Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Свя­тое имя все­гда чисто.

Посколь­ку Харе Криш­на ман­тра духов­на, она нико­гда не надо­еда­ет и не утомляет.

В мате­ри­аль­ном мире все толь­ко и дела­ют, что жуют уже пере­же­ван­ное. В духов­ном мире все обсто­ит совер­шен­но ина­че. Духов­ное мно­го­об­ра­зие назы­ва­ют анан­дам­буд­хи-вар­д­ха­нам. Амбуд­хи зна­чит «оке­ан». Но обыч­ный оке­ан все­гда оста­ет­ся в сво­их бере­гах, а оке­ан духов­но­го мно­го­об­ра­зия посто­ян­но рас­ши­ря­ет­ся (вар­д­ха­нам), и чем глуб­же мы погру­жа­ем­ся в этот оке­ан, тем счаст­ли­вее становимся.

Пре­дан­ные, при­со­еди­нив­ши­е­ся к Дви­же­нию созна­ния Криш­ны, посто­ян­но повто­ря­ют Харе Криш­на маха-ман­тру. Раз­ве смог­ли бы они делать это, если бы ман­тра состо­я­ла из мате­ри­аль­ных зву­ков? Мате­ри­аль­ные зву­ки невоз­мож­но повто­рять очень дол­го. Рано или позд­но это надо­еда­ет и начи­на­ет вызы­вать отвра­ще­ние. Попро­буй­те повто­рять: «Мистер Джон, мистер Джон…» — мень­ше чем через пол­ча­са вам это смер­тель­но надо­ест. Одна­ко ман­тру Харе Криш­на мож­но повто­рять бес­ко­неч­но, и по мере наше­го духов­но­го раз­ви­тия повто­ре­ние этой ман­тры при­но­сит нам все боль­шее и боль­шее наслаждение.

«Уче­ние Гос­по­да Капи­лы, сына Девах­у­ти», стих 29

 

Текст для обсуждения

апа­рей­ам итас тв анйам
пра­кри­тим вид­дхи ме парам
джи­ва-бху­там маха-бахо
йай­е­дам дхарй­а­те джагат

Поми­мо этой, низ­шей, энер­гии, о могу­че­ру­кий Арджу­на, суще­ству­ет дру­гая, Моя выс­шая энер­гия, состо­я­щая из живых существ, кото­рые поль­зу­ют­ся тем, что созда­но мате­ри­аль­ной, низ­шей энергией.

Ком­мен­та­рий. Здесь ясно ска­за­но, что живые суще­ства отно­сят­ся к выс­шей при­ро­де, или энер­гии, Вер­хов­но­го Гос­по­да. Низ­шая энер­гия — это мате­рия, кото­рая про­яв­ля­ет себя через раз­лич­ные эле­мен­ты: зем­лю, воду, огонь, воз­дух, эфир, ум, разум и лож­ное эго. Обе груп­пы мате­ри­аль­ных эле­мен­тов: гру­бые (зем­ля и т.д.) и тон­кие (ум и т.д.) явля­ют­ся порож­де­ни­ем низ­шей энер­гии. Живые суще­ства, исполь­зу­ю­щие раз­лич­ные эле­мен­ты низ­шей энер­гии в сво­их целях, при­над­ле­жат к выс­шей энер­гии Вер­хов­но­го Гос­по­да, и имен­но бла­го­да­ря этой энер­гии живет и дей­ству­ет весь мате­ри­аль­ный мир. Мате­ри­аль­ный кос­мос лишен спо­соб­но­сти дей­ство­вать до тех пор, пока его не при­ве­дет в дви­же­ние выс­шая энер­гия, живые суще­ства. Энер­гия все­гда под­чи­не­на ее источ­ни­ку, поэто­му живые суще­ства все­гда под­власт­ны Вер­хов­но­му Гос­по­ду; они не обла­да­ют пол­ной неза­ви­си­мо­стью. Они нико­гда не ста­нут столь же могу­ще­ствен­ны­ми, как Гос­подь, вопре­ки мне­нию неда­ле­ких людей. О раз­ни­це меж­ду живы­ми суще­ства­ми и Вер­хов­ным Гос­по­дом в «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (10.87.30) ска­за­но следующее:

апа­ри­ми­та дхру­вас тану-бхри­то йади сарва-гатас
тар­хи на шасй­а­те­ти нийа­мо дхру­ва нетаратха
аджа­ни на йан-май­ам тад ави­мучйа ний­ан­три бхавет
самам ануд­жа­на­там йад ама­там мата-душтатайа

«О веч­ный Все­выш­ний, если бы вопло­щен­ные в теле суще­ства были неиз­мен­ны­ми и вез­де­су­щи­ми, подоб­но Тебе, они бы не нахо­ди­лись в Тво­ей вла­сти. Но, если при­знать, что живые суще­ства явля­ют­ся части­ца­ми Тво­ей энер­гии, сра­зу ста­но­вит­ся ясно, что они под­власт­ны Тебе. Поэто­му, что­бы обре­сти под­лин­ное осво­бож­де­ние, живые суще­ства долж­ны при­знать над собой Твою власть, — тогда они ста­нут счаст­ли­вы­ми. Толь­ко тогда, заняв свое есте­ствен­ное поло­же­ние, они обре­тут могу­ще­ство. Поэто­му те неда­ле­кие люди, кото­рые отста­и­ва­ют кон­цеп­цию мониз­ма, гла­ся­щую, что инди­ви­ду­аль­ные живые суще­ства во всех отно­ше­ни­ях тож­де­ствен­ны Богу, на самом деле при­дер­жи­ва­ют­ся оши­боч­ных и пороч­ных взглядов».

Вер­хов­ный Гос­подь, Криш­на, — един­ствен­ный вла­сте­лин, а все осталь­ные суще­ства под­власт­ны Ему. Живые суще­ства при­над­ле­жат к выс­шей энер­гии Гос­по­да, посколь­ку каче­ствен­но неот­лич­ны от Все­выш­не­го, одна­ко они нико­гда не могут срав­нить­ся с Ним в коли­че­ствен­ном отно­ше­нии, то есть в могу­ще­стве. Исполь­зуя гру­бые и тон­кие эле­мен­ты низ­шей энер­гии (мате­рии) для удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей сво­их чувств, части­цы выс­шей энер­гии (инди­ви­ду­аль­ные суще­ства) утра­чи­ва­ют свой истин­ный духов­ный ум и разум. Это про­ис­хо­дит из-за вли­я­ния мате­рии. Но когда живое суще­ство выхо­дит из-под вли­я­ния иллю­зор­ной, мате­ри­аль­ной энер­гии, оно обре­та­ет мук­ти, осво­бож­де­ние. Нахо­дясь во вла­сти мате­ри­аль­ной иллю­зии, живое суще­ство под­чи­ня­ет­ся дик­та­ту лож­но­го эго, кото­рое застав­ля­ет его отож­деств­лять себя с мате­ри­ей и счи­тать раз­ные мате­ри­аль­ные пред­ме­ты сво­ей соб­ствен­но­стью. Что­бы осо­знать свою истин­ную при­ро­ду, оно долж­но изба­вить­ся от всех мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний, в том чис­ле и от пред­став­ле­ния о том, что оно может стать абсо­лют­но тож­де­ствен­ным Богу. Итак, «Гита» под­твер­жда­ет, что живое суще­ство — это лишь одно из про­яв­ле­ний бес­чис­лен­ных энер­гий Криш­ны, и когда оно очи­стит­ся от мате­ри­аль­ной сквер­ны, то обре­тет созна­ние Криш­ны, или, ина­че, совер­шен­ное освобождение.

«Бха­га­вад-гита», 7.5

 

Выде­ле­ние

Из каких двух энер­гий состо­ят вопло­щен­ные живые суще­ства? Назо­ви­те, какие состав­ля­ю­щие живо­го суще­ства к какой энер­гии относятся.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му живое суще­ство все­гда нахо­дит­ся под чьим-то кон­тро­лем и нико­гда не быва­ет независимым?
  2. Поче­му живое суще­ство забы­ва­ет, что нахо­дит­ся под кон­тро­лем Господа?
  3. Когда нас мож­но назвать осво­бож­ден­ны­ми или все­це­ло созна­ю­щи­ми Кришну?

При­ме­не­ние

Чув­ству­е­те ли вы, что посте­пен­но осво­бож­да­е­тесь от вли­я­ния мате­ри­аль­ной энер­гии? Рас­ска­жи­те, как это происходит.

 

Про­по­ведь — это сущность

Рас­про­стра­не­ние транс­цен­дент­но­го зна­ния — луч­шая благотворительность.

Прит­ху Маха­ра­джа про­дол­жал: «Все мы в неоплат­ном дол­гу перед теми, кто с пол­ной убеж­ден­но­стью, опи­ра­ясь на сви­де­тель­ства Вед, ука­зы­ва­ет людям путь к пости­же­нию сво­ей духов­ной при­ро­ды, помо­га­ет им осо­знать свои отно­ше­ния с Вер­хов­ной Лич­но­стью Бога и про­све­ща­ет их. Нам оста­ет­ся толь­ко отбла­го­да­рить их, под­не­ся им воды в при­горшне. Такие вели­кие люди нахо­дят удо­вле­тво­ре­ние лишь в соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, кото­рой они по сво­ей без­гра­нич­ной мило­сти зани­ма­ют­ся на бла­го всех людей».

Ком­мен­та­рий. Вели­кие люди в мате­ри­аль­ном мире все­гда гото­вы тру­дить­ся на бла­го чело­ве­че­ства. В сущ­но­сти, самую боль­шую услу­гу ока­зы­ва­ет людям тот, кто рас­про­стра­ня­ет зна­ние, помо­га­ю­щее им постичь свою духов­ную при­ро­ду и то, в каких отно­ше­ни­ях они нахо­дят­ся с Вер­хов­ной Лич­но­стью Бога. Все живые суще­ства ока­за­лись в пле­ну иллю­зор­ной энер­гии. Забыв о сво­ей истин­ной при­ро­де, они ски­та­ют­ся в мате­ри­аль­ном мире, пере­се­ля­ясь из одно­го тела в дру­гое в поис­ках тихой, спо­кой­ной жиз­ни. Но, посколь­ку этим живым суще­ствам почти ниче­го не извест­но о нау­ке само­осо­зна­ния, они не нахо­дят облег­че­ния, хотя и жаж­дут обре­сти покой, душев­ное рав­но­ве­сие и насто­я­щее сча­стье. Вели­кие свя­тые, такие, как Кума­ры, Нара­да, Прахла­да, Джа­на­ка, Шука­де­ва Госва­ми и Капи­ла­де­ва, а так­же те, кто идет по их сто­пам (ача­рьи вайш­на­вов и их слу­ги), ока­зы­ва­ют чело­ве­че­ству неоце­ни­мую услу­гу, рас­про­стра­няя зна­ние о веч­ных отно­ше­ни­ях, свя­зы­ва­ю­щих живое суще­ство и Вер­хов­ную Лич­ность Бога. Это зна­ние — вели­чай­шее бла­го­сло­ве­ние для все­го человечества.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.22.47