Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, чело­век полу­ча­ет осво­бож­де­ние, неза­ви­си­мо от касты, веро­ис­по­ве­да­ния, цве­та кожи и обще­ствен­но­го положения.

Мно­гих брах­ма­нов рас­пи­ра­ет от гор­до­сти отто­го, что они ари­сто­кра­ты и в боль­ших коли­че­ствах про­во­дят веди­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния. Это их чув­ство пре­вос­ход­ства осо­бен­но бро­са­ет­ся в гла­за в Южной Индии. По край­ней мере, так было пять­сот лет назад. Поло­жив нача­ло пению ман­тры Харе Криш­на, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху начал насто­я­щую рево­лю­цию про­тив этой брах­ма­ни­че­ской систе­мы. Повто­ряя свя­тое имя, чело­век полу­ча­ет осво­бож­де­ние, неза­ви­си­мо от касты, веро­ис­по­ве­да­ния, цве­та кожи и обще­ствен­но­го поло­же­ния. Пре­дан­ное слу­же­ние транс­цен­дент­но, и пото­му кто бы ни повто­рял Харе Криш­на маха-ман­тру, он тут же очи­ща­ет­ся. Здесь Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху наме­ка­ет Вал­лаб­хе Бхат­та­чарйе, что воз­вы­шен­ный брах­ман, кото­рый про­во­дит жерт­во­при­но­ше­ния и сле­ду­ет веди­че­ским прин­ци­пам, не дол­жен пре­не­бре­жи­тель­но отно­сить­ся к тому, кто пре­дан­но слу­жит Гос­по­ду, повто­ряя Его свя­тое имя.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 19.69

 

Текст для обсуждения

вита-рага-бхайа-крод­ха
ман-майа мам упашритах
баха­во джнана-тапаса
пута мад-бха­вам агатах

Осво­бо­див­шись от при­вя­зан­но­сти, стра­ха и гне­ва, сосре­до­то­чив на Мне ум и най­дя во Мне при­бе­жи­ще, мно­гие люди в про­шлом постиг­ли Меня. Так они очи­сти­лись от мате­ри­аль­ной сквер­ны и обре­ли транс­цен­дент­ную любовь ко Мне.

Ком­мен­та­рий. Как уже было ска­за­но, тому, в ком силь­ны мате­ри­аль­ные при­вя­зан­но­сти, очень труд­но постичь при­ро­ду Выс­шей Абсо­лют­ной Исти­ны. Обыч­но люди, при­вя­зан­ные к телес­ным пред­став­ле­ни­ям о жиз­ни, настоль­ко закос­не­ли в мате­ри­а­лиз­ме, что прак­ти­че­ски неспо­соб­ны понять, как Все­выш­ний может быть лич­но­стью. Такие мате­ри­а­ли­сты не могут даже пред­ста­вить себе, что суще­ству­ет нетлен­ное духов­ное тело, испол­нен­ное зна­ния и веч­но­го бла­жен­ства. Мате­ри­аль­ное тело брен­но, испол­не­но неве­же­ства и обре­че­но на нескон­ча­е­мые стра­да­ния. Поэто­му, услы­шав, что Гос­подь явля­ет­ся лич­но­стью, обла­да­ю­щей телом, мир­ские люди пере­но­сят на Него свои пред­став­ле­ния о теле. Для таких людей Все­выш­ний — это бес­край­ний мате­ри­аль­ный кос­мос, и пото­му они счи­та­ют Бога без­лич­ным. И посколь­ку их созна­ние сосре­до­то­че­но на мате­ри­аль­ном, их стра­шит сама мысль о том, что после осво­бож­де­ния они сохра­нят инди­ви­ду­аль­ность. Когда они слы­шат, что живые суще­ства в духов­ном мире тоже обла­да­ют инди­ви­ду­аль­но­стью, пер­спек­ти­ва сно­ва стать лич­но­стью пуга­ет их, поэто­му они пред­по­чи­та­ют рас­тво­рить­ся в без­лич­ной пусто­те. Такие люди часто срав­ни­ва­ют живые суще­ства с пузырь­ка­ми пены, исче­за­ю­щи­ми в оке­ан­ских вол­нах. По их мне­нию, пусто­та — это самый высо­кий уро­вень духов­но­го бытия, кото­ро­го мож­но достичь, лишив­шись инди­ви­ду­аль­но­сти. Подоб­ные кон­цеп­ции про­дик­то­ва­ны стра­хом и не опи­ра­ют­ся на истин­ное зна­ние о духов­ной реаль­но­сти. А мно­гие люди вооб­ще не верят в суще­ство­ва­ние духов­ной реаль­но­сти. Сби­тые с тол­ку оби­ли­ем про­ти­во­ре­чи­вых фило­соф­ских тео­рий и воз­зре­ний, они от доса­ды и гне­ва при­хо­дят к глу­по­му выво­ду о том, что выс­шей при­чи­ны бытия про­сто не суще­ству­ет и что все, в конеч­ном сче­те, есть пусто­та. Такие люди про­сто больны.

Итак, одни слиш­ком обре­ме­не­ны мате­ри­аль­ны­ми при­вя­зан­но­стя­ми и пото­му не испы­ты­ва­ют инте­ре­са к духов­ной жиз­ни, дру­гие меч­та­ют о сли­я­нии с выс­шим духов­ным быти­ем, а тре­тьи, озлоб­лен­ные заси­льем псев­до­ду­хов­ных уче­ний, ни во что не верят и утра­чи­ва­ют надеж­ду на спа­се­ние. Послед­ние нахо­дят при­бе­жи­ще в алко­го­ле или нар­ко­ти­ках и при­ни­ма­ют вызван­ные ими гал­лю­ци­на­ции за духов­ные виде­ния. Необ­хо­ди­мо изба­вить­ся от всех трех форм при­вя­зан­но­сти к мате­ри­аль­но­му миру: пре­не­бре­же­ния духов­ной жиз­нью, стра­ха стать духов­ной лич­но­стью и при­вер­жен­но­сти к фило­со­фии пусто­ты, в осно­ве кото­рой лежит разо­ча­ро­ва­ние в жиз­ни. Что­бы осво­бо­дить­ся от этих трех форм мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни, надо пол­но­стью пре­дать­ся Гос­по­ду, выпол­няя ука­за­ния истин­но­го духов­но­го учи­те­ля и сле­дуя пра­ви­лам пре­дан­но­го служения.

Выс­шей сту­пе­нью пре­дан­но­го слу­же­ния явля­ет­ся сту­пень бха­вы, транс­цен­дент­ной люб­ви к Богу. В «Бхак­ти-расамри­та-син­дху», трак­та­те, посвя­щен­ном нау­ке пре­дан­но­го слу­же­ния, сказано:

адау шрад­дха татах садху-
сан­го ’тха бхаджана-крийа
тато ’нарт­ха-ниврит­тих сйат
тато ништ­ха ручис татах

адха­сак­тис тато бхавас
татах пре­маб­хй­у­дан­ча­ти
садх­а­ка­нам айам премнах
пра­дурб­ха­ве бха­вет крамах

«Вна­ча­ле у чело­ве­ка долж­но воз­ник­нуть стрем­ле­ние к само­осо­зна­нию. Оно побу­дит его искать обще­ства людей, достиг­ших высо­ко­го духов­но­го уров­ня. Затем начи­на­ю­щий пре­дан­ный полу­ча­ет посвя­ще­ние у воз­вы­шен­но­го духов­но­го учи­те­ля и, сле­дуя его ука­за­ни­ям, начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем. Зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем под руко­вод­ством духов­но­го учи­те­ля, он осво­бож­да­ет­ся от всех мате­ри­аль­ных при­вя­зан­но­стей, ста­но­вит­ся посто­я­нен в духов­ной прак­ти­ке и обре­та­ет вкус к слу­ша­нию повест­во­ва­ний об Абсо­лют­ной Лич­но­сти Бога, Шри Кришне. Этот вкус помо­га­ет пре­дан­но­му раз­вить при­вя­зан­ность к созна­нию Криш­ны, кото­рая, уси­ли­ва­ясь, пре­вра­ща­ет­ся в бха­ву, началь­ную ста­дию транс­цен­дент­ной люб­ви к Богу.

Истин­ная любовь к Богу назы­ва­ет­ся пре­мой и явля­ет­ся выс­шей сту­пе­нью совер­шен­ства». На ста­дии пре­мы пре­дан­ный зани­ма­ет­ся транс­цен­дент­ным любов­ным слу­же­ни­ем Гос­по­ду непре­рыв­но. Таким обра­зом, когда чело­век, пере­хо­дя с одной сту­пе­ни пре­дан­но­го слу­же­ния на дру­гую и дей­ствуя под руко­вод­ством истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, посте­пен­но избав­ля­ет­ся от всех мате­ри­аль­ных при­вя­зан­но­стей, от бояз­ни сохра­нить духов­ную инди­ви­ду­аль­ность и от отча­я­ния, застав­ля­ю­ще­го его искать при­бе­жи­ще в фило­со­фии пусто­ты, он достиг­нет выс­шей сту­пе­ни совер­шен­ства. Тогда он в кон­це кон­цов полу­чит пра­во попасть в оби­тель Вер­хов­но­го Господа.

«Бха­га­вад-гита», 4.10

 

Выде­ле­ние

Како­вы каче­ства, необ­хо­ди­мые для дости­же­ния люб­ви к Богу?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му неко­то­рые люди боят­ся лич­ност­ной фор­мы Бога? Какую фор­му Бога они предпочитают?
  2. Поче­му неко­то­рых людей раз­дра­жа­ет духов­ная жизнь в любых ее про­яв­ле­ни­ях? В чем они нахо­дят прибежище?
  3. Поче­му неко­то­рые люди без­раз­лич­ны к духов­ной жизни?
  4. Как мож­но под­нять­ся над все­ми тре­мя фор­ма­ми мате­ри­аль­ных пред­став­ле­ний о жиз­ни и достичь люб­ви к Богу?
  5. Крат­ко опи­ши­те одну за дру­гой ста­дии дости­же­ния люб­ви к Богу (пре­мы).

При­ме­не­ние

Убеж­де­ны ли Вы, что Бог, Криш­на, явля­ет­ся лич­но­стью и что дости­же­ние люб­ви к Нему — выс­шее совер­шен­ство жиз­ни? Поде­ли­тесь сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми о вашем буду­щем про­дви­же­нии в созна­нии Кришны.

 

Про­по­ведь — это сущность

Истин­ный пре­дан­ный удру­чен, видя пла­чев­ное состо­я­ние мира.

Истин­ный пре­дан­ный Гос­по­да Криш­ны все­гда испы­ты­ва­ет боль, видя, в каком состо­я­нии нахо­дит­ся мир. Шри­ла Бхак­ти­сид­дхан­та Сара­сва­ти Тха­кур часто гово­рил: «В этом мире нет недо­стат­ка ни в чем, кро­ме созна­ния Криш­ны». Так видят мир все чистые пре­дан­ные. Из-за того, что чело­ве­че­ско­му обще­ству недо­ста­ет созна­ния Криш­ны, люди, погру­зив­ши­е­ся в оке­ан неве­же­ства и чув­ствен­ных насла­жде­ний, испы­ты­ва­ют ужас­ные муки. И пре­дан­ный не может не скор­беть, наблю­дая такое поло­же­ние вещей в мире.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 13.67, комм.

Пре­дан­ный не удо­вле­тво­рен лишь соб­ствен­ным спа­се­ни­ем. Из состра­да­ния к дру­гим он начи­на­ет про­по­ве­до­вать, и Криш­на обес­пе­чи­ва­ет ему осо­бую защиту.

Чело­век, осо­знав­ший Криш­ну, осво­бож­да­ет­ся от оков майи, и он дол­жен про­яв­лять состра­да­ние ко всем, кто томит­ся у нее в пле­ну. Участ­ни­ки Дви­же­ния созна­ния Криш­ны долж­ны забо­тить­ся не толь­ко о себе, но и о бла­ге всех и каж­до­го. Высот созна­ния Криш­ны достиг тот, кто раде­ет не о соб­ствен­ном спа­се­нии, а о спа­се­нии дру­гих, и поэто­му ста­ра­ет­ся рас­ши­рять Дви­же­ние созна­ния Криш­ны. Тако­му воз­вы­шен­но­му пре­дан­но­му не гро­зит паде­ние, ибо Криш­на все­гда и вез­де будет защи­щать его. В этом суть Дви­же­ния созна­ния Кришны.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 6.2.36–37, комм.