Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

БВ2 — это сан­га лиде­ров групп, БВ3 это сан­га лиде­ров сек­то­ров. Если появят­ся окру­га, то у вас будет БВ4 сан­га. В Москве есть БВ4 — сан­га Чакрапати.

Поче­му сан­ги лиде­ров необ­хо­ди­мы? Пото­му что это источ­ник под­держ­ки для дей­ству­ю­щих лиде­ров. Нуж­на сан­га рав­ных. Если у нас обще­ние толь­ко с млад­ши­ми, то мы будем поти­хо­неч­ку дегра­ди­ро­вать, неиз­беж­но будут накап­ли­вать­ся какие-то ошиб­ки. Нам нуж­но посто­ян­ное обу­че­ние, посто­ян­ное отта­чи­ва­ние наших качеств, нашей ква­ли­фи­ка­ции. На лиде­ров млад­шие смот­рят сни­зу-вверх: «О, какой воз­вы­шен­ный пре­дан­ный». Млад­шие будут нас про­слав­лять, но тогда мы не будем совер­шен­ство­вать­ся. Это в исто­рии ИСККОН очень ярко про­яви­лось в эпо­ху зональ­ных ача­рьев. После ухо­да Шри­лы Праб­ху­па­ды была при­ня­та систе­ма гуру не такая, как сей­час. Мир был раз­де­лен на один­на­дцать зон, и было назна­че­но один­на­дцать зональ­ных ача­рьев. Кро­ме зональ­ных ача­рьев никто уче­ни­ков не при­ни­мал, и каж­дый из них при­ни­мал уче­ни­ков в сво­ей зоне. Они счи­та­лись имен­но ача­рья­ми — не про­сто гуру, а имен­но ача­рьи. Им покло­ня­лись очень рос­кош­но, и они обща­лись фак­ти­че­ски толь­ко со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Обще­ства рав­ных у них не было. Праб­ху­па­да ушёл, и стар­ше­го у них уже не было. Джи-би-си в то вре­мя был в боль­шей сте­пе­ни фор­маль­ным орга­ном, близ­ких отно­ше­ний друг с дру­гом у них не было. Был дух кон­ку­рен­ции меж­ду зональ­ны­ми ача­рья­ми — у кого боль­ше уче­ни­ков, у кого более рос­кош­ные хра­мы. А зональ­ные ача­рьи, в прин­ци­пе, это начи­на­ю­щие пре­дан­ные. До при­ня­тия слу­же­ния зональ­ных ача­рьев они в созна­нии Криш­ны были лет по десять. Самые моло­дые зи них были семь лет в созна­нии Криш­ны, в то вре­мя им было лет по трид­цать. Они были искрен­ни­ми про­по­вед­ни­ка­ми, и они были силь­ны­ми пре­дан­ны­ми. Но майа нашла доступ к ним. Из один­на­дца­ти зональ­ных ача­рьев пало шесте­ро. Это был очень силь­ный кри­зис в ИСККОН. Запад­ный ИСККОН до сих пор не вос­ста­но­вил­ся , пото­му что все ача­рьи ушли из дви­же­ния. Майа нашла лазей­ку к каж­до­му, пото­му что они обща­лись толь­ко с млад­ши­ми. У них не было дру­же­ских отно­ше­ний меж­ду собой, а Праб­ху­па­да ушёл, неко­му было «дать по шап­ке» и ука­зать на ошиб­ки. Ошиб­ки поти­хо­неч­ку накап­ли­ва­лись боль­ше и боль­ше, накап­ли­ва­лась кри­ти­ка. В ито­ге, боль­шин­ство нару­ши­ли регу­ли­ру­ю­щие прин­ци­пы и попа­да­ли как про­стые бхак­ты. При этом они были реаль­но силь­ны­ми пре­дан­ны­ми. Если это сра­бо­та­ло на уровне реаль­но очень силь­ных лиде­ров ИСККОН, то для начи­на­ю­щих лиде­ров бхак­ти-врикш точ­но сра­бо­та­ет. То есть без под­держ­ки обще­ства рав­ных, и без регу­ляр­но­го обще­ния со стар­ши­ми и более опыт­ны­ми пре­дан­ны­ми (лиде­ра­ми сек­то­ров, коор­ди­на­то­ра­ми), неуда­ча гаран­ти­ро­ва­на. И мы это виде­ли на при­ме­ре раз­ви­тия бхак­ти-врик­ши в Москве. Если лидер груп­пы не посе­ща­ет сан­гу рав­ных регу­ляр­ным обра­зом, то вопрос вре­ме­ни, когда его груп­па сду­ет­ся и закро­ет­ся. Сан­га рав­ных под­дер­жи­ва­ет, вдох­нов­ля­ет, обу­ча­ет и даёт вызов: «Давай-давай, надо делать так-то и так-то». Сан­га рав­ных не поз­во­ля­ет лиде­ру «зарас­ти мхом», не поз­во­ля­ет пре­бы­вать в зоне комфорта.

Дей­стви­тель­но, когда есть хоро­шая пол­но­цен­ная сан­га лиде­ров, то мы ста­вим духов­ные зада­чи друг перед дру­гом. Есть несколь­ко эле­мен­тов успеш­ной сан­ги. В БВ2 и БВ3 долж­ны быть глу­бо­кие дру­же­ские тёп­лые отно­ше­ния «один за всех, и все за одно­го». У нас непро­стое слу­же­ние, это как в раз­вед­ку пой­ти. Нуж­на коман­да — люди, кото­рые меня не бро­сят. Это как идти в гору в связ­ке. Я поскольз­нул­ся, и меня дер­жат, не отпус­ка­ют верёв­ку. Люди нуж­ны такие, что­бы с ними мож­но было идти в горы. «А когда ты упал со скал, он сто­нал, но дер­жал» («Пес­ня о дру­ге», Высоц­кий). Вот такие долж­ны быть отно­ше­ния в сан­ге — дер­жать и не отпус­кать верёв­ку. Это пер­вый эле­мент сан­ги равных.

И вто­рой эле­мент — у нас долж­ны быть цели, долж­на быть мис­сия. Напри­мер, мис­сия открыть 108 бхак­ти-врикш в Уфе. Лиде­ры долж­ны посто­ян­но думать, как откры­вать новые груп­пы, как уве­ли­чи­вать коли­че­ство РСИ, как наби­рать новых людей, как про­по­ве­до­вать. Мы обсуж­да­ем и обсуж­да­ем цели на сан­ге. И Криш­на в такой сан­ге про­яв­ля­ет­ся. Если есть тёп­лые, дру­же­ские отно­ше­ния и есть высо­кие цели, то Криш­на обя­за­тель­но про­яв­ля­ет­ся. Криш­на посы­ла­ет вдох­но­ве­ние, пони­ма­ние, Криш­на посы­ла­ет воз­мож­но­сти. Я это видел мно­го-мно­го раз. Поэто­му сан­га очень важ­на, это реаль­ный источ­ник духов­ной силы.

Фак­ти­че­ски сан­га — это наш гуру. Гуру суще­ству­ет в двух обли­ках — в фор­ме лич­но­сти и в фор­ме сан­ги.  Гуру про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в фор­ме дик­ши-гуру, отно­ше­ния с лиде­ром сек­то­ра — это тоже про­яв­ле­ние гуру. И так­же наш гуру – это сан­га. Сан­га дру­зей дела­ет то же самое, что дела­ет лич­ность: обу­ча­ет, вдох­нов­ля­ет, под­дер­жи­ва­ет, ста­вит зада­чи, бро­са­ет духов­ный вызов. Поэто­му БВ2 необходима.

В сан­ге обя­за­тель­но дол­жен быть обмен ново­стя­ми: как дела, какие ново­сти, какие про­бле­мы, какие труд­но­сти. Мож­но обсуж­дать кни­ги «Азбу­ка бхак­ти-врик­ши» и «Вет­ви бхак­ти» для того, что­бы обнов­лять наше пони­ма­ние бхак­ти-врик­ши. Мож­но обсуж­дать кон­крет­ные пла­ны: что мы дела­ем вме­сте, какие груп­пы откры­ва­ем в бли­жай­шие меся­цы, какая помощь лиде­рам нуж­на. Может быть кому-то квар­ти­ры не хва­та­ет для про­ве­де­ния груп­пы, а у кого-то есть квар­ти­ра, но он не зна­ет, где новых людей взять, тогда мож­но помочь друг дру­гу. Мы помо­га­ем друг дру­гу как коман­да. Один за всех, и все за одно­го. Долж­на быть очень теп­лая атмо­сфе­ра вза­им­ной под­держ­ки. Не кон­ку­рен­ция меж­ду собой, а наобо­рот, созна­ние, что мы вме­сте выпол­ня­ем одну мис­сию. Тогда у нас будет пра­виль­но постро­ен­ная систе­ма из санг БВ1, БВ2, БВ3.