Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / снос­но / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Что для вас было самым боль­шим испы­та­ни­ем или про­бле­мой в этом цик­ле про­грам­мы бхак­ти-врик­ша?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Про­по­ведь достав­ля­ет удо­воль­ствие Вер­хов­но­му Господу.

Полу­бо­гов назы­ва­ют пре­дан­ны­ми сака­ма, то есть пре­дан­ны­ми, в умах кото­рых сохра­ни­лись мате­ри­аль­ные жела­ния, а чистых пре­дан­ных, лишен­ных эго­и­сти­че­ских жела­ний и инте­ре­сов, назы­ва­ют пре­дан­ны­ми ниш­ка­ма. Пре­дан­ные сака­ма эго­и­стич­ны, ибо не дума­ют о дру­гих, поэто­му они не спо­соб­ны пол­но­стью удо­вле­тво­рить Гос­по­да. Но чистые пре­дан­ные посвя­ща­ют себя мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­сти, обра­щая непре­дан­ных в пре­дан­ных, поэто­му Гос­подь дово­лен ими гораз­до боль­ше, неже­ли полу­бо­га­ми. Ино­гда Гос­подь Сам при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир, что­бы про­по­ве­до­вать, как делал это Гос­подь Чай­та­нья, но чаще Он посы­ла­ет сюда Сво­их истин­ных пред­ста­ви­те­лей, являя непре­дан­ным Свою бес­при­чин­ную милость. Гос­подь так любит Сво­их чистых пре­дан­ных, что хочет, что­бы они про­сла­ви­лись, про­по­ве­дуя Его посла­ние, поэто­му Он посы­ла­ет их, хотя вполне мог бы все сде­лать Сам. В этом выра­жа­ет­ся Его осо­бая бла­го­склон­ность к чистым пре­дан­ным ниш­ка­ма, недо­ступ­ная для пре­дан­ных сака­ма.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 3.9.12, комм.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

Про­по­ведь и поведение

Меж­ду про­по­ве­дью и пове­де­ни­ем суще­ству­ет сво­е­го рода кон­фликт. Это выра­же­но в молит­ве Сана­та­ны Госва­ми Хари­да­су Тха­ку­ру: «Неко­то­рые хоро­шо себя ведут, но не про­по­ве­ду­ют рели­гию созна­ния Криш­ны. Дру­гие про­по­ве­ду­ют, но не ведут себя достой­но. Ты же одно­вре­мен­но сво­им лич­ным пове­де­ни­ем испол­ня­ешь обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к свя­то­му име­ни и про­по­ве­ду­ешь. Поэто­му ты — духов­ный учи­тель все­го мира, посколь­ку ты — самый опыт­ный преданный».

Шри­ла Праб­ху­па­да под­твер­жда­ет, что его после­до­ва­те­ли так­же долж­ны про­по­ве­до­вать и пока­зы­вать при­мер иде­аль­но­го пове­де­ния. «Необ­хо­ди­мое усло­вие это­го — то, что каж­дый дол­жен дей­ство­вать соглас­но настав­ле­ни­ям свя­щен­ных писа­ний и в то же вре­мя про­по­ве­до­вать. Участ­ни­ки Дви­же­ния Харе Криш­на повто­ря­ют как мини­мум 16 кру­гов в день, что не долж­но вызы­вать осо­бых про­блем, и в то же вре­мя они долж­ны про­по­ве­до­вать рели­гию Чай­та­ньи Маха­праб­ху, соглас­но док­трине «Бха­га­вад-гиты как она есть». Тот, кто дела­ет это, досто­ин того, что­бы стать духов­ным учи­те­лем все­го мира» («Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Антья-лила, 4.102–103).

Пре­дан­ный не дол­жен ухо­дить в лес в поис­ках иде­аль­но­го места для прак­ти­ки вайш­нав­ско­го пове­де­ния. Напро­тив, он дол­жен оста­вать­ся в горо­дах, что­бы дать людям шанс вер­нуть­ся домой, назад к Богу. В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что если брах­ман пре­не­бре­га­ет теми, кто стре­мит­ся к созна­нию Криш­ны, его духов­ное зна­ние умень­шит­ся, как из трес­ну­то­го горш­ка выте­ка­ет вода.

Если пре­дан­ный пыта­ет­ся укло­нить­ся от про­по­ве­ди, он не смо­жет про­дви­нуть­ся в духов­ном отно­ше­нии. Шри­ла Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур гово­рил, что поло­же­ние вайш­на­ва опре­де­ля­ет­ся тем, насколь­ко хоро­шим он был фило­соф­ским кам­нем — то есть по тому, сколь­ких людей он сде­лал пре­дан­ны­ми за свою жизнь.

«Луч­шей про­по­ве­дью будет, — писал Шри­ла Праб­ху­па­да в пись­ме, — если вы сами ста­не­те иде­аль­ным пре­дан­ным» (Пись­мо Ниран­джане дасу, 23 апре­ля 1974 г.).

Толь­ко неопыт­ный про­по­вед­ник дума­ет, что мож­но быть актив­ным во «внеш­нем» слу­же­нии, в то же вре­мя не уде­ляя осо­бо­го вни­ма­ния пра­ви­лам и пред­пи­са­ни­ям. Напол­няя созна­ни­ем Криш­ны все свои поступ­ки, пре­дан­ный не поз­во­лит майе при­бли­зить­ся. Неле­по думать, что вайш­нав может про­по­ве­до­вать, при этом тол­ком не пони­мая вайш­нав­ской фило­со­фии и основ­ных прин­ци­пов вайш­нав­ско­го поведения.

Пове­де­ние в проповеди

Когда теле­ре­пор­тер спро­сил Шри­лу Праб­ху­па­ду, по каким внеш­ним при­зна­кам мож­но опре­де­лить истин­но­го после­до­ва­те­ля созна­ния Криш­ны, тот отве­тил: «Он — истин­ный джентль­мен, толь­ко и все­го». Шри­ла Праб­ху­па­да гово­рил: «Чело­век дол­жен стать совер­шен­ным джентль­ме­ном и научить­ся ока­зы­вать долж­ное почте­ние дру­гим» («Бха­га­вад-гита», 13.8–12).

Хотя в обыч­ном упо­треб­ле­нии сло­во «джентль­мен» может исполь­зо­вать­ся лишь по отно­ше­нию к чело­ве­ку бога­то­му и бла­го­род­но­му, мы исполь­зу­ем его, что­бы опи­сать выс­ший стан­дарт бла­го­род­но­го и так­тич­но­го пове­де­ния пре­дан­но­го. Учти­вость и сми­ре­ние оце­нят даже непре­дан­ные. Пре­дан­ный не груб, не высо­ко­ме­рен, не пре­не­бре­га­ет мне­ни­ем других.

Когда Гос­подь Чай­та­нья при­шел в собра­ние сан­нья­си-май­а­ва­ди из Бена­ре­са, Он сми­рен­но сел у две­рей, пока стар­ший сан­нья­си, Пра­ка­ша­нан­да Сара­сва­ти, лич­но не подо­шел к Нему
и не при­гла­сил Его внутрь.

В юном воз­расте Гос­подь Чай­та­нья с три­ум­фом раз­гро­мил в спо­ре каш­мир­ско­го пан­ди­та. Но когда Его уче­ни­ки нача­ли сме­ять­ся над уче­ным, Гос­подь Чай­та­нья одер­нул их и с почте­ни­ем обра­тил­ся к оппоненту.

Когда Гос­подь Чай­та­нья начал шествие граж­дан­ско­го непо­ви­но­ве­ния, направ­лен­ное про­тив при­ка­за миро­во­го судьи в Нава­дви­пе, Он, несо­мнен­но, пре­сту­пил закон, но дей­ство­вал без при­ме­не­ния наси­лия. Хотя Гос­подь Чай­та­нья шел с кир­та­ном к рези­ден­ции кази во гла­ве 100 000 чело­век, при­быв на место, он мир­но пого­во­рил с судьей, обра­тив­шись к нему как к почет­но­му пред­ста­ви­те­лю власти.

Писа­ния сове­ту­ют: сатьям бруй­ат прий­ам бруй­ат. В мате­ри­аль­ном мире сле­ду­ет про­из­но­сить толь­ко ту прав­ду, кото­рая при­ят­на, иной же сле­ду­ет избе­гать. Но Праб­ху­па­да пишет: «Пре­дан­ные все­гда сми­рен­но выра­жа­ют каж­до­му почте­ние, но когда захо­дит спор по пово­ду шастр, они не сле­ду­ют обыч­но­му эти­ке­ту, сатьям бруй­ат прий­ам бруй­ат. Они гово­рят толь­ко сатьям, хотя и не все­гда прий­ам» (Пись­мо к Сума­ти Морар­джи, 9 авгу­ста 1976 г.).

Учи­ты­вая все выше­ска­зан­ное, пре­дан­ный дол­жен по воз­мож­но­сти вести себя веж­ли­во, как истин­ный вайш­нав-джентль­мен, сле­дуя при­ме­ру Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Если в ходе чест­но­го пред­став­ле­ния Абсо­лют­ной Исти­ны непре­дан­ные сочтут нас невы­ра­зи­тель­ны­ми, это не побес­по­ко­ит нас. Пре­дан­ный дол­жен пора­до­вать духов­но­го учи­те­ля и Криш­ну, и тогда все будет совер­шен­ным, даже если весь мир будет не согла­сен с этим.

 

Выде­ле­ние:

  1. Поче­му Хари­дас Тха­кур счи­та­ет­ся луч­шим из вайш­на­вов?
  2. Кто име­ет пра­во стать духов­ным учителем?
  3. Како­ва наша глав­ная про­по­ведь, соглас­но Шри­ле Прабхупаде?

Осмыс­ле­ние:

  1. Поче­му для пре­дан­но­го так важ­но проповедовать?
  2. Как пре­дан­ный может стать проповедником?
  3. Что имел в виду Шри­ла Праб­ху­па­да, гово­ря, что пре­дан­ный — истин­ный джентльмен?
  4. Рас­ска­жи­те, как Гос­подь Чай­та­нья демон­стри­ро­вал иде­аль­ное вайш­нав­ское поведение.
  5. Как мы долж­ны гово­рить людям правду?

При­ме­не­ние:

  1. Рас­ска­жи­те о вашем опы­те про­по­ве­ди. Как вы себя вели?
  2. Что вам отве­ча­ли те, к кому вы обращались?
  3. Как бы вы хоте­ли улуч­шить свою про­по­ведь или поведение?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь в сми­рен­ном умонастроении.

Пер­во­на­чаль­но сан­нья­си-май­я­ва­ди Бена­ре­са хоте­ли встре­тить­ся с Чай­та­ньей Маха­праб­ху, что­бы раз­убе­дить Его в лич­ност­ной кон­цеп­ции Бога. Одна­ко Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху Сво­ей про­по­ве­дью повли­ял на сан­нья­си-май­я­ва­ди. Они рас­тро­га­лись от Его учти­вых речей и, про­ник­шись к Нему дру­же­лю­би­ем, заго­во­ри­ли с Ним столь же учтиво.

Каж­до­му про­по­вед­ни­ку при­хо­дит­ся встре­чать­ся с оппо­нен­та­ми, но он ни в коем слу­чае не дол­жен еще боль­ше настра­и­вать их про­тив себя. Они уже настро­е­ны нега­тив­но, и, если с ними гово­рить рез­ко и неучти­во, эта враж­деб­ность толь­ко уси­лит­ся. Поэто­му мы долж­ны сле­до­вать при­ме­ру Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху и по воз­мож­но­сти ста­рать­ся пере­убе­дить оппо­нен­та, цити­руя шаст­ры и изла­гая выво­ды ача­рьев. Имен­но так, и никак ина­че, нуж­но пытать­ся побе­дить вра­гов Господа.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 7.99

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (Врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп Бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут