Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель­каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Опа­са­е­тесь ли вы раз­де­ле­ния груп­пы? Поче­му да или поче­му нет?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Вайш­на­вы долж­ны почти­тель­но отно­сить­ся к каж­до­му, кто, регу­ляр­но повто­ряя свя­тое имя, пыта­ет­ся раз­вить в себе созна­ние Кришны.

Рупа Госва­ми: Пре­дан­но­му, кото­рый повто­ря­ет свя­тое имя Гос­по­да Криш­ны, сле­ду­ет ока­зы­вать почте­ние мысленно.

Одно­му из наших дру­зей, зна­ме­ни­то­му англий­ско­му музы­кан­ту, понра­ви­лось петь и повто­рять ман­тру Харе Криш­на, и он даже несколь­ко раз упо­мя­нул свя­тое имя Криш­ны в сво­их пес­нях. У себя дома он почи­та­ет изоб­ра­же­ния Криш­ны и с поче­том при­ни­ма­ет про­по­вед­ни­ков созна­ния Криш­ны. В общем, он в выс­шей сте­пе­ни ува­жи­тель­но отно­сит­ся к име­ни Криш­ны и Его дея­ни­ям, поэто­му мы, видя, как этот достой­ный чело­век посте­пен­но про­грес­си­ру­ет в созна­нии Криш­ны, отно­сим­ся к нему с искрен­ним ува­же­ни­ем. Тако­му чело­ве­ку все­гда сле­ду­ет ока­зы­вать почте­ние. Сле­до­ва­тель­но, вайш­на­вы долж­ны почти­тель­но отно­сить­ся к каж­до­му, кто, регу­ляр­но повто­ряя свя­тое имя, пыта­ет­ся раз­вить в себе созна­ние Кришны.

«Нек­тар настав­ле­ний»

Тот, кто осо­знал, что Гос­подь и Его имя неот­лич­ны, явля­ет­ся чистым пре­дан­ным и досто­ин почитания.

Пре­дан­ный, осо­знав­ший, что свя­тое имя Гос­по­да неот­лич­но от Него Само­го — чистый пре­дан­ный, даже если он нахо­дит­ся на началь­ной ста­дии пре­дан­но­го слу­же­ния. Обща­ясь с ним, дру­гие люди так­же могут стать вайш­на­ва­ми.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 15.106

Повто­ре­ние свя­тых имен Криш­ны — настоль­ко воз­вы­шен­ный про­цесс, что если чело­век повто­ря­ет Харе Криш­на маха-ман­тру без оскорб­ле­ний (то есть ста­ра­ясь не нано­сить деся­ти видов оскорб­ле­ний), он посте­пен­но осо­зна­ет, что меж­ду свя­тым име­нем Гос­по­да и Самим Гос­по­дом раз­ни­цы нет. Тому, кто обрел такое виде­ние, пре­дан­ные-нео­фи­ты долж­ны ока­зы­вать почтение.

«Нек­тар настав­ле­ний»

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.Раздайте всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «кружка».После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. Пре­дан­ный лишен жела­ний, ака­ма.

Истин­ный смысл отсут­ствия жела­ний мож­но понять, рас­крыв бук­валь­ное зна­че­ние сло­ва ака­ма, «без вожде­ле­ния». Здесь сле­ду­ет ска­зать о двух поня­ти­ях: каме и пре­ме. Кама зна­чит «вожде­ле­ние» или «мате­ри­аль­ное жела­ние». Пре­ма же зна­чит «любовь». Любовь пред­на­зна­че­на для Криш­ны. При­вя­зан­ность к вещам, кото­рые Криш­ной не явля­ют­ся — все­гда раз­но­вид­ность камы.

Толь­ко достиг­нув пре­мы, люб­ви к Кришне, чело­век под­ни­ма­ет­ся до уров­ня отсут­ствия жела­ний. Жела­ние доста­вить удо­воль­ствие Кришне — это ака­ма.

Гос­подь Криш­на гово­рит, что от камы невоз­мож­но изба­вить­ся искус­ствен­но. «Вопло­щен­ная душа может воз­дер­жи­вать­ся от насла­жде­ний, одна­ко вкус к ним оста­ет­ся у нее. Одна­ко, испы­тав выс­ший вкус, она утра­чи­ва­ет инте­рес к объ­ек­там чувств, достав­ля­ю­щим насла­жде­ние, и утвер­жда­ет­ся в духов­ном сознании».

Если чело­век искренне сле­ду­ет про­цес­су созна­ния Криш­ны под руко­вод­ством гуру, шастр и сад­ху, он почув­ству­ет выс­ший вкус и оста­вит мате­ри­аль­ные жела­ния, даже нахо­дясь на началь­ной ста­дии пре­дан­но­го служения.

Обще­при­знан­но, что, пока пре­дан­ный не достиг ста­дии бес­при­мес­но­го пре­дан­но­го слу­же­ния, он все еще ино­гда пита­ет надеж­ду стать счаст­ли­вым, испол­нив свои мате­ри­аль­ные жела­ния. Как же пре­дан­ный сопро­тив­ля­ет­ся мате­ри­аль­ным жела­ни­ям, даже не ощу­тив пока выс­ший вкус спон­тан­но­го созна­ния Криш­ны? Ответ — тапа­сья, аске­за.

Есть два вида сча­стья: пре­ях, сию­ми­нут­ное, и шре­ях, выс­шее. Зре­лый чело­век пожерт­ву­ет пре­я­сом ради шре­я­са. Сту­ден­ту порой при­хо­дит­ся отка­зать­ся от вече­рин­ки, что­бы не выле­теть из кол­ле­джа. Аске­за — это что-то вро­де это­го. Пре­дан­ный не отка­зы­ва­ет­ся от труд­но­стей, он доб­ро­воль­но при­ни­ма­ет их, что­бы одер­жать верх над сво­ей низ­шей при­ро­дой. Без борь­бы невоз­мож­но достичь чего-то цен­но­го, а созна­ние Криш­ны — самая цен­ная вещь. Пре­дан­ный полу­ча­ет огром­ную помощь от духов­но­го учи­те­ля и от Криш­ны в сво­ем серд­це. Гос­подь так­же дает сил тому пре­дан­но­му, кото­рый дела­ет все с неохо­той. Если пре­дан­ный искренне жела­ет достичь люб­ви к Богу, в то же самое вре­мя имея силь­ные мате­ри­аль­ные жела­ния, Гос­подь Криш­на ино­гда Сам вме­ши­ва­ет­ся. «Желая ока­зать ему осо­бую милость, Я посте­пен­но отби­раю у него все, чем он вла­де­ет. Дру­зья и род­ствен­ни­ки отво­ра­чи­ва­ют­ся от него, бед­но­го и несчаст­но­го» («Шри­мад-Бха­га­ва­там», 10.88.8).

  1. Пре­дан­ный без­раз­ли­чен к мате­ри­аль­ным при­об­ре­те­ни­ям, ани­ха.

Каче­ство ани­ха, без­раз­ли­чие к мир­ским при­об­ре­те­ни­ям, — дру­гая часть богат­ства пре­дан­но­го. Ему не нуж­ны эти вещи, посколь­ку он и так уже погру­зил­ся в пре­дан­ное слу­же­ние. Пре­дан­ный может исполь­зо­вать мате­ри­аль­ные вещи в слу­же­нии Кришне, но не ста­но­вит­ся при­вя­зан­ным к ним и не попа­да­ет от них в зави­си­мость. Он может тра­тить на слу­же­ние Кришне мил­ли­о­ны дол­ла­ров, воз­во­дить зда­ния и в боль­ших объ­е­мах печа­тать кни­ги о созна­нии Криш­ны, но даже если у него ниче­го это­го нет, он все рав­но может слу­жить Кришне, про­сто повто­ряя Его имя.

Пре­дан­ный испол­ня­ет долг состра­да­ния и оста­ет­ся в мате­ри­а­ли­сти­че­ском обще­стве, а не уеди­ня­ет­ся, что­бы спа­стись само­му. Ему при­хо­дит­ся нахо­дить­ся посре­ди мате­ри­аль­ных соблаз­нов и бес­по­койств. Поэто­му он дол­жен обла­дать каче­ством ани­ха. Ино­гда ему встре­ча­ют­ся люди, пол­но­стью погру­жен­ные в мате­ри­аль­ную жизнь. Порой ему при­хо­дит­ся сидеть с кар­ми и рас­ска­зы­вать им о созна­нии Криш­ны; порой на него валят­ся мате­ри­аль­ные соблаз­ны или беды. Но он все­гда оста­ет­ся ани­ха и отвле­ка­ет тех, кто насла­жда­ет свои чув­ства, от мате­ри­аль­ных приобретений.

  1. Пре­дан­ный устой­чив, стхи­ра.

Нестой­кий пре­дан­ный-нови­чок спо­со­бен выпол­нять духов­ную прак­ти­ку лишь в бла­го­при­ят­ной обста­нов­ке. Если же воз­ни­ка­ет силь­ный соблазн, он откло­ня­ет­ся. Веди­че­ская исто­рия изоби­лу­ет рас­ска­за­ми о муд­ре­цах, сби­тых с пути кра­си­вы­ми жен­щи­на­ми. Пре­дан­ный, нахо­дя­щий­ся на началь­ной ста­дии, так­же может пасть жерт­вой про­ти­во­по­лож­но­го пола. Какое-то потря­се­ние может выбить из колеи сла­бо­го пре­дан­но­го. Ино­гда пре­дан­ные утом­ле­ны, а их про­по­ве­ди меша­ют непре­дан­ные. Но если пре­дан­ный сто­ек, он не пере­ста­нет повто­рять Харе Криш­на, даже ценой сво­ей жиз­ни. Ино­гда пре­дан­ные ссо­рят­ся. Это еще одна при­чи­на, по кото­рой сла­бый пре­дан­ный может укло­нить­ся от настав­ле­ний духов­но­го учителя.

Твер­дая вера в духов­но­го учи­те­ля — это самое глав­ное. Тот, кто вызвал недо­воль­ство сво­е­го гуру, теря­ет стой­кость и ста­но­вит­ся подо­бен кораб­лю без руля и вет­рил. Не обла­дая твер­дой верой в духов­но­го учи­те­ля, чело­век не может стать стхи­рой. Прахла­да Маха­ра­джа так гово­рил о сво­ем дол­ге духов­но­му учи­те­лю: «Я жил, как все, но мой духов­ный учи­тель, Нара­да Муни, спас меня. Как я смо­гу отпла­тить ему?»

Пре­дан­ный сто­ек в фило­со­фии Абсо­лют­ной Исти­ны не толь­ко бла­го­да­ря разу­му, но и из люб­ви. А так как пре­дан­ный сосре­до­то­чен лишь на Кришне, и ни на ком дру­гом, Криш­на так­же сосре­до­то­чен на Сво­ем преданном.

Мы долж­ны тща­тель­но при­дер­жи­вать­ся нашей прак­ти­ки: вос­пе­ва­ния и слу­ша­ния, а так­же сде­лать сле­до­ва­ние настав­ле­ни­ям духов­но­го учи­те­ля сво­ей глав­ной обя­зан­но­стью в жиз­ни. Стой­кость при­дет, таким обра­зом, через регу­ляр­ную прак­ти­ку. По мере того, как пре­дан­ный про­дол­жа­ет вос­пе­вать, к нему посте­пен­но при­хо­дит вся убеж­ден­ность, кото­рой ему не хва­та­ло. Когда нео­фит повто­ря­ет Харе Криш­на, он не чув­ству­ет абсо­лют­но­го сча­стья от это­го. Но если он будет про­дол­жать, изна­чаль­ная сла­дость свя­то­го име­ни проявится.

  1. Пре­дан­ный пол­но­стью кон­тро­ли­ру­ет дур­ные каче­ства, виджи­та шад гуна.

Шесть дур­ных качеств — это вожде­ле­ние, кама, гнев, крод­ха, жад­ность, лоб­ха, иллю­зия, моха, безу­мие, мада, и зависть. Чистый пре­дан­ный кон­тро­ли­ру­ет эти каче­ства, пол­но­стью погру­зив­шись в слу­же­ние Кришне. Хотя шесть дур­ных качеств мате­ри­аль­ны, их мож­но исполь­зо­вать в слу­же­нии Кришне. Это пре­об­ра­зу­ет их. Дур­ные каче­ства — иска­жен­ные отра­же­ния качеств, суще­ству­ю­щих в изна­чаль­ном состо­я­нии в духов­ном мире.

Вожде­ле­ние, кама. пред­став­ле­но сек­су­аль­ным жела­ни­ем. Гопи счи­та­ли Криш­ну пре­крас­ным юно­шей, но мы зна­ем, что их чув­ства совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ны мир­ско­му вожде­ле­нию. Нам запре­ще­но ими­ти­ро­вать гопи, так как же мы, те, кто прак­ти­ку­ет пре­дан­ное слу­же­ние, смо­жем понять вожде­ле­ние в слу­же­нии Кришне? В «Бха­га­вад-гите» (7.11) Криш­на про­воз­гла­ша­ет: дхар­ма­ви­руд­дхo бху­те­шу камo ’сми — «Я — поло­вая жизнь, не про­ти­во­ре­ча­щая прин­ци­пам рели­гии». Когда кама под кон­тро­лем, она не явля­ет­ся неза­кон­ной и может быть исполь­зо­ва­на в слу­же­нии Кришне. В нача­ле могут быть какие-то мате­ри­аль­ные жела­ния, но когда секс регу­ли­ру­ет­ся и исполь­зу­ет­ся для слу­же­ния Кришне, он трансцендентен.

Вожде­ле­ние — это изна­чаль­ная любовь души к Кришне, иска­жен­ная сопри­кос­но­ве­ни­ем с гуной стра­сти. Даже нахо­дясь в мате­ри­аль­ном мире, если, по мило­сти духов­но­го учи­те­ля и вайш­на­вов, джи­ва вос­ста­но­вит свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с Криш­ной, она воз­ро­дит свое чистое жела­ние. Когда джи­ва начи­на­ет пре­дан­но слу­жить под руко­вод­ством духов­но­го учи­те­ля, ее вожде­ле­ние пре­об­ра­зу­ет­ся в любовь.

Мы можем вой­ти в Криш­на-лилу при помо­щи слу­ша­ния из авто­ри­тет­ных источ­ни­ков. Если же слу­шать о Нем непра­виль­но, это при­ве­дет к пра­кри­та-сахаджии. Пра­кри­та-сахаджия — это иска­жен­ная фор­ма вайш­на­виз­ма, в кото­рой чело­век пыта­ет­ся достичь Криш­ну, все еще зани­ма­ясь мир­ским сек­сом. Слу­ша­ние об играх Криш­ны с гопи и тан­це раса — осо­бое лекар­ство от вожде­ле­ния. Зани­ма­ясь покло­не­ни­ем Боже­ствам в хра­ме, пре­дан­ный может так­же непо­сред­ствен­но общать­ся с Рад­хой и Криш­ной по ука­за­нию духов­но­го учителя.

Гнев, крод­ха. Удо­вле­тво­рить вожде­ле­ние невоз­мож­но, и поэто­му его сме­ня­ет гнев. Когда он рас­ши­ря­ет­ся, осквер­ня­ет­ся все тело. Но гнев мож­но так­же исполь­зо­вать в созна­нии Криш­ны, направ­ляя его про­тив вра­гов Криш­ны. Извест­ный при­мер это­го — Хану­ман, воин­ствен­ный слу­га Гос­по­да Рамы, сра­жав­ший­ся про­тив сил Раваны.

Гнев пре­дан­но­го ино­гда может пере­рас­тать в бит­ву. Пре­дан­ный-кшат­рий не может стер­петь оби­ды, нане­сен­ной пре­дан­но­му Гос­по­да или невин­но­му созданию.

Так­же пре­дан­ный может направ­лять гнев про­тив лже­гу­ру и тех, кто уво­дит людей в сто­ро­ну. Когда пре­дан­ный слы­шит оскор­би­тель­ную про­па­ган­ду про­тив пре­дан­но­го слу­же­ния, он может писать ста­тьи про­тив демо­нов или актив­но про­по­ве­до­вать дру­гим образом.

Жад­ность, лоб­ха. Жад­ный чело­век хочет собрать как мож­но боль­ше — гораз­до боль­ше, чем ему на самом деле тре­бу­ет­ся. Обу­ян­ный жаж­дой брать для себя, он враж­ду­ет с дру­ги­ми и нико­го не щадит. Таким обра­зом, жад­ность может стать вели­ким злом. Но посколь­ку пре­дан­ный с жад­но­стью исполь­зу­ет все для удо­вле­тво­ре­ния Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, его жад­ность при­но­сит бла­го всем. Пре­дан­ный хочет весь мир поло­жить к лотос­ным сто­пам Кришны.

Иллю­зия, моха. Глав­ная иллю­зия, кото­рую пита­ет обу­слов­лен­ная душа — то, что она счи­та­ет себя телом, а мате­ри­аль­ный мир — сво­им домом. Эта иллю­зия уби­ва­ет чело­ве­ка, как быва­ет уби­то живот­ное, погнав­ше­е­ся за мира­жом в пустыне. Пре­дан­ный, у кото­ро­го есть истин­ный духов­ный учи­тель, дол­жен быть сво­бо­ден от невер­ных пред­став­ле­ний. Когда Арджу­на выслу­шал настав­ле­ния Криш­ны, он про­воз­гла­сил: насто мохах — «Моя иллю­зия рассеялась».

Безу­мие, мада. Из-за сво­их безум­ных поступ­ков, направ­лен­ных на удо­вле­тво­ре­ние чувств, люди вынуж­де­ны пере­се­лять­ся из одно­го тела в дру­гое. При­ни­мать тело за само­го себя — безу­мие, посколь­ку в момент смер­ти чело­век теря­ет все, ради чего он жил.

Зависть, мат­са­рья. Завист­ли­вый чело­век несчаст­лив, когда видит, что дру­го­му хоро­шо, и счаст­лив, когда дру­го­му пло­хо. Но встав на путь пре­дан­но­го слу­же­ния, чело­век утра­чи­ва­ет такой ядо­ви­тый образ мыс­лей. Он ста­но­вит­ся сми­рен­ным и хочет слу­жить Кришне. Ино­гда сре­ди пре­дан­ных при­сут­ству­ет дух состя­за­ния, но, в конеч­ном ито­ге, они жела­ют друг дру­гу добра и не бес­по­ко­ят Кришну.

Что дела­ет пре­дан­ный, если чув­ству­ет в себе склон­ность к дур­ным каче­ствам в их мате­ри­аль­ной фор­ме? Когда такое слу­ча­ет­ся, он дол­жен вла­деть собой. Спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать дур­ные каче­ства — кри­те­рий, по кото­ро­му опре­де­ля­ет­ся госва­ми, тот, кто под­чи­нил себе чув­ства. Пре­дан­ный дол­жен най­ти в себе силы ска­зать нет мате­ри­аль­ным желаниям.

Кон­троль чувств воз­мо­жен не искус­ствен­ным их сдер­жи­ва­ни­ем или подав­ле­ни­ем, но при помо­щи транс­цен­дент­но­го зна­ния (гья­ны) и духов­но­го вку­са (вигья­ны).

 

Выде­ле­ние

Что озна­ча­ет «не иметь жела­ний» с точ­ки зре­ния созна­ния Криш­ны? Как это­го достичь?

Осмыс­ле­ние

  1. Как побе­дить мате­ри­аль­ные жела­ния в самом начале?
  2. Как на прак­ти­ке уви­деть без­раз­ли­чие пре­дан­ных к мате­ри­аль­ным приобретениям?
  3. Что меша­ет пре­дан­ным устой­чи­во зани­мать­ся пре­дан­ным служением?
  4. Что нам нуж­но, что­бы стать ста­биль­ны­ми в пре­дан­ном служении?
  5. Назо­ви­те 6 отри­ца­тель­ных качеств, кото­рые пре­дан­ный кон­тро­ли­ру­ет. Как мож­но кон­тро­ли­ро­вать каж­дое из них?

При­ме­не­ние

Когда вы обсуж­да­е­те каче­ства чисто­го пре­дан­но­го, вы чув­ству­е­те вдох­но­ве­ние раз­ви­вать их в себе? Почему?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Что­бы рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны, нуж­но полу­чить от Него пол­но­мо­чия. Ача­рьи созна­ния Криш­ны долж­ны счи­тать­ся неот­лич­ны­ми от Господа.

В век Кали истин­ная рели­ги­оз­ная про­па­ган­да долж­на побуж­дать людей петь маха-ман­тру Харе Криш­на. Это воз­мож­но для того, кто был лич­но упол­но­мо­чен Криш­ной. Никто не спо­со­бен на это, не будучи удо­сто­ен Его бла­го­склон­но­сти. Шри­ла Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Тха­кур ком­мен­ти­ру­ет: «Не будучи упол­но­мо­чен­ным непо­сред­ствен­но энер­ги­ей Гос­по­да Криш­ны испол­нить Его жела­ние и не будучи избран­ни­ком Гос­по­да, ни один чело­век не смо­жет стать духов­ным учи­те­лем все­го мира. Толь­ко тот, кто упол­но­мо­чен, может рас­про­стра­нять свя­тое имя Криш­ны, побуж­дая все пад­шие души покло­нять­ся Ему. Рас­про­стра­няя свя­тое имя Гос­по­да, он очи­ща­ет серд­ца самых пад­ших, поэто­му он гасит пожар мате­ри­аль­но­го мира. Но не толь­ко это. Он рас­про­стра­ня­ет на весь мир сия­ние Криш­ны. Такой ача­рья, духов­ный учи­тель, дол­жен счи­тать­ся неот­лич­ным от Криш­ны, то есть он дол­жен счи­тать­ся вопло­ще­ни­ем энергии
Кришны.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 25.9

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но восприимчивы,через 2–3 неде­ли­мож­но вво­дить джапу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (Врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп Бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но­дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те эту таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут