Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Свя­тое имя дает веру в созна­ние Кришны.

Гос­подь Криш­на гово­рит Арджуне: «В этом мире нет ниче­го более чисто­го и воз­вы­шен­но­го, чем духов­ное зна­ние. [Это зна­ние — спе­лый плод всей прак­ти­ки йоги.] Тому, кто достиг совер­шен­ства в пре­дан­ном слу­же­нии, оно в свой срок откры­ва­ет­ся изнут­ри. Чело­век, испол­нен­ный веры, обуз­дав­ший свои чув­ства и пыт­ли­во ищу­щий духов­ное зна­ние, досто­ин полу­чить его, и, когда он обре­та­ет его, к нему тот­час при­хо­дит выс­ший покой».

Ком­мен­та­рий. Обре­сти духов­ное зна­ние и созна­ние Криш­ны может толь­ко чело­век, веря­щий в Криш­ну. Верой в Криш­ну назы­ва­ют непо­ко­ле­би­мую уве­рен­ность в том, что, про­сто дей­ствуя в созна­нии Криш­ны, мож­но достичь выс­шей сту­пе­ни совер­шен­ства. Что­бы раз­вить эту веру, нуж­но зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем и повто­рять ман­тру Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, кото­рая очи­ща­ет серд­це от мате­ри­аль­ной сквер­ны. Кро­ме того, необ­хо­ди­мо научить­ся вла­деть сво­и­ми чув­ства­ми. Чело­век, обла­да­ю­щий верой в Криш­ну и обуз­дав­ший чув­ства, лег­ко и без про­мед­ле­ний овла­де­ва­ет нау­кой созна­ния Кришны.

«Бха­га­вад-гита», 4.38–39

 

Текст для обсуждения

даи­ви хй эша гуна-майи
мама майа дуратй­айа
мам эва йе пра­па­дй­ан­те
май­ам этам таран­ти те

Пре­одо­леть вли­я­ние Моей боже­ствен­ной энер­гии, состо­я­щей из трех гун мате­ри­аль­ной при­ро­ды, неве­ро­ят­но труд­но. Но тот, кто пре­дал­ся Мне, с лег­ко­стью выхо­дит из-под её власти.

Ком­мен­та­рий. Энер­гия Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога делит­ся на мно­же­ство видов, и все они име­ют боже­ствен­ную при­ро­ду. Будучи части­ца­ми энер­гии Все­выш­не­го, живые суще­ства так­же обла­да­ют боже­ствен­ной при­ро­дой, но, когда они вхо­дят в сопри­кос­но­ве­ние с мате­ри­ей, она затме­ва­ет их изна­чаль­ное, выс­шее созна­ние. Покры­тые обо­лоч­кой мате­ри­аль­ной энер­гии, живые суще­ства не в силах вый­ти из-под ее вла­сти. Как уже было ска­за­но, и мате­ри­аль­ная и духов­ная энер­гии исхо­дят от Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога и пото­му явля­ют­ся веч­ны­ми. Живые суще­ства при­над­ле­жат к выс­шей, веч­ной при­ро­де Гос­по­да, но, осквер­нен­ные низ­шей, мате­ри­аль­ной при­ро­дой, они с неза­па­мят­ных вре­мен пре­бы­ва­ют в пле­ну иллю­зии. Такие души назы­ва­ют нитья-бад­дха­ми, веч­но обу­слов­лен­ны­ми. Никто не может уста­но­вить, когда живое суще­ство ста­ло обу­слов­лен­ным. Хотя мате­ри­аль­ная при­ро­да явля­ет­ся низ­шей энер­ги­ей Гос­по­да, живо­му суще­ству очень труд­но вый­ти из-под ее вла­сти, пото­му что она дей­ству­ет, выпол­няя волю Все­выш­не­го, про­ти­вить­ся кото­рой не может никто. Низ­шая, мате­ри­аль­ная энер­гия назва­на здесь боже­ствен­ной пото­му, что она свя­за­на с Богом и послуш­на Его воле. Направ­ля­е­мая боже­ствен­ной волей, мате­ри­аль­ная при­ро­да тво­рит насто­я­щие чуде­са, созда­вая и раз­ру­шая мате­ри­аль­ный кос­мос. В Ведах это под­твер­жда­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: май­ам ту пра­кри­тим видй­ан май­и­нам ту махе­шва­рам — «Сама по себе майя [иллю­зия] не явля­ет­ся реаль­но­стью, ибо она не веч­на, одна­ко за ней сто­ит непре­взой­ден­ный вол­шеб­ник, Гос­подь, Вер­хов­ная Лич­ность, кото­ро­го назы­ва­ют Махе­шва­рой, вер­хов­ным пове­ли­те­лем» («Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад», 4.10).

Дру­гое зна­че­ние сло­ва гуна — «верев­ка». Оно ука­зы­ва­ет на то, что обу­слов­лен­ная душа креп­ко свя­за­на верев­ка­ми иллю­зор­ной энер­гии. Чело­век, свя­зан­ный по рукам и ногам, не может осво­бо­дить­ся сам — ему необ­хо­ди­ма помощь того, кто сво­бо­ден. Ему не помо­жет дру­гой свя­зан­ный: раз­вя­зать верев­ки может толь­ко тот, кто сам сво­бо­ден от пут. Дру­ги­ми сло­ва­ми, осво­бо­дить душу из мате­ри­аль­но­го пле­на может толь­ко Гос­подь Криш­на или Его истин­ный пред­ста­ви­тель, духов­ный настав­ник. Без их помо­щи обу­слов­лен­ная душа нико­гда не сбро­сит око­вы мате­ри­аль­но­го раб­ства. Помочь нам осво­бо­дить­ся от мате­ри­аль­ных пут может пре­дан­ное слу­же­ние Гос­по­ду, или метод созна­ния Криш­ны. Криш­на, пове­ли­тель неодо­ли­мой иллю­зор­ной энер­гии, может при­ка­зать ей осво­бо­дить обу­слов­лен­ную душу. Отда­вая такой при­каз, Он явля­ет пре­дав­шей­ся Ему душе Свою бес­при­чин­ную милость. Гос­подь дви­жим чув­ством оте­че­ской люб­ви к живым суще­ствам, кото­рые изна­чаль­но явля­ют­ся Его воз­люб­лен­ны­ми детьми. Итак, един­ствен­ный спо­соб вый­ти из-под вла­сти неумо­ли­мых зако­нов мате­ри­аль­ной при­ро­ды — это пре­дать­ся Гос­по­ду и слу­жить Его лотос­ным стопам.

При­ме­ча­тель­ны так­же упо­треб­лен­ные в этом сти­хе сло­ва мам эва. Мам («Мне») озна­ча­ет толь­ко Кришне (Виш­ну), а не Брах­ме или Шиве. Хотя Брах­ма и Шива — необы­чай­но воз­вы­шен­ные суще­ства, нахо­дя­щи­е­ся почти на одном уровне с Гос­по­дом Виш­ну, но, будучи пове­ли­те­ля­ми раджо-гуны (стра­сти) и тамо-гуны (неве­же­ства), они под­власт­ны майе и пото­му не спо­соб­ны осво­бо­дить обу­слов­лен­ную душу из ее ког­тей. Толь­ко Виш­ну, вла­ды­ка иллю­зор­ной энер­гии, может выз­во­лить душу из ее пле­на. Это под­твер­жда­ет­ся в Ведах («Шве­та­шва­та­ра-упа­ни­шад», 3.8): там эва видит­ва — обре­сти сво­бо­ду мож­но, толь­ко познав Криш­ну. Даже Гос­подь Шива утвер­жда­ет, что полу­чить осво­бож­де­ние мож­но толь­ко по мило­сти Гос­по­да Виш­ну: мук­ти-пра­да­та сарве­шам вишнур эва на сам­шай­ах — «Нет ника­ких сомне­ний в том, что осво­бож­де­ние каж­до­му суще­ству дару­ет Гос­подь Вишну».

«Бха­га­вад-гита», 7.14

 

Выде­ле­ние

Из чего состо­ит мате­ри­аль­ная природа?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му труд­но вый­ти из-под вли­я­ния мате­ри­аль­ной энергии?
  2. Поче­му обу­слов­лен­ную душу назы­ва­ют нитья-бад­дхой?
  3. Кто может помочь нам изба­вить­ся от этой иллю­зии? Поче­му? Как это происходит?
  4. Поче­му Гос­подь Брах­ма и Гос­подь Шива не могут помочь нам обре­сти освобождение?

При­ме­не­ние

С каки­ми анарт­ха­ми вам помог­ло спра­вить­ся пре­дан­ное слу­же­ние? Пожа­луй­ста, поде­ли­тесь опытом.

 

Про­по­ведь — это сущность

Духов­ную силу для рас­про­стра­не­ния Дви­же­ния созна­ния Криш­ны дает сле­до­ва­ние ука­за­ни­ям Шри Чай­та­ньи Махапрабху.

Это ука­за­ние [Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху] име­ет силу и в наши дни, и повсю­ду, во всех частях мира, люди могут испол­нять его. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху нака­зал каж­до­му стать духов­ным учи­те­лем и, испол­няя Его волю, сле­до­вать всем прин­ци­пам, повто­рять еже­днев­но по край­ней мере шест­на­дцать кру­гов маха-ман­тры Харе Криш­на на чет­ках и про­по­ве­до­вать уче­ние созна­ния Криш­ны по все­му миру. Если мы после­ду­ем ука­за­нию Шри Чай­та­ньи Маха­прабху, то обя­за­тель­но обре­тем духов­ную силу, и никто не смо­жет поме­шать нам про­по­ве­до­вать рели­гию Дви­же­ния созна­ния Кришны.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 17.126