На этой неде­ле хоро­шо дать слу­ша­те­лям домаш­нее зада­ние или какое-нибудь пору­че­ние. Кро­ме повто­ре­ния, если это воз­мож­но, хотя бы одно­го кру­га джа­пы в день, их нуж­но про­сить читать учеб­ный мате­ри­ал с упраж­не­ни­я­ми — какие-то вопро­сы к тек­сту. Мож­но так­же попро­сить их крат­ко изло­жить то, что они изу­ча­ли по Про­грам­ме, и при­не­сти на сле­ду­ю­щей неде­ле. Про­смот­ри­те эти изло­же­ния, исправь­те, если нуж­но, и отдай­те обрат­но. Бла­го­да­ря это­му вы смо­же­те понять, насколь­ко хоро­шо они пони­ма­ют философию.

В тече­ние неде­ли про­си­те их рас­ска­зать о сво­их впе­чат­ле­ни­ях от уче­бы и слу­шай­те, что они гово­рят о сво­их откры­ти­ях, труд­но­стях и т.д. Слу­шать — луч­ший спо­соб при­влечь к себе серд­ца людей. Обыч­но люди слиш­ком заня­ты, что­бы выслу­ши­вать дру­гих, да и даже когда они не заня­ты, им куда боль­ше нра­вит­ся гово­рить о себе. Поэто­му, если вы про­яви­те инте­рес к ним и к тому, что они гово­рят, это даст им чув­ство ком­фор­та и они, без­услов­но, поже­ла­ют про­во­дить в вашем обще­стве боль­ше времени.

Но мы долж­ны быть осто­рож­ны. Есть интро­вер­ты, застен­чи­вые люди, кото­рые не хотят мно­го гово­рить о себе. Если буде­те слиш­ком настой­чи­во спра­ши­вать о них, они поду­ма­ют, что вы вме­ши­ва­е­тесь в их жизнь, или же будут чув­ство­вать себя нелов­ко. Но даже в таком слу­чае, если вы обра­ти­тесь к ним и нена­вяз­чи­во пого­во­ри­те о чем-нибудь при­ят­ном, обме­ня­е­тесь мне­ни­я­ми, они почув­ству­ют к вам расположение.

На пер­вом эта­пе созна­ния Криш­ны обще­ние — побуж­да­ю­щий фак­тор для боль­шин­ства людей. Поэто­му мы можем быть уве­ре­ны, что таким обра­зом уста­но­вят­ся хоро­шие отно­ше­ния со все­ми чле­на­ми груп­пы. Бла­го­да­ря это­му их про­дви­же­ние в созна­нии Криш­ны будет быст­рым, пото­му что они будут ста­рать­ся делать то, что вы попросите.

Это так­же выра­ба­ты­ва­ет скром­ность у лиде­ра груп­пы бхак­ти-врик­ши и помо­га­ет ему чув­ство­вать себя слу­гой, вме­сто того, что­бы гла­вен­ство­вать над все­ми, пове­ле­вать и демон­стри­ро­вать соб­ствен­ные дости­же­ния, что может отнюдь не вдох­нов­лять нович­ков ста­но­вить­ся хоро­ши­ми преданными.

 

Сат-сан­га: 15 минут

После того, как все устро­ят­ся и обме­ня­ют­ся ново­стя­ми, раз­де­ли­те участ­ни­ков груп­пы на пары и попро­си­те их зада­вать вопро­сы друг о дру­ге. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни каж­дый дол­жен пред­ста­вить сво­е­го това­ри­ща осталь­ным. Это поз­во­лит узнать мно­го подроб­но­стей о чле­нах вашей груп­пы. А самим участ­ни­кам это помо­жет обра­щать боль­ше вни­ма­ния на других.

 

Кир­тан: 15 минут

Как и в преды­ду­щие неде­ли, раз­дай­те всем новым гостям листоч­ки с пра­на­ма-ман­тра­ми и мантрой Харе Криш­на, а так­же с про­слав­ле­ни­я­ми, кото­рые мы обыч­но поем в конце.

Во вре­мя кир­та­на все чле­ны груп­пы могут пред­ла­гать Боже­ствам или Их изоб­ра­же­нию благовония.

Убе­ди­тесь, что все участ­ву­ют в кир­тане. Если кто-то не участ­ву­ет, поста­рай­тесь вдох­но­вить его/ее.

 

Джа­па: до 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Нек­тар свя­то­го имени

Повто­ряя свя­тое имя, чело­век дости­га­ет выс­ше­го совер­шен­ства, и ему уже не нуж­но боль­ше совер­шать для это­го аскезы.

Тому, кто с помо­щью аскез хочет достичь выс­шей цели жиз­ни, необ­хо­ди­мо снис­кать милость Вер­хов­ной Лич­но­сти Бога. Если же чело­век добил­ся бла­го­склон­но­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да, это зна­чит, что он уже совер­шил все аске­зы и достиг цели, ради кото­рой их совершают.

С дру­гой сто­ро­ны, если чело­век не достиг совер­шен­ства в пре­дан­ном слу­же­нии Гос­по­ду, все его аске­зы были напрас­ны­ми, так как без мило­сти Вер­хов­но­го Гос­по­да невоз­мож­но достичь выс­шей цели, ради кото­рой они совер­ша­ют­ся. В «Бха­га­вад-гите» (5.29) ска­за­но, что вла­ды­кой всех аскез и жерт­во­при­но­ше­ний явля­ет­ся Гос­подь Шри Кришна:

бхок­та­рам ягья тапасам
сар­ва лока махешварам

Ина­че гово­ря, резуль­тат любых аскез посы­ла­ет чело­ве­ку Гос­подь Кришна.

Чело­век, повто­ря­ю­щий свя­тые име­на Гос­по­да, даже если он родил­ся в семье чан­да­лов, то есть про­ис­хо­дит из самых низ­ких сло­ев обще­ства, досто­ин сла­вы, так как повто­рять свя­тые име­на Гос­по­да спо­со­бен толь­ко тот, кто в про­шлой жиз­ни уже совер­шил все аскезы.

По мило­сти Гос­по­да Чай­та­ньи любой чело­век, повто­ря­ю­щий маха-ман­тру:

Харе Криш­на Харе Криш­на Криш­на Криш­на Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

может под­нять­ся на выс­шую сту­пень совер­шен­ства, кото­рой в былые вре­ме­на дости­га­ли те, кто на про­тя­же­нии деся­ти тысяч лет совер­шал аске­зы в оке­ан­ских глу­би­нах. Воз­мож­ность повто­рять ман­тру Харе Криш­на — это вели­кая при­ви­ле­гия, кото­рую полу­чи­ли пад­шие люди века Кали, и, если чело­век не поль­зу­ет­ся этой воз­мож­но­стью, зна­чит, он цели­ком нахо­дит­ся во вла­сти иллю­зор­ной энер­гии Господа.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 4.24.14

 

Перед тем, как повто­рить круг ман­тры, узнай­те у тех, кто в про­шлый раз при­об­рел чет­ки, насколь­ко регу­ляр­но они повто­ря­ли на них ман­тру. Попро­си­те тех, кто начал повто­рять, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми и осо­зна­ни­я­ми, при­шед­ши­ми бла­го­да­ря регу­ляр­но­му повто­ре­нию мантры.

Похва­ли­те их ста­ра­ние и спро­си­те, хочет ли кто-то еще начать повто­рять хотя бы по одно­му кру­гу в день.

Затем про­чи­тай­те один круг маха-ман­тры Харе Криш­на на чет­ках вме­сте со все­ми. Нович­кам объ­яс­ни­те, как дер­жать чет­ки и повто­рять мантру.

Как пра­ви­ло, детям тоже нра­вит­ся повто­рять ман­тру вме­сте со все­ми, поэто­му, если на про­грам­ме при­сут­ству­ют дети, пусть они тоже участ­ву­ют в кир­тане и повто­ре­нии джа­пы.

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии: 45 минут

Про­чи­тай­те вслух отры­вок и задай­те вопро­сы (не давая объ­яс­не­ний). Поз­воль­те при­сут­ству­ю­щим самим най­ти отве­ты в тек­сте отрыв­ка. Поста­рай­тесь, что­бы каж­дый участ­во­вал в обсуж­де­нии. Мож­но попро­сить двух-трех участ­ни­ков допол­нять ответ. Обра­щай­тесь к раз­ным чле­нам груп­пы по оче­ре­ди, давая им доста­точ­но вре­ме­ни на раз­мыш­ле­ние. Вы може­те зада­вать наво­дя­щие вопро­сы отве­ча­ю­щимс целью более глу­бо­ко­го и чет­ко­го пони­ма­ния ими пред­ме­та обсуж­де­ния и пра­виль­но­го отве­та на вопросы.

На прак­ти­че­ские вопро­сы (из раз­де­ла При­ме­не­ние) луч­ше попро­сить отве­тить каж­до­го. Это поз­во­лит вам полу­чить более точ­ную кар­ти­ну пони­ма­ния фило­со­фии каж­дым участ­ни­ком, а так­же опре­де­лить сте­пень их серьез­но­сти в духов­ной жиз­ни и обна­ру­жить воз­мож­ные прак­ти­че­ские про­бле­мы и пре­пят­ствия, с кото­ры­ми они стал­ки­ва­ют­ся. В тече­ние пер­вых недель неко­то­рые из чле­нов груп­пы могут быть не слиш­ком откры­ты­ми, осо­бен­но во вре­мя прак­ти­че­ской части, так как­эта часть име­ет более лич­ност­ный харак­тер. Поэто­му нуж­но вдох­нов­лять их гово­рить и поощ­рять их отве­ты, но не «давить». По про­ше­ствии несколь­ких недель у них появит­ся энту­зи­азм к более актив­но­му участию.

При­ме­не­ние — самая важ­ная часть обсуж­де­ния, и ей нуж­но уде­лить доста­точ­но вре­ме­ни, по мень­шей мере, 15–20 минут.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой.

 

Текст для обсуждения

Цель дви­же­ния созна­ния Криш­ны — очи­ще­ние созна­ния. Мы ста­ра­ем­ся при­ве­сти свое созна­ние к боже­ствен­но­му уров­ню, пото­му что в момент смер­ти, когда живое суще­ство поки­да­ет тело, созна­ние сопро­вож­да­ет его. Созна­ние живо­го суще­ства пере­но­сит­ся из одно­го тела в дру­гое подоб­но тому, как аро­мат цвет­ка пере­но­сит­ся ветром.

Когда мате­ри­аль­ное тело, состо­я­щее из пяти эле­мен­тов — зем­ли, воды, воз­ду­ха, огня и эфи­ра — поги­ба­ет, оно раз­ла­га­ет­ся и вновь рас­па­да­ет­ся на эти пять гру­бых эле­мен­тов. Или, как ска­за­но в Биб­лии: «Из пра­ха явлен­ное, во прах обра­тит­ся». В одних стра­нах тело после смер­ти сжи­га­ют, в дру­гих — пре­да­ют зем­ле, а в тре­тьих его про­сто выбра­сы­ва­ют на съе­де­ние стер­вят­ни­кам. В Индии, к при­ме­ру, инду­сы сжи­га­ют тело, и оно пре­вра­ща­ет­ся в золу. Зола — это та же самая зем­ля, про­сто в дру­гой форме.

Хри­сти­ане пре­да­ют тело погре­бе­нию, и через неко­то­рое вре­мя тело в моги­ле обра­ща­ет­ся в прах, кото­рый, как и зола, — есть не что иное, как земля.Есть и такие народ­но­сти, — напри­мер пар­сы в Индии, — кото­рые не сжи­га­ют тело и не зака­пы­ва­ют его, а про­сто выбра­сы­ва­ют на съе­де­ние хищникам.Хищники поеда­ют мерт­вое тело, и оно пре­вра­ща­ет­ся в испраж­не­ния. Таким обра­зом, наше кра­си­вое тело, кото­рое мы так тща­тель­но моем и за кото­рым береж­но уха­жи­ва­ем, со вре­ме­нем неиз­беж­но обра­тит­ся в испраж­не­ния, прах или золу.

В момент смер­ти тон­кие эле­мен­ты — ум, разум и эго, — соче­та­ние кото­рых назы­ва­ют созна­ни­ем живо­го суще­ства, пере­но­сит духов­ную частич­ку, душу, в дру­гое тело, что­бы она стра­да­ла в нем или насла­жда­лась, в зави­си­мо­сти от сво­их про­шлых поступ­ков. Наши поступ­ки фор­ми­ру­ют наше созна­ние. Чело­век, сопри­ка­са­ю­щий­ся с низ­мен­ным, раз­ви­ва­ет низ­мен­ное созна­ние, и в момент смер­ти такое созна­ние пере­не­сет душу в низ­шую фор­му жиз­ни. Если же созна­ние фор­ми­ру­ет­ся в сопри­кос­но­ве­нии с воз­вы­шен­ным, оно пере­не­сет душу в тело, кото­рое даст воз­мож­ность живо­му суще­ству насла­ждать­ся пло­да­ми сво­их пра­вед­ных поступ­ков. Если в тече­ние жиз­ни мы при­учим себя дей­ство­вать в созна­нии Криш­ны, наше созна­ние пере­не­сет нас к Кришне.

Посколь­ку живое суще­ство раз­ви­ва­ет тип тела, соот­вет­ству­ю­щий его созна­нию, тот, кто сле­ду­ет прин­ци­пам йоги, полу­ча­ет воз­мож­ность раз­вить тело, отве­ча­ю­щее тре­бо­ва­ни­ям прак­ти­ки йоги. В сле­ду­ю­щей жиз­ни он рож­да­ет­ся в бла­го­че­сти­вой семье и полу­ча­ет воз­мож­ность прак­ти­ко­вать йогу. Бла­го­да­ря это­му он без тру­да воз­рож­да­ет свое созна­ние Криш­ны, кото­рое он раз­ви­вал в преды­ду­щей жиз­ни. Поэто­му в послед­нем из выше­упо­мя­ну­тых сти­хов ска­за­но: «Бла­го­да­ря боже­ствен­но­му созна­нию сво­ей преды­ду­щей жиз­ни, он есте­ствен­ным обра­зом при­вле­ка­ет­ся прин­ци­па­ми йоги, даже и не ища их».

Сле­до­ва­тель­но, наш пер­во­оче­ред­ной долг состо­ит в том, что­бы уже в этой жиз­ни раз­вить боже­ствен­ное созна­ние. Если мы стре­мим­ся достичь боже­ствен­но­го уров­ня жиз­ни, обре­сти духов­ное совер­шен­ство и веч­ную бла­жен­ную жизнь, испол­нен­ную зна­ния, — ина­че гово­ря, если мы хотим вер­нуть­ся домой, к Богу, — мы долж­ны дей­ство­вать в боже­ствен­ном созна­нии, то есть в созна­нии Кришны.

Достичь боже­ствен­но­го уров­ня созна­ния нам помо­га­ет обще­ние. Обща­ясь с людь­ми, наде­лен­ны­ми боже­ствен­ны­ми каче­ства­ми, мы раз­ви­ва­ем в себе боже­ствен­ное созна­ние, а обща­ясь с людь­ми, наде­лен­ны­ми демо­ни­че­ски­ми каче­ства­ми, мы раз­ви­ва­ем в себе созна­ние демо­ни­че­ское. Сле­до­ва­тель­но, что­бы раз­вить свое созна­ние до боже­ствен­но­го уров­ня, мы долж­ны научить­ся общать­ся с теми, кто обла­да­ет созна­ни­ем Криш­ны. В этом состо­ит долг чело­ве­ка. Обре­тя чело­ве­че­скую фор­му жиз­ни, живое суще­ство полу­ча­ет ред­кую воз­мож­ность сде­лать свою жизнь пол­но­стью боже­ствен­ной. Что­бы достичь это­го, мы долж­ны ста­рать­ся общать­ся с теми, кто раз­ви­ва­ет в себе боже­ствен­ное сознание.

Созна­ние Криш­ны, вели­кий дар Гос­по­да Чай­та­ньи Маха­праб­ху, пред­став­ля­ет собой пря­мой путь вос­со­еди­не­ния с Все­выш­ним. Встав на этот путь, чело­век быст­ро и без тру­да дости­га­ет конеч­ной цели йоги. Хотя мно­гие из при­со­еди­нив­ших­ся к наше­му Обще­ству не име­ли преж­де ника­кой под­го­тов­ки, они смог­ли раз­вить в себе созна­ние Криш­ны до высо­ко­го уров­ня про­сто бла­го­да­ря тому, что при­шли в сопри­кос­но­ве­ние с дви­же­ни­ем созна­ния Кришны.

«Путь к совершенству»

 

Зна­ком­ство с текстом

  1. В чем состо­ит цель дви­же­ния созна­ния Кришны?
  2. Что про­ис­хо­дит с нашим телом в момент смерти?
  3. Что про­ис­хо­дит в момент смер­ти с нашей душой?

Осмыс­ле­ние

  1. Поче­му важ­но очи­ще­ние созна­ния? Объ­яс­ни­те на при­ве­ден­ных при­ме­рах, как наши поступ­ки фор­ми­ру­ют наше сознание.
  2. Что мы обре­тем, вер­нув­шись домой, к Богу?
  3. В чем важ­ность обще­ния с теми, кто обла­да­ет созна­ни­ем Кришны?
  4. Каким обра­зом дви­же­ние созна­ния Криш­ны духов­но воз­вы­ша­ет чело­ве­ка, даже если он не име­ет ника­кой подготовки?

При­ме­не­ние

Нра­вит­ся ли вам регу­ляр­но посе­щать наши про­грам­мы? Не вызы­ва­ет ли это каких-либо слож­но­стей или неудобств?

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание:

Про­по­ведь — это сущность

Созна­ние Криш­ны нуж­но давать всем без исключения.

С боль­шим почте­ни­ем обра­тив­шись к Адвай­те Ача­рье, Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху попро­сил Его: «Даруй созна­ние Криш­ны, пре­дан­ность Кришне, даже низ­шим из людей [чан­да­лам]».

Эти сло­ва Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху обра­ще­ны ко всем Его пре­дан­ным. Криш­на-бхак­ти, пре­дан­ность Кришне, доступ­на всем, даже низ­шим из людей, чан­да­лам. Нуж­но выпол­нять этот наказ, полу­чен­ный по цепи пре­ем­ствен­но­сти учи­те­лей, кото­рая ведет нача­ло от Шри Адвай­ты и Нитья­нан­ды Праб­ху, и про­по­ве­до­вать созна­ние Криш­ны по все­му миру, всем без исключения.

Суще­ству­ют раз­ные кате­го­рии людей, начи­ная с брах­ма­нов и закан­чи­вая низ­ши­ми из рода чело­ве­че­ско­го, кото­рых назы­ва­ют чан­да­ла­ми. Но, неза­ви­си­мо от сво­е­го поло­же­ния, все в наш век, век Кали, нуж­да­ют­ся в созна­нии Криш­ны. На сего­дня это самая насущ­ная потреб­ность. Мате­ри­аль­ное суще­ство­ва­ние при­чи­ня­ет невы­но­си­мые стра­да­ния всем…

Ина­че гово­ря, от уда­ров Кали-юги не защи­щен никто, и при­чи­на это­го в том, что люди поз­во­ля­ют себе всту­пать в недоз­во­лен­ные поло­вые отно­ше­ния, есть мясо, играть в азарт­ные игры и при­ни­мать одур­ма­ни­ва­ю­щие сред­ства. Сей­час наста­ло вре­мя чле­нам Меж­ду­на­род­но­го обще­ства созна­ния Криш­ны выпол­нить наказ Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху и рас­про­стра­нить криш­на-бхак­ти по все­му миру. Гос­подь ска­зал, что каж­дый дол­жен стать гуру…

В каж­дом горо­де и деревне все долж­ны узнать об уче­нии Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху. Созна­ние Криш­ны нуж­но давать всем без исклю­че­ния. Тогда все люди будут жить мир­но и счаст­ли­во, воз­да­вая хва­лу Шри Чай­та­нье Маха­праб­ху. Так сбу­дет­ся Его желание.

Чан­да­ла­ми назы­ва­ют соба­ко­едов, кото­рые счи­та­ют­ся низ­ши­ми из людей. С бла­го­сло­ве­ни­яШ­ри Чай­та­ньи Маха­праб­ху обре­сти созна­ние Криш­ны может даже чан­дал. Криш­на-бхак­ти не явля­ет­ся моно­по­ли­ей какой-то касты. Это вели­чай­шее бла­го­сло­ве­ние Шри Чай­та­ньи Маха­праб­ху доступ­но каж­до­му. Все долж­ны иметь воз­мож­ность полу­чить его и стать счастливыми.

«Шри Чай­та­нья-чари­тамри­та», Мад­хья-лила, 15.41

 

  1. Рас­ска­жи­те о сво­ей про­по­ве­ди на преды­ду­щей неде­ле, как то— бесе­ды по теле­фо­ну с пре­дан­ны­ми или посе­ще­ние их на дому, а так­же бесе­ды с новы­ми людь­ми, кото­рым вы проповедовали.
  2. Спро­си­те слу­ша­те­лей, рас­ска­зы­ва­ли ли они на этой неде­ле кому-нибудь о созна­нии Кришны.
  3. Вы може­те при­влечь их к рас­про­стра­не­нию книг. Воз­мож­но, они согла­сят­ся взять несколь­ко малень­ких кни­жек Шри­лы Праб­ху­па­ды или экзем­пля­ров газе­ты «Золо­той век», что­бы пред­ло­жить их кому-нибудь из сво­их дру­зей или знакомых.
  4. Рас­ска­жи­те им, как обра­щать­ся к зна­ко­мым и незна­ко­мым людям, что­бы при­гла­сить их на встре­чи бхак­ти-врик­ши.

Вдох­но­ви­те их взять какие-нибудь неслож­ные про­по­вед­ни­че­ские зада­ния на неделю.

Выра­зи­те при­зна­тель­ность и похва­ли­те того, кто при­вел на про­грам­му новых слу­ша­те­лей, если такие есть.

 

Пра­сад: 20 минут

Как вы дела­ли это на преды­ду­щей неде­ле, попро­си­те гостей про­чи­тать ман­тру перед пра­са­дом. Рас­ска­жи­те им о том, какое бла­го при­но­сит вку­ше­ние прасада:

  1. Как эта освя­щен­ная пища насы­ща­ет не толь­ко тело, но и душу.
  2. Как пра­сад уни­что­жа­ет дур­ные послед­ствия про­шлой кармы.

Мож­но рас­ска­зать сле­ду­ю­щую исто­рию из Пуран.

Нара­да Муни, вели­кий пре­дан­ный, кото­рый может путе­ше­ство­вать по всей все­лен­ной и за ее пре­де­ла­ми, одна­жды был на Вай­кунт­хе. Он меч­тал попро­бо­вать маха-пра­сад, или освя­щен­ную пищу, с тарел­ки Само­го Гос­по­да Нара­я­ны. Он поста­рал­ся сде­лать при­ят­ное Лакш­ми, супру­ге Гос­по­да, с той целью, что­бы она помог­ла ему достать немно­го это­го маха-пра­са­да. Лакш­ми понра­ви­лось искрен­нее слу­же­ние Нара­ды Муни и, в ответ на его прось­бу, Она обе­ща­ла достать для него немно­го маха-пра­са­да. Одна­ко еще до это­го Гос­подь запре­тил Лакш­ми давать маха-пра­сад кому бы то ни было. Лакш­ми была очень обес­по­ко­е­на, что не смо­жет выпол­нить свое обе­ща­ние, и Гос­подь Нара­я­на, узнав об этом, раз­ре­шил ей взять маха-пра­сад с Его тарел­ки — так, что­бы Он не видел. Так Нара­да Муни полу­чил при­горш­ню маха-пра­са­да, кото­рую немед­лен­но съел. Он тот­час ощу­тил вели­кое транс­цен­дент­ное бла­жен­ство, серд­це его пре­ис­пол­ни­лось люб­ви к Гос­по­ду, и он отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по мате­ри­аль­но­му миру, вдох­но­вен­но про­слав­ляя Его.

Гос­подь Шива оста­но­вил его, спро­сив о при­чине тако­го экс­та­за, и Нара­да Муни открыл ему сек­рет сво­е­го вели­ко­го счастья.

Гос­подь Шива ска­зал: «Вне сомне­ния, ты дол­жен был оста­вить какой-нибудь кусо­чек пра­са­да для меня, тво­е­го близ­ко­го и вер­но­го друга».

Нара­да Муни был сму­щен, что забыл обо всех, но не желал огор­чать Гос­по­да Шиву. Посмот­рев на свои руки, он уви­дел кро­хот­ное зер­ныш­ко риса, застряв­ше­го под ног­тем мизин­ца, и отдал его Гос­по­ду Шиве, кото­рый тут же съел его.

Гос­подь Шива тот­час погру­зил­ся в экс­таз люб­ви к Кришне и начал неисто­во тан­це­вать. Все три мира задро­жа­ли от это­го тан­ца, и супру­га Шивы, боги­ня Пар­ва­ти, при­бе­жа­ла, что­бы успо­ко­ить его, посколь­ку вре­мя раз­ру­ше­ния все­лен­ной еще не наста­ло. Когда она заго­во­ри­ла, Гос­подь Шива вышел из сво­ей глу­бо­кой экс­та­ти­че­ской меди­та­ции и рас­сер­дил­ся, что ему поме­ша­ли. Но все же рас­ска­зал жене о при­чине сво­е­го экстаза.

Пар­ва­ти ска­за­ла, что муж, несо­мнен­но, дол­жен был оста­вить ей, сво­ей люби­мой жене, какие-нибудь остат­ки прасада.

Гос­подь Шива сму­тил­ся и, что­бы оправ­дать­ся, стал объ­яс­нять ей, что она не достой­на даже при­ка­сать­ся к это­му маха-пра­са­ду. Пар­ва­ти была рас­сер­же­на и ска­за­ла, что она — Нара­я­ни, сест­ра Гос­по­да, и пото­му ей вполне подо­ба­ет вку­шать маха-пра­сад от Него. Она дала обет, что будет совер­шать аске­зы до тех пор, пока не толь­ко полу­чит этот маха-пра­сад сама, но и смо­жет раз­дать его всем душам в мате­ри­аль­ном мире. Она обра­ти­лась с прось­бой к Гос­по­ду Нара­яне. Гос­подь заве­рил ее, что низой­дет как Гос­подь Джа­ган­натха в Кали-югу и каж­дый раз маха-пра­сад после Него будет пред­ла­гать­ся ей, а затем раз­да­вать­ся всем жела­ю­щим, даже живот­ным. Это понра­ви­лось Парвати-деви.

Вот поче­му и в наши дни в Джа­ган­натха Пури, в Ориссе, Их Боже­ствен­ным Мило­стям Джа­ган­натхе, Бала­де­ве и Суб­хад­ре в тече­ние дня пред­ла­га­ет­ся 56 под­но­ше­ний пищи. После это­го маха-пра­сад пред­ла­га­ет­ся боже­ству Бима­лы-деви (вопло­ще­нию Пар­ва­ти), нахо­дя­ще­му­ся в хра­мо­вом ком­плек­се, и затем его может полу­чить каждый.

 

Попро­си­те чле­нов вашей груп­пы отно­сить­ся к пра­са­ду с почте­ни­ем, не давать ему пор­тить­ся, не выбра­сы­вать и ценить Его, вне зави­си­мо­сти от того, вку­сен он или нет.

Бла­го­да­ря это­му они нач­нут пони­мать цен­ность пра­са­да и не будут думать о нем как об обыч­ной пище.

Лег­кая сер­деч­ная бесе­да созда­ет при­ят­ную атмо­сфе­ру вза­им­но­го расположения.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут