Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

В Кали-югу повто­ре­ние маха-ман­тры Харе Криш­на более дей­ствен­но, неже­ли покло­не­ние Божествам.

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (12.3.52) говорится:

кри­те йад дхй­ай­а­то вишнум
тре­тай­ам йад­жа­то макхаих
два­па­ре паричарйайам
калау тад дхари-киртанат

«Все­го, что в Сатья-югу дости­га­ли, меди­ти­руя на Виш­ну, в Тре­та-югу — совер­шая жерт­во­при­но­ше­ния, а в Два­па­ра-югу — покло­ня­ясь лотос­ным сто­пам Гос­по­да, в Кали-югу мож­но достичь пени­ем Харе Криш­на маха-ман­тры». В Сатья-югу каж­дый был духов­но раз­вит, и эти вели­кие души нико­гда не враж­до­ва­ли меж­ду собой. Одна­ко в после­ду­ю­щие эпо­хи из-за мате­ри­аль­но­го осквер­не­ния даже брах­ма­ны и вайш­на­вы ста­ли ино­гда отно­сить­ся друг к дру­гу неуважительно.

Что­бы очи­стить людей от этой сквер­ны, вели­кие муд­ре­цы научи­ли их покло­нять­ся Боже­ствам в хра­ме. Покло­не­ние Боже­ствам нача­лось в Тре­та-югу и достиг­ло рас­цве­та в Два­па­ра-югу (два­па­ре пари­чарй­ай­ам). Одна­ко в Кали-югу покло­не­ни­ем Боже­ствам ста­ли пре­не­бре­гать. И пото­му на сме­ну покло­не­нию в хра­ме при­шел более могу­ще­ствен­ный метод — пение ман­тры Харе Криш­на. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху Сам пока­зал нам при­мер. Он не воз­во­дил хра­мы и не уста­нав­ли­вал Боже­ства, Он повсю­ду рас­про­стра­нял дви­же­ние сан­кир­та­ны.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.14.39

 

Текст для обсуждения

(про­дол­же­ние)

  1. Пре­дан­ный без­упре­чен, нидо­ша.

Кто может похва­стать­ся тем, что у него нет недо­стат­ков? Но пре­дан­ный, кото­рый посвя­тил Кришне свои тело, ум и сло­ва, все­гда испол­ня­ет Его волю и повто­ря­ет Его посла­ние. А посколь­ку Криш­на, Выс­ший Совер­шен­ный, без­упре­чен, то без­упре­чен и тот, кто пол­но­стью пре­дал­ся Ему. Кажу­щи­е­ся недо­стат­ки не вре­дят без­упреч­но­сти преданного.

Ино­гда него­дяи выда­ют себя за без­упреч­ных чистых пре­дан­ных, что­бы попы­тать­ся выста­вить себя про­дви­ну­ты­ми духов­ны­ми лиде­ра­ми, таким обра­зом обма­ны­вая людей для соб­ствен­ной выго­ды. Но разум­ный пре­дан­ный спо­со­бен рас­по­знать обман. Чистый пре­дан­ный или тот, кто искренне сле­ду­ет его ука­за­ни­ям, не ста­нет при­чи­нять нико­му вре­да или пло­хо обра­щать­ся с кем-то. Не обра­щая вни­ма­ния на него­дя­ев, мы долж­ны идти впе­ред, от все­го серд­ца выра­жая почте­ние чисто­му пре­дан­но­му и сле­дуя его настав­ле­ни­ям. Под мас­кой свя­тых и пре­дан­ных могут являть­ся обман­щи­ки, но это не зна­чит, что насто­я­щих пре­дан­ных совсем не суще­ству­ет. Насто­я­ще­го пре­дан­но­го мож­но узнать по тому, что он все­гда дей­ству­ет стро­го соглас­но парам­па­ре. Он нико­гда не отвер­га­ет почет, слу­же­ние или день­ги, кото­рые полу­ча­ет от име­ни Криш­ны. Мы можем сме­ло дове­рить ему свои жиз­ни. Он при­не­сет бла­го все­му чело­ве­че­ству, ибо живет и про­по­ве­ду­ет посла­ние Кришны.

  1. Пре­дан­ный вели­ко­ду­шен, вада­нья.

Не стре­мясь ни к чему ино­му, нуж­но посвя­тить все жела­ния слу­же­нию Кришне при помо­щи регу­ли­ру­е­мо­го про­цес­са пре­дан­но­го слу­же­ния, начи­на­ю­ще­го­ся со слу­ша­ния и вос­пе­ва­ния, под руко­вод­ством опыт­но­го духов­но­го учи­те­ля. Нау­ка пре­дан­но­сти испол­не­на бла­жен­ства, и в ито­ге пре­дан­ный начи­на­ет любить Криш­ну. Те, кто дает этот про­цесс пре­дан­но­сти, истин­но великодушны.

Посколь­ку мы живем в мате­ри­аль­ном мире, мире труд­но­стей, мире, кото­рым управ­ля­ют силы зла и иллю­зии, в рас­про­стра­не­нии щед­ро­го дара Гос­по­да Чай­та­ньи нас все­гда будут под­жи­дать труд­но­сти. Но жела­ние пре­дан­но­го рас­про­стра­нить дары Гос­по­да Чай­та­ньи, несмот­ря на любые труд­но­сти, — дру­гой при­знак его великодушия.

Гос­подь Чай­та­нья и Его после­до­ва­те­ли зна­ют, что нет ниче­го более вели­ко­го, чем любовь к Богу. Они про­дол­жа­ют рас­про­стра­нять ее, забыв о себе, не зная пре­пят­ствий и разо­ча­ро­ва­ний. Их вели­ко­ду­шие не зна­ет гра­ниц, а вели­кая уда­ча тех, кто полу­ча­ет этот дар, не име­ет равных.

  1. Пре­дан­ный мягок, мри­ду.

Пре­дан­ный не стре­мит­ся к мате­ри­аль­ным удо­воль­стви­ям и стра­да­ни­ям, кото­рые они при­но­сят. Он оста­ет­ся уми­ро­тво­рен­ным, посколь­ку он удо­вле­тво­рен созна­ни­ем Криш­ны. Тот, у кого есть мил­ли­он дол­ла­ров, не ста­нет рвать­ся к насла­жде­ни­ям, кото­рые мож­но полу­чить и за тыся­чу. Его харак­тер мягок, посколь­ку он не стре­мит­ся ни к какой выго­де, и ничто не может лишить его созна­ния Кришны.

Пре­дан­ный так­же мягок в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми. Конеч­но, есть посло­ви­ца: «Вайш­нав мягок, как роза, и суров, как удар мол­нии». С бого­хуль­ни­ка­ми, напри­мер, он не цере­мо­нит­ся. Гос­подь Чай­та­нья не выгля­дел мяг­ким, когда выпу­стил Судар­ша­на-чак­ру, что­бы убить Джа­гая и Мад­хая. Но пре­дан­ный, как пра­ви­ло, мягок, осо­бен­но когда речь идет о непра­виль­ном отно­ше­нии к нему само­му. Его мяг­кость так­же соче­та­ет­ся с каче­ства­ми кро­то­сти и смирения.

Он не раз­дра­жа­ет­ся, когда чув­ству­ет лич­ное неудоб­ство, но ста­ра­ет­ся реа­ги­ро­вать мяг­ко, как Хари­дас Тха­кур реа­ги­ро­вал на людей, кото­рым было при­ка­за­но бить его на два­дца­ти двух базар­ных пло­ща­дях. Мяг­кость про­ис­те­ка­ет не из робо­сти, а из чув­ства глу­бо­ко­го удовлетворения.

Он тих, подоб­но огром­но­му оке­а­ну. Дру­гих бес­по­ко­ят собы­тия в мире, лич­ные разо­ча­ро­ва­ния и опа­се­ния, но пре­дан­ный зави­сит от Криш­ны и пыта­ет­ся выпол­нить Его ука­за­ние. Так, не при­ем­лю­щая наси­лия, без­мя­теж­ная, транс­цен­дент­ная мяг­кость — дру­гая при­вле­ка­тель­ная чер­та преданного.

  1. Пре­дан­ный чист, шучи.

Конеч­но, име­ет­ся в виду чисто­та внеш­няя и внут­рен­няя. У пре­дан­но­го все долж­но быть чистым, шучи — ум, серд­це, разум, тело, одеж­да, жили­ще, рабо­чее место, место покло­не­ния, лич­ные дела и биз­нес. «Чисто­та сопут­ству­ет боже­ствен­но­сти» — про­стая посло­ви­ца, но в ней содер­жит­ся муд­рость, цен­ная для духов­ной жизни.

Внеш­няя чисто­та важ­на, но она долж­на быть свя­за­на с Криш­ной. Высо­кий стан­дарт чисто­ты, кото­ро­му сле­ду­ет пре­дан­ный, покло­ня­ясь Боже­ству, — пока­за­тель его пре­дан­но­сти. Из чистой пре­дан­но­сти он хочет покло­нять­ся Гос­по­ду как мож­но луч­ше и как мож­но чище.

Раз­ви­тие зна­ния, не свя­зан­но­го с чисты­ми пре­дан­ным слу­же­ни­ем, как и жела­ние обре­сти мате­ри­аль­ное воз­на­граж­де­ние даже за рели­ги­оз­ные уси­лия, счи­та­ют­ся осквер­не­ни­я­ми и про­ти­во­ре­чат цели чистой бхак­ти. «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (1.2.17) про­слав­ля­ет про­цесс вос­пе­ва­ния и слу­ша­ния как то, что быст­рее все­го очи­ща­ет серд­це от все­го неже­ла­тель­но­го, нечистого.

Когда Нара­да Муни пытал­ся вер­нуть образ Криш­ны в сво­ей меди­та­ции, Гос­подь отве­тил ему, ска­зав, что пре­дан­ный дол­жен пол­но­стью «осво­бо­дить­ся от мате­ри­аль­ных пут», преж­де чем смо­жет уви­деть Его. В этот век Гос­подь Чай­та­нья щед­ро рас­про­стра­нял вос­пе­ва­ние Харе Криш­на, таким обра­зом обес­пе­чив нас наи­бо­лее эффек­тив­ным мето­дом очи­ще­ния гряз­но­го ума и серд­ца, кото­рое может дать нам чистое виде­ние Кришны.

 

Выде­ле­ние

  1. Как пре­дан­ный может быть безупречным?
  2. Како­вы отли­чи­тель­ные при­зна­ки и поступ­ки тако­го чисто­го преданного?

Осмыс­ле­ние:

  1. Поче­му мы гово­рим, что Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху и Его пре­дан­ные — самые великодушные?
  2. Как чистый пре­дан­ный может все­гда оста­вать­ся крот­ким и без­мя­теж­ным? Как он ведет себя с другими?
  3. В каких слу­ча­ях такой пре­дан­ный не про­яв­ля­ет кротость?
  4. В каких сфе­рах жиз­ни мы долж­ны раз­ви­вать чисто­ту? Почему?

При­ме­не­ние

Что вы дума­е­те по пово­ду обсуж­да­е­мых качеств вайш­на­ва? Вдох­нов­ля­ют ли они вас сле­до­вать им?

 

Про­по­ведь — это сущность

Про­по­ведь созна­ния Криш­ны — при­знак истин­но­го мило­сер­дия к живым существам.

Если живое суще­ство разо­вьет в себе созна­ние Криш­ны, будет про­яв­лять мило­сер­дие к дру­гим и в совер­шен­стве усво­ит духов­ную нау­ку само­осо­зна­ния, оно тут же осво­бо­дит­ся из мате­ри­аль­но­го плена.

Ком­мен­та­рий. Упо­треб­лен­ные в этом сти­хе сло­ва дайа джи­ве­шу, «мило­сер­дие к дру­гим живым суще­ствам», ука­зы­ва­ют, что чело­век, стре­мя­щий­ся постичь свою духов­ную при­ро­ду, дол­жен про­яв­лять мило­сер­дие к дру­гим суще­ствам. Это зна­чит, что, достиг­нув совер­шен­ства и осо­знав себя веч­ным слу­гой Криш­ны, мы долж­ны нести это зна­ние людям. Такая про­по­ведь — про­яв­ле­ние истин­но­го мило­сер­дия к живым суще­ствам. Дру­гие виды бла­го­тво­ри­тель­но­сти при­но­сят вре­мен­ные бла­га наше­му телу, но, посколь­ку живое суще­ство суть душа, истин­но мило­серд­ным к нему будет лишь тот, кто откро­ет ему зна­ние о его духов­ной природе.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.29.16