Ангира Гауранга прабху, 17.12.2022, Ретрит для лидеров БВ, Уфа
Преображение привычек — это элемент бхакти-врикши четвёртого поколения, которая включает в себя практические элементы как сделать бхакти-врикшу более сильной, чем обычная бхакти-врикша. В понятие бхакти-врикши четвёртого поколения включается три элемента: преображение привычек, Рынок святого имени (РСИ) и Золотой Век. БВ 4G — это «шуточный» термин, который означает более энергичную бхакти-врикшу, более скоростную, более эффективную. Виджая Венугопал прабху сказал: турбо бхакти-врикша, супер бхакти-врикша. Рынок святого имени (РСИ) — это мы медитируем на увеличение суммарного количеств кругов, ставим конкретные цели и достигаем. Когда есть цель, мы прикладываем усилия, когда цели нет, мы усилия не прикладываем. Поэтому двигатель бхакти-врикши четвёртого поколения — это РСИ — подсчёт кругов и постановка целей по их увеличению. Посчитайте сколько у вас в Бхакти-врикше в городе кругов, например, 1000. Поставьте цель, сколько будет через полгода, сколько через год, сколько через два года. Если несколько новых групп откроется, то у вас как цель вполне может быть полторы тысячи кругов.
Преображение привычек — это программы, которые с помощью определённых методик помогают людям, включая нас самих, менять свои привычки к лучшему. Потому что, по сути, процесс духовного роста проявляется в изменении привычек. Вся наша жизнь — это набор привычек. Мы делаем одни и те же вещи каждый день, повторяем одни и те же слова, делаем одни и те же действия и даже думаем одни и те же мысли. Это факт. Ум «катается на карусели». Ум очень подвижен и бегает по одним и тем же кругам. Но это можно изменить, если мы делаем осознанные усилия, меняя наши привычки. Например, можно раньше ложиться спать, раньше вставать, отключать смартфон не позже девяти-десяти часов вечера (очень ценная привычка). не включать смартфон, пока не закончили шестнадцать кругов (тоже очень ценная привычка).
Привычки простые, но потребуется некоторая борьба, чтобы их утвердить в своей жизни. Смартфон съедает огромное количество времени у современных людей. Есть привычки правильного питания, например, плотно не есть до семи часов вечера, тогда мы утром будем более свежими, и джапа наша будет лучше. Простые привычки на уровне физического тела: режим дня, питание, омовение прохладной водой с утра, зарядка, йога, пранаяма — это всё простые привычки. Если мы это делаем, то мы в хорошей физической и духовной форме. Можем уже садхану качественно исполнять, качественно выполнять служение.
Первый уровень привычек — привычки на уровне тела. Второй уровень привычек более тонкий — привычки на уровне речи — как не ссориться, не конфликтовать, не обижать, не критиковать. И самый тонкий уровень привычек — привычки на уровни ума — как думать позитивные мысли, как не впадать в депрессию, как не падать в обиду. Мы тоже в итоге можем менять привычки на уровне ума. Вот три уровня привычек. Начинаем всегда с более грубых, так как их проще менять и проще отслеживать. Ум сложно отслеживать. Ум меняем через то, что меняем привычки нашего физического тела. По крайней мере, в нужное время находимся в нужном месте, делаем нужные вещи. Утром встал, помылся, взял чётки. Пока круги не закончу, другими вещами не занимаюсь — вот очень хорошая привычка. Если есть возможность, добавляем полчаса чтения Бхагаватам. Это базовый набор привычек для преданного. Отбой проводим как можно раньше, подъем как можно раньше. Утром совершаем прохладное омовение, может быть делаем немного пранаямы и йоги, чтобы взбодриться, читаем шестнадцать кругов и полчаса читаем Бхагаватам. Если такие привычки мы установим, то духовный рост будет турбореактивный как двигатель самолёта.
Есть методики, как привычки изменять, улучшать. Привычки легче делать в группе, это может быть БВ1 или БВ2 — группа, которая у вас уже есть. Есть даже игра «преображение привычек», чтобы легче было принять изменения. Суть игры: ставим цели. Каждый член БВ2 ставит перед собой цели на месяц, и что он делает — от регулярно отчитывается перед членами санги. Отчёты — это ключевой элемент этой методики, потому что желание выглядеть успешным помогает. Если я отчитываюсь, я знаю, что мне надо будет усилия прикладывать. Мне надо писать отчёт, получилось встать или не получилось, получилось лечь пораньше или не получилось, отключил смартфон или засиделся в соцсетях. И поскольку я знаю, что завтра я буду писать отчёт — это будет меня побуждать прикладывать усилия к правильным действиям. Это дополнительная мотивация, может быть не самая чистая, но работающая. Мотивация в виде гордости. Наша гордость враждует с нашей слабостью.
«Пёс враждует против зайца, а бес тщеславия есть враг сонливости» (Преподобный Иоанн Лествичник).
Мы хотя бы из гордости начнём преодолевать свою слабость. Для начала это неплохо — использовать в служении Кришне то, что у нас есть. Мы будем отчитываться. Сам по себе факт отчёта уже побуждает нас прикладывать усилия. За месяц подводим итоги: у кого получилась привычка, у кого не получилась. Обычно, если мы что-то месяц делаем по-новому, то это действие становится привычкой. Мы за месяц привыкаем ложиться в определённое время, вставать в определённое время, смартфон в определённое время отключать, джапу читать в определённое время. Не если не получилось, то ничего страшного, продолжаем прикладывать усилия до тех пор, пока привычка не утвердится, продолжаем работать над привычкой.
Для работы должны быть одна-две привычки на месяц, не больше. Если я возьму десять привычек на месяц, ничего не получится. Ум запутается, махнет рукой, скажет ничего не получается. Нет, выберите одну конкретную привычку и сосредоточьте на неё все внимание. Например, выберите отключение смартфона в девять-десять часов вечера. Пусть это будет главная моя цель, и у этой цели есть следствия. Смартфон отключился, делать нечего, пошёл спать. Спать пошёл, рано встал. Рано встал, джапу с утра вычитал. Такая простая вещь как отлючение смартфона вовремя уже нашу садхану утром может выстроить. Это один из примеров.
Я очень рекомендую проводить работу по преображению привычек всем бхакти-врикшам, особенно лидерским. Осознанная работа над собой — это позиция лидера. Мы не можем это требовать от членов БВ1, так как они пока еще гости. Но вот лидеры должны осознанно относиться к своей жизни и должны быть готовы работать над собой.
Правильные привычки — это гуна благости. Если мы не будем постоянно прикладывать усилия, то как мы сможем развить гуну благости? Если даже привычка не выработалась полностью, всё равно, какие-то усилия мы сделали, пораньше мы вставали, пораньше мы ложились, джапу получше читали. Нам нужны усилия. Ум всегда будет сопротивляться любым нашим осознанным усилиям, так как это природа ума. Но Прабхупада говорит: «Control your mind and sences (управляйте вашим умом и чувствами)». Мы должны этому учиться. Пока мы не обуздаем ум и чувства, мы не достигнем духовного успеха. Пока мы рабы нашего ума, ум нас в духовный мир не приведёт. Ум нас ведёт только в материальный мир. Поэтому битва ума и разума — наша повседневная реальность. Ум нам будет что-то говорить про материальные чувства, но зачем нам его слушать.
Например, я испытываю очень сильное беспокойство за развитие бхакти-врикши в стране, и ради этого я занимаюсь йогой по устам. Я понимаю, что от йоги у меня будет больше здоровья, и я смогу больше в бхакти-врикшу вложиться. Нашим мотивом должна быть наше миссия, служение духовному учителю. Преданные решения в жизни принимают по одному простому критерию — хочет ли этого мой духовный учитель или не хочет? Такой вопрос — это и есть возможность победить свой ум, потому что над моим умом должен быть кто-то, кто моему уму не подвластен, должен быть гуру. Гуру мне даёт наставления, которые заставляют меня подняться над моим умом. Гуру говорит: «Давай, продолжай, повторяй, проповедуй, прикладывай усилия». Все гуру говорят об этом, так или иначе, Прабхупада об этом говорит.
Примечание. Отчёты по преображению привычек мы не публикуем всей ятре, только нашим друзьям на основе чувств взаимной поддержки, где нет зависти. Кто-то напишет, что у него получилось встать в шесть утра, другие ответят: «Джай, молодец, отлично». Другой напишет, что у него не получилось. Ему отвечают: «У тебя завтра получится. Мы в тебя верим». Когда есть доброжелательность в группе, тогда можно отчёты публиковать. Если доброжелательности нет, тогда не надо.