Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Что вам было труд­нее все­го выучить или сде­лать во вре­мя пре­бы­ва­ния в этой груп­пе?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Даже если чело­век необ­ра­зо­ван (и пото­му не может читать «Бха­га­вад-гиту» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там»), он может достичь цели жиз­ни, про­сто повто­ряя маха-ман­тру.

Любой раз­вив­ший в себе созна­ние Криш­ны чело­век может без тру­да ска­зать, какой будет его сле­ду­ю­щая жизнь, кто такой Бог, что пред­став­ля­ет собой живое суще­ство и в каких отно­ше­ни­ях оно нахо­дит­ся с Богом. Зна­ние тако­го чело­ве­ка совер­шен­но, поколь­ку он чер­па­ет его из совер­шен­ных книг, таких, как «Бха­га­вад-гита» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там».

В этом суть мето­да созна­ния Криш­ны. Он очень прост: любой может вос­поль­зо­вать­ся им и сде­лать свою жизнь совер­шен­ной. Даже чело­век, у кото­ро­го нет вооб­ще ника­ко­го обра­зо­ва­ния, кото­рый даже не уме­ет читать, все рав­но может успеш­но при­ме­нять дан­ный метод. Он может достичь выс­ше­го совер­шен­ства, про­сто повто­ряя маха-ман­тру: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Криш­на наде­лил нас язы­ком и дву­мя уша­ми, и, что уди­ви­тель­но, Его мож­но постичь имен­но с помо­щью язы­ка и ушей, а отнюдь не глаз.

«Бес­цен­ный дар»

 

 Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопро­сов. Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. У пре­дан­но­го нет ника­кой мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти, акин­ча­на.

Шесть Госва­ми Врин­да­ва­на — клас­си­че­ский при­мер отре­шен­но­сти в созна­нии Криш­ны. Рупа Госва­ми и Сана­та­на Госва­ми были высо­ко­по­став­лен­ны­ми мини­стра­ми, а Раг­ху­натха дас Госва­ми — сыном бога­то­го зем­ле­вла­дель­ца. Они отка­за­лись от все­го мате­ри­аль­но­го иму­ще­ства, как от чего-то незна­чи­тель­но­го, и посе­ли­лись во Врин­да­ване. Из одеж­ды у них была лишь набед­рен­ная повяз­ка, а внешне они выгля­де­ли, как нищие.

Но имен­но Рупа Госва­ми выдви­нул прин­цип отре­че­ния через исполь­зо­ва­ние вещей в слу­же­нии Кришне. «Когда чело­век ни к чему не при­вя­зан, но вос­при­ни­ма­ет все в отно­ше­нии к Кришне, он истин­но отрек­ся от мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти. С дру­гой сто­ро­ны, отре­че­ние того, кто отвер­га­ет все, не пони­мая, что все свя­за­но с Криш­ной, назы­ва­ет­ся лож­ным». Обще­из­вест­но, что Криш­на — Вер­хов­ный Вла­де­лец все­го. Поэто­му, если кто-то заяв­ля­ет, что чем-то вла­де­ет, это лишь безу­мие или воровство.

В ман­тре 1 «Ишо­па­ни­шад» гово­рит­ся: «Все живое и нежи­вое во все­лен­ной нахо­дит­ся во вла­сти Гос­по­да и при­над­ле­жит Ему. Поэто­му каж­дый дол­жен брать толь­ко то, что выде­ле­но ему как его доля».

Что зна­чит «доля»? Хотя свя­щен­ные писа­ния доз­во­ля­ют огра­ни­чен­ные чув­ствен­ные насла­жде­ния и мате­ри­аль­ную соб­ствен­ность, это раз­ре­ше­ние не рас­про­стра­ня­ет­ся на чистое пре­дан­ное слу­же­ние. Послед­нее настав­ле­ние Криш­ны — оста­вить даже эти рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния: «Оставь все рели­гии и про­сто пре­дай­ся Мне. Я огра­жу тебя от всех послед­ствий сво­их гре­хов. Не бой­ся ниче­го» («Бха­га­вад-гита» 18.66).

Выс­шая сте­пень осо­зна­ния — вос­при­ни­мать все как соб­ствен­ность Криш­ны. Отваж­ный, вдох­нов­лен­ный и состра­да­тель­ный пре­дан­ный пыта­ет­ся исполь­зо­вать все вещи в слу­же­нии Кришне. Так весь мир полу­ча­ет благо.

  1. Пре­дан­ный занят дея­тель­но­стью на бла­го каж­до­го, сар­во­па­ка­ра­ка.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (10.22.35) гово­рит­ся: «Обя­зан­ность каж­до­го живо­го суще­ства — зани­мать­ся дея­тель­но­стью на бла­го дру­гих, посвя­щая это­му свою жизнь, богат­ство, разум и речь». «Виш­ну-пура­на» (3.12.45) про­воз­гла­ша­ет: «Сво­и­ми дей­стви­я­ми, мыс­ля­ми и сло­ва­ми разум­ный чело­век дол­жен зани­мать­ся дея­тель­но­стью, кото­рая при­не­сет бла­го всем живым суще­ствам в этой жиз­ни и следующей».

Пре­дан­ный рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны каж­до­му, таким обра­зом дока­зы­вая его уни­вер­саль­ность. Гос­подь Чай­та­нья воз­ло­жил эту обя­зан­ность — давать созна­ние Криш­ны — на каж­до­го: бха­ра­та бху­ми­те хаи­ла ману­шья-джан­ма йара джан­ма сартх­а­ка кари кара пара упа­ка­ра — «Тот, кто родил­ся чело­ве­ком на зем­ле Индии [Бха­ра­та-вар­ши], дол­жен сде­лать свою жизнь совер­шен­ной и тру­дить­ся на бла­го всем людям».

Его Боже­ствен­ная Милость А.Ч.Бхактиведанта Сва­ми Праб­ху­па­да, без пре­уве­ли­че­ния, явля­ет­ся транс­цен­дент­ным тру­же­ни­ком, в выс­шей сте­пе­ни достой­ным зва­ния «пара-упа­ка­ра».

Тыся­чи лет дра­го­цен­ное зна­ние о бхак­ти-йоге оста­ва­лось в пре­де­лах Индии. Даже Гос­подь Чай­та­нья в сво­их путе­ше­стви­ях не пере­се­кал ее гра­ни­цы. Люди за пре­де­ла­ми Бха­ра­та-вар­ши счи­та­лись неци­ви­ли­зо­ван­ны­ми млеч­чха­ми, и даже те, кто счи­тал­ся вайш­на­ва­ми, не мог­ли спа­сти этих пад­ших млеч­чх. Бла­гие поже­ла­ния, молит­вы, наме­ре­ния и само­от­вер­жен­ная дея­тель­ность пре­дан­ных при­но­сит огром­ное бла­го всем людям в мате­ри­аль­ном мире.

  1. Пре­дан­ный уми­ро­тво­рен, шан­та.

Шри­ла Праб­ху­па­да назвал стих «бхок­та­рам ягья тапа­сам» («Бха­га­вад-гита» 5.29) фор­му­лой мира. Сле­ду­ет осо­знать три фак­та о Боге:

  • все, что бы мы ни дела­ли, сле­ду­ет пред­ла­гать Ему. Мы долж­ны раз и навсе­гда отка­зать­ся от лож­ных при­тя­за­ний на поло­же­ние выс­ше­го насла­жда­ю­ще­го­ся и при­знать суще­ство­ва­ние все­мо­гу­ще­го Бога. Осо­зна­ние того, что мы — частич­ки Гос­по­да и долж­ны слу­жить Ему, при­но­сит умиротворение;
  • Вер­хов­ный Гос­подь — вла­де­лец и пове­ли­тель всех пла­нет, и наро­ды и нации не долж­ны заяв­лять свои при­тя­за­ния на них. Объ­яв­лять себя вла­дель­цем, не ссы­ла­ясь на Вер­хов­но­го Вла­дель­ца — мошенничество;
  • Криш­на — друг всех живых существ.

Тот, кто при­зна­ет эти харак­те­ри­сти­ки Криш­ны, слу­жит и покло­ня­ет­ся Ему, «избав­ля­ет­ся от мате­ри­аль­ных стра­да­ний и обре­та­ет пол­ное умиротворение».

Обре­тя мир с Богом, мы обре­тем мир и с сами­ми собой.

Таким обра­зом, уми­ро­тво­рен­ность — не про­сто какое-то мате­ри­аль­ное идил­ли­че­ское состо­я­ние, кото­рое в один момент может раз­ле­теть­ся на кус­ки. Уми­ро­тво­рен­ность — состо­я­ние души, в кото­ром она видит Криш­ну во всем. Шри­ла Праб­ху­па­да пишет в «Бха­га­вад-гите»: «Пони­ма­ние того фак­та, что ниче­го не суще­ству­ет поми­мо Криш­ны — вот осно­ва мира и бес­стра­шия». Созна­ние Криш­ны озна­ча­ет, что пре­дан­ный все­гда дума­ет о Кришне и повто­ря­ет Харе Криш­на, будь то в раю или в аду. Такая ред­кая уми­ро­тво­рен­ность — бла­го­сло­ве­ние Криш­ны тем, кто при­сту­па­ет к пре­дан­но­му слу­же­нию Ему и остав­ля­ет бес­по­кой­ный мир мате­ри­аль­ных желаний.

  1. Пре­дан­ный вру­чил себя Кришне, криш­на­и­ка-шара­на.

Сар­ваб­ха­у­ма Бхат­та­ча­рья опи­сал, что Гос­подь Чай­та­нья при­шел, что­бы учить отре­че­нию, зна­нию о Себе и нау­ке пре­дан­но­сти, бхак­ти-йоге. Повто­ре­ние Харе Криш­на нуж­но для того, что­бы задей­ство­вать свои речь, слух и ум в ягье свя­то­го име­ни. Гос­подь Чай­та­нья учил, что мы долж­ны избе­гать 10 оскорб­ле­ний свя­то­го име­ни и посвя­тить свои жиз­ни испол­не­нию настав­ле­ний духов­но­го учителя.

Вру­че­ние себя — не при­чу­да. Оно при­знан­но и науч­но. Посред­ством прак­ти­ки мы узна­ем, что зна­чит пре­дать­ся. Пре­дан­ный, чья жизнь пол­но­стью посвя­ще­на Кришне, занят мно­же­ством дел и не теря­ет ни секун­ды. Его цель — пол­но­стью пре­дать­ся Кришне, что­бы пол­но­стью изба­вить­ся от мате­ри­аль­ных жела­ний и слу­жить Кришне все боль­ше и боль­ше, сле­дуя по сто­пам слу­ги слу­ги слу­ги гопи.

 

Выде­ле­ние: Как шесть Госва­ми пода­ва­ли при­мер отрешенности?

Осмыс­ле­ние

  1. Как Шри­ла Рупа Госва­ми сове­то­вал про­яв­лять отре­шен­ность через исполь­зо­ва­ние все­го в слу­же­нии Кришне? Поче­му мы назы­ва­ем это истин­ной отрешенностью?
  2. Поче­му важ­но зани­мать­ся благотворительностью?
  3. Каким видом бла­го­тво­ри­тель­но­сти мы долж­ны зани­мать­ся? Почему?
  4. Как Шри­ла Праб­ху­па­да про­яв­лял это качество?
  5. Каким обра­зом пре­дан­ный может быть умиротворен?
  6. Как мы можем пре­дать­ся Кришне? Како­ва цель того, кто пол­но­стью пре­дал­ся Кришне?

При­ме­не­ние: Назо­ви­те одно­го или несколь­ких пре­дан­ных, у кото­рых есть эти каче­ства. Обсу­ди­те, как вы пла­ни­ру­е­те раз­ви­вать эти каче­ства в себе.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Долг уче­ни­ка — рас­про­стра­нять транс­цен­дент­ное посла­ние бес­ко­рыст­но, не имея мате­ри­аль­ных мотивов.

В этом сти­хе, рас­ска­зы­вая о себе, Нара­да Муни крат­ко опи­сы­ва­ет жизнь искрен­не­го пре­дан­но­го. После посвя­ще­ния, дан­но­го Гос­по­дом или Его истин­ным пред­ста­ви­те­лем, такой пре­дан­ный начи­на­ет со всей серьез­но­стью вос­пе­вать сла­ву Гос­по­да и стран­ству­ет по все­му миру, что­бы дру­гие тоже смог­ли узнать о ней. Такие пре­дан­ные не ищут мате­ри­аль­ной выго­ды. Ими дви­жет един­ствен­ное жела­ние: вер­нуть­ся обрат­но к Богу, и это про­ис­хо­дит, когда в поло­жен­ный срок они остав­ля­ют свое мате­ри­аль­ное тело. Имея в жиз­ни выс­шую цель — воз­вра­ще­ние к Богу — они нико­гда не зави­ду­ют и не кичат­ся тем, что ста­ли достой­ны вер­нуть­ся к Богу. Един­ствен­ное их заня­тие — вос­пе­вать и вспо­ми­нать свя­тое имя, игры и вели­чие Гос­по­да и по мере сво­их сил нести это посла­ние дру­гим, забо­тясь об их бла­ге и не рас­счи­ты­вая ни на какие мате­ри­аль­ные вознаграждения.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.6.26

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут