Стратегия развития БВ состоит из 8 направлений:
0. Больше Кришны.
1. Забота и наставничество.
2. Командообразование.
3. Систематическое образование.
4. Осознанный подход к ведению БВ.
5. Планирование.
6. Проповедь.
7. Организованная община.
Четыре ключа, которые активизируют эти направления:
1. Преобразование привычек (самосовершенствование).
2. Осознанный подход (образование).
3. Рынок святого имени (количество кругов).
4. Золотой Век (клубы).
Комментарий
0. В стратегия развития БВ каждый следующий пункт естественно следует из предыдущего. Начинается всё с личной духовной практики. Развитие Бхакти-врикши идёт изнутри наружу. Сначала преданный сам развивается духовно, потом полученный опыт духовной практики оказывает влияние на окружающих. Поэтому нулевой пункт – это «больше Кришны». Нужно больше бхакти, больше настроения служения, настроения взаимообмена, чтобы мир вокруг начал преобразовываться.
1. Духовный рост проявляется в размягчении сердца, сострадании и желании заботится. Хочется делиться накопившимся духовным опытом и жизненными реализациями, поэтому результаты личной духовной практики проявляются к другим людям как «забота и наставничество».
2. Увеличение бхакти, увеличение количества служения Кришне и другим людям, приводит к усилению взаимной заботы, вниманию друг к другу, выявлению общих интересов и целей, и приводит к «командообразованию». Сильная санга – та, в которой преданные заботятся друг о друге, и у которой есть миссия, которую участники санги исполняют. Преданные не просто собираются на бхакти-врикшу, чтобы обменяться новостями и поесть прасада, нет – у преданных есть общее дело, например, увеличение количества кругов святого имени, и это дело команда сообща выполняет.
3. Наличие задач и целей приводит к поиску способов их реализации, и для этого возникает потребность в «систематическом образовании». Систематическое образование включает в себя и образование лидеров и образование членов групп.
4. Накопление личного опыта, образования, реализованных знаний приводит к «осознанному подходу к ведению БВ». Механическая духовная практика и служение со временем начинают становиться осознанными, появляется глубина и широта видения. Преданные начинают глубже понимать потребности других преданных, их духовный уровень, их внутренние потребности. Лидеры начинают заботится не только об открытии новых групп, но и о духовном продвижении каждого преданного на его индивидуальном пути, учитывая его духовный уровень и его природу. Команда начинает помогать каждому человеку реализовать свою миссию, помогает пройти свой идивидуальный путь духовного развития.
Другая часть осознанного подхода заключается в том, что модули БВ1 со временем заканчиваются и возникают вопросы, а как проводить программы дальше, какие материалы использовать, какие направления развивать? Мы не механическим способом переводим людей с одного уровня на другой. не механически переводим людей с БВ1 на БВ2, не механически лидера группы делаем лидера сектора. И какие есть варианты для члена группы после окончания БВ1? Ходить на образовательную БВ или на БВ2? Если человек продвинут и находится на уровне «бхаджана-крйа», то он ответственнен, серьёзен, стремится к служению, и ему стоит пойти на БВ2. Если человек находится на уровне «сат-санги» и ему нравится общаться с другими участниками БВ, то ему стоит пойти на образовательную БВ. Если человек находится на уровне «шраддхи» и только начинает укрепляться в вере, то ему лучше пройти ещё раз БВ1. Мы общаемся с каждым преданным и стараемся понять его уровень и его потребности. И с лидерами то же самое. Если человек закончил вести БВ1, то он может снова вести БВ1, открыть образовательную БВ или стать лидером сектора и вести БВ2. И если человек захочет сстать лидером сектора, то он должен получить качественное образование для этого.
Зачастую БВ превращается просто в вайшнавские встречи, когда участники вместе хорошо проводят время, но без каких-то определённых целей. В БВ1 ясные цели и ясная программа – и это хорошо работает. В БВ2 и образовательной БВ нет ясных целей и ясного прогресса, со временем становится скучно, через несколько лет группы распадаются. Поэтому, чтобы бхакти-врикша была устойчивой, требуется систематическое образование. Должно быть образование для ведение БВ1, для образовательной БВ, для БВ2, для лидеров секторов и так далее.
Первые пять пунктов – это фундамент. Бхакти-врикша плохо развивается и угасает, когда не уделяется внимание развитию личной духовной практики, когда нет заботы, особенно в отношении лидеров, когда нет хороших команд, нет систематического образования. В этом случае бхакти-врикши открываются, потом закрываются. Сначала люди вдохновляются, потом уходят. Развивая первые пять пунктов стратегии мы строим прочный фундамент стабильной бхакти-врикши.
5. Поставленные в предыдущем пункте вопросы и более глубокое понимание сути Бхакти-врикши в результате образования заставляют задуматься о будущем своей бхакти-врикши и приводят к деятельности по «планированию» – постановке целей и достижению их.
Бхакти-врикша 4G (четвертого поколения) – это целенаправленная БВ, которая ставит цели и достигает их. Чтобы исполнить желание Господа Чайтаньи, необходим рост бхакти-врикши. Чтобы юга-дхарма исполнялась, святое имя должно распространяться, и мы должны планировать это распространение. Этого хотел Шрила Прабхупада. Мы не просто прихожане, мы взяли на себя ответственность служить миссии Шрилы Прабхупады. Если мы хотим быть серьёзными преданными и жить на благо людей, служение миссии позволит сделать нашу жизнь успешной. Это служение приведёт нас к духовному прогрессу и принесёт благо большому количеству людей.
Может показаться, что планирование, менеджмент – это материальная деятельность, но нет. Духовная деятельность не противопоставляется материальной. Внешне духовная деятельность можеть быть такой же. Преданные также могут зарабатывать деньги, строить планы, исполнять, отчитываться, только преданные это делают для удовлетворения Кришны и для удовлетворения духовного учителя. Это то, что нужно разъяснять начинающим преданным. Ни планирование, ни отчетность не являются признаками материальной деятельности – это духовная жизнь.
6. Когда мы планируем рост бхакти-врикши и увеличение количества кругов святого имени, то нам нужны новые люди. Отсюда появляется важность развития направления «проповеди».
7. Увеличение количества людей приводит к необходимости построения «организованной общины». Этот пункт означает общинные программы, центральный храм, социальные проекты в общине, в частности, создание семей, забота о детях, забота о здоровье, развитие вайшавшских поселений, вайшнавского бизнеса и так далее.
Четыре ключа к активизации стратегии.
Почему возникло название «ключ»? Имеется в виду ключ зажигания в машине. Ключ вставляют и поворачивают, машина заводится и едет. Эти четыре ключа, если их использовать, заведут все восемь направлений стратегии развития БВ, и они начнут реально действовать.
1. Первый ключ – это «Преобразование привычек». Другое название – «Осознанное самосовершенствование» или «Внутренняя битва». Ключ первый, потому что всё работает изнутри наружу. Если мы внутренне не растём, то и снаружи не будет роста. Невозможно разными ухищрениями изменить мир, изменить других людей, мы можем менять только самих себя. Другие люди будут замечать эти изменения, вдохновляться ими, и тогда пойдут изменения.
Любой духовный человек естественным образом стремиться развиваться и самосовершенствоваться, менять себя. Развитие и самосовершенствование проявляется в изменении привычек человека. Если привычки не меняются, то мы не развиваемся.
Ключ «Преобразование привычек» включает (активизирует) в основном первые три направления – «Больше Кришны», «Заботу и наставничество» и «Командообразование» в стратегии развития БВ. Другие активизирует тоже, но в меньшей степени.
Преобразование привычек – это командная игра. Привычки меняются легче, когда ставятся цели перед другими участниками, обсуждаются результаты, участники вдохновляют друг друга. Первый элемент команды – это забота о духовном прогрессе друг друга. Если это есть, то команда сплачивается. Мы вместе идём к Кришне, мы вместе преодолеваем себя, вместе служим.
Минимальный уровень, чтобы ключ сработал, – в преображении привычек участвуют все лидеры БВ общины. Лидеры находятся в ответственной позиции, за лидерами следуют, поэтому лидеры должны заниматься осознанным самосовершенствованием.
Максимальный уровень – все члены всех БВ участвуют в преображении привычек. Это может проявляться в ежемесячных поощрительных программах, где подводятся итоги, объявляются победители, выдаются призы.
2. Вторым ключом является «Осознанный подход». Исторически появился четвёртым, но согласно логике должен быть вторым.
Ключ «Осознанный подход» относится к «Систематическому образованию» и «Осознанному подходу к развитию БВ» в направлениях стратегии развития БВ.
Осознанный подход просто должен быть. Чтобы бхакти-врикша развивалась, нужно образование.
Минимальный уровень – все лидеры БВ местной общины проходят курсы в школе БВ по проведению успешной БВ очно или онлайн.
Максимальный уровень – все участники БВ проходят обучение на их уровне и в соответствии с их интересами, например, обучение игре на музыкальных инструментах, поклонению божествам, приготовлению прасада и так далее. Эти короткие курсы планируются без отрыва от БВ.
3. Третий ключ – это «Рынок святого имени» (РСИ) – суммарное количество кругов членов группы БВ.
Господь Чайтанья сказал: «Кали-юге юга-дхарма намера прачара», – религией Кали-юги является проповедь святого имени. Воспевание святого имени, изучение писаний, строительство храмов – это всё элементы духовной жизни, но суть дхармы – это проповедь святого имени. Именно для проповеди святого имени мы открываем храмы, изучаем писания, проводим воспевания.
Рынок святого имени – это учёт того, как мы исполняем юга-дхарму. Суммарное количество кругов членов группы является универсальным показателем и показывает реальный уровень развития группы. Количество людей не показывает полностью, насколько группа успешная. Можно увеличивать количество людей, но люди могут быть серьёзными и несерьёзными, могут практиковать, а могут и не практиковать. А вот количество кругов показывает и количество людей, и то, насколько мы о них позаботились. Это реальный показатель, который показывает успех бхакти-врикши.
Мы не говорим, что если кто-то более успешен, то остальные неуспешны, нет. Любые усилия в служении ценны. Но, тем не менее, мы должны ставить цели. Если цели нет, то нет и достижений. Существует пословица, что если целиться в никуда, то и попадёшь в никуда. Цели необходимы для развития. Можно планировать количество групп, количество программ, количество новых людей, но всё это обобщает количество кругов. Если мы открываем группы, если мы заботимся о людях, если мы проводим программы по ступеням шикши, то естественным образом будет увеличиваться и количество кругов. Рынок святого имени (РСИ) – это суммарный показатель, который показывает итог всех наших усилий в развитии бхакти-врикши.
Ключ «Рынок святого имени» активизирует направление «Планирование» в стратегии развития БВ. Ключ относится к проповеднически-маркетинговой деятельности.
Минимальный уровень – считать круги по группам, секторам и округам. Если лидеры по-настоящему заботятся об участниках БВ, то они знают, кто сколько кругов читает. Количество кругов не надо собирать, надо его знать. Любой лидер должен знать количество кругов своих подопечных.
Максимальный уровень – планирование – что мы хотим через полгода, через год и далее. Цель может быть достигнута, а может быть и нет, но мы молимся, медитируем на этот результат. Результат зависит от воли Кришны, но мы должны прикладывать усилия. Поэтому лидеры размышляют над задачей, что может помочь увеличить количество кругов. Это может быть открытие новых групп, джапа-марафоны, качественная забота о преданных, обучение, церемонии шикши. Шикша (благословения, дипломы) – это важная часть развития БВ. Если это делать, то рынок святого имени непременно будет расти.
4. Четвёртый ключ называется «Золотой Век». Понятие Золотой Век как общественное движение объединяет в себя набор инструментов проповеди для привлечения людей к ведической культуре. Организационно, Золотой Век – это клубы и программы.
Как членам БВ реализовать себя в проповеди? Выходить с книгами участники не готовы, читать лекции в залах большинству сложно, выкладывать свои видеоролики в Ютубе тоже не все могут, для этого нужны таланты. Поэтому возникает вопрос, а как проповедовать? Золотой Век предоставляет набор уже продуманных и подготовленных инструментов. Например, можно дарить журналы «Золотой Век», можно приглашать в интернет-каналы Золотого Века. Понятно, что в Интернете есть много чего и кроме Золотого Века, например, Благость, Психология 3000 и так далее, много всего. Но Золотой Век будет приводить людей в бхакти-врикши. Золотой Век – это проповедническая программа, нацеленная на то, чтобы люди попадали в бхакти-врикши.
Золотой Век напоминает воронку продаж. Самая широкая часть – это журналы и интернет-каналы. Далее .более узко – это многочисленные онлайн-курсы по популярным направлениям. Далее человек попадает в клуб Золотой Век в его городе – и это уже бхакти-врикша нулевого уровня. Далее следует классическая бхакти-врикша первого уровня по модулям.
У любого начинающего преданного наверняка есть сотни друзей в социальных сетях. Через публикации движения Золотого Века, через репосты их можно знакомить с ведической культурой. Это логика ключа Золотой Век.
Ключ «Золотой Век» активизирует направления «Проповедь» и «Организованная община» в стратегии развития БВ. Проповедь в наше время хорошо работает через психологию, астрологию, йогу, аюрведу, кулинарные курсы и так далее. Люди привлекаются к ведическим знаниям, обретают начальную шраддху (веру). Люди начинают чувствовать, что веды – это полезный источник, практичный. Со временем у людей появляется желание изучать дальше, ходить на бхакти-врикшу и изучать Бхагавад-гиту.
Преданным Золотой Век помогает изучать прикладные дисциплины. У всех есть проблемы в отношениях, у всех есть проблемы со здоровьем. Люди нуждаются в специалистах по психологии, йоге, аюрведе. Преданные могут проповедовать непреданным через эти прикладные аспекты, и это поможет удовлетворить социальные запросы и самих преданных такие как создание семьи, укрепление здоровья, самореализация и достижение успеха. Со временем появится больше преподавателей, будет больше открываться клубов Золотой Век.
Чайтанья Чандра Чаран прабху сказал, что вайшнавские общины станут сильными в том случае, если то, что мы делаем для членов общины, мы будет предлагать и для остальных людей. Тогда вайшнавов станут уважать в обществе, будет приток людей и средств.
Минимальный уровень – стремиться открывать клубы, например, йога звука, проводить тематические БВ0 (астрология, аюрведа, психология), проводить БВ0 по книге «Вечные ответы», или хотя бы проводить разовые проповеднические программы (такие как предложение фитильков на Картику), проводить театральные постановки.
Максимальный уровень – когда каждый участник БВ что-то делает для Золотого Века, например, ставит лайки, пишет комментарии, делает репосты, подписывается на каналы. Казалось бы, ставить лайки – ничтожная работа, но из-за этого растут просмотры и больше людей знакомится с ведической культурой. Каждый новый человек важен.
Общая логика действия ключей следующая. Первое, мы меняемся сами. Второе, мы лучше заботимся о преданных – это осознанный подход. Третье, на основе развития отношений мы уже можем подсчитывать количество кругов, ставить цели. Четвёртое, на основе этого мы стремимся проповедовать. Такая логика.
Любой ключ, в принципе, работает на любое направление, тем не менее, есть особые явные связи, на какие направления ключ действует в первую очередь. По каждому направлению стратегии развития БВ можно написать отдельный план, но тогда общая картина станет очень сложной, поэтому проще в стратегическом видении использовать четыре ключа.
Если мы каждый в своей санге будем заниматься поворотом ключей, обмениваться опытом и обсуждать результаты, то стратегия развития БВ сработает. Об этом говорит успешный опыт Восточной Сибири, в которой работают все четыре ключа.
Материал подготовил Антон Лавренов на основе семинара Е.М. Ангира Гауранга прабху «Четыре ключа к развитию БВ. Встреча с лидерами секторов. Москва, 06.09.2020 г.»