Пригласите всех участников группы и гостей. Сегодня всем лучше сесть лицом к лектору, а не кругом, как обычно. На всякий случай приготовьте белую или черную доску с маркером или мелом. Подготовьте стол и стул для лектора. Обсудите со старшим руководителем, кто бы мог разыграть короткую сценку, входящую в приведенный ниже семинар. Если поставить сценку невозможно, просто попросите двух преданных прочитать текст с выражением. Заранее покажите участникам сценки текст семинара, чтобы они могли подготовиться. Подготовьте анкеты для раздачи в конце лекции.
Киртан: 20 минут
Попросите старшего преданного провести 20-минутный киртан.
Семинар: 90 минут
Кришна-севака: концепция семинара
Цели
- Побудить участников группы бросить есть мясо.
- Рассказать, почему необходимо читать ежедневно как минимум четыре круга Маха-мантры.
- Вдохновить их серьезно приступить к изучению книг Шрилы Прабхупады.
- Пробудить в них желание заниматься служением.
Задачи
В конце занятия участники должны следующее.
- Назвать, по крайней мере, шесть причин, по которым стоит бросить есть мясо.
- Согласиться на 4 круга джапы.
- Начать выполнять больше служения в храме.
- Начать регулярно читать книги Шрилы Прабхупады.
Условие: все эти обязательства преданные должны принять добровольно.
Критерии оценки
- Названы, по крайней мере, четыре причины, почему нужно бросить есть мясо.
- Названы минимум две причины, по которым нужно читать 4 круга.
- Преданный согласился на какой-то один вид служения.
- Он купил, по крайней мере, одну книгу Шрилы Прабхупады
- По крайней мере, 50% преданных, присутствующих на программе, должны быть готовы принять диплом уровня кришна-севака.
Оценка: устный опрос в конце лекции.
Подготовка: подготовьте раздаточный материал о том, почему человеку нужно быть вегетарианцем. Также имейте при себе книги Шрилы Прабхупады на продажу.
Что | Кто | Средства | Время |
Сценка | Ведущий и помощник | 20 минут | |
Обсуждение | Все присутствующие | 15 минут | |
Мозговой штурм | Все присутствующие | Черная или белая доска | 10 минут |
Лекция, часть 1 | Ведущий | Плакаты | 15 минут |
Лекция, часть 2 | Ведущий | Плакаты | 10 минут |
Лекция, часть 3 | Ведущий | Плакаты | 10 минут |
План занятия. Поприветствуйте слушателей. Объясните цели занятия, а именно — понять, зачем нужно делать следующий шаг в программе шикша — на уровень кришна-севака.
Сценка: доктор и пациент
Пусть двое участников группы разыграют эту сценку. Если это слишком сложно, пусть просто прочитают ее с выражением — это тоже окажет необходимый эффект.
Пациент. Доктор, у меня живот болит! Что делать?
Доктор. Так… А что вы ели в последний раз?
Пациент. Ну… Барашка, рыбку…
Доктор. Ну-ка, покажите-ка мне ваши когти…
Пациент. Какие когти? (Смотрит на руки.) Простите, не понял.
Доктор. Ну, чем вы разрывали мясо, когда ели?
Пациент. В смысле, руки?
Доктор. Вы думаете, это руки? Но разрывать мясо — дело хищников! А у них вовсе не руки, а лапы с острыми когтями (рычит, изображая хищника). Хотя бы клыки-то у вас есть? Мясо-то чем едите?
Пациент. Ну, у меня крепкие зубы…
Доктор. У всех крепкие — но чтобы есть мясо, они должны быть еще и острыми! Покажите-ка…
Пациент. Ааааа! (Открывает рот и высовывает язык.)
Доктор. Нет, клыки у вас слабоваты… Вы уверены, что вам нужно есть мясо?
Пациент (в беспокойстве). Да, доктор…
Доктор. А когда вы последний раз ели эту вашу рыбку… и барашка?
Пациент. Вчера утром, а потом живот заболел.
Доктор. И после этого вы ходили в туалет?
Пациент. По-моему, рановато еще. Пища не может перевариться так быстро.
Доктор. Дорогой вы мой, как же вы столько времени таскаете внутри себя труп?! У хищников-то кишечник в несколько раз короче! Мясо сгнить не успевает. А вам от мяса вместо пользы — одни токсины!
Пациент. Дал мне Бог длинный кишечник, значит, так и надо. Ему виднее. Ничем не могу помочь.
Доктор. Бог, как всегда, поступил правильно! Потому-то Он и дал животным короткий кишечник.
Пациент. Но я не могу без мяса! Язык требует.
Доктор. Ну‑у. У вас все шансы. В следующей жизни вы получите тело тигра или льва — и ешьте ваше мясо сколько душе угодно!
Пациент. Так я в этой жизни хочу!
Доктор. Ну, тогда придется немного заплатить…
Пациент (с нетерпением). И чем же это?
Доктор. Рак кишечника, например, хотите? Или повышенное кровяное давление? А может, проблемы с сердцем? Выбирайте!
Пациент (хватается за сердце). Боже мой! (Делает несколько глубоких вздохов и успокаивается.) Ничего, сейчас все лечат.
Доктор (усмехается). Нравится в больницах лежать? Ну-ну.
Пациент. И не надо меня пугать! И не стану я никаким тигром! Вот вспомню о Боге в момент смерти — и сразу освобождение получу!
Доктор. Те, кто ест мясо, обречены жить в страсти и невежестве. А это значит — необузданное вожделение, стремление к насилию… И ни познать Бога, ни тем более вспомнить о Нем в момент смерти вы просто не сможете!
Пациент. Э‑э-э… (Ищет аргументы.) Ну, вы же врач, вы должны знать, что в мясе содержится белок, без которого человеку нельзя!
Доктор. Белка хватает и в молочных продуктах, в орехах, зерне и бобовых. А мясо дает избыточный белок, который плохо действует на почки… Кстати, вы знаете, что мясо очень быстро разлагается, зеленеет и так далее? А химикаты, которыми пичкают мясо, чтобы оно сохранило «товарный вид» и вы его покупали, потихоньку убивают ваше сердце…
Пациент (растерянно)ю А я всего этого и не знал… В рекламе-то совсем другое говорят… Что же мне делать?
Доктор. На вашем месте я бы сегодня же стал вегетарианцем. Это со всех сторон полезно, и я вам по секрету скажу одну вещь: (дружески обнимает пациента) это еще и потрясающе вкусно! (Смеется.)
Обсуждение
Разделите группу на команды по четыре человека и попросите обдумать, почему человеку не следует питаться мясом. Каждую группу попросите выписать аргументы. Через 10 минут попросите лидера одной из групп подвести итог. Потом другая группа должна привести свою точку зрения… Таким образом, пусть они озвучат все идеи, к которым пришли во время обсуждения.
Мозговой штурм
Обсудите, какое благо получат и с какими трудностями могут столкнуться участники группы, дав обещание повторять 4 круга джапы.
Лекция.
Часть 1
Подведите итоги: обсудите благо от повторения 4 кругов и расскажите, как преодолевать препятствия. Убедитесь, что прозвучали следующие пункты.
Благо от повторения.
- Это успокаивает ум.
- Развивает веру в Господа.
- Помогает лучше понять священные писания.
- Дает желание и разум заниматься преданным служением.
- Помогает избавиться от телесной концепции (очищает ум).
- Дарует счастье.
- Защищает.
- Уничтожает грехи.
- Поддерживает в нас духовное сознание в течение дня.
- Дает нам любовь к Кришне.
Часть 2
Расскажите о благах, которые человек получает, читая книги Шрилы Прабхупады. Подготовьте аккуратный и красивый плакат со следующими пунктами.
- Помогают легко и хорошо понять цель жизни.
- Вдохновляют.
- Помогают быстро развить веру в Бога.
- В них обильно цитируются священные писания, что придает этим книгам вес.
- Они интересны и в высшей степени информативны.
- Они разного объема. Можно начать читать с маленьких книг.
- Они увлекательны и помогают нам по-новому взглянуть на мир.
Покажите им книги Шрилы Прабхупады и предложите приобрести.
Часть 3
Служение в храме и благо, которое мы от этого получаем. По мере продолжения лекции выписывайте следующие пункты.
- Служением легко заниматься, а духовное благо от этого очень велико.
- Оно позволяет нам очень быстро снискать милость Кришны.
- Дает нам вкус к дальнейшему прогрессу.
- Позволяет сдружиться с преданными и стать к ним ближе.
- Это весело и интересно.
- Сразу же дает ощущение блаженства, которое долго не проходит.
Оценка
Спросите, сколько человек из присутствующих готовы подняться на уровень кришна-севака (предварительно пусть расскажут о требованиях).
Раздайте анкеты желающим принять обеты уровня кришна-севака. После этого они уже могут получить диплом, который им можно вручить во время публичной церемонии, либо на одной из храмовых программ.
Контрольный список для модуля кришна-севака
Второй модуль состоит из 8 занятий, которые проводятся в течение 8 недель. После этого модуля даются вопросы — заполните приведенный ниже список, с помощью которого вы сможете оценить, продвинулись ли члены вашей группы по основным направлениям хотя бы до уровня кришна-севака. Кришна-севака — это повторение как минимум 4 кругов джапы ежедневно, отказ от мяса и выполнение какого-то постоянного служения. Вы должны были записывать подробную информацию о членах вашей группы в отчетах после каждой программы. Это поможет вам легко заполнить контрольный список и подтвердить свои достижения. Если наблюдается тенденция к снижению, вы узнаете, чему стоит уделить особое внимание, точнее, чему вы уделили недостаточно внимания. Просмотрите еще раз вступление, оно вам поможет.
Несмотря на все наши усилия, всегда есть возможность того, что наши результаты не совпадут с идеалом. Ведь мы имеем дело с людьми. У них есть свобода воли: они сами определяют, с какой скоростью им прогрессировать в сознании Кришны. Мы же должны делать все от нас зависящее, и в большинстве случаев это вдохновит их предаваться быстрее. Но неудачи не должны удручать вас, поскольку мы постоянно совершенствуемся. Это касается и того, как мы предаемся Кришне, и того, как учимся вдохновлять на это других. Нет предела совершенству.
Напишите да/нет в соответствующей колонке справа:
Посещают ли вашу программу по крайней мере 10 человек? | |
Все ли ходят регулярно? Сколько непостоянных? | |
Участвуют ли они во всех частях встречи? Если нет, сколько не участвует и какие части обычно пропускаются? | |
Повторяют ли все члены группы хотя бы 4 круга джапы ежедневно? Если нет, сколько не повторяет? | |
Сколько из них еще не читают книги Шрилы Прабхупады? | |
Все ли выполняют «домашнее задание»? Если нет, сколько не выполняет? | |
Все ли свободно общаются и чувствуют себя с вами комфортно? Если нет, сколько не общается? | |
Вызвались ли они выполнять какое-то служение? Если нет, то сколько? | |
Все ли хотят принять уровень кришна-севака? Если нет, сколько не хочет? |
Даже если у вас всего одна или две пометки «нет» и вы уверены, что проделали хорошую работу, вам все равно предстоит потрудиться, чтобы поднять всех своих подопечных до нужного уровня. Если около половины группы не сдвинулось с места, вам стоит пересмотреть свою стратегию. Обсудите это со старшими проповедниками, попросите их руководства и помощи. Помните, что вы исполняете роль родителя, а родители обязаны заботиться о каждом из своих детей!