Убе­ди­тесь в том, что пре­дан­ные, кото­рым дове­ре­ны раз­ные части про­грам­мы, хоро­шо к ним гото­вят­ся, преж­де чем начать. Нуж­но пред­ва­ри­тель­но обго­ва­ри­вать с ними каж­дый шаг. Так­же про­сле­ди­те, что­бы в тече­ние несколь­ких недель каж­до­му из них дове­лось про­ве­сти все части про­грам­мы. Тогда пре­дан­ные набе­рут­ся доста­точ­но опы­та и ком­пе­тен­ции, что­бы про­во­дить всю про­грам­му цели­ком. Выпи­ши­те на лист их име­на. В сле­ду­ю­щей колон­ке напи­ши­те дату про­ве­де­ния про­грам­мы. В тре­тьей — какую часть про­грам­мы они про­во­ди­ли. Сле­ди­те, что­бы каж­дый про­вел все части. В чет­вер­той — ваша оцен­ка: очень хоро­шо / хоро­шо / удо­вле­тво­ри­тель­но / пло­хо. Так­же мож­но доба­вить какие-то комментарии.

 

Сат-сан­га: 15 минут

Попро­си­те про­ве­сти эту часть про­грам­мы одно­го из стар­ших про­по­вед­ни­ков вашей груп­пы (дав ему перед этим подроб­ную инструкцию).

Задай­те каж­до­му такой вопрос: «Что вам было труд­нее все­го выучить или сде­лать во вре­мя пре­бы­ва­ния в этой груп­пе?» Для отве­та на этот вопрос каж­до­му отво­дит­ся не более мину­ты. Если же кто-то не укла­ды­ва­ет­ся, мож­но попро­сить его поде­лить­ся мыс­ля­ми во вре­мя пра­са­да, посколь­ку воз­мож­ность выска­зать­ся дол­жен полу­чить каждый.

 

Кир­тан: 15 минут

Попро­си­те еще одно­го стар­ше­го пре­дан­но­го про­ве­сти кир­тан. Пусть он научит­ся петь маха-ман­тру на раз­ные мело­дии, пра­виль­но играть на кара­та­лах и, если воз­мож­но, на мри­дан­ге. Зара­нее про­верь­те, на какие мело­дии он соби­ра­ет­ся петь и т.д. Если нуж­но, може­те научить его еще несколь­ким мело­ди­ям. Посколь­ку ранее вы уже под­чер­ки­ва­ли, насколь­ко важ­на эта состав­ля­ю­щая бхак­ти-йоги — пение маха-ман­тры, мож­но наде­ять­ся, что у пре­дан­ных выра­бо­та­лось пра­виль­ное отно­ше­ние к свя­то­му име­ни. Но и непло­хо было бы научить их петь красиво.

 

Джа­па: до 15 минут

Еще одно­го пре­дан­но­го попро­си­те про­чи­тать вслух ниже­при­ве­ден­ную цита­ту. Пусть он возь­мет на себя ответ­ствен­ность за эту часть и сам «ведет» чте­ние джа­пы. По про­чте­нии кру­га он дол­жен попро­сить двух-трех пре­дан­ных рас­ска­зать об улуч­ше­ни­ях в их еже­днев­ном повто­ре­нии маха-ман­тры.

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щие цита­ты из «Шри Намамриты».

Шри Намамри­та — Нек­тар свя­то­го имени

Домо­хо­зя­е­ва могут петь свя­тые име­на у себя дома.

Даже домо­хо­зя­е­ва могут достичь совер­шен­ства, повто­ряя ман­тру Харе Кришна.

(Нара­да Муни гово­рит Маха­ра­дже Юдхишт­хи­ре.) Пение свя­то­го име­ни Гос­по­да обла­да­ет таким могу­ще­ством, что бла­го­да­ря ему даже семей­ные люди [грих­аст­хи] лег­ко обре­та­ют выс­шее бла­го, доступ­ное тем, кто отрек­ся от мира. Я уже объ­яс­нил тебе суть этой рели­ги­оз­ной практики.

Ком­мен­та­рий. Дан­ный стих под­твер­жда­ет авто­ри­тет­ность Дви­же­ния созна­ния Криш­ны. Любой, кто при­мет уча­стие в этом Дви­же­нии, неза­ви­си­мо от сво­е­го поло­же­ния в обще­стве, полу­чит выс­шее бла­го, обыч­но доступ­ное толь­ко иде­аль­ным сан­нья­сибрах­ма-гья­ну (духов­ное зна­ние). Более того, такой чело­век смо­жет совер­шен­ство­вать­ся в пре­дан­ном слу­же­нии. Маха­ра­джа Юдхишт­хи­ра думал, что, посколь­ку он грих­аст­ха, у него нет надежд на осво­бож­де­ние; поэто­му он спро­сил Нара­ду Муни, как ему выпу­тать­ся из сетей мате­рии. Тогда Нара­да Муни, при­ве­дя в при­мер само­го себя, про­воз­гла­сил, что, обща­ясь с пре­дан­ны­ми и повто­ряя ман­тру Харе Криш­на, любой чело­век, неза­ви­си­мо от его поло­же­ния в обще­стве, несо­мнен­но, обя­за­тель­но достиг­нет выс­ше­го совершенства.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там», 7.15.74

 

Обсуж­де­ние фило­со­фии — 45 минут

Попро­си­те лиде­ра-ста­же­ра зара­нее озна­ко­мить­ся с ниже­при­ве­ден­ны­ми ука­за­ни­я­ми и тек­стом для обсуж­де­ния и до нача­ла про­грам­мы обго­во­ри­те с ним неко­то­рые допол­ни­тель­ные момен­ты, свя­зан­ные с темой.

Про­чи­тай­те вслух текст для обсуж­де­ния и начи­най­те зада­вать вопро­сы (не объ­яс­няя их). Пусть пре­дан­ные сами най­дут отве­ты в тек­сте. Сле­ди­те за тем, что­бы участ­во­ва­ли все. Мож­но попро­сить двух или трех пре­дан­ных доба­вить что-то к уже про­зву­чав­ше­му отве­ту. Пере­хо­ди­те от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, не забы­вая давать им вре­мя подумать.

На вопрос из раз­де­ла При­ме­не­ние долж­ны отве­тить все.

В кон­це лидер дол­жен под­ве­сти итог все­му ска­зан­но­му и доба­вить еще что-нибудь от себя.

Если в груп­пе есть нович­ки, сле­ду­ет дать им крат­кое вве­де­ние в созна­ние Криш­ны и вкрат­це объ­яс­нить, чем вы зани­ма­лись до сих пор. Луч­ше будет, если они прой­дут про­грам­му пер­вой неде­ли. Если таких несколь­ко, вы може­те орга­ни­зо­вать для них отдель­ное обсуж­де­ние. Это не долж­но вызвать затруд­не­ний, так как дру­гие гости раз­би­ва­ют­ся на груп­пы, как опи­са­но ниже.

Раз­де­ли­те пре­дан­ных на 2–3 груп­пы, и пусть каж­дая рас­ся­дет­ся в кру­жок. Про­сле­ди­те, что­бы груп­пы были при­мер­но оди­на­ко­вы по коли­че­ству стар­ших, млад­ших и новых преданных.

Раз­дай­те всем листы с тек­стом для обсуж­де­ния и попро­си­те само­го стар­ше­го пре­дан­но­го в каж­дой из групп взять на себя роль «пред­се­да­те­ля».

Лидер дол­жен спо­соб­ство­вать вклю­че­нию в дис­кус­сию всех участ­ни­ков груп­пы, каж­до­го вооду­шев­ляя отве­чать на задан­ные вопро­сы. Пусть лиде­ры запи­шут основ­ные момен­ты (это каса­ет­ся толь­ко выде­ле­ния и осмыс­ле­ния).

Затем вновь рас­са­ди­те кру­гом всю груп­пу. Попро­си­те каж­до­го из «пред­се­да­те­лей» зачи­тать вслух отве­ты сво­е­го «круж­ка».

После это­го мож­но попро­сить каж­до­го из них по оче­ре­ди рас­ска­зать о прак­ти­че­ском при­ме­не­нии обсуж­да­е­мых вопросов.

Затем еще раз под­ве­ди­те итог обсуж­де­нию и добавь­те от себя несколь­ко пунк­тов, свя­зан­ных с темой. Что­бы про­ил­лю­стри­ро­вать дан­ную тему, мож­но рас­ска­зать об играх Гос­по­да и Его пре­дан­ных, собы­ти­ях в совре­мен­ном мире и т.п.

 

Текст для обсуждения

Пове­де­ние вайш­на­ва в раз­лич­ных вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях. 26 качеств преданного.

Настав­ляя Сана­та­ну Госва­ми, Гос­подь Чай­та­нья опи­сал два­дцать шесть качеств пре­дан­но­го: он все­гда мило­стив, прав­див, рав­но отно­сит­ся ко всем, без­упре­чен, вели­ко­ду­шен, снис­хо­ди­те­лен и чист. У него нет ника­кой мате­ри­аль­ной соб­ствен­но­сти, и он занят дея­тель­но­стью на бла­го каж­до­го. Он уми­ро­тво­рен, пре­дан Кришне и лишен жела­ний. Он без­раз­ли­чен к мате­ри­аль­ным при­об­ре­те­ни­ям, а так­же изба­вил­ся от вожде­ле­ния, гне­ва, жад­но­сти и т.п. Он почти­те­лен, непро­ни­ца­ем, состра­да­те­лен и лишен чув­ства лож­но­го пре­сти­жа. Он дру­же­лю­бен, поэ­ти­чен, иску­сен и молчалив.

Не сто­ит, одна­ко, думать, что пре­дан­ный дол­жен по отдель­но­сти раз­ви­вать в себе каж­дое из этих качеств. Шука­де­ва Госва­ми объ­яс­ня­ет в «Шри­мад-Бха­га­ва­там» (6.1.15): «Толь­ко ред­кий чело­век, кото­рый раз­вил в себе совер­шен­ную, бес­при­мес­ную пре­дан­ность Кришне, может вырвать сор­ня­ки гре­хов­ных поступ­ков так, что они боль­ше нико­гда не вырас­тут. Он может сде­лать это, про­сто выпол­няя пре­дан­ное слу­же­ние. Так солн­це мгно­вен­но раз­го­ня­ет туман сво­и­ми лучами».

Хотя 26 качеств пре­дан­но­го под­чи­не­ны пре­дан­но­му слу­же­нию, мы, тем не менее, можем ста­рать­ся дей­ство­вать в пре­дан­ном слу­же­нии так, что­бы соот­вет­ство­вать им всем. Быть пре­дан­ным — мно­гое зна­чит. К при­ме­ру, хотя про­по­ведь важ­на, если она не сопро­вож­да­ет­ся при­мер­ным пове­де­ни­ем, она не даст резуль­та­та. Чело­век может очень забо­тить­ся о чисто­те, но не повто­рять Харе Криш­на. Есть мно­го вещей, кото­рые пре­дан­но­му нуж­но уметь. Все эти каче­ства воз­вы­шен­ны, в них нет изъ­я­нов. 

  1. Пре­дан­ный мило­стив, кри­па­лу.

Мы можем думать: «Да, Гос­подь Чай­та­нья и Шри­ла Праб­ху­па­да могут быть мило­сти­вы, но как это воз­мож­но для меня?» Ответ таков, что, слу­жа мило­сти­вой вели­кой душе и ее делу, мы так­же дей­ству­ем мило­сти­во. Мы можем рас­про­стра­нять созна­ние Криш­ны с санк­ции мило­сти­вой и состра­да­тель­ной вели­кой души. Так мы так­же ста­нем мило­сти­вы­ми деятелями.

Прин­ци­пы бха­га­ва­та-дхар­мы мило­сти­вы, и каж­дый, кто сле­ду­ет им, авто­ма­ти­че­ски избав­ля­ет­ся от все­го недоб­ро­го и сопут­ству­ю­щей ему кар­мы. Если мы сле­ду­ем веди­че­ским зако­нам рели­гии, тогда, одним толь­ко послу­ша­ни­ем, мы будем дей­ство­вать на уровне мило­сти ко всем живым суще­ствам. Мы не будем уби­вать невин­ных живот­ных, а людям будем давать созна­ние Кришны.

  1. Пре­дан­ный не дер­зок, акри­та-дро­ха.

В «Бха­га­вад-гите как она есть» Шри­ла Праб­ху­па­да пишет: «Сми­ре­ние зна­чит, что чело­век не дол­жен бес­по­ко­ить­ся о поче­стях со сто­ро­ны дру­гих». Гос­подь Чай­та­нья в «Шик­ша­шта­ке» дает выс­шее выра­же­ние сми­ре­ния: «Свя­тое имя Гос­по­да сле­ду­ет повто­рять, нахо­дясь в сми­рен­ном состо­я­нии ума и счи­тая себя ниже тра­вин­ки. Нуж­но стать тер­пе­ли­вее дере­ва, пол­но­стью изба­вить­ся от чув­ства лож­но­го пре­сти­жа и быть все­гда гото­вым ока­зать почте­ние дру­гим. Толь­ко в таком состо­я­нии ума мож­но повто­рять свя­тое имя Гос­по­да постоянно».

Сми­ре­ние пре­крас­но и явля­ет­ся одним из глав­ных качеств лич­но­сти, утвер­див­шей­ся в транс­цен­дент­ном. Шри­ла Праб­ху­па­да гово­рит: «Каче­ства сми­ре­ния и кро­то­сти очень быст­ро при­во­дят к духов­но­му осо­зна­нию». Невоз­мож­но достичь лотос­ных стоп Криш­ны, не будучи сми­рен­ным. Быть сми­рен­ным перед Криш­ной есте­ствен­но, ведь Он — Все­выш­ний. Точ­но так же есте­ствен­но и сми­ре­ние по отно­ше­нию к вайш­на­ву — ведь он слу­га Всевышнего.

Когда Криш­на­да­са Кави­ра­джа гово­рит: «Я так гре­шен, что одно вос­по­ми­на­ние о моем име­ни лишит вас всех пло­дов вашей бла­го­че­сти­вой дея­тель­но­сти» — он име­ет в виду это. Такое непри­твор­ное сми­ре­ние нель­зя обре­сти, про­сто при­пи­сав к име­ни «Со сми­ре­ни­ем, Ваш». Это нель­зя ими­ти­ро­вать. Это само разо­вьет­ся со вре­ме­нем. Если чело­век искренне жела­ет быть пре­дан­ным и смот­рит в лицо фак­там, он дол­жен отбро­сить всю гор­дость и высо­ко­ме­рие. Сле­дуя по пути, про­ло­жен­ным ача­рья­ми про­шло­го, мы долж­ны обра­тить вни­ма­ние на то, какое огром­ное сми­ре­ние про­яв­лял Шри Чай­та­нья Маха­праб­ху, выстав­ляя себя глуп­цом по срав­не­нию со Сво­им духов­ным учи­те­лем, Ишва­рой Пури. Искрен­ний пре­дан­ный ска­жет себе: «Кто я по срав­не­нию с Гос­по­дом Чай­та­ньей? Мое место скром­ное. Я так глу­по уго­дил в цикл рож­де­ния и смер­ти. Чем уж тут гордиться?»

  1. Пре­дан­ный прав­див, сатья-сара.

Из четы­рех прин­ци­пов рели­гии — аске­тиз­ма, чисто­ты, мило­сер­дия и прав­ди­во­сти — в Кали-югу остал­ся толь­ко последний.

Когда Маха­ра­джа Парик­шит уви­дел быка рели­гии после того, как тот под­верг­ся напа­де­нию оли­це­тво­рен­но­го Кали, толь­ко одна нога быка, пред­став­ля­ю­щая прав­ди­вость, была цела. Это зна­чит, что, хотя люди ведут гре­хов­ный, гедо­ни­сти­че­ский образ жиз­ни, в этот век у них все еще сохра­ня­ет­ся готов­ность слу­шать о Кришне. Когда Шри­ла Праб­ху­па­да при­е­хал в Аме­ри­ку, он уви­дел, что каж­дый там в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни занят гре­хов­ной дея­тель­но­стью. Но когда он объ­яс­нил, что эта дея­тель­ность гре­хов­на, и рас­крыл исти­ну о Кришне, гедо­ни­сты переменились.

Пре­дан­ные, сле­ду­ю­щие Шри­ле Праб­ху­па­де, долж­ны быть очень прав­ди­вы, как насто­я­щие брах­ма­ны. Есте­ствен­но, это зна­чит, что они не долж­ны обма­ны­вать и в сво­ем пове­де­нии. Глав­ное про­яв­ле­ние прав­ди­во­сти в жиз­ни уче­ни­ка — дер­жать обе­ща­ние избе­гать гре­хов­ной дея­тель­но­сти и все­гда повто­рять шест­на­дцать кру­гов джа­пы на чет­ках. Так­же пре­дан­ный не дол­жен участ­во­вать в про­ти­во­за­кон­ных дей­стви­ях. Хотя созна­ние Криш­ны транс­цен­дент­но к мир­ским зако­нам, не сто­ит их нару­шать. Даже обыч­ный чело­век может оце­нить такую прав­ди­вость. Обще­ство долж­но при­знать пре­дан­ных Обще­ства созна­ния Криш­ны рели­ги­оз­ны­ми людь­ми. Но мы долж­ны быть прав­ди­вы в выс­шем смыс­ле, дей­ствуя не ради соб­ствен­ных инте­ре­сов, а ради инте­ре­сов Криш­ны. Но сна­ча­ла мы долж­ны понять, кто такой Криш­на. Он — выс­шая Исти­на, и сатьям парам дхи­ма­хи — мы долж­ны меди­ти­ро­вать на Выс­шую Исти­ну, повто­ряя Харе Криш­на. Тогда мы можем зани­мать­ся чистым пре­дан­ным слу­же­ни­ем и успеш­но рас­про­стра­нять Абсо­лют­ную Исти­ну, кото­рая един­ствен­ная может послу­жить человечеству
в этот ужас­ный век.

  1. Пре­дан­ный рав­но отно­сит­ся ко всем, сама.

Пре­дан­ный вос­при­ни­ма­ет все созда­ния с пози­ции зна­ния. Где бы он ни уви­дел живое суще­ство, про­яв­ля­ю­щее шесть при­зна­ков жиз­ни (рож­де­ние, рост, суще­ство­ва­ние, порож­де­ние побоч­ных про­дук­тов, увя­да­ние и смерть), он зна­ет, что духов­ная душа посто­ян­но пре­бы­ва­ет внут­ри этой фор­мы, будь то чело­век, живот­ное, насе­ко­мое, пти­ца или рас­те­ние. Но зна­ю­щий пре­дан­ный видит в серд­це каж­до­го живо­го суще­ства не толь­ко при­сут­ствие духов­ной души, но и Сверх­ду­шу. Вос­при­ни­мать всех как рав­ных, одна­ко, не зна­чит абсо­лют­но оди­на­ко­во обхо­дить­ся со все­ми. Но наме­ре­ние наше долж­но быть одно: поде­лить­ся созна­ни­ем Криш­ны со всем и каждым.

Слу­ги Гос­по­да пре­крас­но осо­зна­ют, что зна­чит — рав­но отно­сить­ся к дру­гим. В одном пись­ме Шри­ла Праб­ху­па­да писал: «Каж­дый дол­жен быть дру­же­люб­ным для слу­же­ния Гос­по­ду. Каж­дый дол­жен про­слав­лять, как слу­жат Гос­по­ду дру­гие, но нико­гда не гор­дить­ся сво­им соб­ствен­ным слу­же­ни­ем. Тако­во мыш­ле­ние вайш­на­ва. Мыш­ле­ние Вай­кунт­хи. Меж­ду слу­га­ми может воз­ник­нуть сопер­ни­че­ство или кон­ку­рен­ция, но на пла­не­тах Вай­кунт­хи слу­же­ние дру­го­го ценит­ся, а не пори­ца­ет­ся. Тако­ва «кон­ку­рен­ция» на Вай­кунт­хе. И речи не захо­дит о враж­де меж­ду слу­га­ми. Каж­до­му долж­но быть поз­во­ле­но слу­жить Гос­по­ду по мере воз­мож­но­стей, и каж­дый дол­жен ценить слу­же­ние дру­гих. Тако­ва дея­тель­ность на Вай­кунт­хе. Посколь­ку каж­дый — слу­га, все рав­ны меж­ду собой, всем поз­во­ле­но слу­жить Гос­по­ду соглас­но их способностям».

 

Выде­ле­ние

Назо­ви­те 26 качеств пре­дан­но­го. Как чело­век может обре­сти и раз­вить в себе эти качества?

Осмыс­ле­ние

  1. В чем долж­но про­яв­лять­ся наше милосердие?
  2. Что озна­ча­ет быть сми­рен­ным? Поче­му это настоль­ко важ­но? Как нам обре­сти смирение?
  3. Что осо­бен­но­го в каче­стве «прав­ди­вость» в Кали-югу? При­ве­ди­те при­мер того, что прав­ди­вость все еще есть в наше время.
  4. Какое обе­ща­ние в первую оче­редь дол­жен дер­жать уче­ник? Как он посту­па­ет соглас­но прин­ци­пу прав­ди­во­сти в обыч­ной жизни?
  5. Как пре­дан­ный дей­ству­ет по отно­ше­нию к дру­гим живым суще­ствам в мате­ри­аль­ном мире? Как он при­ме­ня­ет прин­цип равен­ства по отно­ше­нию к дру­гим преданным?

При­ме­не­ние

  1. Опи­ши­те любое из этих качеств, кото­рое вы заме­ти­ли в преданных.
  2. Поде­ли­тесь с дру­ги­ми, как вы пла­ни­ру­е­те в реаль­но­сти жить в соот­вет­ствии с эти­ми каче­ства­ми. К при­ме­ру, чело­век, кото­рый хочет стать более мило­серд­ным, может решить посвя­щать боль­ше вре­ме­ни про­по­ве­ди созна­ния Кришны.

 

Обсуж­де­ние про­по­ве­ди: 15 минут

Про­чи­тай­те вслух сле­ду­ю­щее высказывание.

Про­по­ведь — это сущность

Гос­подь Чай­та­нья хотел, что­бы Его после­до­ва­те­ли про­по­ве­до­ва­ли по все­му миру.

Доро­гой Гос­подь, Твои бли­жай­шие слу­ги, пре­дан­ные, стран­ству­ют по все­му миру, очи­щая сво­им при­сут­стви­ем даже свя­тые места палом­ни­че­ства. Как же их дея­тель­ность может не радо­вать тех, кто стра­шит­ся мате­ри­аль­но­го существования?

Ком­мен­та­рий. Есть два типа пре­дан­ных: гошт­ха­нан­ди и бхад­жа­на­нан­ди. Бхаджан­ананди  это пре­дан­ный, кото­рый не путе­ше­ству­ет, а все­гда оста­ет­ся на одном месте. Такой пре­дан­ный посто­ян­но занят слу­же­ни­ем Гос­по­ду. Он повто­ря­ет маха-ман­тру, как учи­ли мно­го­чис­лен­ные ача­рьи, и лишь ино­гда выхо­дит к людям с про­по­ве­дью. А гошт­ха­нан­ди назы­ва­ют того, кто хочет, что­бы чис­ло пре­дан­ных в мире посто­ян­но рос­ло. Он путе­ше­ству­ет по все­му миру, что­бы очи­стить его и живу­щих в нем людей. Чай­та­нья Маха­праб­ху говорил:

прит­хи­ви­те ачхе йата нага­ра­ди грама
сар­ва­т­ра пра­ча­ра хои­бе мора нама

Гос­подь Чай­та­нья Маха­праб­ху хотел, что­бы Его после­до­ва­те­ли путе­ше­ство­ва­ли по все­му миру, про­по­ве­дуя в каж­дом горо­де и деревне. Те, кто при­над­ле­жит к Чай­та­нья-сам­пра­дае и стро­го сле­ду­ет прин­ци­пам, уста­нов­лен­ным Гос­по­дом Чай­та­ньей, долж­ны путе­ше­ство­вать всю­ду, про­по­ве­дуя уче­ние Гос­по­да Чай­та­ньи, кото­рое неот­лич­но от уче­ния Криш­ны в «Бха­га­вад-гите» и «Шри­мад-Бха­га­ва­там». Чем актив­нее пре­дан­ные будут про­по­ве­до­вать прин­ци­пы криш­на-катхи, тем боль­ше людей в мире полу­чат благо.

Таких пре­дан­ных, как вели­кий муд­рец Нара­да, кото­рые стран­ству­ют по все­му све­ту и про­по­ве­ду­ют, назы­ва­ют гошт­ха­нан­ди. Нара­да Муни посто­ян­но путе­ше­ству­ет по все­лен­ной, делая пре­дан­ны­ми самых раз­ных ее оби­та­те­лей. Нара­да сде­лал бхак­той даже охот­ни­ка. Бла­го­да­ря ему, пре­дан­ны­ми так­же ста­ли Дхру­ва Маха­ра­джа и Прахла­да. Соб­ствен­но, все пре­дан­ные в дол­гу перед вели­ким муд­ре­цом Нара­дой, ибо он побы­вал и в раю, и в аду. Пре­дан­ный Гос­по­да не боит­ся отпра­вить­ся даже в ад. Он про­слав­ля­ет Гос­по­да всю­ду, так как для него нет раз­ни­цы меж­ду раем и адом.

нарай­а­на-парах сарве
на куташ­ча­на бибхйати
свар­га­па­вар­га-нара­ке­шв
апи тулй­арт­ха-дар­ши­нах

«Чистый пре­дан­ный Нара­я­ны бес­страш­но стран­ству­ет по все­му све­ту, ибо не видит раз­ни­цы меж­ду раем и адом» («Шри­мад-Бха­га­ва­там» 6.17.28). Такие пре­дан­ные путе­ше­ству­ют по миру, спа­сая тех, кто дей­стви­тель­но боит­ся мате­ри­аль­ной жизни.

«Шри­мад-Бха­га­ва­там» 4.30.37

 

Несколь­ких пре­дан­ных груп­пы — самых актив­ных и опыт­ных — мож­но вдох­но­вить про­во­дить у себя дома или еще где-нибудь про­по­вед­ни­че­ские про­грам­мы. Може­те сами про­ве­сти у них одну-две такие про­грам­мы, и тогда им будет лег­че взять­ся за дело самим.

Струк­ту­ра такой про­грам­мы доволь­но про­ста: а) кир­тан; б) чте­ние вслух неболь­шо­го отрыв­ка из раз­де­ла Обсуж­де­ние фило­со­фии, но без дис­кус­сии (мож­но дать корот­кий ком­мен­та­рий); в) раз­бор одной шло­ки из «Бха­га­вад-гиты» с крат­ким объ­яс­не­ни­ем зна­че­ния тек­ста; г) пра­сад. Во вре­мя пра­са­да нуж­но общать­ся с гостя­ми. Если люди доста­точ­но вос­при­им­чи­вы, через 2–3 неде­ли мож­но вво­дить джа­пу.

Посте­пен­но, через 4–5 недель, заня­тия мож­но делать интер­ак­тив­ны­ми, задав гостям несколь­ко вопро­сов. Спу­стя при­мер­но 8 недель мож­но думать о пере­во­де груп­пы в раз­ряд регу­ляр­ных (врин­да). В про­тив­ном слу­чае, сде­лай­те посто­ян­ную про­по­вед­ни­че­скую про­грам­му с кир­та­ном, лек­ци­ей, пра­са­дом и обще­ни­ем. Тех же гостей, кто серье­зен, мож­но попро­сить вой­ти в состав новых групп бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Попро­си­те пре­дан­ных, отве­чав­ших за сего­дняш­нюю про­грам­му, поде­лить­ся сво­и­ми ощу­ще­ни­я­ми. Пусть груп­па тоже оце­нит их дея­тель­ность. Все они рав­ны меж­ду собой, поэто­му никто не будет воз­ра­жать про­тив тако­го спо­со­ба оцен­ки. Это помо­жет раз­вить в груп­пе дове­рие, а пре­дан­ные смо­гут луч­ше оце­нить свое выступ­ле­ние — что полу­чи­лось удач­но, а что нуж­но испра­вить. Ваша оцен­ка очень важ­на для них. Она помо­жет им понять, как пра­виль­но дей­ство­вать. Напри­мер: «Хоро­ший лидер — не тот, кто хоро­шо гово­рит, а тот, кто хоро­шо помо­га­ет гово­рить другим».

Попро­си­те стар­ших про­по­вед­ни­ков отчи­тать­ся о визи­тах по новым адре­сам с млад­ши­ми проповедниками.

Когда посе­ща­е­те млад­ших пре­дан­ных, не забы­вай­те брать с собой стар­ших. Назначь­те тех, кто пой­дет с вами на сле­ду­ю­щей неделе.

Мож­но спро­сить пре­дан­ных об их успе­хах в рас­про­стра­не­нии книг и пра­са­да, улич­ной сан­кир­тане и т.д. Эти виды про­по­ве­ди научат их тому, как общать­ся с нович­ка­ми, как соби­рать кон­так­ты и при­гла­шать людей на про­грам­мы — осо­бен­но про­по­вед­ни­че­ские — и в новые груп­пы бхак­ти-врик­ши, кото­рые ско­ро воз­гла­вят лидеры-стажеры.

Запол­ни­те таб­ли­цу в жур­на­ле уче­та проповеди.

Дата Имя Пору­че­ние Достиг­ну­та ли цель: да/нет Допол­ни­тель­ные заметки

 

Пра­сад: 20 минут

Попро­си­те одно­го из лиде­ров-ста­же­ров орга­ни­зо­вать пра­сад на сле­ду­ю­щей неде­ле. Он может взять в помощ­ни­ки дру­гих пре­дан­ных, но дол­жен сам отве­чать за при­го­тов­ле­ние и раз­да­чу пра­са­да, а так­же за убор­ку в кон­це программы.

 

Сра­зу после окон­ча­ния про­грам­мы, когда все пре­дан­ные уйдут, запол­ни­те отчет о встре­че: 5 минут