Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Поэто­му в «Шри­мад-Бха­га­ва­там» гово­рит­ся, что Гос­подь Чай­та­нья — вопло­ще­ние Бога в наш век. И кто же покло­ня­ет­ся Ему? Метод очень прост. Нуж­но толь­ко иметь изоб­ра­же­ние Гос­по­да Чай­та­ньи и Его спут­ни­ков. Гос­подь Чай­та­нья сто­ит в сере­дине, в окру­же­нии Сво­их глав­ных спут­ни­ков: Нитья­нан­ды, Адвай­ты, Гада­д­ха­ры и Шривасы.

Любой может дер­жать это изоб­ра­же­ние у себя дома, повто­рять ман­тру Харе Криш­на и тем самым покло­нять­ся Гос­по­ду Чай­та­нье. Метод прост. Но кто может сле­до­вать это­му про­сто­му мето­ду? Тот, у кого свет­лая голо­ва. Тот, кто про­сто дер­жит дома изоб­ра­же­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и повто­ря­ет Харе Криш­на, без осо­бо­го тру­да смо­жет понять Бога. Каж­дый может вос­поль­зо­вать­ся этим про­стым мето­дом. Не тре­бу­ет­ся ника­ких затрат, на это нет нало­га, необя­за­тель­но стро­ить огром­ные церк­ви или хра­мы. Кто угод­но может сесть где угод­но — у доро­ги или под дере­вом, повто­рять ман­тру Харе Криш­на и покло­нять­ся Богу. Это заме­ча­тель­ная возможность.

«Нау­ка самоосознания»

 

Текст для обсуждения

пари­тра­найа садхунам
вина­шайа ча душкритам
дхар­ма-сам­ст­ха­па­нарт­хайа
самбха­ва­ми йуге йуге

Что­бы осво­бо­дить пра­вед­ни­ков и уни­что­жить зло­де­ев, а так­же вос­ста­но­вить устои рели­гии, Я при­хо­жу сюда из века в век.

Ком­мен­та­рий. Соглас­но «Бха­га­вад-гите», сад­ху (свя­той) — это чело­век, обла­да­ю­щий созна­ни­ем Криш­ны. Того, кто в пол­ной мере обла­да­ет созна­ни­ем Криш­ны, сле­ду­ет счи­тать сад­ху, даже если он не кажет­ся очень набож­ным. A сло­во душ­кри­там отно­сит­ся к тем, кто пре­не­бре­га­ет созна­ни­ем Криш­ны. Даже если такие нече­стив­цы очень обра­зо­ван­ны, они все рав­но оста­ют­ся глуп­ца­ми и низ­ши­ми из людей, тогда как чело­век, погло­щен­ный дея­тель­но­стью в созна­нии Криш­ны, явля­ет­ся сад­ху, хотя может и не отли­чать­ся высо­кой обра­зо­ван­но­стью и куль­ту­рой. Что каса­ет­ся без­бож­ни­ков, то, что­бы уни­что­жить их, Вер­хов­но­му Гос­по­ду нет необ­хо­ди­мо­сти при­хо­дить Само­му, как это было в слу­чае с демо­на­ми Рава­ной и Кам­сой. У Него есть мно­го помощ­ни­ков, вполне спо­соб­ных спра­вить­ся с этой зада­чей. Гос­подь при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир преж­де все­го для того, что­бы помочь Сво­им чистым пре­дан­ным, кото­рым не дают покоя демо­ны. Демо­ны пре­сле­ду­ют пре­дан­ных, даже если те при­хо­дят­ся им род­ствен­ни­ка­ми. Так, Маха­ра­джа Прахла­да был сыном Хира­нья­ка­ши­пу, и ему при­шлось нема­ло пре­тер­петь от сво­е­го отца-демо­на. Дева­ки, мать Криш­ны, была сест­рой Кам­сы, но, несмот­ря на это, он зато­чил ее вме­сте с мужем, Васу­де­вой, в тюрь­му — толь­ко пото­му, что у них дол­жен был родить­ся Криш­на. И Гос­подь Криш­на при­шел в первую оче­редь для того, что­бы осво­бо­дить Дева­ки, а не для того, что­бы убить Кам­су, хотя Он одно­вре­мен­но сде­лал и то, и дру­гое. Вот поче­му в этом сти­хе ска­за­но, что Гос­подь при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир в обра­зе раз­лич­ных вопло­ще­ний, что­бы осво­бо­дить пре­дан­ных и уни­что­жить злодеев-демонов.

В «Чай­та­нья-чари­тамри­те» (Мад­хья-лила, 20.263–264) Криш­на­дас Кави­ра­джа дает сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние ава­та­ры Господа:

сриш­ти-хету йеи мур­ти пра­пан­че аватаре
сеи ишва­ра-мур­ти ʻава­та­ра’ нама дхаре

май­а­ти­та паравйо­ме саба­ра авастхана
вишве ава­та­ри’ дха­реʻа­ва­та­ра’ нама

«Вер­хов­ный Гос­подь нис­хо­дит из Сво­е­го цар­ства, что­бы явить Себя в мате­ри­аль­ном мире. Образ Гос­по­да, в кото­ром Он появ­ля­ет­ся в мате­ри­аль­ной все­лен­ной, назы­ва­ют Его вопло­ще­ни­ем, или ава­та­рой. Изна­чаль­но все эти экс­пан­сии пре­бы­ва­ют в духов­ном мире, в цар­стве Бога, а когда Они при­хо­дят в мате­ри­аль­ный мир, Их назы­ва­ют ава­та­ра­ми».

Есть раз­ные типы ава­тар: пуру­ша-ава­та­ры, гуна-ава­та­ры, лила-ава­та­ры, шактья­ве­ша-ава­та­ры, ман­ван­та­ра-ава­та­рыи юга-ава­та­ры. Все они появ­ля­ют­ся на раз­ных пла­не­тах все­лен­ной в стро­го опре­де­лен­ное вре­мя. Но Гос­подь Криш­на, изна­чаль­ная лич­ность Бога, — это источ­ник всех ава­тар. Шри Криш­на при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир для того, что­бы уте­шить Сво­их чистых пре­дан­ных, кото­рые жаж­дут уви­деть Гос­по­да и Его ни с чем не срав­ни­мые игры во Врин­да­ване. Итак, глав­ная цель при­хо­да ава­тар Криш­ны в этот мир — испол­нить жела­ние чистых преданных.

Гос­подь гово­рит, что Он при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир из века в век. Это зна­чит, что Он вопло­ща­ет­ся и в век Кали. Как ска­за­но в «Шри­мад-Бха­га­ва­там», в век Кали Гос­подь при­хо­дит на зем­лю в обра­зе Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Гос­подь Чай­та­нья при­зы­вал людей покло­нять­ся Кришне, дав им для это­го метод сан­кир­та­ны (сов­мест­но­го пения свя­тых имен), и Сам рас­про­стра­нил созна­ние Криш­ны по всей Индии. Он же пред­ска­зал, что дви­же­ние сан­кир­та­ны, шествуя из горо­да в город, из селе­ния в селе­ние, рас­про­стра­нит­ся по все­му миру. Вопло­ще­ние Криш­ны, Лич­но­сти Бога, в обра­зе Гос­по­да Чай­та­ньи опи­са­но в сокро­вен­ных частях свя­щен­ных писа­ний, таких, как Упа­ни­ша­ды, «Махаб­ха­ра­та» и «Бха­га­ва­там», но не пря­мо, а наме­ка­ми. Дви­же­ние сан­кир­та­ны Гос­по­да Чай­та­ньи очень при­вле­ка­ет всех пре­дан­ных Криш­ны. Эта ава­та­ра Гос­по­да не уби­ва­ет зло­де­ев, а спа­са­ет их по Сво­ей бес­при­чин­ной милости.

«Бха­га­вад-гита», 4.8

 

Выде­ле­ние

  1. Поче­му Гос­подь Криш­на при­хо­дит в мате­ри­аль­ный мир в обра­зе раз­лич­ных ава­тар, или воплощений?
  2. Рас­ска­жи­те о раз­ных видах ава­тар/воплощений.

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му гово­рит­ся, что основ­ная при­чи­на при­хо­да Гос­по­да — защи­та Его пре­дан­ных? От кого Он их защи­ща­ет? При­ве­ди­те при­ме­ры из истории.
  2. В чем осо­бен­ность вопло­ще­ния Гос­по­да в обра­зе Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху? Поче­му мы счи­та­ем Его ава­та­рой?

При­ме­не­ние

При­ни­ма­е­те ли вы Гос­по­да Чай­та­нью как Вер­хов­ную Лич­ность Бога? Рас­ска­жи­те о вашем отно­ше­нии к Нему.

 

Про­по­ведь — это сущность

Криш­на наде­ля­ет про­по­вед­ни­ка осо­бым могу­ще­ством. Про­по­вед­ни­ка, кото­рый пре­дан Шри Чай­та­нье Маха­праб­ху и ача­рьям в цепи уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, Криш­на наде­ля­ет таким могу­ще­ством, что он пре­вос­хо­дит даже Его самого.

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху про­дол­жал: «Ты [Нитья­нан­да­Праб­ху] можешь сде­лать то, чего не сде­лаю даже Я. В Гауда-деше Я не вижу нико­го, кро­ме Тебя, кто мог бы испол­нить Мою миссию».

Ком­мен­та­рий. Мис­сия Гос­по­да Чай­та­ньи состо­ит в том, что­бы спа­сти пад­шие души нынеш­не­го века. В век Кали пад­шим явля­ет­ся прак­ти­че­ски все насе­ле­ние Зем­ли. Без­услов­но, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху осво­бо­дил мно­же­ство пад­ших душ, но Его уче­ни­ки были в боль­шин­стве сво­ем выход­ца­ми из выс­ших сло­ев обще­ства. Одна­ко таких людей, как Джа­гай и Мад­хай, спас не кто иной, как Нитья­нан­да Праб­ху. При­хо­дя в мате­ри­аль­ный мир в вопло­ще­нии Гау­ры-Нитая, Гос­подь не уни­что­жа­ет демо­нов, а спа­са­ет их, про­по­ве­дуя созна­ние Криш­ны. Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху так раз­гне­вал­ся на Джа­гая и Мад­хая, что хотел убить него­дя­ев на месте, одна­ко Нитья­нан­да Праб­ху был настоль­ко добр, что не толь­ко спас их от смер­ти, но и помог им под­нять­ся на транс­цен­дент­ный уро­вень. Так Нитья­нан­да Праб­ху сде­лать то, чего не мог сде­лать даже Шри Чай­та­нья Махапрабху.

Точ­но так же тот, кто пре­дан­но слу­жит Гауре—Нитаю в цепи уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, может пре­взой­ти даже Нитья­нан­ду Праб­ху. Таков прин­цип дей­ствия уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти. Нитья­нан­да Праб­ху спас Джа­гая и Мад­хая, а слу­га Нитья­нан­ды Праб­ху Его мило­стью может спа­сти мно­го тысяч Джа­га­ев и Мад­ха­ев. Такое бла­го­сло­ве­ние полу­ча­ют толь­ко те, кто при­над­ле­жит к цепи уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти. Судить о том, при­над­ле­жит ли чело­век к уче­ни­че­ской пре­ем­ствен­но­сти, сле­ду­ет по резуль­та­там его дея­тель­но­сти. Этот прин­цип все­гда при­ме­ним к дея­ни­ям Гос­по­да и Его преданных.

Мило­стью Виш­ну вайш­нав может пре­взой­ти в сво­ем слу­же­нии Само­го Виш­ну; это — осо­бая при­ви­ле­гия вайш­на­ва. На самом деле Гос­подь хочет видеть, как Его пре­дан­ные совер­ша­ют более уди­ви­тель­ные дея­ния, неже­ли Он Сам. Так, на поле бит­вы Курук­шет­раШ­ри Криш­на побу­дил Арджу­ну всту­пить в сра­же­ние, ибо по замыс­лу Криш­ны все собрав­ши­е­ся там вои­ны были обре­че­ны на смерть. Криш­на не хотел, что­бы Его про­слав­ля­ли как побе­ди­те­ля в этой бит­ве. Поэто­му Гос­подь велел Арджуне сра­жать­ся и добыть себе славу.

Таким обра­зом, когда пре­дан­ный успеш­но справ­ля­ет­ся с той или иной зада­чей, Гос­подь все­гда ста­вит это в заслу­гу пре­дан­но­му. Дру­гой при­мер тому — Хану­ман­джи, или Вад­жран­га­джи, слу­га Гос­по­да Рама­чан­д­ры. Одним прыж­ком он пре­одо­лел оке­ан и пере­пра­вил­ся с бере­га Бха­ра­та-вар­ши на берег Лан­ки. Когда туда же решил отпра­вить­ся Гос­подь Рама­чанд­ра, Он постро­ил камен­ный мост, хотя Ему ниче­го не сто­и­ло заста­вить кам­ни дер­жать­ся на пла­ву. Если мы будем про­сто выпол­нять ука­за­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и сле­до­вать по сто­пам Шри­Ни­тья­нан­ды­Праб­ху, Дви­же­ние созна­ния Криш­ны будет рас­ти, и тогда про­по­вед­ни­кам, кото­рые вер­но слу­жат Гос­по­ду, ока­жут­ся по пле­чу даже самые труд­ные задачи.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 16.65