Проповедь сознания Кришны — это долг каждого преданного, а не только тех, кто живет в храме. Именно таким был изначальный замысел Шрилы Прабхупады. В обращении, опубликованном 7 июля 1953 года в «A. B. Patrika» в Аллахабаде под заголовком «Индийские миссионеры», Шрила Прабхупада писал: «Это настолько важное дело, что его осуществление не может быть приоритетом исключительно садху и санньяси, в нем должны принять участие все разумные люди».
В 1953 году, находясь в Джханси, Уттар Прадеш, Шрила Прабхупада основал «Лигу преданных». Прабхупада был единственным «храмовым преданным» в своем движении, и, тем не менее, он вдохновлял всех членов своего общества на проповедь сознания Кришны. Ниже мы приводим выдержки из письма, которое Шрила Прабхупада высылал желающим присоединиться к обществу: «Дорогой брат! Я благодарен вам за ваш запрос и рад, что вы хотите стать членом Лиги преданных и изучать теорию и практику теизма — высшего спиритуализма.
Ознакомившись с приведенной ниже информацией, вы можете определиться и выбрать подходящую для вас категорию постоянного члена этого замечательного общества. Перечень членских взносов является выдержкой из официально зарегистрированного устава Лиги.
Правило 4. Члены будут принадлежать к трем категориям в зависимости от размера выплачиваемых ими членских взносов, а именно — к категориям А, В и C.
A. Более 500 рупий в месяц — категория «А»;
B. 50 и более рупий в месяц — категория «В»;
C. 10 и более рупий в месяц — категория «С».
Если вы сочтете для себя невозможным ежемесячно выплачивать какую-либо из вышеприведенных сумм, тогда вы вправе подать запрос на свободное членство или возможность установить меньшую сумму ежемесячных взносов. Запросы рассматриваются исполнительным комитетом». Интересно отметить, что члены Лиги, принимающие участие в проповеди, получали существенную скидку, а точнее, почти освобождались от уплаты членских взносов:
«Но если вы становитесь членом-проповедником, вам достаточно внести разовый членский взнос в размере 10 рупий, после чего вам как проповедующему члену, выполняющему определенные обязанности, связанные с ее проповеднической деятельностью, присуждается степень «Бхакти-шастри» и выдается соответствующий диплом». Из этих отрывков мы видим, что те, кто не могли жертвовать для Лиги своим временем, имели возможность оказывать ей финансовую поддержку.
Шрила Прабхупада предложил подходящую обучающую программу как для первых, так и для вторых, но большее внимание уделял проповедникам. Мы также видим, что степень «Бхакти-шастри» предназначалась и для прихожан. Далее в своем письме Шрила Прабхупада последовательно объясняет, как члены Лиги должны проповедовать: «Проповедническая деятельность осуществляется следующим образом:
1. При получении диплома «Бхакти- шастри» вы становитесь авторитетным проповедником общества, и для этого вам требуется регулярно читать «Бхагавад-гиту».
2. Если в ходе изучения «Бхагавад-гиты» у вас возникают вопросы, вы можете обратиться к нам, и получить ясные и исчерпывающие ответы.
3. Ответы на некоторые вопросы общего характера уже изложены в различных брошюрах, и одну из них мы высылаем вам в качестве примера.
4. Рассмотрение подобных вопросов и ответов станет сутью вашей проповеди, и таким образом как вы, так и ваша аудитория будете получать духовное благо.
5. Если у вас нет возможности вести проповедь за пределами домашнего очага, проповедуйте в кругу своей семьи, приглашая на эти встречи друзей, родственников и соседей.
6. Регулярно проводите подобные часовые встречи у себя дома или в любом подходящем месте недалеко от дома, читайте на них гимны, шлоки из «Бхагавад- гиты» с благоговением и преданностью. По возможности до и после чтения «Бхагавад-гиты» занимайтесь пением святых имен Бога, Харе Кришна мантры.
7. Если во время обсуждения у кого-либо возникнет уместный вопрос, отвечайте на него, опираясь на авторитет «Бхагавад-гиты». Если же вопрос окажется затруднительным для Вас, вы можете переадресовать его нам и получить ясный и исчерпывающий ответ.
8. Возможно, кто-то из вашей аудитории также захочет стать проповедником Лиги. В этом случае мы будем рады предоставить ему такое же положение, как и вам. Мы более заинтересованы в проповедующих последователях, чем в спящих».
В этих пунктах Шрила Прабхупада изложил ряд важных принципов. Один из них — это необходимость систематического обучения проповедников. Прабхупада требовал от проповедников знания философии и вдохновлял их на регулярное изучение «Бхагавад-гиты». Он также обеспечивал их брошюрами с ответами на типичные вопросы и лично консультировал по вопросам, возникающим по ходу обучения или дальнейших дискуссий с людьми. В этом письме, датированном сентябрем 1955 года, Шрила Прабхупада дает еще одно наставление: проводить регулярные собрания дома.
В этих собраниях он видел хорошую возможность привлечь в Лигу новых проповедников. Мы видим, что с самого начала стратегия Шрилы Прабхупады заключалась в том, чтобы уполномочить прихожан на ведение проповеди и привлечение новых преданных. После краткого обзора философии Шрила Прабхупада заключает: «Таким образом, Лига преданных создана для того, чтобы послужить всему человечеству, и объединенные усилия проповедников в осуществлении этого благородного дела принесут обоюдное благо как Лиге, так и ее проповедующим членам.
Эта проповедь, помогающая живым существам обрести сознание Бога, является величайшим благом, которое только можно дать людям. Поступая так, мы не только даем возможность живому существу отправиться домой, назад к Богу, но и сами возвращаемся обратно к Богу. Возвысьтесь до положения такого проповедника и принесите истинное благо человечеству в целом и своим домочадцам в частности». Несколько лет спустя, еще будучи в Индии, Шрила Прабхупада написал в «Шримад Бхагаватам» (1.13.46): «Совершенная программа лучшей благотворительной деятельности — занять всех людей во всем мире проповедью бхакти-йоги…
Каждый должен не только практиковать бхакти- йогу, но и проповедовать бхакти-йогу». После поездки на Запад и основания ИСККОН Шрила Прабхупада вновь и вновь вдохновлял каждого, независимо от его положения, стать проповедником. Например, в лекции, прочитанной в Лондоне 23 сентября 1969 года, Прабхупада говорил: «Итак, Бхактивинода Тхакур это образцовый гуру. Он не был санньяси: со своей женой, семьей и детьми он вел жизнь грихастхи, домохозяина.
И все же он был гуру. Любой может стать гуру. Вы должны так устроить свою жизнь, чтобы вы всегда могли проповедовать. Не стоит говорить: «Я не смогу быть проповедником, потому, что я — грихастха, домохозяин. Проповедь — это дело санньяси или брахмачари». Нет, это дело каждого.
Поэтому существует необходимость в ачарьях — учителях, которые проповедовали бы духовное знание, сознание Кришны. Бхактивинода Тхакур выполнял обязанности грихастхи, домохозяина, правительственного чиновника и мирового судьи. И все же он был ачарьей. На примере его дел, его жизни мы должны научиться быть проповедниками. И неважно, на каком этапе жизни мы находимся и какое занимаем положение».
Подводя итог, можно отметить, что Шрила Прабхупада постоянно говорил о том, что проповедь является делом каждого, независимо от его или ее положения, вновь и вновь указывая на это в своих книгах, как, например, в следующем отрывке из «Шримад-Бхагаватам» (4.7.44): «Господь Чайтанья учил, что человеку необязательно менять свое положение, но при этом он должен слушать, как рассказывают о Кришне чистые преданные, и проповедовать людям учение Кришны. Господь Чайтанья говорил: «Все вы должны стать духовными учителями. Ваш долг — рассказывать о Кришне и Его наставлениях каждому встречному». Именно это и является целью Международного общества сознания Кришны».
Каунтея дас, Гауранга №1, 1998