Сат-сан­га: 15 минут

Попри­вет­ствуй­те всех и попро­си­те сесть в кру­жок. Пред­ставь­тесь, назвав свое имя и род заня­тий, рас­ска­жи­те о вашей семье, увле­че­ни­ях (в слу­чае пре­дан­ных — увле­че­ни­ях в созна­нии Криш­ны) и т.д. Гово­ри­те око­ло минуты.

Затем, начи­ная с чело­ве­ка рядом с вами, попро­си­те всех по оче­ре­ди пред­ста­вить­ся, сле­дя за тем, что­бы они назва­ли свое имя, рас­ска­за­ли о роде заня­тий, семье и увлечениях.

Если кто-то слиш­ком стес­ни­те­лен, ваши дру­же­ские нена­вяз­чи­вые вопро­сы могут помочь ему рас­ска­зать о себе.

Опро­си­те по оче­ре­ди каж­до­го. Будь­те вни­ма­тель­ны и поощ­ряй­те каж­дое выска­зы­ва­ние. Это помо­жет создать теп­лую, дру­же­ствен­ную, при­ят­ную атмосферу.

 

Кир­тан: 15 минут

Если есть воз­мож­ность, уста­но­ви­те про­стой, но кра­си­вый алтарь с Боже­ства­ми Гауры—Нитая. Если у вас нет Божеств, мож­но раз­ме­стить на алта­ре изоб­ра­же­ния Радхи—Кришны, Джаганнатхи—Баладевы—Субхадры, Пан­ча-татт­вы и Нри­сим­хаде­ва, а так­же изоб­ра­же­ние гуру-парам­па­ры. Атмо­сфе­ра, создан­ная бла­го­да­ря све­тиль­ни­кам, пред­ло­жен­ным цве­там и бла­го­во­ни­ям, будет иде­аль­но спо­соб­ство­вать раз­ви­тию пре­дан­но­сти у чле­нов группы.

Ска­жи­те, что сей­час вы в тече­ние 15 минут про­ве­де­те неболь­шой кир­тан, то есть вос­пе­ва­ние свя­тых имен Гос­по­да. Объ­яс­ни­те, как нуж­но повто­рять за веду­щим во вре­мя пения. Рас­ска­жи­те, что сна­ча­ла поет­ся молит­ва духов­но­му учи­те­лю, или гуру, а затем мы при­ни­ма­ем при­бе­жи­ще у Гос­по­да, пред­став­лен­но­го в пяти фор­мах. Пока­жи­те изоб­ра­же­ние Пан­ча-татт­вы и объ­яс­ни­те, что по Их мило­сти мы можем понять духов­ные истины.

Затем пред­ставь­те глав­ную ман­тру, маха-ман­тру Харе Криш­на, и пояс­ни­те, что она будет основ­ной частью кир­та­на.

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Нач­ни­те спо­кой­ный кир­тан на про­стую мело­дию (луч­ше все­го мело­дию Шри­лы Праб­ху­па­ды), что­бы все мог­ли участ­во­вать без труда.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Вос­пе­ва­ние свя­тых имен Гос­по­да явля­ет­ся еди­ной осно­вой обще­че­ло­ве­че­ской рели­гии в Кали-югу.

В этот век кон­флик­ты воз­ни­ка­ют по малей­ше­му пово­ду, поэто­му для нынеш­не­го века шаст­ры реко­мен­ду­ют еди­ную осно­ву само­осо­зна­ния — вос­пе­ва­ние свя­тых имен Гос­по­да. Люди могут соби­рать­ся вме­сте и мело­дич­ным пени­ем про­слав­лять Гос­по­да на сво­ем род­ном язы­ке, и если совер­шать это без оскорб­ле­ний, то со вре­ме­нем участ­ни­ки этих собра­ний, несо­мнен­но, достиг­нут духов­но­го совер­шен­ства, не при­бе­гая к более суро­вым методам.

На таких собра­ни­ях уче­ные и глуп­цы, бога­чи и бед­ня­ки, инду­сы и мусуль­мане, англи­чане и индий­цы, чан­да­лы и брах­ма­ны — все могут слу­шать транс­цен­дент­ные зву­ки, тем самым очи­щая зер­ка­ло сво­е­го серд­ца от пыли, нако­пив­шей­ся в резуль­та­те сопри­кос­но­ве­ния с мате­ри­ей. Что­бы под­дер­жать мис­сию Гос­по­да, люди все­го мира при­мут свя­тое имя Гос­по­да как еди­ную осно­ву обще­че­ло­ве­че­ской религии.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», Песнь 1, Введение

 

Если слу­ша­те­лям труд­но понять про­чи­тан­ное, вы може­те разъ­яс­нить все, что необ­хо­ди­мо. Мож­но так­же в несколь­ких сло­вах пояс­нить суть отрыв­ка, что­бы всем ста­ла ясна основ­ная мысль. Спро­си­те, хоте­ли бы участ­ни­ки груп­пы попро­бо­вать сов­мест­ную прак­ти­ку вос­пе­ва­ния свя­то­го име­ни. Если у них есть энту­зи­азм и готов­ность, раз­дай­те всем чет­ки для джа­пы и объ­яс­ни­те, как дер­жать их во вре­мя повто­ре­ния. Про­чи­тай­те один или даже пол­кру­га джа­пы вме­сте. Взгля­дом и улыб­кой вооду­шев­ляй­те чле­нов груп­пы повто­рять с энту­зи­аз­мом. Если хоти­те, мож­но оста­но­вить­ся на поло­вине круга.

Если боль­шин­ство при­сут­ству­ю­щих про­яв­ля­ет неже­ла­ние или сомне­ние по пово­ду вос­пе­ва­ния, то мож­но отло­жить сов­мест­ное повто­ре­ние на несколь­ко недель. Что­бы при­ни­мать реше­ние о том, насколь­ко чле­ны вашей груп­пы гото­вы к чему-либо, необ­хо­ди­мо вза­и­мо­дей­ство­вать со все­ми и чув­ство­вать настро­е­ние каж­до­го. Все люди раз­ные, и для того, что­бы кто-то при­нял созна­ние Криш­ны, нужен инди­ви­ду­аль­ный подход.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Про­чи­тай­те вслух отры­вок и задай­те вопро­сы (не давая объ­яс­не­ний). Поз­воль­те при­сут­ству­ю­щим самим най­ти отве­ты в тек­сте отрыв­ка. Поста­рай­тесь, что­бы каж­дый участ­во­вал в обсуж­де­нии. Мож­но попро­сить двух-трех участ­ни­ков допол­нять ответ. Обра­щай­тесь к раз­ным чле­нам груп­пы по оче­ре­ди, давая им доста­точ­но вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ние. Вы може­те зада­вать наво­дя­щие вопро­сы отве­ча­ю­щим, что­бы те глуб­же и яснее поня­ли пред­мет обсуж­де­ния и дали пра­виль­ные ответы.

На прак­ти­че­ские вопро­сы (из раз­де­ла При­ме­не­ние) луч­ше попро­сить отве­тить каж­до­го. Это поз­во­лит вам полу­чить более точ­ную кар­ти­ну пони­ма­ния фило­со­фии каж­дым участ­ни­ком, а так­же опре­де­лить сте­пень их серьез­но­сти в духов­ной жиз­ни и обна­ру­жить воз­мож­ные прак­ти­че­ские про­бле­мы и пре­пят­ствия, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся. В тече­ние пер­вых недель неко­то­рые из чле­нов груп­пы могут быть не слиш­ком откро­вен­ны, осо­бен­но во вре­мя прак­ти­че­ской части, т.к. эта часть име­ет более лич­ност­ный харак­тер. Поэто­му нуж­но вдох­нов­лять их гово­рить и поощ­рять их отве­ты, но не «давить». По про­ше­ствии несколь­ких недель у них появит­ся энту­зи­азм к более актив­но­му участию.

При­ме­не­ние — самая важ­ная часть обсуж­де­ния, и ей нуж­но уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни, по мень­шей мере, 15–20 минут.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой.

 

Текст для обсуждения

Дви­же­ние созна­ния Криш­ны при­зва­но спа­сти чело­ве­че­ское обще­ство от духов­ной смер­ти. Совре­мен­ное чело­ве­че­ство вве­де­но в заблуж­де­ние лиде­ра­ми, кото­рые сами сле­пы, ибо не зна­ют, что цель чело­ве­че­ской жиз­ни заклю­ча­ет­ся в само­осо­зна­нии и вос­ста­нов­ле­нии вза­и­мо­от­но­ше­ний с Вер­хов­ной Лич­но­стью Бога. Это недо­ста­ю­щее зве­но в совре­мен­ном обще­стве. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны пыта­ет­ся про­све­тить чело­ве­че­ское обще­ство в этом важ­ном вопросе.

В соот­вет­ствии с прин­ци­па­ми веди­че­ской куль­ту­ры, совер­шен­ство жиз­ни состо­ит в осо­зна­нии чело­ве­ком сво­их вза­и­мо­от­но­ше­ний с Криш­ной, т.е. Богом. Из «Бха­га­вад-гиты», кото­рую все авто­ри­те­ты в транс­цен­дент­ной нау­ке при­зна­ют осно­вой веди­че­ско­го зна­ния, мы узна­ем, что не толь­ко люди, но и все живые суще­ства явля­ют­ся неотъ­ем­ле­мы­ми части­ца­ми Бога. Части при­зва­ны слу­жить цело­му, так же, как ноги, руки, паль­цы и уши при­зва­ны слу­жить все­му телу. И мы, живые суще­ства, явля­ясь неотъ­ем­ле­мы­ми части­ца­ми Бога, обя­за­ны слу­жить Ему.

На самом деле мы все­гда кому-нибудь слу­жим: семье, стране или обще­ству, это в поряд­ке вещей. Если нам неко­му слу­жить, мы ино­гда заво­дим кош­ку или соба­ку и слу­жим им. Все это дока­зы­ва­ет, что по сво­ей при­ро­де мы созда­ны для слу­же­ния, но как бы хоро­шо мы ни слу­жи­ли, это не при­но­сит нам удо­вле­тво­ре­ния. Не удо­вле­тво­рен и тот, кому мы слу­жим. Мате­ри­аль­ная жизнь при­но­сит всем одни разо­ча­ро­ва­ния. При­чи­на это­го в том, что выбор объ­ек­та слу­же­ния был сде­лан непра­виль­но. Ска­жем, если мы хотим слу­жить дере­ву, то долж­ны поли­вать его кор­ни. Если мы будем лить воду на листья, вет­ви и т.д., то от это­го будет мало тол­ку. Если слу­жить Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, все осталь­ные Его неотъ­ем­ле­мые части­цы будут есте­ствен­ным обра­зом удо­вле­тво­ре­ны. Сле­до­ва­тель­но, слу­жа Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, мы выпол­ня­ем свой долг перед обще­ством, семьей и наро­дом и при­но­сим всем наи­боль­шее благо.

Долг каж­до­го чело­ве­ка — осо­знать свое изна­чаль­ное поло­же­ние по отно­ше­нию к Богу и дей­ство­вать соот­вет­ствен­но ему. Если нам это удаст­ся, то наша жизнь увен­ча­ет­ся успе­хом. Одна­ко ино­гда нас охва­ты­ва­ет бун­тар­ский дух, и мы гово­рим: «Бога нет» или «Я — Бог», или даже «Мне нет дела до Бога». На самом деле, этот вызов нас не спа­сет. Бог есть, и в любой момент мы можем видеть Его. Если мы отка­зы­ва­ем­ся видеть Бога при жиз­ни, Он пред­ста­нет пред нами в обра­зе жесто­кой смер­ти. Если мы не хотим заме­чать Бога в одном обра­зе, то уви­дим Его в дру­гом. У Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога мно­го раз­ных аспек­тов, так как Он — изна­чаль­ная при­чи­на все­го кос­ми­че­ско­го про­яв­ле­ния. В каком-то смыс­ле мы не в состо­я­нии избе­жать встре­чи с Ним.

Дви­же­ние созна­ния Криш­ны — не сле­пой рели­ги­оз­ный фана­тизм и не бунт, под­ня­тый каким-то ново­яв­лен­ным выскоч­кой, а авто­ри­тет­ный науч­ный метод удо­вле­тво­ре­ния нашей извеч­ной потреб­но­сти в обще­нии с Абсо­лют­ной Лич­но­стью Бога, Выс­шим Насла­жда­ю­щим­ся. В поле зре­ния созна­ния Криш­ны — толь­ко наши веч­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с Ним и наши обя­зан­но­сти по отно­ше­нии к Нему. Таким обра­зом, созна­ние Криш­ны поз­во­ля­ет нам под­нять нашу жизнь на выс­ший уро­вень совер­шен­ства, дости­жи­мо­го толь­ко в чело­ве­че­ской фор­ме существования.

«Нау­ка само­осо­зна­ния»

 

Выде­ле­ние

  1. Како­ва истин­ная цель жизни?
  2. Как созна­ние Криш­ны помо­га­ет нам достичь этой цели?

Осмыс­ле­ние

  1. Что непра­виль­но в нашем мате­ри­а­ли­стич­ном обществе?
  2. Что гово­рит веди­че­ская циви­ли­за­ция о совер­шен­стве жизни?
  3. Как мы можем иде­аль­ным обра­зом слу­жить каж­до­му и удо­вле­тво­рять каж­до­го в этом мире? Поче­му невоз­мож­но достичь это­го дру­гим спо­со­бом? При­ве­ди­те пример(ы).
  4. Поче­му зна­ние о Боге необходимо?

При­ме­не­ние

К чему вы стре­ми­тесь в жизни?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Созна­ние Криш­ны — вели­чай­ший дар человечеству.

Шри­ла Рупа Госва­ми дает опре­де­ле­ние бла­го­твор­но­сти. Он гово­рит, что по-насто­я­ще­му бла­го­твор­ным явля­ет­ся толь­ко то, что при­но­сит бла­го всем людям во всем мире. В наше вре­мя раз­лич­ные бла­го­тво­ри­тель­ные орга­ни­за­ции забо­тят­ся о бла­ге обще­ства, какой-то груп­пы людей в нем или нации. Пред­при­ня­та даже попыт­ка (в фор­ме Орга­ни­за­ции Объ­еди­нен­ных Наций) раз­вер­нуть дея­тель­ность на бла­го все­го мира. Но в силу того, что такой огра­ни­чен­ной наци­о­наль­ны­ми рам­ка­ми дея­тель­но­сти неиз­беж­но при­су­щи изъ­я­ны, все эти гло­баль­ные бла­го­тво­ри­тель­ные про­грам­мы прак­ти­че­ски неосу­ще­стви­мы. Одна­ко Дви­же­ние созна­ния Криш­ны настоль­ко совер­шен­но, что спо­соб­но при­не­сти выс­шее бла­го все­му чело­ве­че­ству. В этом Дви­же­нии может участ­во­вать каж­дый, и каж­дый может на себе ощу­тить его бла­го­твор­ное вли­я­ние. Поэто­му Рупа Госва­ми и дру­гие авто­ри­тет­ные уче­ные схо­дят­ся на том, что широ­кая про­по­ведь Дви­же­ния созна­ния Криш­ны, пре­дан­но­го слу­же­ния — выс­шая фор­ма гума­ни­сти­че­ской дея­тель­но­сти во имя все­об­ще­го блага.

«Нек­тар пре­дан­но­сти»

 

Корот­ко, в тече­ние двух минут, под­ве­ди­те итог отрыв­ку, что­бы все запом­ни­ли глав­ную мысль. В после­ду­ю­щие неде­ли дис­кус­сии будут посвя­ще­ны про­по­вед­ни­че­ским пла­нам и стра­те­ги­ям. А сей­час мож­но исполь­зо­вать вре­мя для про­смот­ра отрыв­ка из како­го-нибудь филь­ма, посвя­щен­но­го созна­нию Кришны.

 

Пра­сад: 20 минут

Вы долж­ны пла­ни­ро­вать ваше меню, исхо­дя из вре­ме­ни суток, в кото­рое про­хо­дят про­грам­мы. Если вре­мя вечер­нее и участ­ни­кам про­грам­мы нуж­но еще дол­го доби­рать­ся до дома, тогда боль­ше все­го подой­дет про­стой, лег­кий ужин из хле­ба, овощ­но­го блю­да и про­стых сла­до­стей или фрук­тов. Пла­ни­руя более слож­ное меню, поду­май­те, смо­же­те ли вы под­дер­жи­вать этот стан­дарт. Вы повы­ша­е­те ожи­да­ния участ­ни­ков. Поми­мо про­че­го, у кого-то могут воз­ник­нуть сомне­ния — про­во­дить ли про­грам­мы у себя дома, если им труд­но гото­вить такой шикар­ный пра­сад. Так­же, кому-то может быть неудоб­но при­ни­мать рос­кош­ный ужин без ответ­но­го приглашения.

Если про­грам­ма про­хо­дит утром или в ран­ние вечер­ние часы, тогда подой­дут лег­кие закус­ки и/или напи­ток. Если вре­мя обе­ден­ное — мож­но при­го­то­вить более «солид­ное» угощение.

Вы може­те выбрать вре­мя для про­ве­де­ния про­грамм, в зави­си­мо­сти от того, что вам удоб­но готовить.

Если участ­ни­ки — ваши сосе­ди, тогда пра­сад может быть про­стым и менее официальным.

При­го­тов­ле­ние и раз­да­ча пра­са­да гостям — это луч­ший вклад в вос­пи­та­ние пре­дан­ных и к тому же очень при­ят­ное слу­же­ние. Вы долж­ны делать его в хоро­шем настро­е­нии и с энту­зи­аз­мом. Вско­ре участ­ни­ки вос­при­мут ваше настро­е­ние слу­же­ния и, желая раз­де­лить этот нек­тар, пред­ло­жат свою помощь.

Далее вы може­те по воз­мож­но­сти занять их настоль­ко, насколь­ко поз­во­ля­ет их духов­ная прак­ти­ка. Если кто-то из участ­ни­ков груп­пы до сих пор упо­треб­ля­ет в пищу мясо или име­ет какие-либо дур­ные при­выч­ки, вы може­те попро­сить его про­сто при­не­сти фрук­ты или помочь в нарез­ке ово­щей, убор­ке и т.д.; кро­ме того, они могут участ­во­вать в финан­си­ро­ва­нии пра­са­да — это помо­жет избе­жать ненуж­но­го риска.

Отно­ше­ние к пра­са­ду будет фор­ми­ро­вать­ся посте­пен­но, в после­ду­ю­щих уро­ках, поэто­му впо­след­ствии будет лег­че занять всех в слу­же­нии с нуж­ным умонастроением.

 

Отчет: 5 мин

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те сле­ду­ю­щую таблицу.

Имя Неде­ля 1 Неде­ля 2 Неде­ля 3 Неде­ля 4 Неде­ля 5 При­ме­ча­ния
П У П У П У П У П У

Отчет о про­де­лан­ной работе

Неде­ля 1 Неде­ля 2 Неде­ля 3 Неде­ля 4 Неде­ля 5 все­го
1 Отправ­лен­ных писем
2 Теле­фон­ных звонков
3 Визи­тов
4 Совер­шав­ших служение
5 Жерт­во­ва­те­лей

Сокра­ще­ния: П — при­сут­ствие, У — уро­вень Шикша.