Ангира Гауранга прабху, 17.12.2022, Ретрит для лидеров БВ, Уфа
Хорошо, что проблемы вылезают. Это элемент процесса очищения. Из нас вылезают анартхи. Анартхи проявляются в процессе духовной практики. Ну хорошо, пусть вылезают. Отлично, вылезла анартха, теперь я её знаю, теперь я могу с ней работать. Я начинаю её убирать. Так, я обиделся на кого-то. Обиделся, значит у меня есть анартха, способность обижаться. Что я делаю — учусь не обижаться. Замечаю, что у меня есть материальные желания. Отлично, работаю с материальными желаниями. Заменяю их на духовные желания. И так далее.
Это может занять время, это может быть не быстро. Процесс духовного развития не лёгкий, но это единственный процесс, имеющий смысл. Поэтому, если в процессе ведения бхакти-врикши какие-то проблемы вылезли, и мы в результате перессорились, ну отлично, давайте с этим работать. Кто-то не сможет преодолеть проблемы, кто-то уйдёт, но те, кто решил остаться, они должны работать.
Проясните отношения. Есть искусство прояснения отношений и разрешения конфликтов. В ШЛИСе этому очень хорошо обучают. Конфликт сам по себе это не так страшен. Страшно, когда конфликт остаётся неразрешенным, когда он становится кирпичом на сердце. Меня обидели, я обиделся(ась), я ушёл(ушла), я не общаюсь с преданным. Вот это плохо. Было бы странно, если бы меня не обидели, так как мы в материальном мире в Кали-югу живём. Мы подобны двум ёжикам, которые хотят друг друга обнять, а не могут, колются. Так и мы в обществе вайшнавов хотим обнять других, и колючками колемся. Больно, боже мой, нет, больше не приду. Но без вайшнавов в этом мире холодно. С вайшнавами колется, без вайшнавов холодно — что делать? Учимся колючки опускать, не выставлять. Колючки — это наше ложное эго. Это тоже тема для работы. Должны рядом быть более опытные преданные, которое эти вещи уже проработали, которые могут научить. Есть старшие преданные, есть наставники. Обращайтесь, например, к нам с Кавери. У нас большой опыт прояснения отношений и разрешения конфликтов. Можем помочь.
Мы во всём можем видеть позитив — и в конфликтах, и в других трудностях. Это всё зерно на мельницу духовной жизни. Это объём нашей духовной работы. Это не повод, чтобы опускать руки и прекращать что-то делать. Ну и что, что у нас что-то не получилось один раз или два раза. Сколько раз у Шрилы Прабхупады не получалось? Его биография очень вдохновляющая. У нас бхакти-врикша может не получаться четыре месяца или четыре года. Например, у нас с Кавери бхакти-врикша тринадцать лет не получалась. Мы начали в 1996 году, а что-то получилось только в 2009 году. Тринадцать лет наши бхакти-врикши не ветвились. А у Прабхупады ничего не получалось сорок четыре года. Он получил указание духовного учителя в 1922 году, а у него получилось зарегистрировать ИСККОН в 1966 году (начать успешное проповедническое движение). Сорок четыре года он прикладывал усилия, пытался проповедовать, ничего не получалось, движение не возникало, не появлялось серьезных помощников. Он проповедовал, но то, что было его миссией, а именно создать всемирное движение, не происходило. Сорок четыре года усилий. Что делал Прабхупада? Продолжал. Прабхупада говорил, сначала делайте, потом совершенствуйте. Мы будем делать несовершенные вещи, но если мы продолжаем, то это будет совершенствоваться. Со временем наша бхакти-врикша будет совершенствоваться, наше служение будет совершенствоваться. То, что я читаю мантру несовершенным образом, не повод, чтобы её не читать. То, что наши бхакти врикши несовершенны, не повод, чтобы их не проводить. То, что мы не проводим церемонию шикши, не повод, чтобы не начать её проводить. Мы для этого и общаемся друг с другом и с теми, у кого есть большой опыт, чтобы постоянно наше служение совершенствовать. Это и есть духовная жизнь, когда мы совершенствуемся постоянно. Поэтому не стоит опускать руки из-за проблем.
Прояснение конфликтов.
Главное правило в том, что негативные эмоции не направляем на человека, высказываем Я ‑сообщение: «Мой дорогой друг, когда ты говоришь то-то и то-то, я чувствую то-то и то-то. Это моя проблема». Тогда конфликт не является разрушительным. Я проговариваю мои эмоции и при этом от них освобождаюсь. Вот это и есть культура разрешения конфликтов. Я‑сообщение. Прояснение может быть очень позитивным, очень любовным. Прояснение с соблюдением вайшнавского этикета проходит в духе любви и почтения: «О дорогие вайшнавы, примите пожалуйста мои поклоны. Вы все такие замечательные души, я так ценю мои отношения с вами. У меня есть проблема. В последнее время в наших собраниях я чувствую боль, потому что не уделяется внимание тому-то и тому-то, важному для меня. Давайте, пожалуйста, обсудим мой вопрос». Отношения это высказывание не испортит, и боль мою я выразил. Это духовный подход. И задача лидеров состоит в том, чтобы учить правильному разрешению конфликтов. Мы все приходим из Кали-юги, где мантру никто не повторял. Мы ели мясо, пили вино, занимались бог знает чем. Но мы же меняемся и меняем наши привычки.
Если присутствует страх прояснения конфликта из-за того, что преданные могут выходить из себя и начать повышать голос, то это надо делать в присутствии зрелого преданного, который уважает обе стороны конфликта. «Стоп, стоп, стоп. Скажи то же самое, пожалуйста, но иначе». Зрелого преданного послушаются. Если такого старшего преданного нет, то тогда лучше не браться за прояснение конфликта. Такие преданные в ятре должны быть. Если их нет, то у ятры нет шанса на развитие, будут постоянные конфликты. Необходимы зрелые преданные, которые умеют разрешать конфликты правильно и обучать этому других. Это культура мадхьяма-адхикари, культура настоящих вайшнавов. Без мадхьяма-адхикари ятра развиваться не может, будут сплошные каништха-лилы — постоянные конфликты между начинающими преданными. Тогда мы участвуем не в лилах Голоки Вриндавана, а участвуем в каништха ‑лилах, поливая друг друга грязью, и это культура материального мира, где все этим занимаются — постоянно друг друга ругают.