеми и чувствовать настроение каждого. Все люди разные, и чтобы вдохновить кого-то принять сознание Кришны, нужен индивидуальный подход.
Обсуждение — 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим, чтобы те глубже и яснее поняли предмет обсуждения и дали правильные ответы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого. Это позволит вам получить более точную картину понимания философии каждым участником, а также определить степень их серьезности в духовной жизни и обнаружить возможные практические проблемы и препятствия, с которыми они сталкиваются. В течение первых недель некоторые из членов группы могут быть не слишком откровенны, особенно во время практической части, т.к. эта часть имеет более личностный характер. Поэтому нужно вдохновлять их говорить и поощрять их ответы, но не «давить». По прошествии нескольких недель у них появится энтузиазм к более активному участию.
Применение — самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
Двое детей рождаются в один и тот же день, в одно и то же время. Родители первого ребенка богаты, образованны и они в течение нескольких лет с нетерпением ждали появления первенца. Их ребенок, мальчик, смышлен, здоров и красив, и его ждет блестящее будущее. Несомненно, судьба благосклонна к нему.
Второй ребенок появляется на свет совсем в другом мире. Его мать бросили во время беременности. И в бедности, в которой она оказалась, она не чувствует энтузиазма вырастить свое больное дитя. Жизненный путь полон трудностей и испытаний, которые будет нелегко преодолеть.
Мир полон подобных противоречий; вопиющая несправедливость нередко вызывает вопросы: «Как судьба может быть так жестока? Чем Джордж и Мэри заслужили слепого ребенка? Они хорошие люди! Бог так несправедлив!»
Но законы реинкарнации позволяют взглянуть на жизнь шире, т.е. с точки зрения вечности. С этой перспективы одна короткая жизнь — это не начало нашего существования, а всего лишь миг. И так можно понять, что, казалось бы, благочестивый человек на самом деле страдает от реакций неблагочестивых поступков, совершенных им в этой жизни или в прошлой.
Такое широкое видение вселенской справедливости позволяет увидеть, как каждая душа сама несет ответственность за свою карму.
Наши поступки подобны семенам. Сначала мы их совершаем, или сажаем семена, а со временем они приносят плоды, т.е. реакции.
Подобные реакции могут приносить удовольствия или страдания живому существу, которое может в свою очередь либо улучшать характер, либо все больше уподобляться животным.
Преступник попадает в тюрьму в результате сознательного нарушения закона, но другой человек может быть в составе Верховного суда благодаря своему превосходному исполнению обязанностей.
Это особое благословение человеческой жизни — даже если кому-либо суждено жестоко страдать вследствие неблагочестивых поступков этой или прошлой жизни, он может изменить свою карму, вступив на путь сознания Кришны. Душа в человеческом теле находится в середине эволюционного пути. С этого уровня живое существо может выбрать деградацию или освобождение от реинкарнации.
Если в течение жизни живое существо продвигается до определенного уровня в духовном прогрессе, то в следующей жизни ему дается шанс продолжить с того же уровня. Господь говорит своему ученику Арджуне в «Бхагавад-гите»: «На этом пути (сознания Кришны) нет ни потерь, ни поражений, и даже незначительное продвижение по этому пути может защитить от великой опасности (возвращения в следующей жизни в форме, ниже человеческой)». Таким образом, душа может развивать свои вечные духовные качества в течение многих жизней до того момента, когда ей не нужно будет уже больше рождаться в материальном теле, когда она вернется обратно в свой изначальный дом в духовном мире.
«Возвращение. Наука реинкарнации»
Выделение
Приведите примеры различий, неравенства, которые мы можем наблюдать в наслаждениях и страданиях людей.
Осмысление
- Почему даже благочестивые люди иногда страдают?
- Объясните, почему каждый человек несет ответственность за свою карму.
- Как мы можем преодолеть свои страдания и плохую карму?
- Какие преимущества дает путь сознания Кришны?
Применение
- Верили ли вы ранее в реинкарнацию? Почему?
- Хотели бы вы поменять свою карму? Думаете ли вы, что сознание Кришны поможет вам в этом? Почему вы так считаете?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Проповедь сознания Кришны — проявление подлинного милосердия к живым существам.
«Если живое существо развило сознание Кришны и милостиво к окружающим и если оно достигло совершенства в трансцендентной науке самоосознания, такое живое существо, несомненно, получает освобождение из материального существования».
В данном стихе слово дайа дживешу, означающее милость к другим живым существам, указывает на то, что живое существо должно быть милостивым к другим, если оно хочет прогрессировать в самоосознании. Это означает, что живые существа должны распространять это знание после достижения совершенства и понимания своего положения в качестве вечного слуги Кришны. Такая проповедь означает проявление подлинной милости к живым существам. Другие виды гуманитарной деятельности могут приносить временную пользу живым существам, но поскольку живое существо является духовной душой, то, в конечном счете, проявить подлинную милость к нему можно, лишь открыв ему знание о его духовной природе.
«Шримад-Бхагаватам», 4.29.1
Коротко, в течение 2‑х минут подведите итог отрывку, чтобы все запомнили главную мысль.
В течение последующих недель обсуждение проповеди станет более подробным и будет занимать все 15 минут, а сегодня можно показать фильм производства ИСККОН, например, «Мир Харе Кришна» или любой другой, который наглядно показывает, что делает ИСККОН для распространения сознания Кришны.
Если нет возможности показать фильм, просто расскажите о деятельности ИСККОН по всему миру.
Прасад: 20 минут
Раздайте простой, но вкусный прасад, а пока все едят, тепло и дружелюбно побеседуйте с гостями.
Отчет: 5 мин
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните следующую таблицу.
Имя | Неделя 1 | Неделя 2 | Неделя 3 | Неделя 4 | Неделя 5 | Примечания | |||||
П | У | П | У | П | У | П | У | П | У | ||
Отчет о проделанной работе
Неделя 1 | Неделя 2 | Неделя 3 | Неделя 4 | Неделя 5 | всего | ||
1 | Отправленных писем | ||||||
2 | Телефонных звонков | ||||||
3 | Визитов | ||||||
4 | Совершавших служение | ||||||
5 | Жертвователей |
Сокращения: П — присутствие, У — уровень Шикша.