Давайте участникам группы домашние задания — это отличный способ занять их сознанием Кришны на неделе, между занятиями. Это поможет им лучше усвоить пройденное на программе. Поскольку многие из них пока еще не читают книги Шрилы Прабхупады, попросите их выписать на бумаге, что нового они узнали на прошедшем занятии. Чтение отрывков из книг и обсуждение их во время сат-санги также будет способствовать тому, чтобы они начали самостоятельно читать дома.
Звоните им на неделе, чтобы узнать, как продвигается их выполнение домашнего задания. Пока это не войдет у них в привычку, вам придется постоянно мягко напоминать им о домашнем задании, иначе скоро вы будете обескуражены их забывчивостью! Кроме того, они вообще могут перестать ходить на программы, чтобы не расстраивать вас невыполненным заданием.
Сат-санга: 15 минут
Расскажите об интересных и вдохновляющих моментах, которые вы почерпнули за прошедшую неделю из книг Шрилы Прабхупады, а также о своих реализациях. Спросите, есть ли в группе кто-то, кто за прошедшую неделю обратился к книгам Шрилы Прабхупады и теперь хочет поделиться прочитанным. Вдохновляйте и поощряйте тех, кто вызвался говорить, но при этом не упрекайте тех, кто не читает. Очень скоро они «дойдут» до этого сами.
Если кто-то пришел впервые, представьте его остальным, после чего спросите: «Расскажите о лучшем моменте или одном из лучших моментов своей жизни». Не критикуйте ничьих высказываний, напротив, поощряйте и подбадривайте тех, кто вызвался выступить. Помните, что эта часть предназначена не для обучения (хотя обучение тоже может при этом происходить), но прежде всего, чтобы люди «раскрылись» и расслабились, а также лучше узнали друг друга.
Киртан: 15 минут
Как и в предыдущие недели, раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце. Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Нектар святого имени
В этот век санкиртана-ягья, повторение и пение святого имени Господа, важнее ведических ритуальных жертвоприношений.
Резонно спросить: если, повторяя святое имя, можно легко обрести величайшее благо, тогда зачем нужны многочисленные ведические обряды и почему они так привлекают людей? Ответ дается в этом стихе. Как сказано в «Бхагавад-гите» (15.15), Веды надо изучать для того, чтобы приблизиться к лотосным стопам Господа Кришны (ведаш ча сарваир ахам эва ведйах).
К сожалению, неразумных людей привлекают пышные ведические жертвоприношения. Им нравится наблюдать помпезные церемонии, на которые тратится много денег, или слушать, как исполняются ведические гимны.
Порой в угоду таким людям нам тоже приходится совершать подобные ведические ритуалы, как это было на недавнем открытии храма Кришны-Баларамы во Вриндаване. Для этой церемонии нам пришлось нанимать местных брахманов, так как жители Вриндавана, и особенно смарта-брахманы, не считают европейских и американских преданных истинными брахманами.
Пока брахманы совершали эту дорогостоящую ягью, преданные из нашего Общества под бой мриданг проводили санкиртану, и я уверен, что это было гораздо важнее всех ведических ритуалов. И ведические ритуалы, и санкиртана совершались одновременно.
Ритуалы предназначались для тех, кто хочет после смерти вознестись на райские планеты (джади-крита-матир мадху-пушпитайам), а санкиртана проводилась для чистых преданных, желающих доставлять удовольствие Верховной Личности Бога. Мы бы могли ограничиться одной санкиртаной, но жители Вриндавана не признали бы это настоящей церемонией открытия храма.
Как сказано в этом стихе, ведические обряды предназначены для тех, чей разум пленен цветистым языком Вед, превозносящих кармические обряды и ритуалы, которые помогают подняться на высшие планеты.
Сейчас, в век Кали, вполне достаточно проводить санкиртану. Пока преданные, живущие в наших храмах, проводят санкиртану перед Божеством — особенно перед Божеством Шри Чайтаньи Махапрабху, — они будут оставаться совершенными. Им не нужны никакие другие обряды и ритуалы.
«Шримад-Бхагаватам», 6.3.25
Обсуждение философии: 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно попросить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим с целью более глубокого и четкого понимания ими предмета обсуждения и правильного ответа на вопросы. На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого.
Применение — самая важная часть обсуждения, и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере, 15–20 минут. Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
Шри Чайтанья Махапрабху, золотая аватара, явился в Индии около пятисот лет назад. В Индии существует обычай — когда рождается ребенок, приглашают астролога. Когда пять тысяч лет назад явился Господь Кришна, Верховная Личность Бога, Его отец пригласил Гаргамуни, и тот сказал: «Это дитя воплощалось раньше в телах трех цветов, Его тело было красного и золотистого цвета, а теперь оно темного цвета». В шастрах говорится, что тело Кришны темного цвета, напоминающего цвет тучи. А о Господе Чайтанье говорят, что это Кришна, приходящий в теле золотистого цвета.
В ведической литературе есть много свидетельств, указывающих на то, что Чайтанья Махапрабху — воплощение Кришны, это подтверждают и ученые, и преданные. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что воплощение Кришны (Бога) в нынешний век — Кали-югу — будет постоянно рассказывать о Кришне. Это воплощение — Сам Кришна, но, как преданный Кришны, Он говорит о Самом Себе. И в этом веке цвет Его тела будет не темным.
Другая особенность этой аватары в том, что Его постоянно сопровождают Его спутники. На изображении Чайтаньи Махапрабху видно, что за Ним всегда следует множество поющих преданных. В «Бхагавад-гите» утверждается, что когда бы Господь ни приходил, Он выполняет две миссии. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Когда бы Я ни являлся в этот мир, Моя миссия — освободить благочестивых преданных и уничтожить демонов».
В этот век миссия Чайтаньи Махапрабху остается той же — освободить преданных и уничтожить непреданных, демонов. Но в этот век у Него другое оружие: не палица, не диск, не какое-либо смертоносное оружие, а движение санкиртаны. Положив начало этому движению санкиртаны, Он уничтожал демонический образ мысли людей. В этом особое значение Господа Чайтаньи.
Итак, в «Шримад-Бхагаватам» говорится, что Господь Чайтанья — воплощение Бога в наш век. Как же поклоняться Ему? Метод очень прост. Нужно только иметь изображение Господа Чайтаньи и Его спутников. Господь Чайтанья стоит в середине, в окружении Своих главных спутников: Нитьянанды, Адвайты, Гададхары и Шривасы.
Любой может держать это изображение у себя дома, повторять мантру Харе Кришна и тем самым поклоняться Господу Чайтанье. Метод прост. Но кто может следовать этому простому методу? Тот, у кого светлая голова. Тот, кто просто держит дома изображение Шри Чайтаньи Махапрабху и повторяет Харе Кришна, без особого труда сможет понять Бога.
В наш век те, у кого достаточно разума, присоединяются к движению санкиртаны и очень быстро прогрессируют.
Господа Чайтанью называют «золотой аватарой». Аватара значит «тот, кто нисшел, спустился». Человек может спуститься с пятого или с сотого этажа здания, так и аватара спускается с духовных планет, находящихся в духовном небе.
Господь Чайтанья, аватара этого века, описан в ведической литературе. Того, кто не имеет признаков, указанных в писаниях, нельзя считать аватарой.
Кришна Сам пришел научить нас тому, как предаться Ему. Последнее Его наставление в «Бхагавад-гите» — «Предайся Мне». Но мудхи — негодяи — ответили: «Чего ради я должен предаваться?» Поэтому, хотя Чайтанья Махапрабху — Сам Кришна, на этот раз Он учит нас на практике, как исполнить миссию «Бхагавад-гиты».
Чайтанья Махапрабху указывает нам прямой путь достижения Бога. Рупа Госвами, главный ученик Господа Чайтаньи, служил министром в правительстве Бенгалии, но, увидев Чайтанью Махапрабху, захотел присоединиться к Его движению. Он оставил пост министра, присоединился к этому движению и, предавшись Господу Чайтанье, вознес Ему прекрасную молитву. В ней говорится:
намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чайтанйа-намне гаура-твише намах
«Мой дорогой Господь, Ты — самое великодушное из всех воплощений». Почему? Кришна-према-прадайа те: «Ты непосредственно даешь любовь к Богу. У Тебя нет иной цели. Твой метод столь чудесен, что человек может сразу же полюбить Бога. Поэтому Ты — самое великодушное из всех воплощений. Никто, кроме Самого Кришны, не способен даровать такое благословение. Поэтому я говорю, что Ты — Кришна». Кришнайа кришна-чайтанйа-намне: «Ты — Сам Кришна, но Ты принял имя Кришны Чайтаньи. Я предаюсь Тебе».
Таков наш метод. Чайтанья Махапрабху — Сам Кришна, и Он учит, как с помощью очень простого метода развить в себе любовь к Богу. Он говорит, что нужно просто повторять Харе Кришна.
харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха
«В этот век нужно все время повторять мантру Харе Кришна. Иного пути нет».
Метод повторения и пения мантры Харе Кришна, предложенный Господом Чайтаньей и позволяющий достичь любви к Богу, называется санкиртаной. Санкиртана — санскритское слово. Сам означает самйак — «полный, завершенный», а киртана — «прославление» или «описание». Таким образом, полное описание подразумевает полное прославление Всевышнего, Высшего Полного Целого. Это не значит, что человек может описывать что угодно или славить кого угодно, и это будет киртаном. С точки зрения грамматики, это, может быть, и киртан, но в соответствии с ведической системой, киртан означает описание высшего авторитета, Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Вот что такое киртан.
«Наука самоосознания», 5 глава, с. 204–212
Знакомство с текстом
В чем заключается сходство и различие между Господом Кришной и Шри Чайтаньей Махапрабху?
Осмысление
- Как можно поклоняться Господу Чайтанье дома? Как характеризуют людей, которые способны следовать этому методу? Почему?
- Почему Господа Чайтанью называют самым великодушным из всех воплощений Бога?
- Что такое санкиртана? Что она дает?
Применение
Что привлекает вас в методе, который дал Чайтанья Махапрабху? Чем он отличается от общепринятого метода поклонения Богу?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание.
Проповедь — это сущность
Проповедник очень дорог Господу
«Поэтому, мои юные друзья, сыновья демонов, действуйте так, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу, — тому, кто выше любых материальных понятий. Отбросьте свои демонические наклонности и не делите окружающих на друзей и врагов. Будьте доброжелательны и сострадательны ко всем живым существам: проливайте на них милость, уча их преданно служить Господу».
Комментарий. В «Бхагавад-гите» (18.55) Сам Господь говорит: бхактйа мам абхиджанати йаван йаш часми таттватах — «Постичь Верховного Господа таким, какой Он есть, можно, только занимаясь преданным служением».
Заключительное наставление, которое Махараджа Прахлада дал своим школьным друзьям, сыновьям демонов, состояло в том, что они должны посвятить себя преданному служению, проповедуя всем науку сознания Кришны.
Проповедь — лучшее служение Господу. Господь чрезвычайно доволен теми, кто служит Ему, проповедуя Его послание. Он Сам подтверждает это в «Бхагавад-гите» (18.69): на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах — «Нет для Меня в этом мире слуги дороже, чем он, и никогда не будет».
Если человек искренне старается распространять сознание Кришны, если он объясняет другим величие Господа и прославляет Его, то, будь этот человек даже недостаточно образован, он становится очень дорог Верховной Личности Бога. Это и есть бхакти.
Тот, кто на благо всех людей, не разделяя их на друзей и врагов, проповедует сознание Кришны, доставляет Господу удовольствие и тем самым исполняет свое предназначение. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху призывал всех становиться преданными-гуру и проповедовать сознание Кришны (йаре декха, таре каха кришна-упадеша). Это самый простой способ постичь Верховную Личность Бога.
«Шримад-Бхагаватам», 7.6.24
Расскажите о вашей проповеди за прошедшую неделю. Расскажите о том, с кем вы говорили, кого навестили, вдохновили на сознание Кришны… Если кто-то из группы привел с собой знакомого, похвалите его. Пусть все расскажут о своих успехах в проповеди. Самых активных вы можете пригласить с собой, когда идете в гости к новым знакомым — пусть своими глазами увидят, как нужно общаться с новыми людьми, как приглашать их и как представлять им сознание Кришны.
Дайте всем какое-то небольшое проповедническое задание на неделю. Обсудите с каждым, что ему по силам. Выполнение задания не должно вызывать у них неловкости — скорее, напротив, приносить удовольствие. Не «давите»! Старайтесь уловить момент, когда следует остановиться. Задание может включать распространение книг, приглашение друзей или установление новых контактов.
Прасад: 20 минут
Как и на прошлой неделе, попросите участников группы прочитать мантры перед прасадом.
Попросите добровольцев раздать прасад. Постепенно подключайте их к служению, и со временем они начнут чувствовать его нектарный вкус и прогрессировать в духовной жизни.
Пока все едят, подходите к участникам группы и гостям, беседуйте с ними, вдохновляйте, обменивайтесь шутками. Пусть они расслабятся. Создайте атмосферу любви, которая будет притягивать их на программу неделя за неделей. Это — отблеск той любви, которую они будут испытывать к Кришне!
Через какое-то время некоторые из них предложат вам свою помощь еще и в уборке после программы. Воодушевляйте их на это, даже если хотите наслаждаться нектаром служения сами. Служение очень полезно для участников группы, поскольку приносит им духовное благо. Но не стоит делать это лишь для того, чтобы сбросить груз со своих плеч.
Отчет: 5 минут
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече.