Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Рас­ска­жи­те о чем-нибудь, что вы узна­ли от дру­го­го участ­ни­ка этой груп­пы?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Что­бы полу­чить пол­ное бла­го от повто­ре­ния маха-ман­тры, сна­ча­ла нуж­но про­чи­тать ман­тру Панча-таттвы.

Как про­по­вед­ни­ки Дви­же­ния созна­ния Криш­ны, мы преж­де все­го выра­жа­ем почте­ние Шри Чай­та­нье Маха­праб­ху, повто­ряя ман­тру, обра­щен­ную к Пан­ча-тат­тве, а потом про­из­но­сим ман­тру Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. При повто­ре­нии ман­тры Харе Криш­на есть опас­ность совер­шить десять оскорб­ле­ний, но при повто­ре­нии ман­тры Пан­ча-татт­вы — шри криш­на-чай­танйа праб­ху нитй­а­нан­да шри-адвай­та гада­д­ха­ра шри­ва­са­ди-гау­ра-бхак­та-врин­да — такой опас­но­сти не воз­ни­ка­ет. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху изве­стен как маха-ваданй­а­ва­та­ра, самое мило­сти­вое вопло­ще­ние, ибо Он не при­ни­ма­ет в рас­чет оскорб­ле­ния, кото­рые нано­сят Ему обу­слов­лен­ные души. Что­бы извлечь пол­ное бла­го из повто­ре­ния маха-ман­тры (Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе), нуж­но сна­ча­ла най­ти при­бе­жи­ще у Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и повто­рить ман­тру Пан­ча-татт­вы, а затем уже повто­рять маха-ман­тру Харе Криш­на. В этом слу­чае резуль­тат при­дет очень быстро.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.4

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых пре­дан­ных. Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка». После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

Пове­де­ние вайш­на­ва по отно­ше­нию к раз­ным людям

Слу­же­ние духов­но­му учи­те­лю. Любовь к Богу начи­на­ет­ся со слу­ша­ния о Нем от его истин­но­го пред­ста­ви­те­ля, духов­но­го учи­те­ля-вайш­на­ва. Это назы­ва­ет­ся шра­ва­нам. Отно­ше­ния пре­дан­но­го и Бога начи­на­ют­ся с его отно­ше­ний с духов­ным учи­те­лем, пред­ста­ви­те­лем Бога. Уче­ник пони­ма­ет, что духов­ный учи­тель послан ему Криш­ной, что­бы спа­сти его.

Все писа­ния вайш­на­вов под­чер­ки­ва­ют, что чело­век осо­зна­ет свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с Криш­ной через вза­и­мо­от­но­ше­ния с гуру. Пона­ча­лу уче­ник может иметь лишь отда­лен­ное пред­став­ле­ние о сущ­но­сти сво­е­го веч­но­го духов­но­го учи­те­ля. Но когда это пред­став­ле­ние пре­вра­ща­ет­ся в твер­дую убеж­ден­ность серд­ца, он начи­на­ет пони­мать, что его духов­ный учи­тель при­шел от Криш­ны, Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, и что он может спа­сти уче­ни­ка из оке­а­на повто­ря­ю­щих­ся рож­де­ния и смерти.

Это­му дол­жен научить нас сам гуру. Гос­подь Чай­та­нья объ­яс­нил Рупе Госва­ми, что веч­ные души ски­та­ют­ся по всей все­лен­ной, жизнь за жиз­нью. Толь­ко по мило­сти духов­но­го учи­те­ля, послан­но­го Криш­ной, мы обре­та­ем воз­мож­ность веч­ной жиз­ни в пре­дан­ном слу­же­нии. Духов­ный учи­тель пред­ла­га­ет нам свои вели­кие бла­го­сло­ве­ния, и мы долж­ны при­нять их с верой. Толь­ко поняв наши отно­ше­ния с духов­ным учи­те­лем, мы пони­ма­ем свою истин­ную сущ­ность и наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом. Все зна­ние, заклю­чен­ное в цепи уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, доступ­но нам через посред­ство гуру. Поэто­му Шри­ла Вишва­натха Чакра­вар­ти Тха­кур гово­рит в «Гур­ва­шта­ке», что мы долж­ны пред­ла­гать свои почти­тель­ные покло­ны лотос­ным сто­пам наше­го духов­но­го учителя.

Шри­ла Праб­ху­па­да пишет в пись­ме: «Что­бы пред­ло­жить пра­сад, пока­жи­те его духов­но­му учи­те­лю, чье изоб­ра­же­ние так­же долж­но сто­ять на алта­ре. Духов­ный учи­тель поза­бо­тит­ся о том, что­бы наше под­но­ше­ние было пред­ло­же­но Гос­по­ду. Если вы про­сто про­из­не­се­те молит­вы духов­но­му учи­те­лю, все совер­шит­ся, как надо».

До встре­чи с духов­ным учи­те­лем мы настоль­ко покры­ты иллю­зи­ей, что даже не веда­ем о муках рож­де­ния и смер­ти. Но он откры­ва­ет нам гла­за. Сто­ит нам узнать от гуру, что мы нахо­дим­ся в оке­ане сам­са­ры, повто­ря­ю­щих­ся рож­де­ний и смер­тей, у нас появ­ля­ет­ся жела­ние выбрать­ся из него, и мы искренне обра­ща­ем­ся к учи­те­лю. Он — пред­ста­ви­тель Криш­ны; если он при­ни­ма­ет наше слу­же­ние — мы спасены.

По мило­сти Криш­ны, духов­ный учи­тель — экс­та­тич­ный пре­дан­ный. Он пре­бы­ва­ет в вос­тор­ге от Дви­же­ния сан­кир­та­ны. Есте­ствен­ным обра­зом он зани­ма­ет сво­е­го уче­ни­ка в вос­пе­ва­нии свя­то­го име­ни, в тан­це, пении и игре на музы­каль­ных инстру­мен­тах. Духов­ный учи­тель подо­бен фило­соф­ско­му кам­ню. Он дает нам свя­тое имя, и если мы повто­ря­ем его с пре­дан­но­стью, мы осо­зна­ем наши отно­ше­ния с Кришной.

Ино­гда духов­ный учи­тель лич­но нахо­дит­ся рядом с нами (вапух), но чаще нет. Но, и в том, и в дру­гом слу­чае, пока мы поем и тан­цу­ем в кир­тане, соглас­но его настав­ле­ни­ям, наши вза­и­мо­от­но­ше­ния будут креп­нуть и совер­шен­ство­вать­ся (вани). Мы можем ощу­тить его при­сут­ствие и одоб­ре­ние. Пока мы вос­пе­ва­ем свя­тое имя Гос­по­да по ука­за­нию духов­но­го учи­те­ля, мы все­гда свя­за­ны с Гос­по­дом и Его чистым преданным.

Духов­ный учи­тель рас­кры­ва­ет нам наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с Боже­ством. Он при­гла­ша­ет низой­ти Рад­ху и Криш­ну, он купа­ет и оде­ва­ет Их на гла­зах уче­ни­ков. Он демон­стри­ру­ет на лич­ном при­ме­ре прин­цип утса­ха, энту­зи­аз­ма, посколь­ку без это­го покло­не­ние Боже­ствам ста­но­вит­ся идо­ло­по­клон­ством. Гуру мило­сти­во учит все­му это­му начи­на­ю­щих пре­дан­ных и лич­но помо­га­ет им посте­пен­но осо­знать транс­цен­дент­ное имя, каче­ства, облик Господа.

Покло­не­ние Боже­ству в хра­ме или любое дру­гое слу­же­ние духов­но­му учи­те­лю долж­но сопро­вож­дать­ся посто­ян­ным чув­ством покор­но­сти. На ран­них ста­ди­ях пре­дан­но­сти покор­ность очень важ­на в наших любов­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Богом, она фор­ми­ру­ет­ся в отно­ше­ни­ях с гуру. По его ука­за­нию мы совер­ша­ем омо­ве­ние, садим­ся и чита­ем ман­тру, а затем идем в алтар­ную, что­бы под­нять Боже­ства и про­ве­сти ман­га­ла-ара­ти. Чув­ство покор­но­сти — глав­ная побу­ди­тель­ная при­чи­на наше­го слу­же­ния на ста­дии сад­ха­ны.

Шри­ла Праб­ху­па­да: «Уче­ник дол­жен при­ни­мать сло­ва духов­но­го учи­те­ля без вся­ких сомне­ний. Ука­за­ния отца или духов­но­го учи­те­ля сле­ду­ет испол­нять безо вся­ких отго­во­рок: «Да». Не долж­но быть слу­ча­ев, когда уче­ни­ки или сын гово­рит: «Это непра­виль­но. Я не могу это­го сде­лать». Если он гово­рит так, зна­чит он падший».

Но если уче­ник рас­смат­ри­ва­ет свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с духов­ным учи­те­лем как про­стую фор­маль­ность, он не может про­дви­нуть­ся или раз­вить в себе созна­ние Криш­ны. Гуру — не семей­ный свя­щен­ник, чья зада­ча про­во­дить риту­аль­ные цере­мо­нии, не номи­наль­ный гла­ва орга­ни­за­ции, реаль­но не при­сут­ству­ю­щий в серд­це и уме уче­ни­ка. Более того, духов­ный учи­тель — центр все­го суще­ство­ва­ния уче­ни­ка: «Он — мой гос­по­дин из жиз­ни в жизнь».

Духов­ный учи­тель очень дово­лен, когда его уче­ник при­ни­ма­ет бха­га­ват-пра­са­дам. Посколь­ку он име­ет твер­дую веру в то, что пра­сад не мате­ри­а­лен, он зна­ет, что, когда его уче­ни­ки при­ни­ма­ют пра­сад, им гаран­ти­ро­ва­но воз­вра­ще­ние к Богу. Он и его уче­ни­ки счаст­ли­вы, про­сто делясь этим заме­ча­тель­ным маха-пра­са­дом. Гуру пред­став­ля­ет нас этой мило­сти­вой фор­ме Криш­ны — пра­са­ду. Еще он учит нас, что, при­ни­мая пра­сад, мы долж­ны взы­вать к Гос­по­ду Чай­та­нье и Нитья­нан­де, что­бы Они помог­ли нам в пре­дан­ном служении.

Про­дол­же­ние — на сле­ду­ю­щей неделе.

 

Выде­ле­ние

Как мы можем раз­вить наши отно­ше­ния с Кришной?

Осмыс­ле­ние

  1. Опи­ши­те все спо­со­бы, кото­ры­ми духов­ный учи­тель помо­га­ет нам осо­знать Кришну.
  2. Каким долж­но быть отно­ше­ние уче­ни­ка к сво­е­му духов­но­му учи­те­лю в про­цес­се раз­ви­тия созна­ния Кришны?
  3. Как все­гда быть рядом с гуру?

При­ме­не­ние

Поде­ли­тесь сво­и­ми мыс­ля­ми по пово­ду необ­хо­ди­мо­сти при­ня­тия духов­но­го учи­те­ля. Как вы счи­та­е­те, вам нужен гуру? Объ­яс­ни­те свой ответ.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь важ­нее, чем посе­ще­ние или про­жи­ва­ние во Врин­да­ване или Джа­ган­натха Пури для соб­ствен­но­го удовлетворения.

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху ска­зал Нитья­нан­де Праб­ху: «Пожа­луй­ста, выслу­шай Меня, о свя­той чело­век. Я кое о чем хочу попро­сить Тебя. Мило­сти­во испол­ни Мою прось­бу. Не при­хо­ди в Джа­ган­натха Пури каж­дый год, а оста­вай­ся в Бен­га­лии и испол­ни Мое желание».

Ком­мен­та­рий. Мис­сия Чай­та­ньи Маха­праб­ху — рас­про­стра­нить един­ствен­ное эффек­тив­ное «лекар­ство» для Кали-юги — повто­ре­ние маха-ман­тры Харе Криш­на. Сле­дуя ука­за­ни­ям мате­ри, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху посе­лил­ся в Джа­ган­натха Пури, а пре­дан­ные при­хо­ди­ли туда пови­дать­ся с Ним. Одна­ко Гос­подь чув­ство­вал, что, хотя это посла­ние необ­хо­ди­мо как мож­но шире рас­про­стра­нить по всей Бен­га­лии, в Его отсут­ствие нет чело­ве­ка, кото­рый смо­жет сде­лать это. Тогда Он попро­сил Нитья­нан­ду Праб­ху остать­ся там и рас­про­стра­нять уче­ние созна­ния Кришны.

Такую же ответ­ствен­ность Гос­подь воз­ло­жил на Рупу и Сана­та­ну. Он попро­сил Нитья­нан­ду Праб­ху не при­ез­жать каж­дый год в Джа­ган­натха Пури, хотя созер­ца­ние Джа­ган­натхи при­но­сит огром­ное бла­го каж­до­му. Зна­чит ли это, что Гос­подь лишил Нитья­нан­ду Праб­ху счаст­ли­вой воз­мож­но­сти? Нет. Тот, кто счи­та­ет себя вер­ным слу­гой Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, дол­жен испол­нять Его ука­за­ния, даже если при этом при­хо­дит­ся пожерт­во­вать визи­том в Джа­ган­натха Пури и созер­ца­ни­ем Гос­по­да Джа­ган­натхи. Ина­че гово­ря, боль­шей уда­чей для чело­ве­ка явля­ет­ся испол­нить ука­за­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, чем удо­вле­тво­рять соб­ствен­ные чув­ства, созер­цая Гос­по­да Джа­ган­натху. Про­по­ве­до­вать рели­гию Гос­по­да Чай­та­ньи по все­му миру важ­нее, чем ради соб­ствен­но­го удо­воль­ствия жить во Врин­да­ване или Джа­ган­натха Пури. Рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны — мис­сия Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, поэто­му Его искрен­ние пре­дан­ные долж­ны испол­нить Его желание.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 16.63–64

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут