Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Из всех свя­тых имен Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога имя «Криш­на» — самое могущественное.

Шри­ла Шука­де­ва Госва­ми закон­чил девя­тую часть Деся­той пес­ни «Шри­мад-Бха­га­ва­там» опи­са­ни­ем пяти осо­бых совер­шенств Гос­по­да Кришны.

Чет­вер­тое совер­шен­ство Гос­по­да Криш­ны — сла­ва Его име­ни. В веди­че­ской лите­ра­ту­ре гово­рит­ся, что если чело­век повто­рит раз­лич­ные име­на Виш­ну тыся­чу раз, это при­не­сет ему столь­ко же бла­га, сколь­ко трех­крат­ное повто­ре­ние свя­то­го име­ни Гос­по­да Рамы. И повто­рив свя­тое имя Криш­ны лишь раз, он полу­чит тот же резуль­тат. Дру­ги­ми сло­ва­ми, из всех свя­тых имен Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, вклю­чая «Виш­ну» и «Рама», свя­тое имя Криш­ны — самое могу­ще­ствен­ное. Поэто­му веди­че­ская лите­ра­ту­ра осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет необ­хо­ди­мость повто­ре­ния свя­то­го име­ни Криш­ны: Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Гос­подь Чай­та­нья ввел повто­ре­ние свя­то­го име­ни Криш­ны в эту эпо­ху, бла­го­да­ря чему осво­бож­де­ние ста­ло дости­жи­мо гораз­до лег­че, чем в дру­гие эпо­хи. Дру­ги­ми сло­ва­ми, Гос­подь Криш­на совер­шен­нее дру­гих Сво­их вопло­ще­ний, хотя все Они рав­но — Вер­хов­ная Лич­ность Бога.

«Источ­ник веч­но­го насла­жде­ния»

 

Текст для обсуждения

йах­ша­ст­ра-вид­хи­мут­сри­джйа
вар­та­те­ка­ма-кара­тах
на сасид­дхи­ма­вап­но­ти
на сук­хам­на парам гатим

Тот же, кто пре­не­бре­га­ет ука­за­ни­я­ми свя­щен­ных писа­ний и дей­ству­ет по соб­ствен­ной при­хо­ти, не достиг­нет ни совер­шен­ства, ни сча­стья, ни выс­шей цели.

Ком­мен­та­рий. Как уже гово­ри­лось, шаст­ра-вид­хи, пред­пи­са­ния шастр регла­мен­ти­ру­ют жизнь всех сосло­вий и укла­дов обще­ства. Сле­до­вать им дол­жен каж­дый. Тот, кто пре­не­бре­га­ет ими и дей­ству­ет по соб­ствен­ной при­хо­ти, дви­жи­мый вожде­ле­ни­ем, жад­но­стью и жела­ни­я­ми, нико­гда не достиг­нет совер­шен­ства жиз­ни. Ины­ми сло­ва­ми, тот, кто зна­ет об этих пред­пи­са­ни­ях тео­ре­ти­че­ски, но не сле­ду­ет им на деле, явля­ет­ся низ­шим из людей. Душа, полу­чив­шая воз­мож­ность родить­ся чело­ве­ком, долж­на дей­ство­вать разум­но и сле­до­вать пред­пи­са­ни­ям шастр, кото­рые при­зва­ны помочь ей достичь выс­шей сту­пе­ни совер­шен­ства; в про­тив­ном слу­чае она дегра­ди­ру­ет. Одна­ко если, сле­дуя всем пра­ви­лам и зако­нам нрав­ствен­но­сти, чело­век все же не при­хо­дит к пони­ма­нию Вер­хов­но­го Гос­по­да, то все его зна­ние обес­це­ни­ва­ет­ся. И даже если он при­зна­ет суще­ство­ва­ние Бога, но не слу­жит Ему, он лишь напрас­но тра­тит вре­мя. Поэто­му чело­век посте­пен­но дол­жен раз­вить в себе созна­ние Криш­ны и под­нять­ся на уро­вень пре­дан­но­го слу­же­ния; толь­ко так, и никак ина­че, он смо­жет достичь выс­шей сту­пе­ни совершенства.

 Осо­бо­го вни­ма­ния заслу­жи­ва­ет упо­треб­лен­ное здесь сло­во кама-кара­тах. Чело­век, созна­тель­но нару­ша­ю­щий пра­ви­ла и пред­пи­са­ния, дви­жим вожде­ле­ни­ем. Зная о запре­тах, он, тем не менее, нару­ша­ет их. Вот что зна­чит дей­ство­вать по соб­ствен­ной при­хо­ти. Вер­хов­ный Гос­подь неми­ну­е­мо пока­ра­ет таких людей. Они лише­ны воз­мож­но­сти достичь совер­шен­ства, доступ­но­го чело­ве­ку. Чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на преж­де все­го для очи­ще­ния, но тот, кто не сле­ду­ет пред­пи­са­ни­ям шастр, нико­гда не смо­жет очи­стить­ся от мате­ри­аль­ной сквер­ны и обре­сти истин­ное счастье.

«Бха­га­вад-гита», 16.23

 

тас­мач­чхастрам пра­ма­нам те
карй­а­карйа-вйа­ва­ст­хи­тау
джнат­ва­ша­ст­ра-вид­ханoктам
кар­ма картумихархаси

Поэто­му, сле­дуя ука­за­ни­ям шастр, ты дол­жен понять, в чем состо­ит твой долг, что мож­но делать и чего нель­зя. Изу­чив все пред­пи­са­ния, нуж­но дей­ство­вать так, что­бы посте­пен­но достичь совершенства.

Ком­мен­та­рий. Как было ска­за­но в пят­на­дца­той гла­ве, все пред­пи­са­ния пред­на­зна­че­ны для того, что­бы помочь чело­ве­ку постичь Криш­ну. Если чело­век, изу­чив «Бха­га­вад-гиту» и обре­тя созна­ние Криш­ны, начи­на­ет зани­мать­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, это зна­чит, что он обрел самое совер­шен­ное зна­ние, кото­рое мож­но полу­чить из Вед. Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху зна­чи­тель­но облег­чил для нас этот путь. Он при­зы­вал людей про­сто повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, слу­жить Гос­по­ду и питать­ся остат­ка­ми пищи, кото­рая была пред­ло­же­на Боже­ствам. Гово­рит­ся, что тот, кто дела­ет это, уже изу­чил все веди­че­ские писа­ния и понял их суть. Разу­ме­ет­ся, обык­но­вен­но­му чело­ве­ку, не обла­да­ю­ще­му созна­ни­ем Криш­ны и не зани­ма­ю­ще­му­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, нуж­но сле­до­вать ука­за­ни­ям Вед, что­бы понять, что мож­но делать, а чего делать нель­зя. И выпол­нять эти пред­пи­са­ния нуж­но бес­пре­ко­слов­но. Сле­до­вать ука­за­ни­ям шастр, свя­щен­ных писа­ний — зна­чит не пытать­ся оспа­ри­вать их. Шаст­ры сво­бод­ны от четы­рех недо­стат­ков, при­су­щих обу­слов­лен­ным душам, кото­рые обла­да­ют несо­вер­шен­ны­ми чув­ства­ми, склон­ны к обма­ну, неиз­беж­но совер­ша­ют ошиб­ки и нахо­дят­ся во вла­сти иллю­зии. Эти четы­ре глав­ных недо­стат­ка лиша­ют обу­слов­лен­ную душу воз­мож­но­сти самой уста­нав­ли­вать пра­ви­ла жиз­ни. Поэто­му все вели­кие муд­ре­цы, ача­рьи и вели­кие души неукос­ни­тель­но сле­ду­ют пред­пи­са­ни­ям шастр, сво­бод­ных от этих четы­рех недостатков.

 В Индии есть мно­го школ духов­ной фило­со­фии, кото­рые мож­но раз­де­лить на две боль­шие груп­пы: после­до­ва­те­лей импер­со­на­лиз­ма и пер­со­на­лиз­ма. Одна­ко и те, и дру­гие стро­ят свою дея­тель­ность на прин­ци­пах Вед. Не сле­дуя пред­пи­са­ни­ям шастр, невоз­мож­но достичь совер­шен­ства. Поэто­му толь­ко того, кто смог постичь истин­ный смысл свя­щен­ных писа­ний, мож­но счи­тать удач­ли­вым человеком.

 Непри­я­тие прин­ци­пов, лежа­щих в осно­ве пости­же­ния Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, явля­ет­ся един­ствен­ной при­чи­ной дегра­да­ции чело­ве­ка. Это тяг­чай­ший грех, на кото­рый спо­со­бен чело­век. Поэто­му майя, мате­ри­аль­ная энер­гия, посто­ян­но при­чи­ня­ет нам стра­да­ния трех видов. Мате­ри­аль­ная энер­гия состо­ит из трех гун. И чело­век дол­жен под­нять­ся по край­ней мере на уро­вень гуны бла­го­сти, преж­де чем перед ним откро­ет­ся путь к пости­же­нию Вер­хов­но­го Гос­по­да. Ина­че он оста­нет­ся во вла­сти стра­сти и неве­же­ства, состав­ля­ю­щих осно­ву демо­ни­че­ско­го обра­за жиз­ни. Люди, нахо­дя­щи­е­ся под вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства, сме­ют­ся над свя­щен­ны­ми писа­ни­я­ми, свя­ты­ми людь­ми и фило­соф­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми о Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Они нару­ша­ют ука­за­ния духов­но­го учи­те­ля и не обра­ща­ют вни­ма­ния на пред­пи­са­ния шастр. Даже услы­шав о вели­чии пре­дан­но­го слу­же­ния, они не про­яв­ля­ют к нему ника­ко­го инте­ре­са. Поэто­му они изоб­ре­та­ют соб­ствен­ные пути духов­но­го раз­ви­тия. Тако­вы неко­то­рые изъ­я­ны людей, при­во­дя­щие к уси­ле­нию в чело­ве­ке демо­ни­че­ско­го нача­ла. Одна­ко тот, кто может стро­ить свою жизнь в соот­вет­ствии с настав­ле­ни­я­ми истин­но­го духов­но­го учи­те­ля, спо­соб­но­го ука­зать путь к духов­но­му воз­вы­ше­нию, в кон­це кон­цов, дости­га­ет выс­шей цели чело­ве­че­ской жизни.

«Бха­га­вад-гита», 16.24

 

Выде­ле­ние

  1. Како­ва цель сле­до­ва­ния пра­ви­лам и огра­ни­че­ни­ям, упо­мя­ну­тым в Ведах?
  2. В чем опас­ность несле­до­ва­ния им?
  3. Поче­му мы при­зна­ем толь­ко те пра­ви­ла и огра­ни­че­ния, кото­рые упо­мя­ну­ты в шастрах?
  4. Что зна­чит «дей­ство­вать по соб­ствен­ной прихоти»?
  5. Назо­ви­те два типа «спи­ри­ту­а­ли­стов».

Осмыс­ле­ние

  1. Како­ва выс­шая сту­пень совер­шен­ства, кото­рой мы можем достичь?
  2. Что меша­ет людям прий­ти к пости­же­нию Абсо­лют­ной Истины?
  3. Как ведут себя люди, нахо­дя­щи­е­ся под вли­я­ние гун стра­сти и невежества?

При­ме­не­ние

Обсу­ди­те одно пра­ви­ло, кото­ро­му вы сле­ду­е­те в созна­нии Криш­ны, и как это помо­га­ет вам под­нять созна­ние на более высо­кий уровень.

 

Про­по­ведь — это сущность

Сад­ху про­по­ве­ду­ет из состра­да­ния к живым суще­ствам. Сад­ху тер­пе­лив и мило­сер­ден, он — друг всех живых существ. У него нет вра­гов, он уми­ро­тво­рен, стро­го сле­ду­ет пред­пи­са­ни­ям шастр и наде­лен все­ми добродетелями.

Сад­ху, как уже гово­ри­лось, явля­ет­ся пре­дан­ным Лич­но­сти Бога, поэто­му он все­гда стре­мит­ся дать людям зна­ние о пре­дан­ном слу­же­нии Гос­по­ду, про­яв­ляя таким обра­зом свое мило­сер­дие. Он зна­ет, что тот, кто не зани­ма­ет­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем, про­сто губит свою жизнь. Стран­ствуя по све­ту, пре­дан­ный идет от две­ри к две­ри и при­зы­ва­ет людей: «При­ми­те созна­ние Криш­ны. Стань­те пре­дан­ны­ми Гос­по­да. Не губи­те свою жизнь, пота­кая живот­ным инстинк­там. Чело­ве­че­ская жизнь пред­на­зна­че­на для того, что­бы достичь само­осо­зна­ния, то есть раз­вить в себе созна­ние Криш­ны». Так про­по­ве­ду­ет сад­ху. Не доволь­ству­ясь тем, что сумел осво­бо­дить­ся сам, он все­гда дума­ет о дру­гих. Его милость к обу­слов­лен­ным душам не зна­ет гра­ниц. Так про­яв­ля­ет­ся одно из его качеств — кару­ни­ка, вели­кое состра­да­ние к пад­шим душам.

Сад­ху мило­сер­ден, ибо жела­ет добра всем живым суще­ствам, не толь­ко людям, но и живот­ным. Сар­ва-дехи­нам озна­ча­ет «все живые суще­ства, вопло­тив­ши­е­ся в мате­ри­аль­ном теле». Мате­ри­аль­ным телом обла­да­ют не толь­ко люди, но и дру­гие живые суще­ства. Пре­дан­ный Гос­по­да с состра­да­ни­ем отно­сит­ся к каж­до­му, будь то кош­ка, соба­ка, дере­во и т. д. Он ста­ра­ет­ся помочь всем живым суще­ствам осво­бо­дить­ся из мате­ри­аль­но­го плена.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 3.25.21