Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

В отли­чие от имен обыч­ных живых существ, имя Криш­ны неот­лич­но от Него Самого.

Гос­подь Чаи­танйа ска­зал брах­ма­ну: «Свя­тое имя Гос­по­да, Его облик и лич­ность — еди­ны и неот­лич­ны. Меж­ду ними нет раз­ни­цы. Посколь­ку все они абсо­лют­ны, они испол­не­ны транс­цен­дент­но­го бла­жен­ства. Нет раз­ни­цы меж­ду телом Криш­ны и Им Самим. Так же нет раз­ни­цы меж­ду Им и Его име­нем. Что же каса­ет­ся обу­слов­лен­ных душ, у них все отдель­но. Их име­на отлич­ны от тела, от изна­чаль­но­го обли­ка и т.д. Свя­тое имя Криш­ны, Его транс­цен­дент­ные каче­ства и игры, как и Он Сам, рав­но­прав­ны. Все это духов­но и испол­не­но бла­жен­ства».

Имя Криш­ны и Сам Криш­на духов­ны. Все, свя­зан­ное с Криш­ной, транс­цен­дент­но, испол­не­но бла­жен­ства и реаль­но. Что же до обу­слов­лен­но­го суще­ства — его тело, как и имя, дан­ное ему при рож­де­нии, отлич­но от души. Обу­слов­лен­ное живое суще­ство отож­деств­ля­ет себя с мате­ри­аль­ны­ми объ­ек­та­ми, и это меша­ет ему достичь сво­е­го истин­но­го поло­же­ния. Хотя оно — веч­ный слу­га Криш­ны, дей­ству­ет оно совсем иначе.

Сва­ру­пу, истин­ное «Я» живо­го суще­ства, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху опи­сал так: джи­ве­ра ‘сва­ру­па’ хайа криш­не­ра ‘нитйа-даса’ [Шри Чаи­танйа-чари­тамри­та, Мад­хйа-лила, 20.108]. Обу­слов­лен­ная душа забы­ла о дея­тель­но­сти, свой­ствен­ной ее изна­чаль­но­му поло­же­нию. Но в слу­чае с Криш­ной все обсто­ит ина­че. Имя Криш­ны и Его лич­ность иден­тич­ны. Для Криш­ны не суще­ству­ет майи, посколь­ку Он — не созда­ние мате­рии. Нет раз­ни­цы меж­ду телом Криш­ны и Его душой. Криш­на — душа и тело одно­вре­мен­но. Раз­ни­ца меж­ду душой и телом суще­ству­ет толь­ко для обу­слов­лен­ных душ.

Тело обу­слов­лен­но­го суще­ства отлич­но от души, а имя — отлич­но от тела. Допу­стим, чело­ве­ка зовут мистер Джон. Если мы позо­вем его по име­ни, он может и не появить­ся. Но когда мы про­из­но­сим имя Криш­ны, Он тут же про­яв­ля­ет­ся у нас на языке.

В «Пад­ма-пуране» Криш­на гово­рит: мад-бхак­та йат­ра гай­ан­ти тат­ра тишт­ха­ми нара­да — «О Нара­да, Я — там, где пре­дан­ные повто­ря­ют Мое имя». Когда пре­дан­ные повто­ря­ют свя­тое имя Криш­ны — Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе — Гос­подь Криш­на тут же приходит.

Шри Чаи­танйа-чари­тамри­та, Мад­хья-лила, 17.131–32, 135

 

Текст для обсуждения

брах­мар­па­нам брах­ма хавир
брах­маг­нау брах­ма­на хутам
брах­ма­и­ва тена гантавйам
брах­ма-кар­ма-сама­д­хи­на

Чело­век, цели­ком погру­жен­ный в мыс­ли обо Мне, непре­мен­но достиг­нет духов­но­го цар­ства, ибо пол­но­стью отда­ет себя духов­ной дея­тель­но­сти, в кото­рой и жерт­вен­ный огонь, и все, что при­но­сит­ся в жерт­ву, обла­да­ет одной и той же духов­ной при­ро­дой, при­ро­дой Абсо­лю­та.

Ком­мен­та­рий. В этом сти­хе гово­рит­ся о том, как дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны при­во­дит чело­ве­ка к духов­но­му совер­шен­ству. Есть мно­го раз­ных видов дея­тель­но­сти в созна­нии Криш­ны, и все они будут опи­са­ны в после­ду­ю­щих сти­хах. Здесь же сфор­му­ли­ро­ван сам прин­цип дея­тель­но­сти в созна­нии Криш­ны. Обу­слов­лен­ная душа, осквер­нен­ная сопри­кос­но­ве­ни­ем с мате­ри­ей, вынуж­де­на дей­ство­вать в мате­ри­аль­ном мире. Одна­ко ей необ­хо­ди­мо вырвать­ся из мате­ри­аль­но­го пле­на. Это мож­но сде­лать с помо­щью созна­ния Криш­ны. Боль­но­го, у кото­ро­го рас­стро­ил­ся желу­док от чрез­мер­но­го упо­треб­ле­ния моло­ка, мож­но выле­чить дру­гим молоч­ным про­дук­том — про­сто­ква­шей. Подоб­но это­му, обу­слов­лен­ную душу, погло­щен­ную мате­ри­аль­ной дея­тель­но­стью, мож­но исце­лить, заняв дея­тель­но­стью в созна­нии Криш­ны, опи­сан­ной в «Бха­га­вад-гите». Этот метод обыч­но назы­ва­ют йадж­ней (ягьей, жерт­во­при­но­ше­ни­ем), т.е. дея­тель­но­стью, един­ствен­ная цель кото­рой — удо­вле­тво­ре­ние Виш­ну, или Криш­ны. Чем боль­ше живых существ в мате­ри­аль­ном мире будут дей­ство­вать в созна­нии Криш­ны, т.е. толь­ко ради удо­вле­тво­ре­ния Виш­ну, тем более духов­ной ста­нет атмо­сфе­ра это­го мира, бла­го­да­ря пол­ной погру­жен­но­сти людей в созна­ние Кришны.

Сло­во брах­ма (Брах­ман) зна­чит «духов­ный». Гос­подь духо­вен по при­ро­де, поэто­му лучи, исхо­дя­щие от Его транс­цен­дент­но­го тела, назы­ва­ют брах­ма­д­жй­о­ти, Его духов­ным сия­ни­ем. Все сущее поко­ит­ся в брах­ма­д­жй­о­ти, но, когда это джй­о­ти покры­то иллю­зи­ей (май­ей), или жела­ни­ем чув­ствен­ных удо­воль­ствий, его назы­ва­ют мате­ри­аль­ным. Этот мате­ри­аль­ный покров мож­но сбро­сить, вос­поль­зо­вав­шись мето­дом созна­ния Криш­ны. Все, что при­но­сит­ся на огонь созна­ния Криш­ны, сам жерт­вен­ный огонь, или тот, кто при­ни­ма­ет под­но­ше­ние, про­цесс при­ня­тия, чело­век, совер­ша­ю­щий под­но­ше­ние, а так­же конеч­ный резуль­тат — все это, вме­сте взя­тое, явля­ет­ся Брах­ма­ном, или Абсо­лют­ной Исти­ной. Абсо­лют­ную Исти­ну, покры­тую май­ей, назы­ва­ют мате­ри­ей. Но мате­рия, исполь­зу­е­мая в слу­же­нии изна­чаль­ной Абсо­лют­ной Истине, воз­вра­ща­ет­ся в свое исход­ное духов­ное состо­я­ние. Созна­ние Криш­ны — это метод, поз­во­ля­ю­щий пре­об­ра­зо­вать иллю­зор­ное созна­ние в Брах­ман, Абсо­лют. Когда ум пол­но­стью погру­жен в созна­ние Криш­ны, он нахо­дит­ся в состо­я­нии тран­са (сама­д­хи). Любое дей­ствие, совер­шен­ное в этом духов­ном созна­нии, назы­ва­ют йадж­ней (ягьей), жерт­во­при­но­ше­ни­ем Абсо­лю­ту. Бла­го­да­ря духов­но­му созна­нию жерт­во­ва­тель, под­но­ше­ние, при­ня­тие жерт­вен­но­го дара, жрец, или тот, кто непо­сред­ствен­но совер­ша­ет жерт­во­при­но­ше­ние, а так­же конеч­ный резуль­тат жерт­во­при­но­ше­ния — все ста­но­вит­ся тож­де­ствен­ным Абсо­лю­ту, Вер­хов­но­му Брах­ма­ну. В этом суть мето­да созна­ния Кришны.

Бха­га­вад-гита, 4.24

 

Выде­ле­ние

Что тре­бу­ет­ся для воз­вра­ще­ния в духов­ный мир?

Осмыс­ле­ние

  1. Опи­ши­те мате­ри­аль­ное сознание.
  2. Опи­ши­те, как устра­ня­ет­ся покров мате­рии, при­ве­ди­те пример.
  3. Как дея­тель­ность в созна­нии Криш­ны ста­но­вит­ся абсо­лют­ной по сво­ей природе?
  4. Како­во совер­шен­ное жерт­во­при­но­ше­ние Абсолюту?

При­ме­не­ние

Как мы можем совер­шен­ство­вать наше созна­ние Криш­ны, что­бы вся наша дея­тель­ность ста­но­ви­лась более и более духовной?

 

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь дово­лен про­по­вед­ни­ком, про­яв­ля­ю­щим тер­пи­мость и милосердие.

Гос­подь очень дово­лен Сво­им пре­дан­ным, кото­рый, обща­ясь с дру­ги­ми людь­ми, про­яв­ля­ет тер­пе­ние, мило­сер­дие, дру­же­лю­бие и беспристрастие.

Ком­мен­та­рий. Воз­вы­шен­ный пре­дан­ный, достиг­ший вто­рой сту­пе­ни совер­шен­ства в духов­ной прак­ти­ке, обя­зан вести себя так, как пред­пи­сы­ва­ет этот стих. Ино­гда пре­дан­ным при­хо­дит­ся стра­дать от напа­док враж­деб­но настро­ен­ных людей, поэто­му здесь гово­рит­ся, что про­дви­ну­тый пре­дан­ный дол­жен быть тер­пе­ли­вым. Он так­же дол­жен про­яв­лять мило­сер­дие к невин­ным, но заблуж­да­ю­щим­ся людям. Мило­сер­дие пре­дан­но­го про­яв­ля­ет­ся в том, что он про­по­ве­ду­ет невин­ным людям, помо­гая им встать на путь пре­дан­но­го слу­же­ния. По при­ро­де все мы — веч­ные слу­ги Бога, поэто­му долг пре­дан­но­го — про­буж­дать дрем­лю­щее в каж­дом чело­ве­ке созна­ние Криш­ны. В этом про­яв­ля­ет­ся мило­сер­дие пре­дан­но­го. В целом же на каж­дое живое суще­ство он дол­жен смот­реть как на части­цу Вер­хов­но­го Гос­по­да. Раз­лич­ные живые суще­ства име­ют тела раз­ных видов и форм, одна­ко, соглас­но «Бха­га­вад-гите», чело­век, обла­да­ю­щий под­лин­ным зна­ни­ем, оди­на­ко­во отно­сит­ся ко всем живым суще­ствам. Пре­дан­ный, про­яв­ля­ю­щий эти каче­ства в обще­нии с дру­ги­ми людь­ми, очень дорог Господу.

Шри­мад-Бха­га­ва­там, 6.2.36–37, комм.