Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

Эффек­тив­ным инстру­мен­том для уве­ли­че­ния коли­че­ство кру­гов участ­ни­ков бхак­ти-врик­ши явля­ет­ся цере­мо­ния шик­ши. Бхак­ти-врик­ша без шик­ши – это не совсем бхак­ти-врик­ша. Суть бхак­ти-врик­ши в том, что люди при­ни­ма­ют обе­ты и про­дви­га­ют­ся в коли­че­стве кру­гов. Кто-то может при­нять обет и не испол­нить его, но надо про­дол­жать. Цере­мо­ния шик­ши помо­га­ет при­кла­ды­вать уси­лия в духов­ной практике.

В мате­ри­аль­ном мире всё име­ет свой­ство пор­тить­ся. Мы забы­ва­ем про шик­шу, забы­ва­ет про при­ня­тие обе­тов, забы­ва­ем о сути бхак­ти-врик­ши. Со вре­ме­нем бхак­ти-врик­ша пре­вра­ща­ет­ся в вайш­нав­ские поси­дел­ки, груп­пы не отры­ва­ют­ся, новые пре­дан­ные не появ­ля­ют­ся, и никто не хочет быть лиде­ром. Зада­дим себе вопрос: а сколь­ко мы вло­жи­ли в то, что­бы участ­ни­ка бхак­ти-врик­ши хоте­ли быть лиде­ра­ми? Насколь­ко мы их реаль­но про­дви­га­ли по духов­но­му пути?

Ум все­гда стре­мит­ся быть в зоне ком­фор­та. Ум гово­рит: оставь­те меня в покое и дай­те поле­жать, погреть­ся на сол­ныш­ке. Но Праб­ху­па­да гово­рил, что ИССКОН — это pushing movement (дви­же­ние под­тал­ки­ва­ния). Праб­ху­па­да гово­рил: «Мой гуру под­тал­ки­ва­ет меня, я под­тал­ки­ваю вас, а вы под­тал­ки­вай­те весь мир». Вот так это работает.

Под­тал­ки­ва­ние необ­хо­ди­мо. Вро­де, под­тал­ки­ва­ние — это что-то неду­хов­ное, наси­лие какое-то. Неко­то­рые дума­ют, что духов­ное – это когда каж­дый дела­ет, что хочет. Нет — это не духов­ное. Когда каж­дый дела­ет, что хочет, это тама­гу­на. Духов­ное — это когда мы при­кла­ды­ва­ем мак­си­мум уси­лий в слу­же­нии Кришне, вот это назы­ва­ет­ся духов­ным. Сад­ху Маха­радж одна­жды ска­зал: «Дру­зья, если вы дума­е­те, что в духов­ном мире вы буде­те отды­хать, то похо­же, вы наце­ли­лись на рай­ские пла­не­ты. Вы не туда наце­ли­лись, дру­зья мои». В духов­ном мире посто­ян­но при­кла­ды­ва­ют­ся огром­ные уси­лия, пото­му что там любовь интен­сив­ная. Любовь застав­ля­ет при­кла­ды­вать огром­ные уси­лия, что­бы слу­жить Кришне — боль­ше, боль­ше, ещё боль­ше, ещё боль­ше. Мы от этих уси­лий испы­ты­ва­ем сча­стье. Жела­ние не при­кла­ды­вать уси­лия — это вли­я­ние тама­гу­ны, лень, ина­че гово­ря. Поэто­му необ­хо­ди­мо подталкивать.

Сам по себе никто в духов­ный мир не стре­мит­ся. Праб­ху­па­да об этом пишет в одном ком­мен­та­рии. При­ро­да души состо­ит в том, что­бы быть в духов­ном мире, но из-за вли­я­ния мате­ри­аль­ной энер­гии чело­век лежит и думает:

— А мне и тут хоро­шо. Меня и тут непло­хо кор­мят. Рож­де­ние, ста­рость, болез­ни, смерть — мы уже при­вык­ли к это­му. А вооб­ще, в прин­ци­пе, у меня всё хоро­шо, — дума­ет чело­век и глу­бо­ко заблуждается.

Поэто­му более опыт­ные вайш­на­вы начи­на­ют «из боло­та тащить бегемота»:
— При­хо­ди­те к нам на бхакти-врикшу.
— Да, да, при­ду, — отве­ча­ют участ­ни­ки, и не приходят.

В сле­ду­ю­щий раз звонят:
— При­хо­ди­те к нам на бак­ти-врик­шу, очень вас ждём.
— Ну лад­но, приду.

При­шёл человек.
— Вот вам чёт­ки, пожа­луй­ста, повто­ряй­те один круг джапы.
Повторил.
— А теперь, пожа­луй­ста, може­те один круг джа­пы читать дома. Один будете?
— Один буду.
— Ну хорошо.

На цере­мо­нии шик­ша участ­ник при­ни­ма­ет обет читать один круг. Чело­век чита­ет один круг месяц, но лидер не успокаивается.
— Ну, теперь вам два кру­га мож­но читать.
— Да мне и один хорошо.
— Нет, нет, вам нуж­но два кру­га. Для духов­ной жиз­ни нуж­но посто­ян­ное раз­ви­тие, доро­гие дру­зья, давай­те поти­хо­неч­ку уве­ли­чи­вать коли­че­ство кру­гов. Вам пора уже читать два круга.
— Ну, лад­но, лидер про­сит, вро­де хоро­ший чело­век, любит меня, — дума­ет член груп­пы и согла­ша­ет­ся читать два круга.

А лидер груп­пы не успо­ка­и­ва­ет­ся. Через месяц говорит:
— Уже четы­ре пора читать. У нас ско­ро будет оче­ред­ная цере­мо­ния шик­ши, при­ми­те обет на четы­ре кру­га. Точ­но, точ­но, вам уже пора, вы може­те, я знаю.
— Ну лад­но, при­му обет на четы­ре круга.

При­ни­ма­ет обет на четы­ре кра­гу, и дума­ет, всё, теперь-то я отдох­ну, буду насла­ждать­ся духов­ной жиз­нью. А лидер не успокаивается.
— Вам уже шесть пора читать. потом восемь. Через два меся­ца новая шик­ша, вам уже на восемь кру­гов пора переходить.

Это зада­ча лиде­ра груп­пы так действовать.

Так дей­ству­ет хоро­ший тре­нер в спор­те. Если тре­нер не ста­вит перед сво­и­ми уче­ни­ка­ми более высо­кие зада­чи посто­ян­но, то он чем­пи­о­нов нико­гда не вырастит.
— Метр пять­де­сят пры­га­ешь, метр пять­де­сят пять, пожа­луй­ста. Можешь, можешь, раз­бе­гись получ­ше. Давай, ура, пошёл, взял, всё. Теперь метр шестьдесят.

Что­бы вырас­ти чем­пи­о­на, нуж­но посто­ян­но под­ни­мать план­ку и под­дер­жи­вать устремление:
— Ты можешь, ты можешь. Ты очень хоро­ший спортс­мен. Ты талант­ли­вый, у тебя полу­чит­ся. Давай, давай, не сда­вай­ся. Два раза не полу­чи­лось, на тре­тий получится.

Вот так хоро­ший тре­нер дей­ству­ет. Лидер бхак­ти-врик­ши дей­ству­ет так­же. Он сво­им вдох­но­ве­ни­ем, лич­ност­ной забо­той и под­держ­кой помо­га­ет чле­нам груп­пы выхо­дить на шест­на­дцать кру­гов. Понят­но, что люди раз­ные, кто-то вый­дет, кто-то не вый­дет. Заста­вить нико­го не можем, но уси­лия при­кла­ды­вать к это­му мы долж­ны. Вот в этом суть того, что про­ис­хо­дит на бхак­ти-врик­ше. Всё осталь­ное — это некая внеш­няя фор­ма: пра­сад, кир­тан, тёп­лые отно­ше­ния. Всё это необ­хо­ди­мо, необ­хо­ди­ма хоро­шая атмо­сфе­ра, в кото­рой люди про­дви­га­ют­ся. Но суть бхак­ти-врик­ши — это про­дви­же­ние по сту­пе­ням шик­ши. Это озна­ча­ет посте­пен­ный выход на уро­вень шрад­дхи (веры), затем на уро­вень сад­ху-сан­ги и так далее по сту­пе­ням раз­ви­тия бхак­ти. Таким обра­зом, под­бад­ри­вая, под­тал­ки­вая и под­дер­жи­вая с любо­вью людей, мы помо­га­ем им уве­ли­чи­вать коли­че­ство сво­их кругов.