Шри Намамри­та — нек­тар свя­то­го имени

Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху раз­да­вал нек­тар свя­то­го име­ни каждому

Гау­ра-Криш­на, самый вели­ко­душ­ный Вер­хов­ный Гос­подь, каж­до­му — даже низ­шим из людей — раз­да­вал богат­ства из Сво­их лич­ных запа­сов. Богат­ство это — нек­тар люб­ви к Нему и свя­тое имя. Нико­гда до Гос­по­да Чай­та­ньи это богат­ство не раз­да­ва­лось людям. Поэто­му я пред­ла­гаю Ему почти­тель­ные поклоны.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 23.1

 

Текст для обсуждения

йе ту сар­ва­ни кар­ма­ни
майи сан­нй­асйа мат-парах
ананй­е­на­и­ва йoгена
мам дхй­ай­ан­та упа­са­те

тешам ахам самуд­дхар­та
мри­тйу-сам­са­ра-сага­рат
бха­ва­ми на чират парт­ха
майй аве­ши­та-чета­сам

Но тех, кто покло­ня­ет­ся Мне, без­раз­дель­но пре­дав­шись Мне и посвя­щая Мне все свои дей­ствия, тех, кто зани­ма­ет­ся пре­дан­ным слу­же­ни­ем и посто­ян­но раз­мыш­ля­ет обо Мне, сосре­до­то­чив на Мне свой ум, — таких людей, о сын Прит­хи, Я без про­мед­ле­ния выз­во­ляю из оке­а­на рож­де­ния и смерти.

Ком­мен­та­рий: Здесь ясно ска­за­но, что на долю пре­дан­ных выпа­ла вели­кая уда­ча, ибо Гос­подь Сам без про­мед­ле­ния осво­бож­да­ет их из пле­на мате­ри­аль­но­го суще­ство­ва­ния. Зани­ма­ясь пре­дан­ным слу­же­ни­ем, чело­век осо­зна­ет, что Бог велик, а инди­ви­ду­аль­ная душа под­власт­на Ему. Её долг — слу­жить Гос­по­ду, и если она не будет делать это­го, то ей при­дёт­ся слу­жить майе.

Как уже гово­ри­лось, постичь Гос­по­да мож­но толь­ко в про­цес­се пре­дан­но­го слу­же­ния. Поэто­му нуж­но без­раз­дель­но пре­дать­ся Гос­по­ду. Что­бы прий­ти к Кришне, необ­хо­ди­мо пол­но­стью сосре­до­то­чить на Нем свой ум. Все, что мы дела­ем, нуж­но посвя­щать толь­ко Кришне. Неваж­но, что мы дела­ем, глав­ное — делать это толь­ко для Криш­ны. В этом суть пре­дан­но­го слу­же­ния. Един­ствен­ное жела­ние пре­дан­но­го — доста­вить удо­воль­ствие Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Цель всей его жиз­ни — удо­вле­тво­рить Криш­ну, и ради это­го он готов пожерт­во­вать всем, как это сде­лал Aрджу­на на поле бит­вы Курук­шет­ра. Метод очень прост: мы долж­ны посвя­щать все свои дей­ствия Гос­по­ду и в то же вре­мя повто­рять Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти транс­цен­дент­ные зву­ки при­вя­зы­ва­ют пре­дан­но­го к Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога.

В дан­ном сти­хе Гос­подь обе­ща­ет без про­мед­ле­ния осво­бо­дить чисто­го пре­дан­но­го, цели­ком посвя­тив­ше­го себя слу­же­нию Ему, из оке­а­на мате­ри­аль­ной жиз­ни. Вели­кие йоги-мисти­ки по жела­нию с помо­щью йоги могут пере­ме­стить свою душу на любую пла­не­ту. Дру­гие поль­зу­ют­ся ины­ми мето­да­ми, но что каса­ет­ся пре­дан­но­го, то здесь ясно ска­за­но: Гос­подь Сам выз­во­ля­ет его из мате­ри­аль­но­го пле­на. Пре­дан­но­му не нуж­но ждать, пока он сам обре­тёт боль­шой духов­ный опыт, кото­рый помо­жет ему достичь духов­но­го неба.

В «Вара­ха-пуране» есть такой стих:

най­а­ми пара­мам стханам
арчир-ади-гатим вина
гару­да-скан­д­хам аропйа
йатхеч­чхам аниваритах

Смысл это­го сти­ха в том, что пре­дан­но­му не нуж­но зани­мать­ся аштан­га-йогой, что­бы пере­не­стись на духов­ные пла­не­ты. Гос­подь Сам поза­бо­тит­ся об этом. Здесь Он ясно гово­рит, что Сам ста­но­вит­ся спа­си­те­лем пре­дан­но­го. Всю забо­ту о ребён­ке берут на себя его роди­те­ли, поэто­му малыш чув­ству­ет себя в пол­ной без­опас­но­сти. Точ­но так же пре­дан­но­му не нуж­но при­ла­гать какие-то осо­бые уси­лия, что­бы с помо­щью йоги попасть на дру­гие пла­не­ты. Вер­хов­ный Гос­подь Сам по Сво­ей вели­кой мило­сти при­ле­та­ет за пре­дан­ным на Гару­де и осво­бож­да­ет его из пле­на мате­ри­аль­но­го бытия. Чело­век, тону­щий в оке­ане, может изо всех сил бороть­ся за жизнь и быть очень хоро­шим плов­цом, но ему все рав­но не удаст­ся спа­стись само­му. Но если кто-то дру­гой при­дёт к нему на помощь и выта­щит из воды, то он спа­сёт­ся без вся­ких уси­лий. Точ­но так же Гос­подь спа­са­ет пре­дан­но­го из оке­а­на мате­ри­аль­ной жиз­ни. Един­ствен­ное, что нам нуж­но, — это вос­поль­зо­вать­ся неслож­ным мето­дом созна­ния Криш­ны и цели­ком посвя­тить себя пре­дан­но­му слу­же­нию. Вся­кий разум­ный чело­век пред­по­чтёт метод пре­дан­но­го слу­же­ния всем про­чим мето­дам само­осо­зна­ния. В «Нара­я­нии» это под­твер­жда­ет­ся сле­ду­ю­щим образом:

йа ваи садхана-сампаттих
пуру­шар­тха-чату­штайе
тайа вина тад апноти
наро нарай­а­наш­рай­ах

Смысл это­го сти­ха в том, что в кар­ми­че­ской дея­тель­но­сти или фило­соф­ских поис­ках исти­ны нет ника­кой поль­зы, пото­му что тот, кто пре­дал­ся Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога, может полу­чить все бла­га, кото­рые при­но­сят раз­лич­ные виды йоги, раз­мыш­ле­ния о при­ро­де духа, веди­че­ские риту­а­лы и жерт­во­при­но­ше­ния, раз­да­ча мило­сты­ни и т.д. В этом осо­бое пре­иму­ще­ство пре­дан­но­го служения.

Про­сто повто­ряя свя­тое имя Криш­ны — Харе Криш­на, Харе Криш­на, Криш­на Криш­на, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — пре­дан­ный Гос­по­да лег­ко и радост­но дости­га­ет выс­шей цели, кото­рая оста­ёт­ся недо­ступ­ной для тех, кто идёт дру­ги­ми духов­ны­ми путями.

В восем­на­дца­той гла­ве, под­во­дя итог все­му ска­зан­но­му в «Бха­га­вад-гите», Гос­подь говорит:

сар­ва-дхар­ман паритйаджйа
мам экам шара­нам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мок­шай­и­шй­а­ми ма шучах

Он при­зы­ва­ет отка­зать­ся от всех про­чих мето­дов само­осо­зна­ния и про­сто посвя­тить себя пре­дан­но­му слу­же­нию в пол­ном созна­нии Криш­ны. Толь­ко тогда мы смо­жем достичь выс­ше­го совер­шен­ства жиз­ни. Не нуж­но боять­ся послед­ствий гре­хов, совер­шен­ных в про­шлом, пото­му что Сам Вер­хов­ный Гос­подь берет на Себя забо­ту о пре­дан­ном. Поэто­му не сто­ит тщет­но пытать­ся само­му спа­стись с помо­щью того или ино­го мето­да духов­но­го само­по­зна­ния. Пусть каж­дый най­дёт при­бе­жи­ще у вер­хов­ной и все­мо­гу­щей Лич­но­сти Бога, Криш­ны. В этом — выс­шее совер­шен­ство жизни.

«Бха­га­вад-гита», 12.6–7

 

Выде­ле­ние

Какие каче­ства мы долж­ны раз­вить, что­бы Криш­на забрал нас к Себе?

Осмыс­ле­ние

  1. Как чистый пре­дан­ный пони­ма­ет свои вза­и­мо­от­но­ше­ния с Криш­ной и обя­зан­но­сти по отно­ше­нию к Нему?
  2. Как мы можем достичь уров­ня тако­го понимания?
  3. Поче­му пре­дан­но­му не нуж­но зани­мать­ся дру­ги­ми вида­ми дея­тель­но­сти, таки­ми как совер­ше­ние жерт­во­при­но­ше­ний ради полу­че­ния мате­ри­аль­ных благ, раз­ви­тие зна­ния путём умо­зри­тель­ных рас­суж­де­ний и заня­тия аштан­га-йогой для обре­те­ния мисти­че­ских совершенств.
  4. В чем заклю­ча­ет­ся пре­вос­ход­ство пре­дан­но­го слу­же­ния над дру­ги­ми мето­да­ми самоосознания?
  5. Како­во выс­шее совер­шен­ство жиз­ни? Может ли тако­го совер­шен­ства достичь греш­ник? Почему?

При­ме­не­ние

Рас­ска­жи­те о сво­ём пони­ма­нии это­го стиха.

 

Про­по­ведь — это сущность

Пре­дан­ный, кото­рый, испол­няя свой долг, зани­ма­ет­ся про­по­ве­дью, все­гда нахо­дит­ся под защи­той Господа

Наш истин­ный долг заклю­ча­ет­ся в том, что­бы испол­нить волю Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Тот, кто твёрд в сво­ей реши­мо­сти сде­лать это, все­гда нахо­дит­ся в без­опас­но­сти, где бы он ни был — в раю или в аду… Сле­дуя ука­за­нию Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху, пре­дан­ные Гос­по­да Криш­ны зани­ма­ют­ся про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­стью во всех угол­ках зем­ли. Им при­хо­дит­ся посто­ян­но встре­чать­ся с кар­ми, но по мило­сти Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху мате­ри­аль­ная энер­гия не ока­зы­ва­ет на них ника­ко­го вли­я­ния… Искрен­ний пре­дан­ный, кото­рый слу­жит Гос­по­ду Шри Чай­та­нье Маха­праб­ху, всю­ду про­по­ве­дуя Его уче­ние, нико­гда не попа­дёт под вли­я­ние вишая-таран­ги, мате­ри­аль­но­го мира. Напро­тив, в своё вре­мя он воз­вра­тит­ся под сень лотос­ных стоп Гос­по­да Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и будет жить веч­но, насла­жда­ясь обще­ни­ем с Господом.

«Шри­мад Бха­га­ва­там», 5.1.19