После цере­мо­нии «Шик­ша» у чле­нов груп­пы долж­но появить­ся чув­ство удо­вле­тво­ре­ния сво­и­ми дости­же­ни­я­ми и энту­зи­азм дви­гать­ся даль­ше. Тех, кто не смог при­нять обя­за­тель­ства уров­ня «Криш­на-сева­ка», нуж­но вдох­нов­лять достичь его как мож­но ско­рее, не поз­во­ляя им чув­ство­вать себя неудач­ни­ка­ми. Воз­мож­но, для того, что­бы они почув­ство­ва­ли жела­ние про­грес­си­ро­вать быст­рее, потре­бу­ет­ся нена­вяз­чи­во вдох­нов­лять их доволь­но дли­тель­ное вре­мя. Общай­тесь с ними, будь­те дру­же­люб­ным, забот­ли­вым и участ­ли­вым — это помо­жет им рас­крыть­ся. Узнай­те, какое слу­же­ние им инте­рес­но было бы выпол­нять и зай­ми­те их в этом слу­же­нии. Так­же вы може­те при­гла­сить их при­хо­дить к вам, что­бы вме­сте читать джа­пу или петь кир­тан — это помо­жет им раз­вить вкус к свя­то­му имени.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Так как груп­па суще­ству­ет уже 4 меся­ца, все долж­ны быть зна­ко­мы друг с дру­гом. Ваше мяг­кое поощ­ре­ние и завер­ша­ю­щий семи­нар моду­ля «Криш­на-сева­ка», воз­мож­но, вдох­но­ви­ли их начать читать кни­ги Шри­лы Прабхупады.

Глав­ной темой сат-сан­ги теперь будет обсуж­де­ние их осо­зна­ний от про­чи­тан­но­го в тече­ние неде­ли. А для тех, кто по каким-либо при­чи­нам не чита­ет, а так­же для нович­ков и гостей, дер­жи­те наго­то­ве «лома­ю­щие лед» вопро­сы, что­бы никто не оста­вал­ся в сто­роне от общения.

Напри­мер: «Какой самый луч­ший ком­пли­мент из тех, что вы когда-нибудь получали?»

 

Кир­тан: 15 минут

Посто­ян­ные чле­ны груп­пы к это­му вре­ме­ни уже навер­ня­ка выучи­ли основ­ные мело­дии кир­та­на. Вы може­те доба­вить в свой кир­тан еще несколь­ко про­стых мело­дий и учить чле­нов груп­пы играть на кара­та­лах, мри­дан­ге и т.д.

Раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар Свя­то­го Име­ни 

Свя­тое имя помо­га­ет все­му чело­ве­че­ско­му обще­ству. Оно созда­ет духов­ную атмо­сфе­ру во всем мире

Повто­ре­ние свя­тых имен созда­ет атмо­сфе­ру Вай­кунт­хи, осво­бож­дая мир от мате­ри­аль­ной жад­но­сти, зави­сти, и беспокойства.

(Пра­че­ты Гос­по­ду Виш­ну.) Когда пре­дан­ные пере­ска­зы­ва­ют чистые повест­во­ва­ния о транс­цен­дент­ном мире, все, кто слу­ша­ет их, по край­ней мере на вре­мя, забы­ва­ют о сво­их мате­ри­аль­ных жела­ни­ях. Более того, они пере­ста­ют зави­до­вать друг дру­гу и избав­ля­ют­ся от всех тре­вог и страха.

Ком­мен­та­рий. Сло­во вай­кунт­ха зна­чит «без тре­вог». Этим мир Вай­кунт­хи отли­ча­ет­ся от пол­но­го тре­вог мате­ри­аль­но­го мира. Как ска­зал Прахла­да Маха­радж, сада саму­двиг­на-дхий­ам асад-гра­хат. Все суще­ства, живу­щие в мате­ри­аль­ном мире, пре­бы­ва­ют в посто­ян­ном бес­по­кой­стве. Но место, где чистые пре­дан­ные ведут пра­вед­ные бесе­ды о Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, тут же пре­вра­ща­ет­ся в Вай­кунт­ху. Этот метод шра­ва­нам кир­та­нам виш­нох, слу­ша­ние повест­во­ва­ний о Вер­хов­ном Гос­по­де Виш­ну и про­слав­ле­ние Гос­по­да, о кото­ром гово­рит Сам Вер­хов­ный Господь:

нахам тишт­ха­ми вайкунтхе
йоги­нам хри­дай­е­шу ва
тат­ра тишт­ха­ми нарада
йат­ра гай­ан­ти мад-бхактах

«На самом деле, доро­гой Нара­да, Я живу не на Вай­кунт­хе и не в серд­цах йогов, а там, где Мои чистые пре­дан­ные поют Мое свя­тое имя и слу­ша­ют повест­во­ва­ния о Моем обра­зе, играх и качествах».

Там, где Гос­подь при­сут­ству­ет в фор­ме транс­цен­дент­ных зву­ков, царит атмо­сфе­ра Вай­кунт­хи. Это атмо­сфе­ра, где нет стра­ха и тре­вог, где одно живое суще­ство не боит­ся дру­го­го. Тот, кто слу­ша­ет свя­тые име­на и повест­во­ва­ния, про­слав­ля­ю­щие Гос­по­да, зани­ма­ет­ся бла­го­че­сти­вой дея­тель­но­стью. Шрин­ва­там сва-катхах криш­нах пунья-шра­ва­на-кир­та­нах («Шри­мад Бха­га­ва­там», 1.2.17). Бла­го­да­ря это­му он очень быст­ро избав­ля­ет­ся от сво­их мате­ри­аль­ных жела­ний. Дви­же­ние сан­кир­та­ны, нача­тое Обще­ством созна­ния Криш­ны, при­зва­но создать в мате­ри­аль­ном мире Вай­кунт­ху, транс­цен­дент­ный, сво­бод­ный от тре­вог мир. Что­бы достичь этой цели, наше Обще­ство рас­про­стра­ня­ет по все­му миру шра­ва­нам и кир­та­нам. В мате­ри­аль­ном мире каж­дый зави­ду­ет сво­е­му ближ­не­му. И эта живот­ная зависть будет суще­ство­вать в чело­ве­че­ском обще­стве до тех пор, пока люди не нач­нут совер­шать сан­кир­та­на-ягью, то есть повто­рять свя­тые име­на: Харе Криш­на Харе Криш­на, Криш­на Криш­на Харе Харе / Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе.

«Шри­мад Бха­га­ва­там», 4.30.35

 

На вре­мя сов­мест­но­го повто­ре­ния джа­пы мож­но вклю­чить запись джа­пы Шри­лы Праб­ху­па­ды. Это помо­жет пре­дан­ным сосре­до­то­чить­ся на свя­том име­ни и напол­нит атмо­сфе­ру духов­ной энер­ги­ей. Посколь­ку боль­шая часть чле­нов груп­пы уже повто­ря­ет еже­днев­но 4 кру­га, про­бле­мы с кон­цен­тра­ци­ей во вре­мя джа­пы им навер­ня­ка зна­ко­мы. Если они будут читать джа­пу вме­сте со Шри­лой Праб­ху­па­дой, это помо­жет им повто­рять вни­ма­тель­нее. Но не забудь­те объ­яс­нить, что при этом надо слу­шать соб­ствен­ное повторение.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Про­чи­тай­те вслух отры­вок и задай­те вопро­сы (не давая объ­яс­не­ний). Поз­воль­те при­сут­ству­ю­щим самим най­ти отве­ты в тек­сте отрыв­ка. Поста­рай­тесь, что­бы каж­дый участ­во­вал в обсуж­де­нии. Мож­но про­сить двух-трех участ­ни­ков допол­нять ответ. Обра­щай­тесь к раз­ным чле­нам груп­пы по оче­ре­ди, давая им доста­точ­но вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ние. Вы може­те зада­вать наво­дя­щие вопро­сы отве­ча­ю­щим, что­бы те глуб­же и яснее поня­ли пред­мет обсуж­де­ния и пра­виль­ные ответы.

На прак­ти­че­ские вопро­сы (из раз­де­ла При­ме­не­ние) луч­ше попро­сить отве­тить каж­до­го. Это поз­во­лит вам полу­чить более точ­ную кар­ти­ну пони­ма­ния фило­со­фии каж­дым участ­ни­ком, а так­же опре­де­лить сте­пень их серьез­но­сти в духов­ной жиз­ни и обна­ру­жить воз­мож­ные прак­ти­че­ские про­бле­мы и пре­пят­ствия, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся. В тече­ние пер­вых недель неко­то­рые из чле­нов груп­пы могут быть не слиш­ком откро­вен­ны, осо­бен­но во вре­мя прак­ти­че­ской части, т.к. эта часть име­ет более лич­ност­ный харак­тер. Поэто­му нуж­но вдох­нов­лять их гово­рить и поощ­рять их отве­ты, но не «давить». По про­ше­ствии несколь­ких недель у них появит­ся энту­зи­азм к более актив­но­му участию.

При­ме­не­ние — самая важ­ная часть обсуж­де­ния и ей нуж­но уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни, по мень­шей мере 15–20 минут.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой.

 

Текст для обсуждения

патрам пушпам пха­лам тойам
йо ме бхак­тйа прайачхати
тад ахам бхактй-упахритам
ашна­ми прай­а­тат­ма­нах 

Если чело­век с любо­вью и пре­дан­но­стью под­не­сет Мне листок, цве­ток, плод или немно­го воды, Я непре­мен­но при­му его подношение.

Ком­мен­та­рий. Что­бы достичь нетлен­ной, испол­нен­ной бла­жен­ства оби­те­ли и обре­сти веч­ное сча­стье, разум­ный чело­век дол­жен раз­вить в себе созна­ние Криш­ны, зани­ма­ясь транс­цен­дент­ным любов­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду. Метод, поз­во­ля­ю­щий достичь столь заме­ча­тель­но­го резуль­та­та, очень прост, и вос­поль­зо­вать­ся им может даже самый бед­ный чело­век, у кото­ро­го ниче­го нет. Един­ствен­ное, что для это­го необ­хо­ди­мо, — стать чистым пре­дан­ным Гос­по­да. Неваж­но, кто вы и какое поло­же­ние в обще­стве зани­ма­е­те. Метод настоль­ко прост, что, даже если чело­век под­не­сет Все­выш­не­му листок, плод или немно­го воды, но сде­ла­ет это с искрен­ней любо­вью, Гос­подь будет дово­лен и при­мет его под­но­ше­ние. Путь созна­ния Криш­ны в силу сво­ей про­сто­ты и уни­вер­саль­но­сти досту­пен каж­до­му. Кто же, кро­ме послед­не­го глуп­ца, отка­жет­ся обре­сти созна­ние Криш­ны с помо­щью тако­го про­сто­го мето­да и достичь выс­ше­го совер­шен­ства: веч­ной жиз­ни, бла­жен­ства и зна­ния? Кришне нуж­на толь­ко наша любовь и пре­дан­ность, и боль­ше ниче­го. От чисто­го пре­дан­но­го Криш­на при­мет даже малень­кий цве­ток, но ниче­го не возь­мет от того, кто Ему не пре­дан. Кришне ниче­го и ни от кого не нуж­но, ибо Он само­до­ста­то­чен, и все же Он при­ни­ма­ет под­но­ше­ния пре­дан­но­го, отве­чая на его любовь и пре­дан­ность. Обре­сти созна­ние Криш­ны — зна­чит достичь выс­ше­го совер­шен­ства жиз­ни. В этом сти­хе два­жды упо­треб­ле­но сло­во бхак­ти, что­бы под­черк­нуть, что бхак­ти, пре­дан­ное слу­же­ние, — един­ствен­ный спо­соб при­бли­зить­ся к Кришне. Толь­ко пре­дан­ный, а не брах­ман, не богач, не вели­кий уче­ный или фило­соф может заста­вить Криш­ну при­нять его под­но­ше­ние. При отсут­ствии глав­но­го, бхак­ти, ничто не может заста­вить Гос­по­да при­нять любое под­но­ше­ние от кого бы то ни было. Бхак­ти не зави­сит ни от каких усло­вий и суще­ству­ет веч­но. Это акт слу­же­ния абсо­лют­но­му целому.

Про­воз­гла­сив Себя един­ствен­ным насла­жда­ю­щим­ся, пред­веч­ным Гос­по­дом и тем, во имя кого совер­ша­ют­ся все жерт­во­при­но­ше­ния, Гос­подь гово­рит здесь о том, каких жертв Он ждет. Тот, кто хочет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду, что­бы очи­стить­ся и достичь цели жиз­ни — транс­цен­дент­но­го любов­но­го слу­же­ния Богу, дол­жен преж­де все­го выяс­нить, чего от него хочет Гос­подь. Тот, кто любит Криш­ну, все­гда пре­под­но­сит Ему то, чего Он жела­ет, и нико­гда не ста­нет пред­ла­гать того, чего Гос­подь не хочет и о чем Он не про­сит. Так, Кришне нель­зя пред­ла­гать мясо, рыбу и яйца. Если бы Он хотел, что­бы Ему пред­ла­га­ли их, то ска­зал бы об этом. Вме­сто это­го Гос­подь про­сит пред­ла­гать Ему листья, пло­ды, цве­ты и воду и гово­рит, что при­мет их. Отсю­да сле­ду­ет, что Он нико­гда не при­мет от нас мясо, рыбу и яйца. Ово­щи, зер­но, фрук­ты, моло­ко и вода пред­на­зна­че­ны в пищу людям Самим Гос­по­дом Криш­ной. Любые дру­гие про­дук­ты нель­зя пред­ла­гать Гос­по­ду, ибо Он не при­ни­ма­ет их. Поэто­му, пре­под­но­ся Гос­по­ду такую пищу, мы пере­ста­ем дей­ство­вать на уровне любов­но­го пре­дан­но­го служения.

В три­на­дца­том сти­хе тре­тьей гла­вы Шри Криш­на гово­рит, что те, кто хочет духов­но раз­ви­вать­ся и осво­бо­дить­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на, долж­ны питать­ся толь­ко остат­ка­ми жерт­во­при­но­ше­ний. Те же, кто не пред­ла­га­ет Ему свою пищу, гово­рит Он в том же сти­хе, едят один грех. Ины­ми сло­ва­ми, с каж­дым съе­ден­ным кус­ком они все силь­нее запу­ты­ва­ют­ся в сетях мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Одна­ко тому, кто, при­го­то­вив вкус­ные и неза­мыс­ло­ва­тые веге­та­ри­ан­ские блю­да, ста­вит их перед изоб­ра­же­ни­ем Гос­по­да Криш­ны и, скло­ня­ясь перед Ним, про­сит Гос­по­да при­нять его скром­ное под­но­ше­ние, обес­пе­че­но духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, телес­ная чисто­та и ясность мыс­лей, кото­рая при­хо­дит в резуль­та­те раз­ви­тия тон­ких тка­ней моз­га. Глав­ное, что­бы под­но­ше­ние было сде­ла­но с любо­вью. Будучи вла­ды­кой все­го суще­го, Криш­на не нуж­да­ет­ся в пище, и все же Он при­ни­ма­ет ее от того, кто жела­ет таким обра­зом доста­вить Ему удо­воль­ствие. Самое важ­ное в при­го­тов­ле­нии, раз­да­че и пред­ло­же­нии пищи — дей­ство­вать из люб­ви к Кришне.

Фило­со­фы-импер­со­на­ли­сты, упря­мо твер­дя­щие, что у Абсо­лют­ной Исти­ны нет орга­нов чувств, не в состо­я­нии понять этот стих «Бха­га­вад-гиты». Для них это либо мета­фо­ра, либо сви­де­тель­ство того, что Криш­на, пове­дав­ший «Бха­га­вад-гиту», был обык­но­вен­ным чело­ве­ком. Одна­ко на самом деле Криш­на, Вер­хов­ная Лич­ность Бога, обла­да­ет чув­ства­ми, кото­рые, как ска­за­но в писа­ни­ях, уни­вер­саль­ны. Ина­че гово­ря, каж­дый из Его орга­нов чувств может выпол­нять функ­ции любо­го дру­го­го. Имен­но это име­ет­ся в виду, когда гово­рит­ся об абсо­лют­ной при­ро­де Криш­ны. Не будь у Него орга­нов чувств, Его едва ли мож­но было бы счи­тать совер­шен­ным. В седь­мой гла­ве Криш­на гово­рил о том, что Он опло­до­тво­ря­ет мате­ри­аль­ную при­ро­ду, поме­щая в нее живые суще­ства, и дела­ет Он это, про­сто оки­ды­вая ее взгля­дом. Точ­но так же в дан­ном слу­чае, слу­шая обра­щен­ные к Нему сло­ва люб­ви, с кото­ры­ми пре­дан­ный пред­ла­га­ет Ему пищу, Гос­подь тем самым ест ее и ощу­ща­ет ее вкус. Это необ­хо­ди­мо под­черк­нуть осо­бо: посколь­ку Криш­на абсо­лю­тен, слу­шая, Он про­бу­ет и вку­ша­ет пищу. Толь­ко пре­дан­ный, кото­рый при­ни­ма­ет Криш­ну таким, как Он опи­сы­ва­ет Себя Сам, без соб­ствен­ных тол­ко­ва­ний, спо­со­бен понять, что Вер­хов­ная Абсо­лют­ная Исти­на может вку­шать пищу и насла­ждать­ся ею.

«Бха­га­вад-гита», 9.26

 

Выде­ле­ние

  1. Поче­му по-насто­я­ще­му разум­ные люди хотят раз­вить в себе созна­ние Кришны?
  2. Что для это­го нужно?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му Криш­на хочет, что­бы мы пред­ла­га­ли ему пищу? Каких под­но­ше­ний Он ждет
    от нас?
  2. От кого Он при­ни­ма­ет подношения?
  3. Какую пищу мы долж­ны пред­ла­гать Ему?
  4. Какие духов­ные бла­га мы полу­ча­ем, если пред­ла­га­ем пищу Кришне и затем при­ни­ма­ем остатки?
  5. Поче­му импер­со­на­ли­сты уве­ре­ны, что Гос­подь не может есть? Чем чув­ства Криш­ны отли­ча­ют­ся от наших?
  6. Объ­яс­ни­те, каким обра­зом Гос­подь при­ни­ма­ет под­но­си­мую Ему пищу и даже ощу­ща­ет ее вкус, слу­шая обра­щен­ные к Нему сло­ва люб­ви, с кото­ры­ми пре­дан­ный пред­ла­га­ет ее.

При­ме­не­ние

Чем пра­сад отли­ча­ет­ся от не пред­ло­жен­ной пищи, и поче­му это важ­но для нас?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Пре­дан­ный про­по­ве­ду­ет пото­му, что пони­ма­ет замы­сел Господа.

Обма­ну­тые гуна­ми при­ро­ды, неве­же­ствен­ные люди погру­жа­ют­ся в мате­ри­аль­ную дея­тель­ность и при­вя­зы­ва­ют­ся к ней. Одна­ко муд­рец не дол­жен бес­по­ко­ить их, хотя он пони­ма­ет, что из-за отсут­ствия зна­ния они зани­ма­ют­ся дея­тель­но­стью выс­ше­го порядка.

Ком­мен­та­рий. …Невеж­ды не спо­соб­ны по досто­ин­ству оце­нить дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны, поэто­му Гос­подь Криш­на сове­ту­ет нам не бес­по­ко­ить их и не терять зря свое дра­го­цен­ное вре­мя. Но пре­дан­ные Гос­по­да более мило­серд­ны, чем Сам Гос­подь. Им изве­стен Его замы­сел, поэто­му они идут на любой риск и всту­па­ют в обще­ние с невеж­да­ми, что­бы так или ина­че занять их дея­тель­но­стью в созна­нии Криш­ны, кото­рая абсо­лют­но необ­хо­ди­ма каж­до­му человеку.

«Бха­га­вад-гита», 3.29

 

Рас­ска­жи­те о сво­ей про­по­ве­ди за про­шед­шую неде­лю. Попро­си­те всех по оче­ре­ди рас­ска­зать, выпол­ни­ли ли они свое про­по­вед­ни­че­ское «домаш­нее зада­ние», как то: посе­ще­ния на дому, при­гла­ше­ние новых людей, рас­про­стра­не­ние книг и т.д.

Попро­си­те стар­ших чле­нов груп­пы помочь млад­шим научить­ся петь кир­тан, повто­рять джа­пу и регу­ляр­но посе­щать программы.

Заве­ди­те жур­нал уче­та про­по­ве­ди, запи­сы­вая в нем про­по­вед­ни­че­ские зада­ния чле­нов вашей груп­пы. Через неде­лю отметь­те, суме­ли ли они выпол­нить наме­чен­ное. Послед­няя колон­ка пред­на­зна­че­на для заме­ча­ний, если тако­вые име­ют­ся. Таб­ли­ца выгля­дит обыч­но так:

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

Посто­ян­ные уси­лия с само­го нача­ла разо­вьют в чле­нах вашей груп­пы настро­е­ние про­по­ве­ди, что необ­хо­ди­мо для успеш­но­го даль­ней­ше­го раз­ви­тия группы.

 

Пра­сад: 20 минут

Посколь­ку сего­дня вы обсуж­да­ли пред­ло­же­ние пищи Кришне, пра­сад ско­рее все­го будет по-насто­я­ще­му оце­нен. Мож­но допол­ни­тель­но обсу­дить пре­иму­ще­ства при­ня­тия пра­са­да.

Неко­то­рые чле­ны груп­пы ста­ли веге­та­ри­ан­ца­ми совсем недав­но и им может не хва­тать рецеп­тов. Дай­те им несколь­ко. Это даст им вдох­но­ве­ние про­дол­жать гото­вить веге­та­ри­ан­скую пищу и со вре­ме­нем начать пред­ла­гать ее Кришне.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут