Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ре­ние свя­то­го име­ни поз­во­ля­ет достичь все­го, что мож­но полу­чить, совер­шая веди­че­ские риту­а­лы, изу­чая фило­со­фию Ведан­ты и зани­ма­ясь мисти­че­ской йогой.

(Гос­подь Криш­на ска­зал Арджуне): «Все нуж­ды, кото­рые удо­вле­тво­ря­ет малень­кий коло­дец, может сра­зу удо­вле­тво­рить боль­шой водо­ем. Подоб­но это­му, тот, кому извест­но выс­шее назна­че­ние Вед, обре­та­ет все опи­сан­ные в них блага».

Жерт­во­при­но­ше­ния и риту­а­лы, кото­рые опи­са­ны в раз­де­ле Вед кар­ма-кан­да, пред­на­зна­че­ны для того, что­бы помочь чело­ве­ку стать на путь само­осо­зна­ния. Конеч­ная цель веди­че­ско­го пути само­осо­зна­ния ясно опре­де­ле­на в пят­на­дца­той гла­ве «Бха­га­вад-гиты» (15.15): цель изу­че­ния Вед — постичь Гос­по­да Криш­ну, пер­во­при­чи­ну все­го суще­го. Таким обра­зом, истин­ное само­осо­зна­ние — это пости­же­ние Криш­ны и наших веч­ных отно­ше­ний с Ним. Об отно­ше­ни­ях живо­го суще­ства с Криш­ной так­же гово­рит­ся в пят­на­дца­той гла­ве «Бха­га­вад-гиты» (15.7). Все живые суще­ства — неотъ­ем­ле­мые части­цы Криш­ны, поэто­му, раз­вив в себе созна­ние Криш­ны, инди­ви­ду­аль­ное живое суще­ство дости­га­ет выс­шей сту­пе­ни веди­че­ско­го пути позна­ния. Это под­твер­жда­ет сле­ду­ю­щий стих из «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (3.33.7):

ахо бата шва-пачо ’то гарийан
йадж-джи­х­ва­г­ре вар­та­те нама тубхйам
тепус тапас те джуху­вух сас­нур арйа
брах­ма­ну­чур нама гри­нан­ти йе те

«О мой Гос­подь, тот, кто повто­ря­ет Твое свя­тое имя, уже достиг выс­шей сту­пе­ни духов­но­го само­по­зна­ния, даже если он про­ис­хо­дит из семьи соба­ко­едов. В про­шлом он, вне вся­ко­го сомне­ния, совер­шил все жерт­во­при­но­ше­ния и все виды аске­зы, пред­пи­сан­ные Веда­ми, омыл­ся в свя­тых водах всех мест палом­ни­че­ства и мно­го раз глу­бо­ко изу­чил веди­че­ские писа­ния. Тако­го чело­ве­ка сле­ду­ет счи­тать луч­шим из ариев».

Итак, что­бы постичь выс­шее назна­че­ние Вед, надо быть доста­точ­но разум­ным, не огра­ни­чи­вать­ся совер­ше­ни­ем веди­че­ских риту­а­лов и стрем­ле­ни­ем вку­сить изыс­кан­ных удо­воль­ствий на рай­ский пла­не­тах. Никто из людей это­го века не спо­со­бен испол­нять все веди­че­ские риту­а­лы, рав­но как и дос­ко­наль­но изу­чить «Ведан­ту» и Упа­ни­ша­ды. Что­бы выпол­нить все пред­пи­са­ния Вед, тре­бу­ет­ся очень мно­го вре­ме­ни, сил, зна­ний и средств. В нынеш­ний век это едва ли воз­мож­но. Одна­ко выс­шей цели веди­че­ских пред­пи­са­ний мож­но достичь, про­сто повто­ряя свя­тое имя Гос­по­да, как учил Гос­подь Чай­та­нья, спа­си­тель всех пад­ших душ.

«Бха­га­вад-гита», 2.46

 

Текст для обсуждения

Сей­час люди не полу­ча­ют необ­хо­ди­мо­го вос­пи­та­ния, и пото­му никто не зна­ет Бога, не гово­ря уже о том, что­бы полю­бить Его. Люди доволь­ству­ют­ся тем, что ходят в цер­ковь и молят­ся: «Боже, дай нам хлеб наш насущный».

В «Шри­мад-Бха­га­ва­там» это назы­ва­ет­ся лже­ре­ли­ги­ей, посколь­ку ее цель — не познать и воз­лю­бить Бога, а извлечь для себя какую-то выго­ду. Ина­че гово­ря, если я заяв­ляю, что испо­ве­дую какую-то рели­гию, но не знаю, кто такой Бог и что зна­чит любить Его, я испо­ве­дую лжерелигию.

Каж­дый, кто учит, как познать Бога и полю­бить Его, явля­ет­ся духов­ным учи­те­лем. Ино­гда бес­со­вест­ные него­дяи вво­дят людей в заблуж­де­ние. «Я — Бог», — заяв­ля­ют они, и люди, не зна­ю­щие Бога, верят им. Что­бы понять, кто такой Бог и что зна­чит любить Его, нуж­но очень серьез­но отне­стись к этой нау­ке. Ина­че вы впу­стую потра­ти­те время.

Мы пред­став­ля­ем нау­ку о том, как мож­но познать Криш­ну, Вер­хов­ную Лич­ность Бога, осу­ществ­ляя на прак­ти­ке уче­ние «Бха­га­вад-гиты» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там». Они учат, что наша един­ствен­ная обя­зан­ность — любить Бога. Нам ни к чему про­сить Бога, что­бы Он удо­вле­тво­рил наши нуж­ды. Бог удо­вле­тво­ря­ет нуж­ды всех, даже тех, кто не испо­ве­ду­ет ника­кой рели­гии. Напри­мер, у кошек и собак нет рели­гии, и все же Криш­на обес­пе­чи­ва­ет их всем необ­хо­ди­мым для жиз­ни. Поэто­му какой смысл доку­чать Кришне прось­ба­ми о хле­бе насущ­ном? Он и так дает его.

Совер­шен­ная рели­гия учит, как любить Бога, не стре­мясь извлечь из это­го выго­ду для себя.

Если я слу­жу Богу ради какой-либо выго­ды — это биз­нес, а не любовь. Истин­ная любовь к Богу — это ахаи­ту­ки апра­ти­ха­та: ей не могут поме­шать ника­кие мате­ри­аль­ные пре­пят­ствия. Она не зави­сит ни от каких внеш­них обсто­я­тельств. Тому, кто дей­стви­тель­но хочет полю­бить Бога, ничто не в силах поме­шать. Кем бы вы ни были — бед­ным или бога­тым, моло­дым или ста­рым, чер­ным или белым — вы може­те любить Его.

Есть четы­ре клас­са людей: кар­ми, гья­ни, йоги и бхак­ты — все они дости­га­ют раз­ных целей.

Кар­ми тру­дят­ся ради мате­ри­аль­ной выго­ды. К при­ме­ру, в горо­де мно­гие не покла­дая рук тру­дят­ся день и ночь, что­бы зара­бо­тать немно­го денег.

Гья­ни — это тот, кто дума­ет: «Зачем мне так над­ры­вать­ся? Пти­цы, пче­лы, сло­ны и дру­гие созда­ния не ходят на рабо­ту, но тем не менее тоже едят. Какой смысл упор­но тру­дить­ся? Не луч­ше ли поду­мать над реше­ни­ем про­блем жиз­ни: про­блем рож­де­ния, смер­ти, ста­ро­сти и болез­ней?» Гья­ни пыта­ют­ся стать бес­смерт­ны­ми. Они дума­ют, что, слив­шись с быти­ем Бога, не будут под­вер­же­ны рож­де­нию, смер­ти, ста­ро­сти и болезням

Йоги пыта­ют­ся раз­вить в себе мисти­че­ские силы, что­бы пока­зы­вать чуде­са. Напри­мер, йог может стать очень малень­ким: если запе­реть его в ком­на­те, он смо­жет выбрать­ся из нее через любое малень­кое отверстие.

Когда йог демон­стри­ру­ет такие чуде­са, его тот­час же начи­на­ют счи­тать выда­ю­щим­ся чело­ве­ком. Прав­да, совре­мен­ные йоги про­сто пока­зы­ва­ют кое-какие гим­на­сти­че­ские упраж­не­ния, у них нет ника­ких осо­бых сил. Насто­я­щий же йог обла­да­ет неко­то­рым могу­ще­ством, но не духов­ным, а материальным.

Но бхак­та, или пре­дан­ный, не хочет ниче­го для себя. Он хочет толь­ко слу­жить Богу из люб­ви к Нему, как мать слу­жит сво­е­му ребен­ку. Слу­жа сво­е­му ребен­ку, мать не ищет ника­кой выго­ды. Она забо­тит­ся о нем толь­ко из при­вя­зан­но­сти и люб­ви к нему.

Когда вы дости­га­е­те этой ста­дии люб­ви к Богу — это совер­шен­ство. Ни кар­ми, ни гья­ни, ни йоги не могут познать Бога — толь­ко бхак­ты. Криш­на гово­рит в «Бха­га­вад-гите» (18.55): бхак­тйа мам абхи­джа­на­ти — «Постичь Бога мож­но толь­ко с помо­щью бхак­ти». Криш­на нико­гда не гово­рил, что Его мож­но осо­знать, прак­ти­куя дру­гие мето­ды. Нет. Толь­ко с помо­щью бхакти.

Если вы заин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы познать Бога и полю­бить Его, то долж­ны встать на путь пре­дан­но­го слу­же­ния. Ника­кой иной метод вам не поможет.

«Нау­ка само­осо­зна­ния», Гла­ва 1, с. 29–32

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. Кто такой духов­ный учитель?
  2. Чему учит совер­шен­ная рели­гия и в чем ее отли­чие от рели­гии, осно­ван­ной на жела­нии полу­че­ния выгоды?

Осмыс­ле­ние

  1. Объ­яс­ни­те, кто такие кар­ми, гья­ни, йоги и бхакты?
  2. В чем пре­иму­ще­ство мето­да бхак­ти, или пре­дан­но­го служения?

При­ме­не­ние

Рас­ска­жи­те, чего вы рас­счи­ты­ва­е­те достичь бла­го­да­ря духов­ной прак­ти­ке, и почему.

 

Про­по­ведь — это сущность

Рас­про­стра­не­ние созна­ния Криш­ны — выс­шее бла­го для все­го человечества.

«Мой доро­гой Арджу­на, тот, кто зани­ма­ет­ся чистым пре­дан­ным слу­же­ни­ем, не осквер­нен­ным стрем­ле­ни­ем к кар­ми­че­ской дея­тель­но­сти и умо­зри­тель­ным фило­соф­ство­ва­ни­ем, кто посвя­ща­ет Мне свой труд, счи­та­ет Меня выс­шей целью сво­ей жиз­ни и дру­же­люб­но отно­сит­ся ко всем живым суще­ствам, непре­мен­но вер­нет­ся ко Мне».

Пре­дан­ный Криш­ны дру­же­люб­но отно­сит­ся ко всем живым суще­ствам. Поэто­му здесь ска­за­но, что у него нет вра­гов. Что это зна­чит? Пре­дан­ный, обла­да­ю­щий созна­ни­ем Криш­ны, зна­ет, что толь­ко пре­дан­ное слу­же­ние Гос­по­ду спо­соб­но помочь чело­ве­ку решить все его жиз­нен­ные про­бле­мы. Он убе­дил­ся в этом на соб­ствен­ном опы­те и пото­му хочет рас­про­стра­нить сре­ди людей созна­ние Криш­ны. Исто­рия зна­ет мно­го при­ме­ров, когда пре­дан­ные Гос­по­да про­по­ве­до­ва­ли посла­ние Бога даже с риском для соб­ствен­ной жиз­ни. Всем изве­стен при­мер Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Он был рас­пят ате­и­ста­ми и пожерт­во­вал жиз­нью ради рас­про­стра­не­ния созна­ния Бога… Нема­ло ана­ло­гич­ных при­ме­ров было и в исто­рии Индии. Мож­но вспом­нить Тха­ку­ра Хари­да­са и Маха­ра­джу Прахла­ду. Ради чего они под­вер­га­ли себя тако­му рис­ку? Ради того, что­бы рас­про­стра­нить созна­ние Криш­ны, а это нелег­кая зада­ча. Чело­век, созна­ю­щий Криш­ну, пони­ма­ет, что при­чи­ной всех стра­да­ний людей явля­ет­ся забве­ние ими сво­их отно­ше­ний с Криш­ной. Поэто­му самое боль­шое доб­ро, кото­рое он может сде­лать людям, — это осво­бо­дить сво­их ближ­них от всех про­блем мате­ри­аль­ной жиз­ни. Так чистый пре­дан­ный слу­жит Господу.

«Бха­га­вад-гита», 11.55