Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

В этом мире есть три кате­го­рии людей: осво­бож­ден­ные души, те, кто пыта­ет­ся обре­сти осво­бож­де­ние, и те, кто запу­тал­ся в чув­ствен­ных насла­жде­ни­ях. Те, кто уже осво­бож­ден, повто­ря­ют и слу­ша­ют свя­тое имя Гос­по­да, пре­крас­но зная, что про­слав­ле­ние Гос­по­да — един­ствен­ный спо­соб оста­вать­ся на транс­цен­дент­ном уровне. Те, кто пыта­ет­ся осво­бо­дить­ся, то есть отно­сит­ся ко вто­рой кате­го­рии, могут счи­тать повто­ре­ние и слу­ша­ние свя­то­го име­ни Гос­по­да мето­дом, поз­во­ля­ю­щим обре­сти осво­бож­де­ние, и они тоже будут полу­чать транс­цен­дент­ное удо­воль­ствие, повто­ряя свя­тое имя Гос­по­да. Что же каса­ет­ся кар­ми и тех, кто потвор­ству­ет при­хо­тям сво­их чувств, то и они могут слу­шать о дея­ни­ях Гос­по­да, напри­мер, о том, как Он участ­во­вал в сра­же­нии на Курук­шет­ре и тан­це­вал с гопи во Вриндаване.

Итак, все — и мумук­шу, и вимук­ты, и кар­ми — долж­ны про­слав­лять Гос­по­да и слу­шать о Его сла­ве. Это при­не­сет поль­зу каждому.

Хотя зву­ко­вая виб­ра­ция, опи­сы­ва­ю­щая транс­цен­дент­ные каче­ства Гос­по­да, оди­на­ко­во бла­го­твор­на для всех, мук­там, осво­бож­ден­ным душам, она достав­ля­ет осо­бое удо­воль­ствие. В две­на­дца­том сти­хе тре­тьей гла­вы Вось­мой пес­ни «Шри­мад-Бха­га­ва­там» объ­яс­ня­ет­ся, что чистые пре­дан­ные, у кото­рых не оста­лось мате­ри­аль­ных жела­ний, пол­но­стью пре­да­ют­ся лотос­ным сто­пам Гос­по­да, поэто­му они все­гда погру­же­ны в оке­ан бла­жен­ства, повто­ряя и слу­шая свя­тое имя Гос­по­да. В этом сти­хе гово­рит­ся, что таких пре­дан­ных, как Нара­да и дру­гие жите­ли Шве­та­дви­пы, все­гда мож­но видеть пою­щи­ми свя­тое имя Гос­по­да, пото­му что бла­го­да­ря это­му пению они все­гда и внешне, и внут­ренне испы­ты­ва­ют бла­жен­ство. Мумук­шу, те, кто жела­ет осво­бо­дить­ся, не зави­сят от чув­ствен­ных насла­жде­ний. Вме­сто это­го они ста­ра­ют­ся пол­но­стью сосре­до­то­чить­ся на повто­ре­нии свя­то­го име­ни Гос­по­да, что­бы обре­сти осво­бож­де­ние. Кар­ми любят услаж­дать свои уши и серд­це, и, хотя им ино­гда нра­вит­ся про­слав­лять Гос­по­да или слу­шать о Его вели­чии, они не дела­ют это в откры­тую. Но пре­дан­ные все­гда с искрен­ним энту­зи­аз­мом слу­ша­ют, поют и вспо­ми­на­ют о дея­ни­ях Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 10.1.69 (допол­ни­тель­ные заме­ча­ния к гла­ве 1)

 

Текст для обсуждения:

трибхир гуна-май­а­ир бхаваир
эбхих сар­вам идам джагат
мохи­там набхиджанати
мам эбхй­ах парам авйайам

Вверг­ну­тый в иллю­зию тре­мя гуна­ми при­ро­ды [бла­го­стью, стра­стью и неве­же­ством], весь мир не зна­ет Меня, сто­я­ще­го над гуна­ми и неисчерпаемого.

Ком­мен­та­рий. Весь мир окол­до­ван тре­мя гуна­ми мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Те, кто нахо­дит­ся под их вли­я­ни­ем, не пони­ма­ют, что Вер­хов­ный Гос­подь, Криш­на, запре­де­лен мате­ри­аль­но­му миру.

Каж­дое живое суще­ство, под­власт­ное мате­ри­аль­ной при­ро­де, обла­да­ет опре­де­лен­ным типом тела, а так­же пси­хи­че­ски­ми и физио­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми харак­тер его дея­тель­но­сти. Люди, дей­ству­ю­щие под вли­я­ни­ем трех гун, делят­ся на четы­ре груп­пы. Людей в гуне бла­го­сти назы­ва­ют брах­ма­на­ми, людей в гуне стра­сти — кшат­ри­я­ми, тех, кто нахо­дит­ся под сме­шан­ным вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства, назы­ва­ют вай­шья­ми, а людей, цели­ком нахо­дя­щих­ся в гуне неве­же­ства, — шуд­ра­ми. Ниже их сто­ят живот­ные, а так­же люди, веду­щие живот­ный образ жиз­ни. Впро­чем, при­над­леж­ность к этим груп­пам не явля­ет­ся посто­ян­ной. Кем бы я ни был — брах­ма­ном, кшат­ри­ем, вай­шьей и т. д., — моя нынеш­няя жизнь не будет длить­ся веч­но. Но, хотя жизнь не веч­на и мы не зна­ем, кем ста­нем в сле­ду­ю­щей жиз­ни, окол­до­ван­ные иллю­зор­ной энер­ги­ей, мы отож­деств­ля­ем себя с мате­ри­аль­ным телом и счи­та­ем себя аме­ри­кан­ца­ми, индий­ца­ми, рус­ски­ми или же брах­ма­на­ми, инду­са­ми, мусуль­ма­на­ми и т.д. Попав в сети гун мате­ри­аль­ной при­ро­ды, мы забы­ва­ем Вер­хов­но­го Гос­по­да, сто­я­ще­го над гуна­ми. Поэто­му Гос­подь Криш­на гово­рит, что живые суще­ства, вверг­ну­тые в иллю­зию тре­мя гуна­ми при­ро­ды, не пони­ма­ют, что за мате­ри­аль­ным миро­зда­ни­ем сто­ит Вер­хов­ная Лич­ность Бога.

Есть мно­го видов живых существ: люди, полу­бо­ги, живот­ные и т.д. Все они нахо­дят­ся во вла­сти мате­ри­аль­ной при­ро­ды, и все они забы­ли транс­цен­дент­ную Лич­ность Бога. Люди, нахо­дя­щи­е­ся под вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства, и даже люди в гуне бла­го­сти, не могут под­нять­ся выше пони­ма­ния Aбсо­лют­ной Исти­ны как без­лич­но­го Брах­мана. Они при­хо­дят в недо­уме­ние, когда слы­шат, что Вер­хов­ный Гос­подь — это лич­ность, в пол­ной мере обла­да­ю­щая кра­со­той, богат­ством, зна­ни­ем, силой, сла­вой и само­от­ре­че­ни­ем. Если даже люди в гуне бла­го­сти не спо­соб­ны осо­знать лич­ност­ный аспект Aбсо­лют­ной Исти­ны, что тогда гово­рить о тех, кто нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем гун стра­сти и неве­же­ства? Созна­ние Криш­ны непод­власт­но гунам мате­ри­аль­ной при­ро­ды, и тот, кто дей­стви­тель­но обла­да­ет им, явля­ет­ся воис­ти­ну осво­бож­ден­ной душой.

«Бха­га­вад-гита», 7.13

 

Выде­ле­ние

Пере­чис­ли­те три гуны мате­ри­аль­ной при­ро­ды. Рас­ска­жи­те о типах людей, нахо­дя­щих­ся под пре­об­ла­да­ю­щим вли­я­ни­ем каж­дой гуны.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му телес­ные обо­зна­че­ния не име­ют зна­че­ния? О чем они застав­ля­ют нас забыть?
  2. Как чело­век в гуне бла­го­сти пони­ма­ет Абсо­лют­ную Истину?
  3. Поче­му важ­но быть в созна­нии Кришны?

При­ме­не­ние

Какие гуны вли­я­ют на вас в тече­ние дня, и как вы себя чув­ству­е­те под вли­я­ни­ем каж­дой из них? Когда вы чув­ству­е­те сча­стье в созна­нии Кришны?

Про­по­ведь — это сущность

Вопре­ки ука­за­нию Гос­по­да Чай­та­ньи, неко­то­рые из Его нынеш­них «после­до­ва­те­лей» нико­гда не выхо­дят проповедовать.

Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху хотел, что­бы дви­же­ние сан­кир­та­ны, кото­рое нача­лось более пяти­сот лет назад в Нава­дви­пе, рас­про­стра­ни­лось по миру, неся бла­го все­му чело­ве­че­ству. К сожа­ле­нию, мно­гие так назы­ва­е­мые после­до­ва­те­ли Чай­та­ньи Маха­праб­ху огра­ни­чи­ва­ют­ся тем, что стро­ят хра­мы и под пред­ло­гом слу­же­ния Боже­ствам соби­ра­ют пожерт­во­ва­ния толь­ко для того, что­бы у них было что есть и где спать. Такие люди и не дума­ют о том, что­бы про­по­ве­до­вать уче­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху по все­му миру. Мало того, что они сами не спо­соб­ны про­по­ве­до­вать, они враж­деб­но отно­сят­ся к каж­до­му, кто зани­ма­ет­ся подоб­ной дея­тель­но­стью. Тако­вы совре­мен­ные после­до­ва­те­ли Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Вли­я­ние века Кали настоль­ко силь­но, что затра­ги­ва­ет даже так назы­ва­е­мых после­до­ва­те­лей Гос­по­да Чай­та­ньи. По край­ней мере, те, кто сле­ду­ет по сто­пам Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, долж­ны отпра­вить­ся за пре­де­лы Индии, что­бы про­по­ве­до­вать Его уче­ние по все­му миру, ибо тако­ва мис­сия Гос­по­да Чай­та­ньи. После­до­ва­те­ли Гос­по­да Чай­та­ньи долж­ны выпол­нять Его волю, вкла­ды­вая в это всю свою душу, все­гда оста­ва­ясь тер­пе­ли­вее дере­ва и сми­рен­нее соло­мы, рас­сы­пан­ной на дороге.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Ади-лила, 9.47