Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Как было ска­за­но в пят­на­дца­той гла­ве, все пред­пи­са­ния пред­на­зна­че­ны для того, что­бы помочь чело­ве­ку постичь Криш­ну. Если чело­век, изу­чив «Бха­га­вад-гиту» и обре­тя созна­ние Криш­ны, начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, это зна­чит, что он обрел самое совер­шен­ное зна­ние, кото­рое мож­но полу­чить из Вед. Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху зна­чи­тель­но облег­чил для нас этот путь. Он при­зы­вал людей про­сто повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, слу­жить Гос­по­ду и питать­ся остат­ка­ми пищи, кото­рая была пред­ло­же­на Боже­ствам. Гово­рит­ся, что тот, кто дела­ет это, уже изу­чил все веди­че­ские писа­ния и понял их суть.

«Бха­га­вад-гита», 16.24, комм.

 

Текст для обсуждения

раджа-видйа раджа-гухй­ам
пави­т­рам идам уттамам
пратй­ак­ша­ва­га­мам дхармйам
су-сук­хам кар­тум авйайам

Это зна­ние — царь зна­ния, самая сокро­вен­ная из тайн. Это — чистей­шее зна­ние, и, посколь­ку оно дает чело­ве­ку живой опыт пости­же­ния при­ро­ды сво­е­го «Я», оно явля­ет­ся совер­шен­ной рели­ги­ей. Зна­ние это веч­но, и пости­же­ние его радостно.

Ком­мен­та­рий. Эту гла­ву «Бха­га­вад-гиты» назы­ва­ют царем зна­ния, посколь­ку в ней изло­же­на суть всех фило­соф­ских док­трин, о кото­рых шла речь до это­го. Основ­ные направ­ле­ния индий­ской фило­соф­ской мыс­ли пред­став­ле­ны в тру­дах Гау­та­мы, Кана­ды, Капи­лы, Ягья­вал­кьи, Шан­ди­льи и Вай­шва­на­ры. Этот ряд замы­ка­ет Вья­са­де­ва, автор «Ведан­та-сут­ры». Таким обра­зом, в фило­соф­ском и духов­ном зна­нии нет недо­стат­ка. Одна­ко Гос­подь назы­ва­ет девя­тую гла­ву «Бха­га­вад-гиты» царем зна­ния и сутью всех настав­ле­ний Вед и всех фило­соф­ских систем. Это самое сокро­вен­ное зна­ние, посколь­ку сокро­вен­ное, или духов­ное, зна­ние объ­яс­ня­ет раз­ни­цу меж­ду душой и мате­ри­аль­ным телом, а вен­цом сокро­вен­но­го зна­ния явля­ет­ся пре­дан­ное служение.

Люди в боль­шин­стве сво­ем не зна­ко­мы с этим сокро­вен­ным зна­ни­ем; зна­ние, кото­рое им дают, каса­ет­ся при­ро­ды внеш­не­го мира. В систе­ме мир­ско­го обра­зо­ва­ния люди изу­ча­ют мно­же­ство раз­лич­ных наук: поли­ти­ку, социо­ло­гию, физи­ку, химию, мате­ма­ти­ку, аст­ро­но­мию, тех­ни­че­ские дис­ци­пли­ны и т.д. В мире мно­го боль­ших уни­вер­си­те­тов, где изу­ча­ют раз­лич­ные нау­ки, но нет ни одно­го учеб­но­го заве­де­ния, где бы пре­по­да­ва­ли нау­ку о душе. Меж­ду тем душа — самое важ­ное, что есть в теле: тело, лишен­ное души, пере­ста­ет пред­став­лять какую-либо цен­ность. Тем не менее, люди сосре­до­то­чи­ва­ют все свои уси­лия на удо­вле­тво­ре­нии потреб­но­стей тела, забы­вая об источ­ни­ке жиз­ни — душе.

В «Бха­га­вад-гите», начи­ная со вто­рой гла­вы, посто­ян­но под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность души. В нача­ле вто­рой гла­вы Гос­подь гово­рит, что тело брен­но, а душа бес­смерт­на (анта­ван­та име деха нитй­асй­ок­тах шари­ри­нах). Зна­ние о том, что бес­смерт­ная душа отлич­на от мате­ри­аль­но­го тела и по при­ро­де сво­ей неиз­мен­на, нераз­ру­ши­ма и веч­на, само по себе явля­ет­ся сокро­вен­ным. Но это зна­ние еще не рас­кры­ва­ет под­лин­ную при­ро­ду души. Неко­то­рые дума­ют, что душа отлич­на от тела и после смер­ти тела, или после осво­бож­де­ния от мате­ри­аль­но­го тела, она попа­да­ет в пусто­ту и ста­но­вит­ся без­лич­ной. Но на самом деле это не так. Как может душа, столь дея­тель­ная в теле, стать пас­сив­ной после того, как осво­бо­дит­ся от его оков? Душа все­гда дей­ству­ет. Раз она веч­на, то и дей­ству­ет она веч­но, и ее дея­тель­ность в духов­ном мире состав­ля­ет самую сокро­вен­ную часть духов­но­го зна­ния. Поэто­му зна­ние о дея­тель­но­сти веч­ной души назва­но здесь царем зна­ния, его самой сокро­вен­ной частью.

Это зна­ние, как ска­за­но в Ведах, явля­ет­ся зна­ни­ем о чистей­шей из всех форм дея­тель­но­сти. В «Пад­ма-пуране» рас­ска­зы­ва­ет­ся о раз­лич­ных видах гре­хов­ной дея­тель­но­сти людей. Там утвер­жда­ет­ся, что любой грех все­гда вле­чет за собой дру­гой грех. Люди, погло­щен­ные кар­ми­че­ской дея­тель­но­стью, запу­ты­ва­ют­ся в послед­стви­ях гре­хов раз­лич­ных видов и ста­дий зре­ло­сти. Если поса­дить семя дере­ва, дере­во не вырас­тет в одно­ча­сье: для это­го необ­хо­ди­мо вре­мя. Сна­ча­ла дол­жен появить­ся малень­кий росток, кото­рый посте­пен­но ста­но­вит­ся дере­вом, начи­на­ет цве­сти и пло­до­но­сить, и, когда дере­во наби­ра­ет силу, люди, поса­див­шие дере­во, могут насла­ждать­ся его цве­та­ми и пло­да­ми. Точ­но так же, совер­шая гре­хов­ный посту­пок, чело­век слов­но бро­са­ет в зем­лю семя, кото­рое через неко­то­рое вре­мя про­рас­та­ет. Суще­ству­ет несколь­ко ста­дий созре­ва­ния послед­ствий гре­ха. Чело­век может уже пре­кра­тить зани­мать­ся гре­хов­ной дея­тель­но­стью, но пло­ды его гре­хов­ных поступ­ков ему толь­ко пред­сто­ит полу­чить. Послед­ствия одних гре­хов дрем­лют в фор­ме семе­ни, а дру­гие уже созре­ли и при­но­сят пло­ды в виде стра­да­ний и боли.

Как было ска­за­но в два­дцать вось­мом сти­хе седь­мой гла­вы, чело­век, сбро­сив­ший бре­мя гре­хов и посвя­тив­ший себя исклю­чи­тель­но бла­го­че­сти­вой дея­тель­но­сти, сво­бод­ный от вли­я­ния двой­ствен­но­сти мате­ри­аль­но­го мира, может всту­пить на путь пре­дан­но­го слу­же­ния Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, Кришне. Ины­ми сло­ва­ми, те, кто дей­стви­тель­но зани­ма­ет­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Вер­хов­но­му Гос­по­ду, уже осво­бо­ди­лись от всех послед­ствий сво­их про­шлых гре­хов. Под­твер­жде­ние это­му мы нахо­дим в «Пад­ма-пуране»:

апра­раб­д­ха-пха­лам папам
кутам биджам пхалонмукхам
кра­ме­на­и­ва пралийета
виш­ну-бхак­ти-ратат­ма­нам

Те, кто зани­ма­ют­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, посте­пен­но избав­ля­ют­ся от всех послед­ствий совер­шен­ных ими гре­хов: уже созрев­ших, толь­ко накоп­лен­ных, а так­же дрем­лю­щих в фор­ме семе­ни. Таким обра­зом, пре­дан­ное слу­же­ние обла­да­ет огром­ной очи­сти­тель­ной силой, за что его назы­ва­ют пави­т­рам утта­мам, чистей­шим. Утта­ма зна­чит «транс­цен­дент­ный». Тамас — это мате­ри­аль­ный мир, или цар­ство тьмы, а при­ла­га­тель­ное утта­ма зна­чит «запре­дель­ный, нахо­дя­щий­ся вне сфе­ры мате­ри­аль­ной дея­тель­но­сти». Пре­дан­ное слу­же­ние ни в коем слу­чае нель­зя счи­тать мате­ри­аль­ной дея­тель­но­стью, даже если порой кажет­ся, что дея­тель­ность пре­дан­ных не отли­ча­ет­ся от дея­тель­но­сти обык­но­вен­ных людей. Тот, кто обла­да­ет духов­ным виде­ни­ем и све­дущ в нау­ке пре­дан­но­го слу­же­ния, зна­ет, что дея­тель­ность пре­дан­ных не мате­ри­аль­на. Все их дей­ствия духов­ны и посвя­ще­ны Гос­по­ду, а пото­му не под­вер­же­ны осквер­ня­ю­ще­му вли­я­нию мате­ри­аль­ных гун.

Здесь ска­за­но, что дея­тель­ность в пре­дан­ном слу­же­нии настоль­ко совер­шен­на, что чело­век может непо­сред­ствен­но ощу­тить ее резуль­та­ты. Это дей­стви­тель­но так. Мы на соб­ствен­ном опы­те убе­ди­лись в том, что каж­дый, кто повто­ря­ет свя­тые име­на Криш­ны (Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) без оскорб­ле­ний, начи­на­ет ощу­щать духов­ное бла­жен­ство и очень быст­ро очи­ща­ет­ся от мате­ри­аль­ной сквер­ны. Это мож­но видеть. Более того, чело­век, кото­рый не толь­ко слу­ша­ет свя­тые име­на, но и ста­ра­ет­ся про­по­ве­до­вать фило­со­фию пре­дан­но­го слу­же­ния или ока­зы­ва­ет содей­ствие про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти Дви­же­ния созна­ния Криш­ны, ощу­ща­ет, как начи­на­ет духов­но раз­ви­вать­ся. Его духов­ное раз­ви­тие не зави­сит от полу­чен­но­го ранее обра­зо­ва­ния или дру­гих качеств. Метод сам по себе настоль­ко чист, что, про­сто зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, мы очищаемся.

«Бха­га­вад-гита», 9.2

 

Выде­ле­ние:

Что назы­ва­ют царем все­го зна­ния? Како­вы его глав­ные качества?

Осмыс­ле­ние

  1. Какое зна­ние назы­ва­ют самым сокро­вен­ным? Поче­му боль­шин­ство людей не подо­зре­ва­ет о нем?
  2. Какое зна­ние счи­та­ет­ся еще более сокро­вен­ным? Почему?
  3. Поче­му это зна­ние самое чистое?
  4. Поче­му оно трансцендентно?
  5. Опи­ши­те, в чем итог это­го знания?

При­ме­не­ние

Опи­ши­те пере­ме­ны, кото­рые вы испы­та­ли, при­няв созна­ние Кришны.

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь упол­но­мо­чи­ва­ет пре­дан­ных проповедовать.

Вер­хов­ный Гос­подь обла­да­ет раз­но­об­раз­ны­ми энер­ги­я­ми, кото­ры­ми Он наде­ля­ет Сво­их удач­ли­вых пре­дан­ных. У Гос­по­да есть осо­бая энер­гия, при помо­щи кото­рой Он рас­про­стра­ня­ет созна­ние Криш­ны. Об этом так­же гово­рит­ся в «Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Антья-лила, 7.11): криш­на-шак­ти вина нахе тара пра­вар­та­на — «не будучи упол­но­мо­чен­ным Самим Гос­по­дом Криш­ной, чело­век не может рас­про­стра­нять Его свя­тое имя». Пре­дан­но­го, кото­ро­го Гос­подь наде­лил этой силой, сле­ду­ет счи­тать очень удач­ли­вым. Дви­же­ние созна­ния Криш­ны рас­про­стра­ня­ет­ся, что­бы люди узна­ли о сво­ем истин­ном поло­же­нии, сво­их изна­чаль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с Криш­ной. Что­бы обре­сти спо­соб­ность к это­му, чело­век полу­ча­ет от Криш­ны осо­бую силу. Гос­подь вновь явил­ся как Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, что­бы побу­дить людей при­нять созна­ние Криш­ны. Одно­го осо­бо­го пре­дан­но­го Гос­подь так­же упол­но­мо­чи­ва­ет рас­ска­зать людям об их изна­чаль­ном положении.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.114, комм.