В 1995 году Е.С. Шрила Джаяпатака Свами, министр развития вайшнавских общин ИСККОН, предложил концепцию «Бхакти-врикши».
Рассказ Е.С. Джаяпатаки Свами из книги «Ветви Бхакти»:
Господь Чайтанья Махапрабху говорил, что Его движение санкиртаны охватит каждый город и каждую деревню и весь мир будет наводнен любовью к Богу. Повсюду Движение сознания Кришны сделает людей счастливыми, освободит их от повторяющихся рождений и смертей, от страданий, которые причиняют людям болезни и старость. Такой взгляд на вещи дал нам Его Божественная Милость Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада. Мы были очевидцами того, как Шрила Прабхупада все свои усилия направлял на то, чтобы погасить пожар материализма, сжигающий обусловленные души. В наше время страсть и невежество заставляют людей страдать больше, чем когда бы то ни было, особенно в современных городах Запада. Шрила Прабхупада сказал об этом еще во время своего первого прибытия в Америку в 1965 году, когда сошел с трапа корабля в Бостоне. Его слова лишний раз доказывают, насколько велико было его сострадание, побудившее его начать проповедь в столь тяжелых условиях западного мира.
Нередко успех проповеди Шрилы Прабхупады измеряют количеством храмов, ресторанов, ферм и всего другого, что он создал и что «можно пощупать». Но Шрила Прабхупада всегда повторял, что цель всех этих храмов и сооружений — помочь людям превратить в храм свой дом, научить их поклоняться Кришне и практиковать сознание Кришны у себя дома и сделать это основной составляющей своей повседневной жизни.
«Мы открываем храмы только для того, чтобы показать пример людям, живущим по соседству, дать им понять, что они могут открыть маленький храм в каждом доме. Нет никакой необходимости в том, чтобы сотни и тысячи людей жили в наших храмах, однако если наша проповедь будет эффективной, то домохозяева, живущие по соседству, будут стремиться получить инициацию и следовать стилю храмовой жизни»
Из письма Тамала Кришне от 1 июля 1969 г.
Я был столь удачлив, что, после того как я возглавлял храмы в Монреале и Торонто, Шрила Прабхупада послал меня в 1970 г. в Индию. В Индии практически каждый является преданным Кришны, и наша задача там заключалась в том, чтобы вдохновить их вернуться к своим изначальным принципам; мы не собирались учить их чему-то новому для них. И здесь для меня стало еще более очевидным, что наша миссия в проповеди сознания Кришны заключается не только в том, чтобы набирать преданных в наши храмы, но и в том, чтобы обучать людей практиковать сознание Кришны у себя дома.
В 1977 году, после того, как на храм ИСККОН в Майапуре напала группа сбитых с толку местных жителей, нам удалось мирно уладить дело при помощи массового киртана — процессии из 25 тысяч человек, которая прошла от Майапур Чандродая Мандира до самадхи Чандкази, а затем — до храма Джаганнатхи. Эта величественная процессия включала в себя 168 групп киртана. И когда я понял, сколь много жителей Навадвипа-дхамы имеют свои собственные группы киртана, это стало для меня источником великого вдохновения. Я осознал, что существует огромный потенциал, который еще не задействован, что множество людей поют мантру, но им не хватает духовного руководства Шрилы Прабхупады, что мы можем, если объединимся, собрать огромные силы для распространения Движения сознания Кришны по всем городам и деревням. Я обратился к Его Божественной Милости Шриле Прабхупаде с идеей создания Организации санкиртаны ИСККОН, и он велел мне приглашать местных жителей на несколько дней в наш храм, чтобы они могли посмотреть, как мы проводим киртан и поклонение, а затем начать под моим руководством проводить такие же духовные программы, но в миниатюре, у себя в деревне или городке. Таковы были наставления Шрилы Прабхупады на протяжении всей истории ИСККОН: он хотел, чтобы храмы стали центрами обучения для преданных, живущих дома, чтобы там они могли учиться применять принципы сознания Кришны в своей повседневной жизни и делать это в том же настроении поклонения Кришне, которое царит в храмах ИСККОН. Шрила Прабхупада также хотел, чтобы преданные, живущие дома, проповедовали, распространяли бхагавата-дхарму. И он никогда не говорил, что каждый должен жить в храме.
Если мы обретем такое целостное видение Движения сознания Кришны, то мы обнаружим, что вся картина выглядит незаконченной без проповеди в нама-хаттах, проходящей параллельно распространению книг и другим формами проповеди, осуществляемым храмом. Тут-то для нас и становится очевидным, как именно Движение сознания Кришны может затопить весь мир. Работа с прихожанам очень важна для того, чтобы все остальные наши усилия в проповеди обрели смысл, для того, чтобы Движение сознания Кришны стало той мощной силой, которая воистину сможет изменить общество.
Одно из наставлений, данных мне Шрилой Прабхупадой, заключалось в том, чтобы расширять проповедь сознания Кришны безгранично. Посадив миллионы семян, любой фермер ждет не дождется, когда же они дадут всходы и когда можно будет собрать урожай. Миллионы семян уже посеяны нами в ходе распространения книг, и проповедь в нама-хаттах — это та сила, которая поможет этим семенам прорасти. Она будет заботиться об этих маленьких ростках, и в результате те принесут плоды, которые затем можно будет предложить Господу Кришне.
Стремясь исполнить наставления Шрилы Прабхупады, мы достигли некоторого успеха, организовав более 1000 нама-хатт в Восточной Индии, с центром в Майапуре. Эти группы в общей сложности насчитывают около 20 тыс. активных членов, а число людей, которые благодаря этой программе познакомились с сознанием Кришны, исчисляется сотнями тысяч. Однако, по каким-то непонятным причинам преданные на Западе думают: «Ну, это же Индия, и это не пойдет у нас здесь, на Западе». В преддверие празднования 100-летия Шрилы Прабхупады Комитет по подготовке 100-летия созвал всех министров ИСККОН для того, чтобы провести исследование и сформулировать цели, а также выявить препятствия, мешающие достижению этих целей. С этого момента мы стали систематически работать с руководителями проповеди прихожанам по всему миру и по милости Господа Чайтаньи нам постепенно стала открываться программа «Бхакти-врикша». Она является как раз тем, чего не хватало преданным, проповедующим в городах Востока и Запада. Было очевидно, что нама-хатты типа домашних храмов, т.е. небольшие проповеднические центры, повторяющие программы храмов ИСККОН, годятся для сельских областей, но не для городов, где уже имеются храмы ИСККОН. Это было бы просто двойной тратой сил. Люди всегда могут прийти в храм и послушать лекцию, проводимую намного более старшим преданным, чем в нама-хатте. Какой же тогда смысл организовывать нама-хатты в этом городе? Однако, программа «Бхакти-врикша» показывает, что встречи маленьких групп прихожан, проводимые в дополнение к храмовым программам, имеют огромное значение. Группы «Бхакти-врикша» позволяют вовлечь прихожан, дать им служение, вдохновить и обучить. Также они дают преданным храма прекрасную возможность проповедовать прихожанам. А если мы организуем дело так, что наши серьезные прихожане смогут занять передовые позиции проповеди (в реальном для них объеме), то у нас откроются безграничные возможности для вовлечения каждого. В этом руководстве вы сможете ознакомиться с некоторыми из тех многочисленных преимуществ, которые предоставляет такая форма проповеди.
В «Чайтанья-Бхагавате» мы можем прочесть, что Господь Чайтанья в то время, когда Его движение подавлялось Чандкази, наказывал Своим последователям собираться группами по 5–10 человек на крыльцах своих домов и хлопая в ладоши петь «Харе Кришна». И никто не мог их остановить. Таким образом, для нас становится очевидно, что, организовывая Свою проповедь, Чайтанья Махапрабху опирался не только на большие массы людей, но и на маленькие группы. Каждое собрание — маленькое оно или большое — преследует свои особые цели. В маленьких собраниях преданных Господь Чайтанья обсуждал сокровенные моменты философии. В то же время Он проводил и огромные фестивали для тысяч людей, чтобы вдохновить сразу огромное количество преданных: как новых, так и старых, как начинающих, так и возвышенных.
Группы «Бхакти-врикша» обеспечивают самое важное, что необходимо для распространения сознания Кришны. Когда все прихожане активно участвуют в проповеди, в распространении послания сознания Кришны и пытаются приводить в движение новых людей, тогда, вместо постепенного, арифметического роста, мы получаем рост в геометрической прогрессии. Мы можем удваивать количество преданных каждый год и даже чаще, что и советовал нам делать Шрила Прабхупада. Руководящий Совет ИСККОН быстро оценил преимущества такого подхода к проповеди и в 1996 году издал резолюцию, рекомендующую всем храмам удваивать каждый год количество прихожан, а для этого начать программу «Бхакти-врикша». Некоторые из храмов, используя этот метод вовлечения каждого в Движение санкиртаны Господа Чайтаньи, стали удваивать свою общину прихожан каждые 6 месяцев. И теперь уже несложно понять, как мы сможем наводнить мир сознанием Кришны. Также понятным стало и то, как Господу Нитьянанде удалось менее чем за 12 лет распространить свое движение нама-хатты столь широко по всей Бенгалии, что Адвайта Ачарья даже сказал, что рынок уже заполнен и что все приняли сознание Кришны.
Одним из источников вдохновения для разработки программы «Бхакти-врикша» был пример Шрилы Прабхупады, который использовал стиль «Бхакти-врикша», организуя свои первые храмы. Обычно любой храм, число жителей которого достигало 15–20 преданных, делился пополам и половина преданных отправлялась в какое-нибудь другое место, с тем чтобы основать новый храм. По мере того, как они находили новых преданных в этом месте, храм снова делился и половина преданных опять отправлялась открывать новый проповеднический центр где-то в другом месте. Деление происходило не только в пределах одного города, но так, что храмы открывались и в новых городах. Таким образом, в течение короткого времени количество храмов ИСККОН достигло 108. Этот принцип, которому Шрила Прабхупада следовал для того, чтобы открыть свои 108 храмов, может быть использован в организации групп «Бхакти-врикша» в любом городе. Также программа «Бхакти-врикша» может эффективно дополнять проповедь уже существующих храмов и нама-хатт.