Анги­ра Гау­ран­га праб­ху, 17.12.2022, Ретрит для лиде­ров БВ, Уфа

В кни­ге «Год­ру­ма Кал­па­та­ви» Бхак­ти­ви­но­да Тха­кур гово­рит, что суть нашей дея­тель­но­сти – это про­да­жа (рас­про­стра­не­ние) свя­то­го име­ни. Рас­про­стра­не­ние свя­то­го име­ни – это юга-дхар­ма. Об этом гово­рит Чай­та­нья Чари­тамри­та, и в этом суть нашей дея­тель­но­сти. Бхак­ти-врик­ша – это клас­си­че­ский вари­ант нама-хат­ты Бхак­ти­ви­но­да Тха­ку­ра как рын­ка свя­то­го имени.

Важ­но пом­нить об этом. На бхак­ти-врик­ше про­ис­хо­дит обу­че­ние начи­на­ю­щих пре­дан­ных прак­ти­ке бхак­ти-йоги. Есть отно­ше­ния, забо­та, атмо­сфе­ра, слу­же­ние сов­мест­ное, обсуж­де­ние фило­со­фии, но для чего всё это дела­ет­ся? Мы долж­ны посто­ян­но видеть фокус перед собой. Если мы теря­ем фокус, то бхак­ти-вриш­ка ста­но­вит­ся сла­бой и неуспеш­ной. Фокус бхак­ти-врик­шы в том, что­бы люди научи­лись повто­рять свя­тое имя, пото­му что это юга-дхарма.

Харер нама харер нама харер нама эва кева­лам – нет дру­го­го пути, нет дру­го­го пути, нет дру­го­го пути.

Если люди повто­ря­ют свя­тое имя, они духов­но рас­тут, судь­ба их меня­ет­ся. Чем боль­ше людей в обще­стве повто­ря­ет свя­тое имя, тем боль­ше обще­ство меня­ет­ся, тем боль­ше шан­сов оста­но­вить Кали-югу. В послед­ние годы кар­ма чело­ве­че­ства и так сгу­сти­лась очень силь­но. Очень мно­го гре­хов­ной дея­тель­но­сти: мясо­еде­ние, абор­ты, поло­вые извра­ще­ния и так далее. Кар­ма нуж­да­ет­ся в выхо­де, и сей­час, по боль­шо­му счё­ту, сто­ит вопрос выжи­ва­ния чело­ве­че­ства.  Мате­ри­аль­ные мето­ды не помо­гут, толь­ко духов­ное обра­зо­ва­ние и рас­про­стра­не­ние свя­то­го имени.

Свя­тое имя меня­ет созна­ние людей, и если оно будет широ­ко рас­про­стра­нят­ся, то изме­нит обще­ство в целом. Шри­ла Праб­ху­па­да ска­зал, что если один про­цент людей в обще­стве ста­нет вайш­на­ва­ми, то всё обще­ство пре­об­ра­зит­ся и насту­пит Золо­той век. Это факт соци­аль­ной пси­хо­ло­гии: если один про­цент обще­ства мыс­лит оди­на­ко­во и дви­жет­ся в одну сто­ро­ну, то всё обще­ство раз­во­ра­чи­ва­ет­ся и дви­жет­ся вслед за ними. Мы можем один про­цент насе­ле­ния сде­лать пре­дан­ны­ми. Возь­мём, напри­мер, Уфу, в ней живёт мил­ли­он чело­век. Один про­цент – это десять тысяч чело­век. Столь­ко чело­век реаль­но сде­лать пре­дан­ны­ми. Уже мил­ли­о­ны чело­век по стране слу­ша­ют Тор­су­но­ва, Гадец­ко­го, Хаки­мо­ва, Тар­га­ко­ву, Сатью даса, Древ­са – это потен­ци­аль­ные пре­дан­ные. С ними мож­но рабо­тать, взра­щи­вать их через раз­ные про­грам­мы. Мы долж­ны быть гото­вы их при­нять, что­бы у нас было доста­точ­ное коли­че­ство групп. Поче­му Криш­на людей не при­сы­ла­ет? А куда мы их денем? Люди при­дут в храм, посмот­рят, и пой­дут обрат­но. С людь­ми надо зани­мать­ся, рабо­тать, обу­чать их. Для это­го бхак­ти-врик­ша и пред­на­зна­че­на. Поэто­му я вез­де при­зы­ваю откры­вать бхак­ти-врик­ши и давать людям свя­тое имя. По срав­не­нию с дру­ги­ми кон­фес­си­я­ми вайш­на­вов в обще­стве немно­го, но вайш­на­вы обла­да­ют наи­бо­лее пол­ной фило­со­фи­ей, пра­са­дом, свя­тым име­нем в наи­бо­лее мощ­ном вари­ан­те. И если вайш­на­вы это не рас­про­стра­ня­ют, то они не выпол­ня­ют свою дхар­му (свой долг).

Итак, наше пред­на­зна­че­ние в том, что­бы давать людям свя­тые име­на – это юга-дхар­ма – наме­ра (свя­то­го име­ни) пра­ча­ра (про­по­ведь). Резуль­тат нашей про­по­ве­ди мож­но изме­рить. Для это­го надо сло­жить коли­че­ство всех кру­гов, кото­рые повто­ря­ют чле­ны бхак­ти-врик­ши. Ста­рые чле­ны ятры и так повто­ря­ют шест­на­дцать кру­гов.  А вот бхак­ти-врик­ша рабо­та­ет с нович­ка­ми, это ата­ку­ю­щая про­грам­ма в бит­ве меж­ду тьмой и све­том, она нахо­дит­ся на острие. Через бхак­ти-врик­шу новые люди начи­на­ют повто­рять ман­тру. Поэто­му самый важ­ный пара­метр – это сум­мар­ное коли­че­ство кру­гов, кото­рые повто­ря­ют все чле­ны бхак­ти-врик­ши. Чем этих кру­гов боль­ше, тем успеш­нее наша бхак­ти-врик­ша, тем более успеш­но мы испол­ня­ем нашу юга-дхарму.

Пока­за­тель коли­че­ства кру­гов мы пред­ло­жи­ли исполь­зо­вать как уни­вер­саль­ный отчёт­ный пока­за­тель раз­ви­тия бхак­ти-врик­ши. Коли­че­ство повто­ря­е­мых кру­гов более важ­но, чем коли­че­ство групп. Груп­пы быва­ют раз­ны­ми. Напри­мер, в одной груп­пе ходит три-четы­ре чело­ве­ка и повто­ря­ют один-два кру­га через день – это сла­бая бхак­ти-врик­ша. А в дру­гой груп­пе ходит пят­на­дцать чело­век и повто­ря­ют шест­на­дцать кру­гов – это мощ­ная бхак­ти-врик­ша. Их вклад нерав­но­це­нен, хотя каж­дая бхак­ти-врик­ша несо­мнен­но цен­на. Мы ценим каж­дую бхак­ти-врик­шу, но мы хотим, что­бы бхак­ти-врик­ши ста­но­ви­лись более силь­ны­ми, что­бы в них было боль­ше людей, и что­бы повто­ря­лось боль­ше кру­гов. Успех бхак­ти-врик­ши опре­де­ля­ет­ся сум­мар­ным коли­че­ством кру­гов чле­нов груп­пы. Поэто­му мы про­сим, что все горо­да под­счи­ты­ва­ли коли­че­ство кру­гов и при­сы­ла­ли нам (коор­ди­на­то­рам) дан­ные, сколь­ко участ­ни­ков ста­биль­но ходит, и сколь­ко кру­гов они чита­ют. Лидер, хоро­шо испол­ня­ю­щий свои обя­зан­но­сти, все­гда зна­ет, сколь­ко кру­гов чита­ют участ­ни­ки груп­пы. Ему не нуж­но обзва­ни­вать их для этого.

В кни­ге «Азбу­ка успеш­ной Бхак­ти-врик­ши» мы обу­ча­ем, что зада­ча лиде­ра бхак­ти-врик­ши, что­бы чле­ны груп­пы зани­ма­лись инди­ви­ду­аль­ной духов­ной прак­ти­кой дома. Это то, с чем лидер рабо­та­ет. При­го­то­вить пра­сад, обзво­нить людей – это важ­но, но это не глав­ное. Глав­ное – это рабо­та с духов­ной прак­ти­кой чле­нов груп­пы, в этом суть дея­тель­но­сти лиде­ра. Поэто­му коли­че­ство чита­е­мых кру­гов чле­на­ми груп­пы явля­ет­ся объ­ек­том меди­та­ции лиде­ра. Раз­бу­ди лиде­ра посе­ре­ди ночи, и он отве­тит коли­че­ство. Лидер раз­мыш­ля­ет: «Моя жизнь, моё слу­же­ние Кришне, моё отно­ше­ние с Криш­ной в том, что чле­ны груп­пы чита­ют боль­ше кру­гов». При этом заста­вить людей повто­рять свя­тое имя нель­зя, но вдох­нов­лять мож­но и нуж­но. Вдох­нов­лять, обу­чать, под­дер­жи­вать – это то, что дела­ет лидер бхакти-врикши.

Пока­за­те­лем Рын­ка свя­то­го име­ни (РСИ) явля­ет­ся сум­мар­ное коли­че­ство кру­гов. Если РСИ месяц за меся­цем рас­тёт, зна­чит, всё в поряд­ке, бхак­ти-врик­ша рас­тёт, откры­ва­ют­ся новые груп­пы, суще­ству­ю­щие груп­пы наби­ра­ют новых людей, люди в груп­пах чита­ют боль­ше кру­гов. Все пока­за­те­ли успе­ха бхак­ти-врик­ши вхо­дят в сум­мар­ное коли­че­ство кру­гов. Чем боль­ше групп, чем боль­ше людей, тем боль­ше РСИ. Если РСИ в моей бхак­ти-врик­ше не уве­ли­чи­ва­ет­ся, зна­чит, я что-то недо­де­лы­ваю. Если умень­ша­ет­ся, то кара­ул, ката­стро­фа, надо при­ни­мать сроч­ные меры.