Ангира Гауранга прабху, 17.12.2022, Ретрит для лидеров БВ, Уфа
Первое, что разрушает бхакти-врикшу, — это конфликты. Конфликты убивают вообще всё. Прабхупада говорил, что никакая сила в мире ИСККОН не разрушит, если вы только сами не разрушите его изнутри (своими конфликтами). Примером является Гаудия-матх, который раскололся за один год после ухода Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура. С ИСККОНом могло случиться то же самое, но, к счастью, не случилось. Конфликты разрушают всё, поэтому конфликты мы не должны допускать. Мы не должны в конфликтах участвовать и не должны допускать, чтобы конфликты были у наших подопечных. Прояснение отношений — это нормально, но конфликты, где мы высказываем негативные чувства и эмоции, допускать нельзя. В конфликтах действует майа и действует Кали. Кали в ИСККОН всё разрушает, в том числе и бхакти-врикшу. Конфликтов быть не должно. Будут разные мнения, будут обиды, но надо разговаривать, прояснять конфликты. В ШЛИСе этому хорошо учат. Говорить надо правильно, использовать Я‑сообщение, на один минус надо приводить два плюса. Есть специальные технологии, как прояснять отношения и как разрешать конфликты. Особенно конфликты недопустимы, где негативные эмоции проявляются по отношению к вайшнавам. Вот это разрушает всё. А разные взгляды на вещи — это нормально, это помогает находить оптимальное решение в какой-то деятельности.
Второе, что разрушает бхакти-врикшу — это лень, когда мы «заболачиваемся» и перестаём ставить цели. Лидер думает: «Ну, хорошо, ходит несколько человек и достаточно. Читают по два руга — и хорошо. Никто лидером не хочет быть — ну и ладно. Зато у нас хорошие тёплые вайшнавские отношения в группе. Будем ещё двадцать лет общаться». И это начало разрушения, так как проявляется гуна невежества, проявляется та самая зона комфорта. Для недопущения этого надо лидера подталкивать, не допускать «покрытия мхом».
Третье, что разрушает бхакти-врикшу — это пренебрежение садханой со стороны лидера. Проповедь без садханы словно бумажные деньги, не обеспеченные золотом. Мы говорим ценные вещи, но сами этому не следуем. Наши слова теряют силу. Нужна духовная практика качественная, нужна насколько возможно качественная джапа-медитация, чтение писаний, слушание лекций, общение с преданными, участие в киртанах. Всё это необходимо, это даёт силу. Если мы проповедуем, но у нас нет достаточной садханы, это подобно тому, что мы работаем, но не едим. Мы быстро потеряем нашу силу. Если мы хорошо делаем садхану, но не проповедуем, то это подобно тому, что мы едим, но не работаем, где в итоге мы жиреем, становимся ленивыми и больными. И то и другое является ошибкой. Духовная практика и проповедь должны быть в балансе. Еда и работа.
И четвёртое, что разрушает бхакти-врикшу — это отсутствие заботы о лидерах. Вообще отсутствие заботы, когда мы что-то от людей требуем, но не поддерживаем их, особенно когда назначаем новых лидеров, и бросаем с их проблемами. В этом случае они точно сгорят. Забота о лидерах — это то, что бхакти-врикшу удерживает. Более старшие лидеры заботятся о младших лидерах.
Вот четыре вещи, которые бхакти-врикшу убивают.
И есть четыре противоположные вещи, которые бхакти-врикшу оживляют. Первое — когда мы правильно разрешаем конфликты, поддерживая тёплые дружеские позитивные отношения. Второе — когда мы ставим цели роста Рынка святого имени, роста количества групп, роста миссии Господа Гауранги. Когда мы постоянно видим цель в нашей деятельности. Развитие и рост — это признаки духа, так как материя мертва, а дух живёт и развивается. Третье, что бхакти-врикшу оживляет, — это хорошая садхана, хороший духовнхый вкус, хорошая духовная практика. И четвёртое — это внимательность и забота. Забота оживляет бхакти-врикшу.