Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

Хоро­шо, что про­бле­мы выле­за­ют. Это эле­мент про­цес­са очи­ще­ния. Из нас выле­за­ют анарт­хи. Анарт­хи про­яв­ля­ют­ся в про­цес­се духов­ной прак­ти­ки. Ну хоро­шо, пусть выле­за­ют. Отлич­но, вылез­ла анарт­ха, теперь я её знаю, теперь я могу с ней рабо­тать. Я начи­наю её уби­рать. Так, я оби­дел­ся на кого-то. Оби­дел­ся, зна­чит у меня есть анарт­ха, спо­соб­ность оби­жать­ся. Что я делаю — учусь не оби­жать­ся. Заме­чаю, что у меня есть мате­ри­аль­ные жела­ния. Отлич­но, рабо­таю с мате­ри­аль­ны­ми жела­ни­я­ми. Заме­няю их на духов­ные жела­ния. И так далее.

Это может занять вре­мя, это может быть не быст­ро. Про­цесс духов­но­го раз­ви­тия не лёг­кий, но это един­ствен­ный про­цесс, име­ю­щий смысл. Поэто­му, если в про­цес­се веде­ния бхак­ти-врик­ши какие-то про­бле­мы вылез­ли, и мы в резуль­та­те пере­ссо­ри­лись, ну отлич­но, давай­те с этим рабо­тать. Кто-то не смо­жет пре­одо­леть про­бле­мы, кто-то уйдёт, но те, кто решил остать­ся, они долж­ны работать.

Про­яс­ни­те отно­ше­ния. Есть искус­ство про­яс­не­ния отно­ше­ний и раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. В ШЛИ­Се это­му очень хоро­шо обу­ча­ют. Кон­фликт сам по себе это не так стра­шен. Страш­но, когда кон­фликт оста­ёт­ся нераз­ре­шен­ным, когда он ста­но­вит­ся кир­пи­чом на серд­це. Меня оби­де­ли, я обиделся(ась), я ушёл(ушла), я не обща­юсь с пре­дан­ным. Вот это пло­хо. Было бы стран­но, если бы меня не оби­де­ли, так как мы в мате­ри­аль­ном мире в Кали-югу живём. Мы подоб­ны двум ёжи­кам, кото­рые хотят друг дру­га обнять, а не могут, колют­ся. Так и мы в обще­стве вайш­на­вов хотим обнять дру­гих, и колюч­ка­ми колем­ся. Боль­но, боже мой, нет, боль­ше не при­ду. Но без вайш­на­вов в этом мире холод­но. С вайш­на­ва­ми колет­ся, без вайш­на­вов холод­но — что делать? Учим­ся колюч­ки опус­кать, не выстав­лять. Колюч­ки — это наше лож­ное эго. Это тоже тема для рабо­ты. Долж­ны рядом быть более опыт­ные пре­дан­ные, кото­рое эти вещи уже про­ра­бо­та­ли, кото­рые могут научить. Есть стар­шие пре­дан­ные, есть настав­ни­ки. Обра­щай­тесь, напри­мер, к нам с Каве­ри. У нас боль­шой опыт про­яс­не­ния отно­ше­ний и раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. Можем помочь.

Мы во всём можем видеть пози­тив — и в кон­флик­тах, и в дру­гих труд­но­стях. Это всё зер­но на мель­ни­цу духов­ной жиз­ни. Это объ­ём нашей духов­ной рабо­ты. Это не повод, что­бы опус­кать руки и пре­кра­щать что-то делать. Ну и что, что у нас что-то не полу­чи­лось один раз или два раза. Сколь­ко раз у Шри­лы Праб­ху­па­ды не полу­ча­лось? Его био­гра­фия очень вдох­нов­ля­ю­щая. У нас бхак­ти-врик­ша может не полу­чать­ся четы­ре меся­ца или четы­ре года. Напри­мер, у нас с Каве­ри бхак­ти-врик­ша три­на­дцать лет не полу­ча­лась. Мы нача­ли в 1996 году, а что-то полу­чи­лось толь­ко в 2009 году. Три­на­дцать лет наши бхак­ти-врик­ши не вет­ви­лись. А у Праб­ху­па­ды ниче­го не полу­ча­лось сорок четы­ре года. Он полу­чил ука­за­ние духов­но­го учи­те­ля в 1922 году, а у него полу­чи­лось заре­ги­стри­ро­вать ИСККОН в 1966 году (начать успеш­ное про­по­вед­ни­че­ское дви­же­ние). Сорок четы­ре года он при­кла­ды­вал уси­лия, пытал­ся про­по­ве­до­вать, ниче­го не полу­ча­лось, дви­же­ние не воз­ни­ка­ло, не появ­ля­лось серьез­ных помощ­ни­ков. Он про­по­ве­до­вал, но то, что было его мис­си­ей, а имен­но создать все­мир­ное дви­же­ние, не про­ис­хо­ди­ло. Сорок четы­ре года уси­лий. Что делал Праб­ху­па­да? Про­дол­жал. Праб­ху­па­да гово­рил, сна­ча­ла делай­те, потом совер­шен­ствуй­те. Мы будем делать несо­вер­шен­ные вещи, но если мы про­дол­жа­ем, то это будет совер­шен­ство­вать­ся. Со вре­ме­нем наша бхак­ти-врик­ша будет совер­шен­ство­вать­ся, наше слу­же­ние будет совер­шен­ство­вать­ся. То, что я читаю ман­тру несо­вер­шен­ным обра­зом, не повод, что­бы её не читать. То, что наши бхак­ти врик­ши несо­вер­шен­ны, не повод, что­бы их не про­во­дить. То, что мы не про­во­дим цере­мо­нию шик­ши, не повод, что­бы не начать её про­во­дить. Мы для это­го и обща­ем­ся друг с дру­гом и с теми, у кого есть боль­шой опыт, что­бы посто­ян­но наше слу­же­ние совер­шен­ство­вать. Это и есть духов­ная жизнь, когда мы совер­шен­ству­ем­ся посто­ян­но. Поэто­му не сто­ит опус­кать руки из-за проблем.

Про­яс­не­ние конфликтов.

Глав­ное пра­ви­ло в том, что нега­тив­ные эмо­ции не направ­ля­ем на чело­ве­ка, выска­зы­ва­ем Я ‑сооб­ще­ние: «Мой доро­гой друг, когда ты гово­ришь то-то и то-то, я чув­ствую то-то и то-то. Это моя про­бле­ма». Тогда кон­фликт не явля­ет­ся раз­ру­ши­тель­ным. Я про­го­ва­ри­ваю мои эмо­ции и при этом от них осво­бож­да­юсь. Вот это и есть куль­ту­ра раз­ре­ше­ния кон­флик­тов. Я‑сообщение. Про­яс­не­ние может быть очень пози­тив­ным, очень любов­ным. Про­яс­не­ние с соблю­де­ни­ем вайш­нав­ско­го эти­ке­та про­хо­дит в духе люб­ви и почте­ния: «О доро­гие вайш­на­вы, при­ми­те пожа­луй­ста мои покло­ны. Вы все такие заме­ча­тель­ные души, я так ценю мои отно­ше­ния с вами. У меня есть про­бле­ма. В послед­нее вре­мя в наших собра­ни­ях я чув­ствую боль, пото­му что не уде­ля­ет­ся вни­ма­ние тому-то и тому-то, важ­но­му для меня. Давай­те, пожа­луй­ста, обсу­дим мой вопрос». Отно­ше­ния это выска­зы­ва­ние не испор­тит, и боль мою я выра­зил. Это духов­ный под­ход. И зада­ча лиде­ров состо­ит в том, что­бы учить пра­виль­но­му раз­ре­ше­нию кон­флик­тов. Мы все при­хо­дим из Кали-юги, где ман­тру никто не повто­рял. Мы ели мясо, пили вино, зани­ма­лись бог зна­ет чем. Но мы же меня­ем­ся и меня­ем наши привычки.

Если при­сут­ству­ет страх про­яс­не­ния кон­флик­та из-за того, что пре­дан­ные могут выхо­дить из себя и начать повы­шать голос, то это надо делать в при­сут­ствии зре­ло­го пре­дан­но­го, кото­рый ува­жа­ет обе сто­ро­ны кон­флик­та. «Стоп, стоп, стоп. Ска­жи то же самое, пожа­луй­ста, но ина­че». Зре­ло­го пре­дан­но­го послу­ша­ют­ся. Если тако­го стар­ше­го пре­дан­но­го нет, то тогда луч­ше не брать­ся за про­яс­не­ние кон­флик­та. Такие пре­дан­ные в ятре долж­ны быть. Если их нет, то у ятры нет шан­са на раз­ви­тие, будут посто­ян­ные кон­флик­ты. Необ­хо­ди­мы зре­лые пре­дан­ные, кото­рые уме­ют раз­ре­шать кон­флик­ты пра­виль­но и обу­чать это­му дру­гих. Это куль­ту­ра мад­хья­ма-адхи­ка­ри, куль­ту­ра насто­я­щих вайш­на­вов. Без мад­хья­ма-адхи­ка­ри ятра раз­ви­вать­ся не может, будут сплош­ные каништ­ха-лилы — посто­ян­ные кон­флик­ты меж­ду начи­на­ю­щи­ми пре­дан­ны­ми. Тогда мы участ­ву­ем не в лилах Голо­ки Врин­да­ва­на, а участ­ву­ем в каништ­ха ‑лилах, поли­вая друг дру­га гря­зью, и это куль­ту­ра мате­ри­аль­но­го мира, где все этим зани­ма­ют­ся — посто­ян­но друг дру­га ругают.