Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

Пре­об­ра­же­ние при­вы­чек — это эле­мент бхак­ти-врик­ши чет­вёр­то­го поко­ле­ния, кото­рая вклю­ча­ет в себя прак­ти­че­ские эле­мен­ты как сде­лать бхак­ти-врик­шу более силь­ной, чем обыч­ная бхак­ти-врик­ша. В поня­тие бхак­ти-врик­ши чет­вёр­то­го поко­ле­ния вклю­ча­ет­ся три эле­мен­та: пре­об­ра­же­ние при­вы­чек, Рынок свя­то­го име­ни (РСИ) и Золо­той Век. БВ 4G — это «шуточ­ный» тер­мин, кото­рый озна­ча­ет более энер­гич­ную бхак­ти-врик­шу, более ско­рост­ную, более эффек­тив­ную. Виджая Вену­го­пал праб­ху ска­зал: тур­бо бхак­ти-врик­ша, супер бхак­ти-врик­ша. Рынок свя­то­го име­ни (РСИ) — это мы меди­ти­ру­ем на уве­ли­че­ние сум­мар­но­го коли­честв кру­гов, ста­вим кон­крет­ные цели и дости­га­ем. Когда есть цель, мы при­кла­ды­ва­ем уси­лия, когда цели нет, мы уси­лия не при­кла­ды­ва­ем. Поэто­му дви­га­тель бхак­ти-врик­ши чет­вёр­то­го поко­ле­ния — это РСИ — под­счёт кру­гов и поста­нов­ка целей по их уве­ли­че­нию. Посчи­тай­те сколь­ко у вас в Бхак­ти-врик­ше в горо­де кру­гов, напри­мер, 1000. Поставь­те цель, сколь­ко будет через пол­го­да, сколь­ко через год, сколь­ко через два года. Если несколь­ко новых групп откро­ет­ся, то у вас как цель вполне может быть пол­то­ры тыся­чи кругов.

Пре­об­ра­же­ние при­вы­чек — это про­грам­мы, кото­рые с помо­щью опре­де­лён­ных мето­дик помо­га­ют людям, вклю­чая нас самих, менять свои при­выч­ки к луч­ше­му. Пото­му что, по сути, про­цесс духов­но­го роста про­яв­ля­ет­ся в изме­не­нии при­вы­чек. Вся наша жизнь — это набор при­вы­чек. Мы дела­ем одни и те же вещи каж­дый день, повто­ря­ем одни и те же сло­ва, дела­ем одни и те же дей­ствия и даже дума­ем одни и те же мыс­ли. Это факт. Ум «ката­ет­ся на кару­се­ли». Ум очень подви­жен и бега­ет по одним и тем же кру­гам. Но это мож­но изме­нить, если мы дела­ем осо­знан­ные уси­лия, меняя наши при­выч­ки. Напри­мер, мож­но рань­ше ложить­ся спать, рань­ше вста­вать, отклю­чать смарт­фон не поз­же девя­ти-деся­ти часов вече­ра (очень цен­ная при­выч­ка). не вклю­чать смарт­фон, пока не закон­чи­ли шест­на­дцать кру­гов (тоже очень цен­ная привычка).

При­выч­ки про­стые, но потре­бу­ет­ся неко­то­рая борь­ба, что­бы их утвер­дить в сво­ей жиз­ни. Смарт­фон съе­да­ет огром­ное коли­че­ство вре­ме­ни у совре­мен­ных людей. Есть при­выч­ки пра­виль­но­го пита­ния, напри­мер, плот­но не есть до семи часов вече­ра, тогда мы утром будем более све­жи­ми, и джа­па наша будет луч­ше. Про­стые при­выч­ки на уровне физи­че­ско­го тела: режим дня, пита­ние, омо­ве­ние про­хлад­ной водой с утра, заряд­ка, йога, пра­на­я­ма — это всё про­стые при­выч­ки. Если мы это дела­ем, то мы в хоро­шей физи­че­ской и духов­ной фор­ме. Можем уже сад­ха­ну каче­ствен­но испол­нять, каче­ствен­но выпол­нять служение.

Пер­вый уро­вень при­вы­чек — при­выч­ки на уровне тела. Вто­рой уро­вень при­вы­чек более тон­кий — при­выч­ки на уровне речи — как не ссо­рить­ся, не кон­флик­то­вать, не оби­жать, не кри­ти­ко­вать. И самый тон­кий уро­вень при­вы­чек — при­выч­ки на уров­ни ума — как думать пози­тив­ные мыс­ли, как не впа­дать в депрес­сию, как не падать в оби­ду. Мы тоже в ито­ге можем менять при­выч­ки на уровне ума. Вот три уров­ня при­вы­чек. Начи­на­ем все­гда с более гру­бых, так как их про­ще менять и про­ще отсле­жи­вать. Ум слож­но отсле­жи­вать. Ум меня­ем через то, что меня­ем при­выч­ки наше­го физи­че­ско­го тела. По край­ней мере, в нуж­ное вре­мя нахо­дим­ся в нуж­ном месте, дела­ем нуж­ные вещи. Утром встал, помыл­ся, взял чёт­ки. Пока кру­ги не закон­чу, дру­ги­ми веща­ми не зани­ма­юсь — вот очень хоро­шая при­выч­ка. Если есть воз­мож­ность, добав­ля­ем пол­ча­са чте­ния Бха­га­ва­там. Это базо­вый набор при­вы­чек для пре­дан­но­го. Отбой про­во­дим как мож­но рань­ше, подъ­ем как мож­но рань­ше. Утром совер­ша­ем про­хлад­ное омо­ве­ние, может быть дела­ем немно­го пра­на­я­мы и йоги, что­бы взбод­рить­ся, чита­ем шест­на­дцать кру­гов и пол­ча­са чита­ем Бха­га­ва­там. Если такие при­выч­ки мы уста­но­вим, то духов­ный рост будет тур­бо­ре­ак­тив­ный как дви­га­тель самолёта.

Есть мето­ди­ки, как при­выч­ки изме­нять, улуч­шать. При­выч­ки лег­че делать в груп­пе, это может быть БВ1 или БВ2 — груп­па, кото­рая у вас уже есть. Есть даже игра «пре­об­ра­же­ние при­вы­чек», что­бы лег­че было при­нять изме­не­ния. Суть игры: ста­вим цели. Каж­дый член БВ2 ста­вит перед собой цели на месяц, и что он дела­ет — от регу­ляр­но отчи­ты­ва­ет­ся перед чле­на­ми сан­ги. Отчё­ты — это клю­че­вой эле­мент этой мето­ди­ки, пото­му что жела­ние выгля­деть успеш­ным помо­га­ет. Если я отчи­ты­ва­юсь, я знаю, что мне надо будет уси­лия при­кла­ды­вать. Мне надо писать отчёт, полу­чи­лось встать или не полу­чи­лось, полу­чи­лось лечь порань­ше или не полу­чи­лось, отклю­чил смарт­фон или заси­дел­ся в соц­се­тях. И посколь­ку я знаю, что зав­тра я буду писать отчёт — это будет меня побуж­дать при­кла­ды­вать уси­лия к пра­виль­ным дей­стви­ям. Это допол­ни­тель­ная моти­ва­ция, может быть не самая чистая, но рабо­та­ю­щая. Моти­ва­ция в виде гор­до­сти. Наша гор­дость враж­ду­ет с нашей слабостью.

«Пёс враж­ду­ет про­тив зай­ца, а бес тще­сла­вия есть враг сон­ли­во­сти» (Пре­по­доб­ный Иоанн Лествичник).

Мы хотя бы из гор­до­сти нач­нём пре­одо­ле­вать свою сла­бость. Для нача­ла это непло­хо — исполь­зо­вать в слу­же­нии Кришне то, что у нас есть. Мы будем отчи­ты­вать­ся. Сам по себе факт отчё­та уже побуж­да­ет нас при­кла­ды­вать уси­лия. За месяц под­во­дим ито­ги: у кого полу­чи­лась при­выч­ка, у кого не полу­чи­лась. Обыч­но, если мы что-то месяц дела­ем по-ново­му, то это дей­ствие ста­но­вит­ся при­выч­кой. Мы за месяц при­вы­ка­ем ложить­ся в опре­де­лён­ное вре­мя, вста­вать в опре­де­лён­ное вре­мя, смарт­фон в опре­де­лён­ное вре­мя отклю­чать, джа­пу читать в опре­де­лён­ное вре­мя. Не если не полу­чи­лось, то ниче­го страш­но­го, про­дол­жа­ем при­кла­ды­вать уси­лия до тех пор, пока при­выч­ка не утвер­дит­ся, про­дол­жа­ем рабо­тать над привычкой.

Для рабо­ты долж­ны быть одна-две при­выч­ки на месяц, не боль­ше. Если я возь­му десять при­вы­чек на месяц, ниче­го не полу­чит­ся. Ум запу­та­ет­ся, мах­нет рукой, ска­жет ниче­го не полу­ча­ет­ся. Нет, выбе­ри­те одну кон­крет­ную при­выч­ку и сосре­до­точь­те на неё все вни­ма­ние. Напри­мер, выбе­ри­те отклю­че­ние смарт­фо­на в девять-десять часов вече­ра. Пусть это будет глав­ная моя цель, и у этой цели есть след­ствия. Смарт­фон отклю­чил­ся, делать нече­го, пошёл спать. Спать пошёл, рано встал.  Рано встал, джа­пу с утра вычи­тал. Такая про­стая вещь как отлю­че­ние смарт­фо­на вовре­мя уже нашу сад­ха­ну утром может выстро­ить. Это один из примеров.

Я очень реко­мен­дую про­во­дить рабо­ту по пре­об­ра­же­нию при­вы­чек всем бхак­ти-врик­шам, осо­бен­но лидер­ским. Осо­знан­ная рабо­та над собой — это пози­ция лиде­ра. Мы не можем это тре­бо­вать от чле­нов БВ1, так как они пока еще гости. Но вот лиде­ры долж­ны осо­знан­но отно­сить­ся к сво­ей жиз­ни и долж­ны быть гото­вы рабо­тать над собой.

Пра­виль­ные при­выч­ки — это гуна бла­го­сти. Если мы не будем посто­ян­но при­кла­ды­вать уси­лия, то как мы смо­жем раз­вить гуну бла­го­сти? Если даже при­выч­ка не выра­бо­та­лась пол­но­стью, всё рав­но, какие-то уси­лия мы сде­ла­ли, порань­ше мы вста­ва­ли, порань­ше мы ложи­лись, джа­пу получ­ше чита­ли. Нам нуж­ны уси­лия. Ум все­гда будет сопро­тив­лять­ся любым нашим осо­знан­ным уси­ли­ям, так как это при­ро­да ума. Но Праб­ху­па­да гово­рит: «Control your mind and sences (управ­ляй­те вашим умом и чув­ства­ми)». Мы долж­ны это­му учить­ся. Пока мы не обуз­да­ем ум и чув­ства, мы не достиг­нем духов­но­го успе­ха. Пока мы рабы наше­го ума, ум нас в духов­ный мир не при­ве­дёт. Ум нас ведёт толь­ко в мате­ри­аль­ный мир. Поэто­му бит­ва ума и разу­ма — наша повсе­днев­ная реаль­ность. Ум нам будет что-то гово­рить про мате­ри­аль­ные чув­ства, но зачем нам его слушать.

Напри­мер, я испы­ты­ваю очень силь­ное бес­по­кой­ство за раз­ви­тие бхак­ти-врик­ши в стране, и ради это­го я зани­ма­юсь йогой по устам. Я пони­маю, что от йоги у меня будет боль­ше здо­ро­вья, и я смо­гу боль­ше в бхак­ти-врик­шу вло­жить­ся. Нашим моти­вом долж­на быть наше мис­сия, слу­же­ние духов­но­му учи­те­лю. Пре­дан­ные реше­ния в жиз­ни при­ни­ма­ют по одно­му про­сто­му кри­те­рию — хочет ли это­го мой духов­ный учи­тель или не хочет? Такой вопрос — это и есть воз­мож­ность побе­дить свой ум, пото­му что над моим умом дол­жен быть кто-то, кто мое­му уму не под­вла­стен, дол­жен быть гуру. Гуру мне даёт настав­ле­ния, кото­рые застав­ля­ют меня под­нять­ся над моим умом. Гуру гово­рит: «Давай, про­дол­жай, повто­ряй, про­по­ве­дуй, при­кла­ды­вай уси­лия». Все гуру гово­рят об этом, так или ина­че, Праб­ху­па­да об этом говорит.

При­ме­ча­ние. Отчё­ты по пре­об­ра­же­нию при­вы­чек мы не пуб­ли­ку­ем всей ятре, толь­ко нашим дру­зьям на осно­ве чувств вза­им­ной под­держ­ки, где нет зави­сти. Кто-то напи­шет, что у него полу­чи­лось встать в шесть утра, дру­гие отве­тят: «Джай, моло­дец, отлич­но». Дру­гой напи­шет, что у него не полу­чи­лось. Ему отве­ча­ют: «У тебя зав­тра полу­чит­ся. Мы в тебя верим». Когда есть доб­ро­же­ла­тель­ность в груп­пе, тогда мож­но отчё­ты пуб­ли­ко­вать. Если доб­ро­же­ла­тель­но­сти нет, тогда не надо.