Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Даже если чело­век необ­ра­зо­ван (и пото­му не может читать «Бха­га­вад-гиту» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там»), он может достичь цели жиз­ни, про­сто повто­ряя маха-ман­тру.

Любой раз­вив­ший в себе созна­ние Криш­ны чело­век может без тру­да ска­зать, какой будет его сле­ду­ю­щая жизнь, кто такой Бог, что пред­став­ля­ет собой живое суще­ство и в каких отно­ше­ни­ях оно нахо­дит­ся с Богом. Зна­ние тако­го чело­ве­ка совер­шен­но, поколь­ку он чер­па­ет его из совер­шен­ных книг, таких, как «Бха­га­вад-гита» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там».

В этом суть мето­да созна­ния Криш­ны. Он очень прост: любой может вос­поль­зо­вать­ся им
и сде­лать свою жизнь совер­шен­ной. Даже чело­век, у кото­ро­го нет вооб­ще ника­ко­го обра­зо­ва­ния, кото­рый даже не уме­ет читать, все рав­но может успеш­но при­ме­нять дан­ный метод. Он может достичь выс­ше­го совер­шен­ства, про­сто повто­ряя маха-ман­тру: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Криш­на наде­лил нас язы­ком и дву­мя уша­ми, и, что уди­ви­тель­но, Его мож­но постичь имен­но с помо­щью язы­ка и ушей, а отнюдь не глаз.

«Бес­цен­ный дар»

 

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. У пре­дан­но­го нет ника­кой мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти, акин­ча­на.

Шесть Госва­ми Врин­да­ва­на — клас­си­че­ский при­мер отре­шен­но­сти в созна­нии Криш­ны. Рупа Госва­ми и Сана­та­на Госва­ми были высо­ко­по­став­лен­ны­ми мини­стра­ми, а Раг­ху­натха дас Госва­ми — сыном бога­то­го зем­ле­вла­дель­ца. Они отка­за­лись от все­го мате­ри­аль­но­го иму­ще­ства, как от чего-то незна­чи­тель­но­го, и посе­ли­лись во Врин­да­ване. Из одеж­ды у них была лишь набед­рен­ная повяз­ка, а внешне они выгля­де­ли, как нищие.

Но имен­но Рупа Госва­ми выдви­нул прин­цип отре­че­ния через исполь­зо­ва­ние вещей в слу­же­нии Кришне. «Когда чело­век ни к чему не при­вя­зан, но вос­при­ни­ма­ет все в отно­ше­нии к Кришне, он истин­но отрек­ся от мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти. С дру­гой сто­ро­ны, отре­че­ние того, кто отвер­га­ет все, не пони­мая, что все свя­за­но с Криш­ной, назы­ва­ет­ся лож­ным». Обще­из­вест­но, что Криш­на — Вер­хов­ный Вла­де­лец все­го. Поэто­му, если кто-то заяв­ля­ет, что чем-то вла­де­ет, это лишь безу­мие или воровство.

В ман­тре 1 «Ишо­па­ни­шад» гово­рит­ся: «Все живое и нежи­вое во все­лен­ной нахо­дит­ся во вла­сти Гос­по­да и при­над­ле­жит Ему. Поэто­му каж­дый дол­жен брать толь­ко то, что выде­ле­но ему как его доля».

Что зна­чит «доля»? Хотя свя­щен­ные писа­ния доз­во­ля­ют огра­ни­чен­ные чув­ствен­ные насла­жде­ния и мате­ри­аль­ную соб­ствен­ность, это раз­ре­ше­ние не рас­про­стра­ня­ет­ся на чистое пре­дан­ное слу­же­ние. Послед­нее настав­ле­ние Криш­ны — оста­вить даже эти рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния: «Оставь все рели­гии и про­сто пре­дай­ся Мне. Я огра­жу тебя от всех послед­ствий сво­их гре­хов. Не бой­ся ниче­го» («Бха­га­вад-гита» 18.66).

Выс­шая сте­пень осо­зна­ния — вос­при­ни­мать все как соб­ствен­ность Криш­ны. Отваж­ный, вдох­нов­лен­ный и состра­да­тель­ный пре­дан­ный пыта­ет­ся исполь­зо­вать все вещи в слу­же­нии Кришне. Так весь мир полу­ча­ет благо.

  1. Пре­дан­ный занят дея­тель­но­стью на бла­го каж­до­го, сар­во­па­ка­ра­ка.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (10.22.35) гово­рит­ся: «Обя­зан­ность каж­до­го живо­го суще­ства — зани­мать­ся дея­тель­но­стью на бла­го дру­гих, посвя­щая это­му свою жизнь, богат­ство, разум и речь». «Виш­ну-пура­на» (3.12.45) про­воз­гла­ша­ет: «Сво­и­ми дей­стви­я­ми, мыс­ля­ми и сло­ва­ми разум­ный чело­век дол­жен зани­мать­ся дея­тель­но­стью, кото­рая при­не­сет бла­го всем живым суще­ствам в этой жиз­ни и следующей».

Пре­дан­ный рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны каж­до­му, таким обра­зом дока­зы­вая его уни­вер­саль­ность. Гос­подь Чай­та­нья воз­ло­жил эту обя­зан­ность — давать созна­ние Криш­ны — на каж­до­го: бха­ра­та бху­ми­те хаи­ла ману­шья-джан­ма йара джан­ма сартх­а­ка кари кара пара упа­ка­ра — «Тот, кто родил­ся чело­ве­ком на зем­ле Индии [Бха­ра­та-вар­ши], дол­жен сде­лать свою жизнь совер­шен­ной и тру­дить­ся на бла­го всем людям».

Его Боже­ствен­ная Милость А.Ч.Бхактиведанта Сва­ми Праб­ху­па­да, без пре­уве­ли­че­ния, явля­ет­ся транс­цен­дент­ным тру­же­ни­ком, в выс­шей сте­пе­ни достой­ным зва­ния «пара-упа­ка­ра».

Тыся­чи лет дра­го­цен­ное зна­ние о бхак­ти-йоге оста­ва­лось в пре­де­лах Индии. Даже Гос­подь Чай­та­нья в сво­их путе­ше­стви­ях не пере­се­кал ее гра­ни­цы. Люди за пре­де­ла­ми Бха­ра­та-вар­ши счи­та­лись неци­ви­ли­зо­ван­ны­ми млеч­чха­ми, и даже те, кто счи­тал­ся вайш­на­ва­ми, не мог­ли спа­сти этих пад­ших млеч­чх. Бла­гие поже­ла­ния, молит­вы, наме­ре­ния и само­от­вер­жен­ная дея­тель­ность пре­дан­ных при­но­сит огром­ное бла­го всем людям в мате­ри­аль­ном мире.

  1. Пре­дан­ный уми­ро­тво­рен, шан­та.

Шри­ла Праб­ху­па­да назвал стих «бхок­та­рам ягья тапа­сам» («Бха­га­вад-гита» 5.29) фор­му­лой мира. Сле­ду­ет осо­знать три фак­та о Боге:

  • все, что бы мы ни дела­ли, сле­ду­ет пред­ла­гать Ему. Мы долж­ны раз и навсе­гда отка­зать­ся от лож­ных при­тя­за­ний на поло­же­ние выс­ше­го насла­жда­ю­ще­го­ся и при­знать суще­ство­ва­ние все­мо­гу­ще­го Бога. Осо­зна­ние того, что мы — частич­ки Гос­по­да и долж­ны слу­жить Ему, при­но­сит умиротворение;
  • Вер­хов­ный Гос­подь — вла­де­лец и пове­ли­тель всех пла­нет, и наро­ды и нации не долж­ны заяв­лять свои при­тя­за­ния на них. Объ­яв­лять себя вла­дель­цем, не ссы­ла­ясь на Вер­хов­но­го Вла­дель­ца — мошенничество;
  • Криш­на — друг всех живых существ.

Тот, кто при­зна­ет эти харак­те­ри­сти­ки Криш­ны, слу­жит и покло­ня­ет­ся Ему, «избав­ля­ет­ся от мате­ри­аль­ных стра­да­ний и обре­та­ет пол­ное умиротворение».

Обре­тя мир с Богом, мы обре­тем мир и с сами­ми собой.

Таким обра­зом, уми­ро­тво­рен­ность — не про­сто какое-то мате­ри­аль­ное идил­ли­че­ское состо­я­ние, кото­рое в один момент может раз­ле­теть­ся на кус­ки. Уми­ро­тво­рен­ность — состо­я­ние души, в кото­ром она видит Криш­ну во всем. Шри­ла Праб­ху­па­да пишет в «Бха­га­вад-гите»: «Пони­ма­ние того фак­та, что ниче­го не суще­ству­ет поми­мо Криш­ны — вот осно­ва мира и бес­стра­шия». Созна­ние Криш­ны озна­ча­ет, что пре­дан­ный все­гда дума­ет о Кришне и повто­ря­ет Харе Криш­на, будь то в раю или в аду. Такая ред­кая уми­ро­тво­рен­ность — бла­го­сло­ве­ние Криш­ны тем, кто при­сту­па­ет к пре­дан­но­му слу­же­нию Ему и остав­ля­ет бес­по­кой­ный мир мате­ри­аль­ных желаний.

  1. Пре­дан­ный вру­чил себя Кришне, криш­на­и­ка-шара­на.

Сар­ваб­ха­у­ма Бхат­та­ча­рья опи­сал, что Гос­подь Чай­та­нья при­шел, что­бы учить отре­че­нию, зна­нию о Себе и нау­ке пре­дан­но­сти, бхак­ти-йоге. Повто­ре­ние Харе Криш­на нуж­но для того, что­бы задей­ство­вать свои речь, слух и ум в ягье свя­то­го име­ни. Гос­подь Чай­та­нья учил, что мы долж­ны избе­гать 10 оскорб­ле­ний свя­то­го име­ни и посвя­тить свои жиз­ни испол­не­нию настав­ле­ний духов­но­го учителя.

Вру­че­ние себя — не при­чу­да. Оно при­знан­но и науч­но. Посред­ством прак­ти­ки мы узна­ем, что зна­чит пре­дать­ся. Пре­дан­ный, чья жизнь пол­но­стью посвя­ще­на Кришне, занят мно­же­ством дел и не теря­ет ни секун­ды. Его цель — пол­но­стью пре­дать­ся Кришне, что­бы пол­но­стью изба­вить­ся от мате­ри­аль­ных жела­ний и слу­жить Кришне все боль­ше и боль­ше, сле­дуя по сто­пам слу­ги слу­ги слу­ги гопи.

 

Выде­ле­ние: Как шесть Госва­ми пода­ва­ли при­мер отрешенности?

Осмыс­ле­ние

  1. Как Шри­ла Рупа Госва­ми сове­то­вал про­яв­лять отре­шен­ность через исполь­зо­ва­ние все­го в слу­же­нии Кришне? Поче­му мы назы­ва­ем это истин­ной отрешенностью?
  2. Поче­му важ­но зани­мать­ся благотворительностью?
  3. Каким видом бла­го­тво­ри­тель­но­сти мы долж­ны зани­мать­ся? Почему?
  4. Как Шри­ла Праб­ху­па­да про­яв­лял это качество?
  5. Каким обра­зом пре­дан­ный может быть умиротворен?
  6. Как мы можем пре­дать­ся Кришне? Како­ва цель того, кто пол­но­стью пре­дал­ся Кришне?

При­ме­не­ние: Назо­ви­те одно­го или несколь­ких пре­дан­ных, у кото­рых есть эти каче­ства. Обсу­ди­те, как вы пла­ни­ру­е­те раз­ви­вать эти каче­ства в себе.

 

Про­по­ведь — это сущность

Долг уче­ни­ка — рас­про­стра­нять транс­цен­дент­ное посла­ние бес­ко­рыст­но, не имея мате­ри­аль­ных мотивов.

В этом сти­хе, рас­ска­зы­вая о себе, Нара­да Муни крат­ко опи­сы­ва­ет жизнь искрен­не­го пре­дан­но­го. После посвя­ще­ния, дан­но­го Гос­по­дом или Его истин­ным пред­ста­ви­те­лем, такой пре­дан­ный начи­на­ет со всей серьез­но­стью вос­пе­вать сла­ву Гос­по­да и стран­ству­ет по все­му миру, что­бы дру­гие тоже смог­ли узнать о ней. Такие пре­дан­ные не ищут мате­ри­аль­ной выго­ды. Ими дви­жет един­ствен­ное жела­ние: вер­нуть­ся обрат­но к Богу, и это про­ис­хо­дит, когда в поло­жен­ный срок они остав­ля­ют свое мате­ри­аль­ное тело. Имея в жиз­ни выс­шую цель — воз­вра­ще­ние к Богу — они нико­гда не зави­ду­ют и не кичат­ся тем, что ста­ли достой­ны вер­нуть­ся к Богу. Един­ствен­ное их заня­тие — вос­пе­вать и вспо­ми­нать свя­тое имя, игры и вели­чие Гос­по­да и по мере сво­их сил нести это посла­ние дру­гим, забо­тясь об их бла­ге и не рас­счи­ты­вая ни на какие мате­ри­аль­ные вознаграждения.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 1.6.26