При­гла­си­те всех участ­ни­ков груп­пы и гостей. Сего­дня всем луч­ше сесть лицом к лек­то­ру, а не кру­гом, как обыч­но. На вся­кий слу­чай при­го­товь­те белую или чер­ную дос­ку с мар­ке­ром или мелом. Под­го­товь­те стол и стул для лек­то­ра. Обсу­ди­те со стар­шим руко­во­ди­те­лем, кто бы мог разыг­рать корот­кую сцен­ку, вхо­дя­щую в при­ве­ден­ный ниже семи­нар. Если поста­вить сцен­ку невоз­мож­но, про­сто попро­си­те двух пре­дан­ных про­чи­тать текст с выра­же­ни­ем. Зара­нее пока­жи­те участ­ни­кам сцен­ки текст семи­на­ра, что­бы они мог­ли под­го­то­вить­ся. Под­го­товь­те анке­ты для раз­да­чи в кон­це лекции.

 

Кир­тан: 20 минут

Попро­си­те стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти 20-минут­ный кир­тан.

 

Семи­нар: 90 минут

Криш­на-сева­ка: кон­цеп­ция семинара

Цели

  • Побу­дить участ­ни­ков груп­пы бро­сить есть мясо.
  • Рас­ска­зать, поче­му необ­хо­ди­мо читать еже­днев­но как мини­мум четы­ре кру­га Маха-ман­тры.
  • Вдох­но­вить их серьез­но при­сту­пить к изу­че­нию книг Шри­лы Прабхупады.
  • Про­бу­дить в них жела­ние зани­мать­ся служением.

Зада­чи

В кон­це заня­тия участ­ни­ки долж­ны следующее.

  • Назвать, по край­ней мере, шесть при­чин, по кото­рым сто­ит бро­сить есть мясо.
  • Согла­сить­ся на 4 кру­га джа­пы.
  • Начать выпол­нять боль­ше слу­же­ния в храме.
  • Начать регу­ляр­но читать кни­ги Шри­лы Прабхупады.

Усло­вие: все эти обя­за­тель­ства пре­дан­ные долж­ны при­нять добровольно.

Кри­те­рии оценки

  • Назва­ны, по край­ней мере, четы­ре при­чи­ны, поче­му нуж­но бро­сить есть мясо.
  • Назва­ны мини­мум две при­чи­ны, по кото­рым нуж­но читать 4 круга.
  • Пре­дан­ный согла­сил­ся на какой-то один вид служения.
  • Он купил, по край­ней мере, одну кни­гу Шри­лы Прабхупады
  • По край­ней мере, 50% пре­дан­ных, при­сут­ству­ю­щих на про­грам­ме, долж­ны быть гото­вы при­нять диплом уров­ня криш­на-сева­ка.

Оцен­ка: уст­ный опрос в кон­це лекции.

Под­го­тов­ка: под­го­товь­те раз­да­точ­ный мате­ри­ал о том, поче­му чело­ве­ку нуж­но быть веге­та­ри­ан­цем. Так­же имей­те при себе кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды на продажу.

Что Кто Сред­ства Вре­мя
Сцен­ка Веду­щий и помощник 20 минут
Обсуж­де­ние Все при­сут­ству­ю­щие 15 минут
Моз­го­вой штурм Все при­сут­ству­ю­щие Чер­ная или белая доска 10 минут
Лек­ция, часть 1 Веду­щий Пла­ка­ты 15 минут
Лек­ция, часть 2 Веду­щий Пла­ка­ты 10 минут
Лек­ция, часть 3 Веду­щий Пла­ка­ты 10 минут

План заня­тия. Попри­вет­ствуй­те слу­ша­те­лей. Объ­яс­ни­те цели заня­тия, а имен­но — понять, зачем нуж­но делать сле­ду­ю­щий шаг в про­грам­ме шик­ша — на уро­вень криш­на-сева­ка.

 

Сцен­ка: док­тор и пациент

Пусть двое участ­ни­ков груп­пы разыг­ра­ют эту сцен­ку. Если это слиш­ком слож­но, пусть про­сто про­чи­та­ют ее с выра­же­ни­ем — это тоже ока­жет необ­хо­ди­мый эффект.

Паци­ент. Док­тор, у меня живот болит! Что делать?

Док­тор. Так… А что вы ели в послед­ний раз?

Паци­ент. Ну… Бараш­ка, рыбку…

Док­тор. Ну-ка, пока­жи­те-ка мне ваши когти…

Паци­ент. Какие ког­ти? (Смот­рит на руки.) Про­сти­те, не понял.

Док­тор. Ну, чем вы раз­ры­ва­ли мясо, когда ели?

Паци­ент. В смыс­ле, руки?

Док­тор. Вы дума­е­те, это руки? Но раз­ры­вать мясо — дело хищ­ни­ков! А у них вовсе не руки, а лапы с ост­ры­ми ког­тя­ми (рычит, изоб­ра­жая хищ­ни­ка). Хотя бы клы­ки-то у вас есть? Мясо-то чем едите?

Паци­ент. Ну, у меня креп­кие зубы…

Док­тор. У всех креп­кие — но что­бы есть мясо, они долж­ны быть еще и ост­ры­ми! Покажите-ка…

Паци­ент. Ааааа! (Откры­ва­ет рот и высо­вы­ва­ет язык.)

Док­тор. Нет, клы­ки у вас сла­бо­ва­ты… Вы уве­ре­ны, что вам нуж­но есть мясо?

Паци­ент (в бес­по­кой­стве). Да, доктор…

Док­тор. А когда вы послед­ний раз ели эту вашу рыб­ку… и барашка?

Паци­ент. Вче­ра утром, а потом живот заболел.

Док­тор. И после это­го вы ходи­ли в туалет?

Паци­ент. По-мое­му, рано­ва­то еще. Пища не может пере­ва­рить­ся так быстро.

Док­тор. Доро­гой вы мой, как же вы столь­ко вре­ме­ни тас­ка­е­те внут­ри себя труп?! У хищ­ни­ков-то кишеч­ник в несколь­ко раз коро­че! Мясо сгнить не успе­ва­ет. А вам от мяса вме­сто поль­зы — одни токсины!

Паци­ент. Дал мне Бог длин­ный кишеч­ник, зна­чит, так и надо. Ему вид­нее. Ничем не могу помочь.

Док­тор. Бог, как все­гда, посту­пил пра­виль­но! Пото­му-то Он и дал живот­ным корот­кий кишечник.

Паци­ент. Но я не могу без мяса! Язык требует.

Док­тор. Ну‑у. У вас все шан­сы. В сле­ду­ю­щей жиз­ни вы полу­чи­те тело тиг­ра или льва — и ешь­те ваше мясо сколь­ко душе угодно!

Паци­ент. Так я в этой жиз­ни хочу!

Док­тор. Ну, тогда при­дет­ся немно­го заплатить…

Паци­ент (с нетер­пе­ни­ем). И чем же это?

Док­тор. Рак кишеч­ни­ка, напри­мер, хоти­те? Или повы­шен­ное кро­вя­ное дав­ле­ние? А может, про­бле­мы с серд­цем? Выбирайте!

Паци­ент (хва­та­ет­ся за серд­це). Боже мой! (Дела­ет несколь­ко глу­бо­ких вздо­хов и успо­ка­и­ва­ет­ся.) Ниче­го, сей­час все лечат.

Док­тор (усме­ха­ет­ся). Нра­вит­ся в боль­ни­цах лежать? Ну-ну.

Паци­ент. И не надо меня пугать! И не ста­ну я ника­ким тиг­ром! Вот вспом­ню о Боге в момент смер­ти — и сра­зу осво­бож­де­ние получу!

Док­тор. Те, кто ест мясо, обре­че­ны жить в стра­сти и неве­же­стве. А это зна­чит — необуз­дан­ное вожде­ле­ние, стрем­ле­ние к наси­лию… И ни познать Бога, ни тем более вспом­нить о Нем в момент смер­ти вы про­сто не сможете!

Паци­ент. Э‑э-э… (Ищет аргу­мен­ты.) Ну, вы же врач, вы долж­ны знать, что в мясе содер­жит­ся белок, без кото­ро­го чело­ве­ку нельзя!

Док­тор. Бел­ка хва­та­ет и в молоч­ных про­дук­тах, в оре­хах, зерне и бобо­вых. А мясо дает избы­точ­ный белок, кото­рый пло­хо дей­ству­ет на поч­ки… Кста­ти, вы зна­е­те, что мясо очень быст­ро раз­ла­га­ет­ся, зеле­не­ет и так далее? А хими­ка­ты, кото­ры­ми пич­ка­ют мясо, что­бы оно сохра­ни­ло «товар­ный вид» и вы его поку­па­ли, поти­хонь­ку уби­ва­ют ваше сердце…

Паци­ент (рас­те­рян­ноА я все­го это­го и не знал… В рекла­ме-то совсем дру­гое гово­рят… Что же мне делать?

Док­тор. На вашем месте я бы сего­дня же стал веге­та­ри­ан­цем. Это со всех сто­рон полез­но, и я вам по сек­ре­ту ска­жу одну вещь: (дру­же­ски обни­ма­ет паци­ен­та) это еще и потря­са­ю­ще вкус­но! (Сме­ет­ся.)

 

Обсуж­де­ние

Раз­де­ли­те груп­пу на коман­ды по четы­ре чело­ве­ка и попро­си­те обду­мать, поче­му чело­ве­ку не сле­ду­ет питать­ся мясом. Каж­дую груп­пу попро­си­те выпи­сать аргу­мен­ты. Через 10 минут попро­си­те лиде­ра одной из групп под­ве­сти итог. Потом дру­гая груп­па долж­на при­ве­сти свою точ­ку зре­ния… Таким обра­зом, пусть они озву­чат все идеи, к кото­рым при­шли во вре­мя обсуждения.

Моз­го­вой штурм

Обсу­ди­те, какое бла­го полу­чат и с каки­ми труд­но­стя­ми могут столк­нуть­ся участ­ни­ки груп­пы, дав обе­ща­ние повто­рять 4 кру­га джа­пы.

 

Лек­ция.

Часть 1

Под­ве­ди­те ито­ги: обсу­ди­те бла­го от повто­ре­ния 4 кру­гов и рас­ска­жи­те, как пре­одо­ле­вать пре­пят­ствия. Убе­ди­тесь, что про­зву­ча­ли сле­ду­ю­щие пункты.

Бла­го от повторения.

  • Это успо­ка­и­ва­ет ум.
  • Раз­ви­ва­ет веру в Господа.
  • Помо­га­ет луч­ше понять свя­щен­ные писания.
  • Дает жела­ние и разум зани­мать­ся пре­дан­ным служением.
  • Помо­га­ет изба­вить­ся от телес­ной кон­цеп­ции (очи­ща­ет ум).
  • Дару­ет счастье.
  • Защи­ща­ет.
  • Уни­что­жа­ет грехи.
  • Под­дер­жи­ва­ет в нас духов­ное созна­ние в тече­ние дня.
  • Дает нам любовь к Кришне.

Часть 2

Рас­ска­жи­те о бла­гах, кото­рые чело­век полу­ча­ет, читая кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды. Под­го­товь­те акку­рат­ный и кра­си­вый пла­кат со сле­ду­ю­щи­ми пунктами.

  • Помо­га­ют лег­ко и хоро­шо понять цель жизни.
  • Вдох­нов­ля­ют.
  • Помо­га­ют быст­ро раз­вить веру в Бога.
  • В них обиль­но цити­ру­ют­ся свя­щен­ные писа­ния, что при­да­ет этим кни­гам вес.
  • Они инте­рес­ны и в выс­шей сте­пе­ни информативны.
  • Они раз­но­го объ­е­ма. Мож­но начать читать с малень­ких книг.
  • Они увле­ка­тель­ны и помо­га­ют нам по-ново­му взгля­нуть на мир.

Пока­жи­те им кни­ги Шри­лы Праб­ху­па­ды и пред­ло­жи­те приобрести.

Часть 3

Слу­же­ние в хра­ме и бла­го, кото­рое мы от это­го полу­ча­ем. По мере про­дол­же­ния лек­ции выпи­сы­вай­те сле­ду­ю­щие пункты.

  • Слу­же­ни­ем лег­ко зани­мать­ся, а духов­ное бла­го от это­го очень велико.
  • Оно поз­во­ля­ет нам очень быст­ро снис­кать милость Кришны.
  • Дает нам вкус к даль­ней­ше­му прогрессу.
  • Поз­во­ля­ет сдру­жить­ся с пре­дан­ны­ми и стать к ним ближе.
  • Это весе­ло и интересно.
  • Сра­зу же дает ощу­ще­ние бла­жен­ства, кото­рое дол­го не проходит.

Оцен­ка

Спро­си­те, сколь­ко чело­век из при­сут­ству­ю­щих гото­вы под­нять­ся на уро­вень криш­на-сева­ка (пред­ва­ри­тель­но пусть рас­ска­жут о требованиях).

Раз­дай­те анке­ты жела­ю­щим при­нять обе­ты уров­ня криш­на-сева­ка. После это­го они уже могут полу­чить диплом, кото­рый им мож­но вру­чить во вре­мя пуб­лич­ной цере­мо­нии, либо на одной из хра­мо­вых программ.

 

Кон­троль­ный спи­сок для моду­ля криш­на-сева­ка

Вто­рой модуль состо­ит из 8 заня­тий, кото­рые про­во­дят­ся в тече­ние 8 недель. После это­го моду­ля дают­ся вопро­сы — запол­ни­те при­ве­ден­ный ниже спи­сок, с помо­щью кото­ро­го вы смо­же­те оце­нить, про­дви­ну­лись ли чле­ны вашей груп­пы по основ­ным направ­ле­ни­ям хотя бы до уров­ня криш­на-сева­ка. Криш­на-сева­ка — это повто­ре­ние как мини­мум 4 кру­гов джа­пы еже­днев­но, отказ от мяса и выпол­не­ние како­го-то посто­ян­но­го слу­же­ния. Вы долж­ны были запи­сы­вать подроб­ную инфор­ма­цию о чле­нах вашей груп­пы в отче­тах после каж­дой про­грам­мы. Это помо­жет вам лег­ко запол­нить кон­троль­ный спи­сок и под­твер­дить свои дости­же­ния. Если наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к сни­же­нию, вы узна­е­те, чему сто­ит уде­лить осо­бое вни­ма­ние, точ­нее, чему вы уде­ли­ли недо­ста­точ­но вни­ма­ния. Про­смот­ри­те еще раз вступ­ле­ние, оно вам поможет.

Несмот­ря на все наши уси­лия, все­гда есть воз­мож­ность того, что наши резуль­та­ты не сов­па­дут с иде­а­лом. Ведь мы име­ем дело с людь­ми. У них есть сво­бо­да воли: они сами опре­де­ля­ют, с какой ско­ро­стью им про­грес­си­ро­вать в созна­нии Криш­ны. Мы же долж­ны делать все от нас зави­ся­щее, и в боль­шин­стве слу­ча­ев это вдох­но­вит их пре­да­вать­ся быст­рее. Но неуда­чи не долж­ны удру­чать вас, посколь­ку мы посто­ян­но совер­шен­ству­ем­ся. Это каса­ет­ся и того, как мы пре­да­ем­ся Кришне, и того, как учим­ся вдох­нов­лять на это дру­гих. Нет пре­де­ла совершенству.

Напи­ши­те да/нет в соот­вет­ству­ю­щей колон­ке справа:

Посе­ща­ют ли вашу про­грам­му по край­ней мере 10 человек?
Все ли ходят регу­ляр­но? Сколь­ко непостоянных?
Участ­ву­ют ли они во всех частях встре­чи? Если нет, сколь­ко не участ­ву­ет и какие части обыч­но пропускаются?
Повто­ря­ют ли все чле­ны груп­пы хотя бы 4 кру­га джа­пы еже­днев­но? Если нет, сколь­ко не повторяет?
Сколь­ко из них еще не чита­ют кни­ги Шри­лы Прабхупады?
Все ли выпол­ня­ют «домаш­нее зада­ние»? Если нет, сколь­ко не выполняет?
Все ли сво­бод­но обща­ют­ся и чув­ству­ют себя с вами ком­форт­но? Если нет, сколь­ко не общается?
Вызва­лись ли они выпол­нять какое-то слу­же­ние? Если нет, то сколько?
Все ли хотят при­нять уро­вень криш­на-сева­ка? Если нет, сколь­ко не хочет?

Даже если у вас все­го одна или две помет­ки «нет» и вы уве­ре­ны, что про­де­ла­ли хоро­шую рабо­ту, вам все рав­но пред­сто­ит потру­дить­ся, что­бы под­нять всех сво­их под­опеч­ных до нуж­но­го уров­ня. Если око­ло поло­ви­ны груп­пы не сдви­ну­лось с места, вам сто­ит пере­смот­реть свою стра­те­гию. Обсу­ди­те это со стар­ши­ми про­по­вед­ни­ка­ми, попро­си­те их руко­вод­ства и помо­щи. Помни­те, что вы испол­ня­е­те роль роди­те­ля, а роди­те­ли обя­за­ны забо­тить­ся о каж­дом из сво­их детей!