Ангира Гауранга прабху, 17.12.2022, Ретрит для лидеров БВ, Уфа
Эффективным инструментом для увеличения количество кругов участников бхакти-врикши является церемония шикши. Бхакти-врикша без шикши – это не совсем бхакти-врикша. Суть бхакти-врикши в том, что люди принимают обеты и продвигаются в количестве кругов. Кто-то может принять обет и не исполнить его, но надо продолжать. Церемония шикши помогает прикладывать усилия в духовной практике.
В материальном мире всё имеет свойство портиться. Мы забываем про шикшу, забывает про принятие обетов, забываем о сути бхакти-врикши. Со временем бхакти-врикша превращается в вайшнавские посиделки, группы не отрываются, новые преданные не появляются, и никто не хочет быть лидером. Зададим себе вопрос: а сколько мы вложили в то, чтобы участника бхакти-врикши хотели быть лидерами? Насколько мы их реально продвигали по духовному пути?
Ум всегда стремится быть в зоне комфорта. Ум говорит: оставьте меня в покое и дайте полежать, погреться на солнышке. Но Прабхупада говорил, что ИССКОН — это pushing movement (движение подталкивания). Прабхупада говорил: «Мой гуру подталкивает меня, я подталкиваю вас, а вы подталкивайте весь мир». Вот так это работает.
Подталкивание необходимо. Вроде, подталкивание — это что-то недуховное, насилие какое-то. Некоторые думают, что духовное – это когда каждый делает, что хочет. Нет — это не духовное. Когда каждый делает, что хочет, это тамагуна. Духовное — это когда мы прикладываем максимум усилий в служении Кришне, вот это называется духовным. Садху Махарадж однажды сказал: «Друзья, если вы думаете, что в духовном мире вы будете отдыхать, то похоже, вы нацелились на райские планеты. Вы не туда нацелились, друзья мои». В духовном мире постоянно прикладываются огромные усилия, потому что там любовь интенсивная. Любовь заставляет прикладывать огромные усилия, чтобы служить Кришне — больше, больше, ещё больше, ещё больше. Мы от этих усилий испытываем счастье. Желание не прикладывать усилия — это влияние тамагуны, лень, иначе говоря. Поэтому необходимо подталкивать.
Сам по себе никто в духовный мир не стремится. Прабхупада об этом пишет в одном комментарии. Природа души состоит в том, чтобы быть в духовном мире, но из-за влияния материальной энергии человек лежит и думает:
— А мне и тут хорошо. Меня и тут неплохо кормят. Рождение, старость, болезни, смерть — мы уже привыкли к этому. А вообще, в принципе, у меня всё хорошо, — думает человек и глубоко заблуждается.
Поэтому более опытные вайшнавы начинают «из болота тащить бегемота»:
— Приходите к нам на бхакти-врикшу.
— Да, да, приду, — отвечают участники, и не приходят.
В следующий раз звонят:
— Приходите к нам на бакти-врикшу, очень вас ждём.
— Ну ладно, приду.
Пришёл человек.
— Вот вам чётки, пожалуйста, повторяйте один круг джапы.
Повторил.
— А теперь, пожалуйста, можете один круг джапы читать дома. Один будете?
— Один буду.
— Ну хорошо.
На церемонии шикша участник принимает обет читать один круг. Человек читает один круг месяц, но лидер не успокаивается.
— Ну, теперь вам два круга можно читать.
— Да мне и один хорошо.
— Нет, нет, вам нужно два круга. Для духовной жизни нужно постоянное развитие, дорогие друзья, давайте потихонечку увеличивать количество кругов. Вам пора уже читать два круга.
— Ну, ладно, лидер просит, вроде хороший человек, любит меня, — думает член группы и соглашается читать два круга.
А лидер группы не успокаивается. Через месяц говорит:
— Уже четыре пора читать. У нас скоро будет очередная церемония шикши, примите обет на четыре круга. Точно, точно, вам уже пора, вы можете, я знаю.
— Ну ладно, приму обет на четыре круга.
Принимает обет на четыре крагу, и думает, всё, теперь-то я отдохну, буду наслаждаться духовной жизнью. А лидер не успокаивается.
— Вам уже шесть пора читать. потом восемь. Через два месяца новая шикша, вам уже на восемь кругов пора переходить.
Это задача лидера группы так действовать.
Так действует хороший тренер в спорте. Если тренер не ставит перед своими учениками более высокие задачи постоянно, то он чемпионов никогда не вырастит.
— Метр пятьдесят прыгаешь, метр пятьдесят пять, пожалуйста. Можешь, можешь, разбегись получше. Давай, ура, пошёл, взял, всё. Теперь метр шестьдесят.
Чтобы вырасти чемпиона, нужно постоянно поднимать планку и поддерживать устремление:
— Ты можешь, ты можешь. Ты очень хороший спортсмен. Ты талантливый, у тебя получится. Давай, давай, не сдавайся. Два раза не получилось, на третий получится.
Вот так хороший тренер действует. Лидер бхакти-врикши действует также. Он своим вдохновением, личностной заботой и поддержкой помогает членам группы выходить на шестнадцать кругов. Понятно, что люди разные, кто-то выйдет, кто-то не выйдет. Заставить никого не можем, но усилия прикладывать к этому мы должны. Вот в этом суть того, что происходит на бхакти-врикше. Всё остальное — это некая внешняя форма: прасад, киртан, тёплые отношения. Всё это необходимо, необходима хорошая атмосфера, в которой люди продвигаются. Но суть бхакти-врикши — это продвижение по ступеням шикши. Это означает постепенный выход на уровень шраддхи (веры), затем на уровень садху-санги и так далее по ступеням развития бхакти. Таким образом, подбадривая, подталкивая и поддерживая с любовью людей, мы помогаем им увеличивать количество своих кругов.