Давайте участникам группы домашние задания — это отличный способ занять их сознанием Кришны на неделе, между занятиями. Это поможет им лучше усвоить пройденное на программе. Поскольку многие из них пока еще не читают книги Шрилы Прабхупады, попросите их выписать на бумаге, что нового они узнали на прошедшем занятии. Чтение отрывков из книг и обсуждение их во время сат-санги также будет способствовать тому, чтобы они начали самостоятельно читать дома.
Звоните им на неделе, чтобы узнать, как продвигается их выполнение домашнего задания. Пока это не войдет у них в привычку, вам придется постоянно мягко напоминать им о домашнем задании, иначе скоро вы будете обескуражены их забывчивостью! Кроме того, они вообще могут перестать ходить на программы, чтобы не расстраивать вас невыполненным заданием.
Сат-санга: 15 минут
Расскажите об интересных и вдохновляющих моментах, которые вы почерпнули за прошедшую неделю из книг Шрилы Прабхупады, а также о своих реализациях. Спросите, есть ли в группе кто-то, кто за прошедшую неделю обратился к книгам Шрилы Прабхупады и теперь хочет поделиться прочитанным. Вдохновляйте и поощряйте тех, кто вызвался говорить, но при этом не упрекайте тех, кто не читает. Очень скоро они «дойдут» до этого сами.
Если кто-то пришел впервые, представьте его остальным, после чего спросите: «Расскажите о лучшем моменте или одном из лучших моментов своей жизни».
Не критикуйте ничьих высказываний, напротив, поощряйте и подбадривайте тех, кто вызвался выступить. Помните, что эта часть предназначена не для обучения (хотя обучение тоже может при этом происходить), но прежде всего, чтобы люди «раскрылись» и расслабились, а также лучше узнали друг друга.
Киртан: 15 минут
Как и в предыдущие недели, раздайте всем новым гостям листочки с пранама-мантрами и мантрой Харе Кришна, а также с прославлениями, которые мы обычно поем в конце.
Во время киртана все члены группы могут предлагать Божествам или Их изображению благовония.
Джапа: до 15 минут
Прочитайте вслух следующие цитаты из «Шри Намамриты».
Нектар святого имени
Мы должны повторять мантру Харе Кришна, чтобы очистить свое сердце от вожделения и жадности.
Сейчас миром движут кама и лобха. Кама значит «вожделение», а лобха — «жадность». Люди помешаны на сексе и деньгах, в результате чего в их сердцах скопилась грязь, которую необходимо удалить.
Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы избавиться от грязи в сердце, но где тот университет или колледж, в котором бы учили науке очищения сознания? Научиться этому можно только в Обществе сознания Кришны. Кришна находится в нашем сердце, которое покрыто слоем грязи, и Он Сам помогает нам очистить его.
Нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа. («Шримад-Бхагаватам» 1.2.18). Для этого мы должны регулярно слушать «Шримад-Бхагаватам» и повторять мантру Харе Кришна — эти два вида деятельности рекомендовал Шри Чайтанья Махапрабху.
«Учение Господа Капилы, сына Девахути», 9 глава
Обсуждение философии — 45 минут
Прочитайте вслух отрывок и задайте вопросы (не давая объяснений). Позвольте присутствующим самим найти ответы в тексте отрывка. Постарайтесь, чтобы каждый участвовал в обсуждении. Можно просить двух-трех участников дополнять ответ. Обращайтесь к разным членам группы по очереди, давая им достаточно времени на размышление. Вы можете задавать наводящие вопросы отвечающим, с целью более глубокого и четкого понимания ими предмета обсуждения и правильного ответа на вопросы.
На практические вопросы (из раздела Применение) лучше попросить ответить каждого.
Применение — самая важная часть обсуждения и ей нужно уделить достаточно времени, по меньшей мере 15–20 минут.
Затем еще раз подведите итог обсуждению и добавьте от себя несколько пунктов, связанных с темой.
Текст для обсуждения
Бедняк тоже может быть материалистом, а богатый — очень духовным. Духовная жизнь не зависит ни от бедности, ни от богатства. Духовная жизнь трансцендентна. Возьмем, к примеру, Арджуну. Он принадлежал к царскому роду, но, тем не менее, был чистым преданным Бога. И в «Бхагавад-гите» (4.2) Шри Кришна говорит: эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух — «Эта высшая наука передавалась по цепи ученической преемственности — так постигали ее святые цари». В прошлом все цари, которые были святыми, были сведущими в духовной науке. Таким образом, духовная жизнь не зависит от материального положения человека. В каком бы материальном положении человек ни находился — будь он царь или нищий — он способен понять, что такое духовная жизнь. Как правило, люди не знают, что такое духовная жизнь.
Духовная жизнь начинается с того момента, когда вы понимаете, что вы не тело. Это знаменует начало духовной жизни. Увидев различие между собой и своим телом, вы начинаете понимать, что вы — духовная душа.
Сначала нужно объяснить людям, кто они такие: тело или нечто другое? С этого начинается образование. Сейчас каждого приучают к мысли, что он — тело. Только потому, что кто-то случайно получает тело американца, он думает: «Я — американец». С таким же успехом можно думать: «Я— красная рубашка», только на том основании, что вы носите красную рубашку. Вы не красная рубашка, вы — человек. Так и это тело — нечто вроде рубашки или пальто на истинной личности — духовной душе. Если мы отличаем себя только по своей телесной «рубашке» или «пальто», это значит, что у нас нет духовного образования.
В «Бхагавад-гите» указывается, что в этом и состоит истинное образование. Его мы получаем, когда задаемся вопросом, почему смерть приходит, несмотря на наше нежелание умирать. Это настоящие вопросы. Мы не хотим стареть. Почему же старость настигает нас? У нас много проблем, но эта проблема — квинтэссенция всех остальных.
Чтобы разрешить эту проблему, Господь Чайтанья Махапрабху рекомендует повторять и петь мантру Харе Кришна. Как только благодаря повторению этой мантры Харе Кришна наше сердце очистится, пылающее пламя нашего материального существования, изобилующего проблемами, угаснет. Как это происходит? Очистив свое сердце, мы поймем, что не принадлежим материальному миру. Люди отождествляют себя с этим материальным миром, поэтому они думают: «Я — индиец, я — англичанин, я — то, я — это». Но, если человек повторяет мантру Харе Кришна, он осознает, что не является материальным телом. «Я не принадлежу этому материальному телу или этому материальному миру. Я — духовная душа, неотъемлемая частица Всевышнего. Я вечно связан с Ним и не имею ничего общего с материальным миром». Это называется освобождением, знанием.
Человеческая форма жизни дается для познания, а не для того, чтобы тратить драгоценное время, как это делают животные, на еду, сон, совокупление и оборону. Это не является достижением цивилизации. В «Бхагаватам» говорится, что это тело создано не для того, чтобы в поте лица своего трудиться только ради удовлетворения чувств.
Заниматься тяжелым трудом и получать удовлетворение от чувственных наслаждений — удел свиней, а не людей. Человек должен учиться тапасье. Столько великих мудрецов, столько великих царей и столько брахмачари и санньяси, особенно в Индии, посвятили свою жизнь великой тапасье, чтобы очнуться ото сна.
Жизнь дана человеку не для того, чтобы умножать искусственные потребности. Мы должны довольствоваться только тем, что необходимо для поддержания души в теле, а в оставшееся время развивать свое сознание Кришны, чтобы после ухода из этого тела нам не пришлось получать другое материальное тело, и мы могли бы вернуться домой, к Богу. Это должно стать девизом человеческой жизни.
Под материальной жизнью подразумевается только еда, сон, совокупление и оборона, но духовная жизнь — это нечто большее. В этом еще одно различие между жизнью животного и человеческой жизнью. Жизнь животного состоит только из еды, сна, совокупления и обороны. Собака ест, и человек тоже ест. Человек спит, и собака спит. Человек занимается сексом, и собака занимается сексом. У собаки свои средства защиты, а у человека — свои (например, атомные бомбы). Эти четыре принципа одинаковы для людей и животных, и их совершенствование не является признаком человеческой цивилизации. Это цивилизация зверей.
Человеческая культура — это атхато брахма-джигьяса. Первый афоризм «Веданта-сутры»: атхато брахма-джигьяаса — «Теперь пришло время вопрошать о Брахмане». В этом и заключается человеческая жизнь. До тех пор пока человек не задает вопросов о духовном, джигьясух шрейа уттамам, он — животное, так как его жизнь построена только на этих четырех принципах. Он должен задумываться над тем, кто он такой, и почему вынужден страдать от рождения, смерти, старости и болезней. Есть ли средство избавления от этого? Вот вопросы, которые мы должны задавать. В этом состоит человеческая жизнь, духовная жизнь.
Пока человек не вырвется из тисков этих трех гун материальной природы, он не в состоянии понять Бога.
«Наука самосознания»
Знакомство с текстом
- Обязательно ли быть бедными, чтобы быть духовными?
- Какие примеры из «Бхагавад-гиты» иллюстрируют это?
- Что является началом духовной жизни?
Осмысление
- Почему неверно считать себя этим телом?
- Что такое настоящее образование, которое мы должны получить?
- Как Господь Чайтанья помогает нам в решении наших проблем?
- Какова цель человеческой жизни?
- Почему мы должны вопрошать о Брахмане?
Применение
Насколько важна для Вас духовная жизнь?
Обсуждение проповеди: 15 минут
Прочитайте вслух следующее высказывание:
Проповедь — это сущность
Кришна забирает проповедника домой, обратно к Богу.
Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения и в конце жизни вернется ко Мне. В этом мире для Меня нет и никогда не будет слуги дороже, чем он.
Однако тот, кто искренне старается объяснить суть «Бхагавад-гиты», не искажая смысла, будет прогрессировать в преданном служении и в конце концов станет чистым преданным Господа. A чистое преданное служение наверняка приведет его домой, к Богу.
«Бхагавад-гита», 18.68–69
Расскажите о вашей проповеди за прошедшую неделю. Расскажите, с кем вы говорили, кого навестили, вдохновили на сознание Кришны…
Если кто-то из группы привел с собой знакомого, похвалите его. Пусть все расскажут о своих успехах в проповеди.
Самых активных вы можете пригласить с собой, когда идете в гости к новым знакомым, — пусть своими глазами увидят, как нужно общаться с новыми людьми, как приглашать их и как представлять им сознание Кришны.
Дайте всем какое-то небольшое проповедническое задание на неделю. Обсудите с каждым, что ему по силам. Выполнение задания не должно вызывать у них неловкости — скорее, напротив, приносить удовольствие. Не давите! Старайтесь уловить момент, когда следует остановиться. Задание может включать распространение книг, приглашение друзей или установление новых контактов.
Прасад: 20 минут
Как и на прошлой неделе, попросите участников группы прочитать мантры перед прасадом.
Попросите добровольцев раздать прасад. Постепенно подключайте их к служению, и со временем они начнут чувствовать его нектарный вкус и прогрессировать в духовной жизни.
Пока все едят, подходите к участникам группы и гостям, беседуйте с ними, вдохновляйте, обменивайтесь шутками. Пусть они расслабятся. Создайте атмосферу любви, которая будет притягивать их на программу неделю за неделей. Это — отблеск той любви, которую они будут испытывать к Кришне!
Через какое-то время некоторые из них предложат вам свою помощь еще и в уборке после программы. Воодушевляйте их на это, даже если хотите наслаждаться нектаром служения сами. Служение очень полезно для участников группы, поскольку приносит им духовное благо. Но не стоит делать это лишь для того, чтобы сбросить груз со своих плеч.
Сразу после окончания программы, когда все преданные уйдут, заполните отчет о встрече: 5 минут.