Ангира Гауранга прабху, 16.10.2022, ответы на вопросы, Ильское
Выгорание — известный феномен. Через какое-то время преданный устаёт, и говорит: «Я больше не могу и не хочу вести бхакти-врикшу, не буду, я устал, сил нет, отпустите, хочу в Гималаи». Выгорание проявляется, во-первых, в физической усталости: тяжело вставать, тяжело делать что-либо, тяжело мантру читать, тяжело проводить бхакти-врикшу. Посещают мысли о том, что скорее бы бхакти-врикша закончилась, желание пропустить проведение встречи на этой неделе. Такие мысли — это признак усталости. Во-вторых, появляются конфликты из-за раздражительности на фоне усталости. Человек может огрызаться, возмущаться, спорить. Видно, что что-то неправильно в духовной жизни. Накапливаются обиды.
Такое бывает, давайте поймём, почему возникает чувство усталости и выгорание. Есть внешние и внутренние причины, физические и духовные.
Первая причина выгорания — это физическое выгорание, то есть большая нагрузка. У любого человека есть свои обычные обязанности: семья, работа, духовная практика, дом, дача и разные обязанности семейного человека. Слуге-лидеру к обычным обязанностям добавляется еженедельная бхакти-врикша, необходимость обзванивать, общаться, помогать, готовить прасад, мыть квартиру, приносить продукты, мыть посуду, снова мыть квартиру. На работе не дают дополнительные выходные для проведения бхакти-врикши, и конечно, физическая усталость может накопиться.
Что можно сделать? Важно, чтобы лидер сектора или лидер округа эти вещи отслеживал. Беседуя с лидерами, спрашивал: «Тебе не тяжело? Устаешь? Может, какая помощь нужна?» И нужно сразу искать помощников. Хорошо, когда есть помощники на конкретные виды служения: продукты принести, прасад приготовить, квартиру помыть, обзванивать участников группы. Помощники лидера таким образом обучаются самим стать в будущем лидерами, нарабатывают опыт. Чем больше помощников, тем лучше. Отсутствие помощников, например, может быть связано с тем, что лидер не хочет делиться служением. Лидер думает: «Они всё испортят, у них ничего не получится, они неофиты, и, вообще, мне самому нравится служить». И это ошибка. Это стремление к перфекционизму и желание себе получить служение.
Но цель не в том, чтобы сделать лучше, а в том, чтобы люди получали возможность служить и в этом обрести вкус практического бхакти в служении миссии Шрилы Прабхупады. Всё, что можно делегировать, нужно делегировать. Поэтому важной темой для БВ2 является искусство делегировать служение. Не навязывать служение, не требовать, но предлагать. «Смотрите, как здорово! Кто хочет принести продукты, приготовить прасад? Это же нектар!» Нужно подавать не как бремя, а как нектар. Бремя никто не захочет, но кто же откажется от нектара? Лидер может поделится с участниками кусочками счастья.
Делегирование на физическом уровне лидеров должно защищать. На БВ2 лидер сектора должен отслеживать загруженность лидера, так как человек по неопытности может не рассчитать свои силы. Обычно женщины всегда стремятся с места в карьер. Женщины любят приносить себя в жертву, особенно в России. Они готовы себя отдать какому-то мужчине, какому-то мистику, какому-то делу, а потом страдают. Чувства сильные, а разум не такой сильный, поэтому кто-то должен проявить разум: «Стоп, подожди, не торопись». В храме служение нравится, на харинаме, на санкиртане, на бхакти-врикше, в Пище жизни — всё нравится, всего хочется. И через несколько месяцев всё: «Ничего больше не могу, сознание Кришны уничтожило меня». Поэтому более опытные матаджи или прабху, а также лидер сектора должны за этим наблюдать. У Шрилы Прабхупады есть такая фраза: «Мертвые герои нам не нужны». Надо рассчитывать свои силы на длительное время, а не сжечь всё за первые полгода.
У Владимира Высоцкого есть песня про конькобежца:
«Воля волей, если сил невпроворот, — а я увлёкся:
Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, — и спёкся».
Вторая причина выгорания — это духовная слабость. Духовная слабость — это слабая садхана. Например, преданный мантру повторяет не по утрам, а в дороге, между делом; книги не читает, лекции не слушает. Времени же мало, не успевает. Через какое-то время, естественно, возникает духовная слабость. Преданный уже не понимает, зачем он это делает, зачем этот Кришна, зачем это служение. Тут семейные проблемы, тут бизнес или работа, ещё и бхакти-врикшу навесили, не могу понять, зачем мне всё это, для чего я это делаю.
Когда духовные силы уходит, уходит понимание, уходит духовный энтузиазм. Это тоже тема для ВБ2. На БВ2 можно обсуждать не только искусство ведения группы, но и конкретно духовную практику. Хорошо вести таблицу садханы. И опять же, старший лидер, координатор, лидер сектора должны отслеживать садхану. У семейных людей, как правило, не бывает такой же стабильной садханы как в храме, но надо стараться насколько возможно. Хорошо, чтобы утром было время для духовной практики, прежде чем делать всё остальное: почитать мантру, почитать книги Шрилы Прабхупады.
Как можно помочь? С одной стороны, отслеживать и подбадривать. Давать советы, что духовная практика — это самое важное. Что бы ни было, без духовной практики ничего не получится. С другой стороны, помогать выстроить правильный график, в частности, раньше ложиться, чтобы раньше встать, и прочитать джапу. «Ну, давай-давай. В девять часов вечера выключай всё. Всё, что не успел, переноси на завтра». Необходимо в восемь-девять вечера выключать всю электронику. Очень сложно заснуть, когда включены компьютер и телефон. В этом случае уму сложно войти в состояние отдыха. Лучше сразу выключать смартфон. Я, например, отдаю смартфон Кавери, чтобы не было соблазна ночью почитать сообщения. Говорю: «Кавери, до завтрака не отдавай. Пока джапу не прочитаю, смартфон не отдавай». Слишком много переписок, хочется быть в курсе всего. Сначала джапа, потом смартфон. Поэтому преданному можно помочь выстроить правильный график. На БВ2 необходимо постоянно обсуждать важность садханы, потому что у новичков есть постоянное желание пренебречь.
Мы много служим, много работаем, но если мы не получаем достаточно духовной пищи, то рано или поздно рухнем. В поддержании садханы помогают совместные ретриты, например, съездить на Садху-сангу подпитать свои духовные батарейки, съездить на фестиваль ШЛИС. Самая лучшая подзарядка — съездить в Святую дхаму. У Шрилы Прабхупады есть формула — раз в год все преданные ИСККОН должны собираться в Маяпуре заряжать свои духзовные батареи.
История. Однажды к Прабхупаде пришла делегация представителей храмов Северной Америки и говорит: «Вот мы подсчитали, что поездка одного преданного из Америки на Гаура-пурниму стоит примерно 1 тысячу долларов. У нас 500 преданных, это полмиллиона долларов. Прабхупада, давайте отменим фестиваль, и тогда можно на эти деньги открыть несколько новых храмов». Прабхупада ответил с улыбкой: «А если преданных не кормить, то ещё больше можно денег сэкономить». После этого вопрос больше не подымался. Все поняли. Поэтому нужно сознательно планировать какие-то духовные мероприятия. Можно, например, какие-то выходные посветить духовной подзарядки, погрузиться в воспевание мантры.
Третьей причиной выгорания являются неправильные мотивы. Это уже более тонкие внутренние причины. Главный неправильный мотив: Я — действующий. «Я действую, Я должен быть успешным. Моя группа должна быть успешной. Моя группа должна быть самой лучшей. У меня должно быть больше всего лидером». Желание хорошее, но что в его основе? Сострадание или ложное эго, аханкара. Это надо проверить. Это тоже темя для БВ2. На самом деле — это основная причина выгорания, так как связь с Кришной теряется. Кто источник всей силы — Кришна. А если действую Я, то Кришна не участвует. В Рамаяне Господь Вишну скакал одному мистику: «Сам создал эту планету, сам её и поддерживай». Но поддерживать мы не можем. Поэтому мотивом должно быть служение, сострадание, любовь, но не мотив личного успеха. Это очень тонкая грань, и новичок может не почувствовать разницы, но более опытный преданный может заметить. «Смотри, ты перенапрягаешься, ты сильно хочешь успеха. Мы все хотим успеха, но не ценой перенапряжения, не ценой потери связи с Кришной». В конечном счете, это Кришна проповедует, Кришна говорит моими устами. Если говорю Я, то я буду очень сильно уставать. Чистота мотивов — это постоянная тема для обсуждения на БВ2. Это вообще основная тема, потому что ИСККОН нужны преданные с чистыми мотивами.
Четвёртой причиной выгорания являются конфликты с преданными. В результате конфликтов накапливаются оскорбления, и они очень сильно подрубают духовный энтузиазм. Вдохновение теряется, связь с парампарой теряется. Обиды — это как кирпичи в сердце. Поэтому конфликты и обиды надо проговаривать. Старшие эти вещи должны замечать. Есть методы разрешения конфликтов, но для начала конфликты надо проговаривать, не заметать их под ковер.
Обиды возникают из-за взаимонепонимания. Плохих преданных нет, все хорошие, но все разные. Преданные говорят в соответствии со своим пониманием, опытом, видением, а слышать мы можем другое, так как мы слышим через наши самскары, через наш опыт. В сознании происходит перенос, например, перенос отношений с родителями на отношения со старшими лидерами. У кого-то из девушек, например, конфликт с мамой, и она начинает обижаться на нас с Кавери: «Что вы на меня давите? И вы не позаботились обо мне тогда-то». Это уже элементы психологии. Мы должны понимать, что могут быть переносы, что мы приходим не чистые, мы несем груз своих самскар из прошлых жизней. Отсюда возникают конфликты и обиды, который приводят к выгоранию преданных.
В случае выгорания надо поесть, поспать, погулять, почитать, поделать что-то в своё удовольствие, — дать себе выходной. Нужно не боятся и не стыдиться давать себе выходной день. «Я в майе. Нет, ты не в майе, ты сейчас разумно поступаешь». Надо пополнять запас внутренних резервов. В Кали-югу все перегружены, поэтому нужна тишина, прогулка в парке, поездка за город. Можно вообще ничего не делать, просто погулять, побыть с Кришной наедине — это очень сильно поможет восстановиться. Давайте запишем принцип: давать себе выходной (день, два, неделю), чтобы отключиться от служения. Напишите: «Дорогие друзья, мне нужен отдых. На этой неделе проведите бхакти-врикшу без меня, а я буду отдыхать, уеду за город».