Somewhere In The Persian Gulf — «Где-то в Персидском заливе» — 60-минутный документальный фильм французского режиссёра Васудевы даса о зарождении Бхакти-врикши на Ближнем Востоке.
В аннотации к видео говорится, что в самом начале двадцать первого века где-то в районе Персидского залива в прибрежном городе, окруженном пустыней, появилось Божество Джаганнатха. Господа перенесли на колесницу, и затем группа индийских эмигрантов вручную тянет колесницу согласно древней традиции, так же, как и дома у Господа через Индийский океан (в Джаганнатха Пури). С этого начинается фильм.
Этот фильм о поразительном распространении сознания Кришны, начавшееся с двух членов ИСККОН, — до двух тысяч практикующих преданных всего за одно десятилетие, всего в одной стране Персидского залива. Виджая Венугопал дас и его жена Према Падмини деви даси начали свою бхакти-врикшу в 1988 году, проводя небольшие программы у себя дома.
Название страны в фильме не упоминается, так как страна является строго исламским государством. Индусы в этом фильме не пытаются обратить мусульман в свою веру, уважая местные законы. Существуют законы, запрещающие публичную демонстрацию и пропаганду неисламских обычаев. Отсюда загадочное название документального фильма — «Где-то в Персидском заливе».
Не смотря на эти обстоятельства, подход Бхакти-врикши к проповеди не ограничивается индийцами. Виджая Венугопал дас объясняет, что такой же подход был применён и в нескольких странах бывшего СССР. «Там нет индийцев», — говорит он, и тем не менее программа Бхакти-врикша доказала свою эффективность в России, Аргентине, Китае, и, как показано в этом фильме, на Ближнем Востоке.
В неназванной стране община выросла до 2000 человек за одно десятилетие. В следующие десять лет их число увеличилось до 5000. На момент публикации фильма в 2014 году община насчитывала 8000 потрясающих (так сказано в статье) членов Бхакти-врикши, практикующих сознание Кришны. Не менее 1500 из них инициированы в ИСККОН, повторяют в день 16 кругов Маха-мантры Харе Кришна и следуют четырем регулирующим принципам: воздерживаются от употребления мяса, интоксикаций, незаконных половых отношений и азартных игр.
Автор фильма Васудева дас, дружелюбный француз, знакомит нас с группами бхакти-врикши, создавшими это удивительное явление.
Бхакти-врикши в стране объединены в две большие группы, одна из которых носит название «Матхурадеш», а другая — «Симантадвипа». В каждом городе есть десятки «ячеек» — группы бхакти-врикши по пятнадцать человек, которые еженедельно собираются в доме одного из своих членов.
Каждая встреча проводится под руководством слуги-лидера, длится один-два часа и состоит из семи частей. Начинается встреча с ломки льда, во время которой участники рассказывают о событиях своей повседневной жизни и связывают их с Кришной. Затем следует киртан и чтение «Славы святого имени». Затем участники совместно на чётках повторяют один круг из 108 мантр Харе Кришна. Далее читают и обсуждают отрывок из священного писания, читают о важности проповеди, и, наконец, вместе вкушают прасад.
Через некоторое время систематического прогресса в сознании Кришны участники открывают свои собственные ячейки, набирают новых людей, и, таким образом, количество бхакти-врикш и членов общины растёт и растёт.
В общине существуют и другие возможности развития сознания Кришны. Например, преданные собираются вместе, чтобы прочитать шестнадцать кругов мантры или посвятить целый день джапа-марафону. Многие преданные проходят семинары по вайшнавскому этикету и грихаста-ашраму, проходят курс Бхакти-шастры по книгам Шрилы Прабхупады и курс подготовки учителей Маяпурского института. И, конечно же, многие принимают посвящение.
Община Бхакти-врикши не только обеспечивает духовное образование, но и охватывает различные части жизни человека, помогает обрести баланс. Бхакти-врикша — это фактически семья. Например, участники по очереди присматривают за детьми, пока взрослые посещают собрания. У детей есть свои собственные встречи с вопросами и ответами о Кришне, изучением стихов, киртаном. Организуются молодежные лагеря, матчи по крикету, пикники на пляже. В одном особенно воодушевляющем моменте в фильме показано, как около двадцати пяти семей вместе едут на покрытых грязью велосипедах по песчаным дюнам и вместе проводят киртан. Лидеры бхакти-врикш также предлагают консультации, чтобы помочь участникам в их жизни и построении отношений.
«Каждый считается частью семьи», — говорит Виджая Венугопал дас в фильме. «Им помогают во всех сферах жизни. Если они столкнутся с проблемами здоровья, экономического положения, духовной жизни, то всегда найдётся кто-нибудь, кто сможет им помочь. Существует целая система поддержки преданных».
Виджая Венугопал дас указывает, что в стране насчитывается уже три поколения членов Бхакти-врикши. «Семьи развивались, выросло второе поколение, и они в свою очередь поженились», — говорит он. «Теперь есть третье поколение молодых людей, которые посещают программы Бхакти-врикши. И эти отношения в любви продолжаются всю жизнь».
Участниками общин Матхурадеш и Симантадвипа являются как богатые профессионалы, так и простые рабочие — строители, портные, парикмахеры. Многие оставили свои семьи в Индии и работают по десять-двенадцать часов в день, чтобы заработать и отправить домой деньги. До того, как присоединиться к Бхакти-врикше, многие чувствовали себя одинокими и перегруженными работой, иногда впадали в депрессию, прибегали к алкоголю, курению и азартным играм. Но Бхакти-врикша дала им дом вдали от дома, подняла им настроение и перевернула их жизнь.
Один из лидеров бхакти-врикши в фильме говорит, что новые участники часто приходят, перегруженные проблемами и заботой о своих семьях и деньгах. Но вскоре у них появляются новые друзья, они восстанавливают связь со своей индийской духовной культурой, повторяют 12 или 16 кругов джапы в день и с сияющими лицами говорят: «Проблемы? У нас нет проблем».
Режиссёр Васудева дас говорит, что съемка документального фильма была для него «освежающим» опытом, и надеется, что фильм, который был выпущен в октябре 2014 года, вдохновит зрителей, и, особенно, лидеров, заинтересованных в развитии духовных общин.
«Бхакти-врикша проходит во всех частях света, включая закрытые страны», — говорит Виджая Венугопал в конце фильма Васудевы. «По своей природе Бхакти-врикша проводится очень тихо, дома, и почти никто не знает, что там происходит. Итак, она набирает обороты. Даже если существует угроза демократии, и в мире могут возникать всевозможные проблемы, Бхакти-врикша укоренилась в обществе. Возможно, храмы могут запретить, но Бхакти-врикша будет процветать и в этих местах, потому что она не зависит от больших затрат денег. Это просто что-то личное, что происходит дома и распространяется так, как этого хотел Чайтанья Махапрабху».
Источник: ISKCON News