Ангира Гауранга прабху, 17.12.2022, Ретрит для лидеров БВ, Уфа
Например, в бхакти-врикше возникли проблемы, кто-то из участников ушёл. Я подхожу к людям и думаю: «А как я приглашу людей, если у нас не совсем всё хорошо?» А раньше этого не было, раньше я спокойно приглашал(а). Как не думать о проблемах и просто продолжать проповедовать? Как продолжать несмотря на свои духовные проблемы, несмотря на общие духовные проблемы?
Люди уходят. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Не удивляйтесь, что люди уходят. Удивляйтесь, что люди остаются». У нас возвышенное движение, у нас прекрасная философия, у на прекрасная мантра, у нас прекрасные духовные учителя. Но люди приходят из материально мира, у них полно материальных привязанностей, и майа очень сильна. Майа работает двадцать четыре часа в сутки. Мы можем не позвонить людям, майа им позвонит. Я вас уверяю, майа всем преданным, особенно начинающим, будет каждый день подбрасывать какие-то идеи, чем ещё можно заняться кроме Харе Кришна, и почему им можно сегодня на бхакти-врикшу не пойти. Это работа майи. Майа — чистая преданная. Она свои обязанности в отличие от нас исполняет совершенным образом. Поэтому удивительно вообще то, что кто-то остаётся.
Майа влияет и на опытных преданных и на лидеров ИСККОН, потому что она к каждому свой подход подбирает. И чем выше уровень преданного, тем его экзамены сложнее. Пока мы находимся в материальном мире, то экзамены будут продолжаться до последнего дня.
Однажды Прабхупада стоял перед божествами и молился. Его спросили:
— Прабхупада, а о чём вы молитесь?
— Я молюсь о том, чтобы не пасть жертвой майи.
— Прабхупада — вы, жертвой Майи, как это возможно?
Прабхупада ответил:
— Знаете, в чем отличие между мной и моими учениками? Они не боятся Майи, а я боюсь. Поэтому они уходят, а я не уйду
Майа сильна, нужно постоянно молиться от том, чтобы не уйти, чтобы остаться, не потерять энтузиазм. Поэтому то, что кто-то уходит, не должно быть поводом, чтобы мы перестали проповедовать, чтобы перестали вести бхакти-врикшу. Посмотрите, сколько людей осталось в ИСККОН. Например, двадцать лет назад было тридцать преданных на всю Башкирию. Начались бхакти-врикши, и люди стали становиться преданными, развитие пошло. Поэтому двести преданных в Уфе — это не мало. Преданные — они на вес золота, они как бриллианты. Двести бриллиантов обнаружили в Уфе — это немаленький вклад. Конечно, хотелось бы больше, но и это неплохо. Мы должны видеть позитивные вещи. Глядя на стакан, налитый наполовину, мы должны видеть не полупустой, а полуполный. Те, кто ушли — они ведь придут. Каждый, кто почувствовал вкус предания лотосным стопам Кришны, никогда не забудет этот вкус. Он попробует всё в материальном мире, разочаруется, и вспомнит, что тут было хорошо, просто он не удержался. Это факт, это закон. Любой, кто начал путь бхакти-йоги, продолжит путь в этой жизни или в следующей. Для Кришны это неважно. Каждая жизнь — как один кадр. Ну на два кадра позже станет преданным с точки зрения вечности. Рано или поздно он всё равно станет преданным. Никакие семена, посеянные в людей, не пропадают. Никакие книги, розданные на улице, не пропадают, никакие харинамы не пропадаю, никакие бхакти ‑врикши не пропадают.
«Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности». (Бхагавад-гита 2.40)
Люди могут прийти и уйти, но потерь никаких нет на этом пути. Даже небольшое продвижение защищает нас от всех видов страха, защищает от страха смерти в конечном итоге. Поэтому ответ на вопрос: то, что люди уходят — это не повод перестать заниматься бхакти-врикшей, перестать проповедовать. А что ещё в этом мире делать? Меня спрашивают, а почему я продолжаю год за годом проповедовать? А чего мне ещё делать в этом мире. Мне делать больше нечего. На что мне потратить оставшиеся годы жизни в этом теле? Я не вижу ничего другого, как только продолжать проповедовать сознание Кришны. Никакого другого занятия в этом мире я для себя найти не могу и не ищу. Больше в этом мире делать по большому счёту нечего. Ну можно детей вырасти, дом построить, но это — внешнее, а суть — это проповедь.